Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к областной целевой программе
"Развитие массового жилищного строительства
в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на
период до 2015 года"
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых специалистов на селе"
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых специалистов на селе"
областной целевой программы "Развитие массового жилищного
строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на
период до 2015 года"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых специалистов на селе" (далее - Подпрограмма) |
Основания для разработки Подпрограммы |
Распоряжение администрации Сахалинской области от 30.12.2005 N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"; постановление Правительства РФ от 05.03.2008 N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация Сахалинской области |
Разработчик Подпрограммы |
Управление сельского хозяйства Сахалинской области |
Цель Подпрограммы |
Предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым специалистам (и их семьям), выразившим намерение работать в определенном районе сельской местности и не имеющим там жилья |
Задачи Подпрограммы |
Создать рынок жилья в сельской местности; обеспечить организационный механизм предоставления молодым специалистам (и их семьям) на селе государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья; обеспечить условия для софинансирования строительства (приобретения) жилья молодыми специалистами (и их семьями) в сельской местности за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также собственных средств граждан и кредитных (заемных) средств |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2006 - 2015 гг. в три этапа, в том числе: первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы; третий этап - 2011 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
В перечень программных мероприятий включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера. Предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий Подпрограммы |
Исполнители Подпрограммы |
Управление сельского хозяйства Сахалинской области; департамент строительства Сахалинской области; Главное финансовое управление Сахалинской области; комитет экономики Сахалинской области; управление информации аппарата администрации Сахалинской области; органы местного самоуправления; коммерческие банки; организации, осуществляющие деятельность в сельской местности |
Источники и объемы финансирования Подпрограммы |
Источниками финансирования являются средства областного бюджета, которые предусматриваются законами Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год, средства федерального и местных бюджетов, а также личные средства граждан (сбережения и кредитные ресурсы). Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1093,1 млн. руб., в том числе: средства областного бюджета - 380,9 млн. руб.; средства федерального бюджета - 105,9 млн. руб.; средства местных бюджетов и предприятий работодателей - 102,1 млн. руб.; личные средства граждан (сбережения и кредиты (займы) - 504,2 млн. рублей. |
Система организации контроля за реализацией Подпрограммы |
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой Программы осуществляет администрация Сахалинской области. Общая координация хода выполнения областной целевой Программы осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных проектов при администрации Сахалинской области. Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых специалистов на селе" осуществляет управление сельского хозяйства Сахалинской области. Отчетность в рамках Подпрограммы предоставляется в установленные сроки. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых специалистов (и их семей) на селе; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, личных средств граждан; создание условий для формирования активной экономической позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; привлечение и закрепление на селе молодых специалистов в определенных сферах занятости (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, социальная защита и социальное обеспечение, молодежная политика, а также агропромышленный комплекс) |
Введение
Подпрограмма направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и предполагает формирование системы оказания государственной поддержки молодых специалистов, проживающих в сельской местности Сахалинской области, при строительстве (приобретении) жилья.
Подпрограмма позволит реализовать единый механизм государственной поддержки молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".
Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение соответствующих программ (подпрограмм) муниципальными образованиями Сахалинской области.
1. Характеристика проблемы
Подпрограмма, входящая в состав Программы, нацелена на создание системы государственной поддержки в строительстве (приобретении, в том числе и на вторичном рынке жилья) жилья молодыми специалистами (и их семьями) на селе.
По данным муниципальных образований Сахалинской области на начало 2006 года потребность в молодых специалистах в сельской местности составила 737 человек, из них:
- агропромышленный комплекс - 233 человека;
- здравоохранение - 109 человек;
- образование - 268 человек;
- культура - 127 человек.
В приложении N 1 к Подпрограмме приведены данные о потребности в молодых специалистах по муниципальным образованиям Сахалинской области.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов как для всего населения (в 2004 году лишь 7% семей по своему доходу могли приобрести жилье, соответствующее средним социальным стандартам, с использованием собственных и кредитных средств), так и для молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.
Эти категории не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, поскольку не могут оплатить первый взнос при получении ипотечного кредита.
В настоящее время важнейшей задачей является привлечение и закрепление молодых специалистов в сельской местности, преодоление отставания села от города по уровню и условиям жизни. При этом отток молодых специалистов "социальных" специальностей (врачи, учителя и др.) приводит к сворачиванию необходимой для нормальной жизни инфраструктуры и стимулирует дальнейшее бегство из села квалифицированных специалистов всех специальностей.
В связи с этим принятие мер по повышению привлекательности сельской местности как места работы и постоянного проживания специалистов указанных сфер занятости является чрезвычайно важным.
Подпрограмма позволит реализовать единый механизм государственной поддержки молодых специалистов (и их семей) и обеспечит создание условий для активного использования системы долгосрочного жилищного кредитования при решений жилищной проблемы молодых специалистов (и их семей) на селе.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым специалистам (и их семьям) на селе.
Участниками Подпрограммы могут быть молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;
- признаны, в установленном порядке, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В рамках Подпрограммы под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Для достижения цели Подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
- организовать рынок строительства комфортного жилья в сельской местности;
- обеспечить организационный механизм предоставления молодым специалистам (и их семьям) на селе государственной поддержки при строительстве (приобретении) жилья;
- обеспечить условия для софинансирования приобретения жилья, или строительства индивидуального жилья молодыми специалистами в сельской местности за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, средств работодателей, а также собственных средств граждан, кредитных (заемных) средств.
Основными принципами реализации Подпрограммы являются:
- бюджетная поддержка молодых специалистов на селе путем предоставления социальной выплаты для частичной оплаты приобретения жилья, или строительства индивидуального жилья;
- софинансирование Подпрограммы за счет средств федерального, областного и местных бюджетов;
- добровольность участия в Подпрограмме молодых специалистов на селе;
- нуждаемость молодых специалистов (и их семей) в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
- намерение молодого специалиста работать в организациях агропромышленного комплекса или в социальной сфере;
- возможность для граждан - участников Подпрограммы реализовать свое право на получение государственной поддержки в целях улучшения жилищной проблемы в рамках данной Подпрограммы только один раз;
- расчет размера социальной выплаты на основе 30% рыночной стоимости жилья;
- предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей молодых специалистов в случае рождения детей;
- привлечение собственных средств граждан и ипотечных кредитов при улучшении жилищных условий, требование платежеспособности участника Подпрограммы (в соответствии с критериями, устанавливаемыми банком-кредитором) при приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья с привлечением средств ипотечного кредита.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2006 - 2015 гг. в три этапа, в том числе:
первый этап 2006 - 2007 годы;
второй этап 2008 - 2010 годы;
третий этап 2011 - 2015 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий Подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации Подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации Подпрограммы.
В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработка нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий Подпрограммы.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к Подпрограмме.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Подпрограммы являются разработка финансовых механизмов оказания государственной поддержки молодым специалистам на селе и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. Организационные мероприятия предусматривают:
1. На региональном уровне:
- заключение Соглашения с муниципальными образованиями о реализации мероприятий Подпрограммы;
- заключение Соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в части реализации Подпрограммы;
- формирование единой базы данных об участниках Подпрограммы;
- формирование сводной бюджетной заявки о размерах социальной выплаты и их представление в вышестоящие органы в установленные сроки на реализацию мероприятий Подпрограммы;
- осуществление контроля за реализацией Подпрограммы;
- организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Подпрограммы;
- проведение мониторинга реализации Подпрограммы и подготовку информационно-аналитических материалов.
2. На муниципальном уровне:
- разработка муниципальными образованиями программ(подпрограмм) по обеспечению жильем молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности Сахалинской области;
- заключение Соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области о реализации мероприятий Подпрограммы;
- организация работы по формированию списков молодых специалистов - участников Подпрограммы и их представление в уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области;
- составление бюджетной заявки на выделение социальной выплаты для молодых специалистов на селе и их представление в уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области;
- проведение конкурсов по отбору заказчиков-застройщиков (продавцов) жилья;
- осуществление организационных мероприятий по строительству (приобретению) муниципального жилья в сельской местности для молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности области;
- осуществление организационных мероприятий по выдаче Свидетельств о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селе;
- организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Подпрограммы;
- проведение мониторинга реализации Подпрограммы и подготовка информационно-аналитических материалов.
5. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Основными источниками финансирования Подпрограммы являются:
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства местных бюджетов;
- средства участников Подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
- средства кредитных и других организаций, используемые для кредитования (выдачи займов) участников Подпрограммы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
- средства организаций-работодателей, заинтересованных в привлечении и закреплении квалифицированных трудовых ресурсов.
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1093,1 млн. руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 380,9 млн. руб.;
- средства федерального бюджета -105,9 млн. руб.;
- средства местных бюджетов и организаций-работодателей - 102,1 млн. рублей;
- личные средства граждан (сбережения и кредиты (займы))- 504,2 млн. рублей.
Объемы жилищного строительства и финансирования Подпрограммы приведены в приложении N 3 к Подпрограмме.
6. Механизм реализации Подпрограммы
6.1. Механизм реализации Подпрограммы основан на предоставлении субсидий областного бюджета муниципальным образованиям для их последующего предоставления молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности Сахалинской области на строительство (приобретение) жилья.
Государственная поддержка осуществляется в следующих формах:
- предоставление социальной выплаты из областного бюджета на государственную поддержку молодым специалистам (и их семьям) на селе для строительства жилья, включая индивидуальное, или приобретение жилья, в том числе и на вторичном рынке жилья, включая индивидуальное, в размере 30% от его фактической стоимости;
- предоставление социальной выплаты на государственную поддержку в оплате части стоимости жилья молодым специалистам на селе в случае рождения (усыновления) в их семьях детей.
6.1.1. Расчет размера социальной выплаты на государственную поддержку производится муниципальным образованием, исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи молодого специалиста - участника Подпрограммы и фактической(рыночной) стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории данного муниципального образования Сахалинской области.
При оказании государственной поддержки молодым специалистам на селе в строительстве (приобретении) жилья будут учитываться:
- стаж работы в организациях агропромышленного комплекса, социальной сферы;
- количество несовершеннолетних детей в семье.
Право на получение финансовой поддержки имеют молодые специалисты, отвечающие следующим условиям:
- заключившие договор долевого участия в строительстве или договор купли-продажи (приобретения) жилья;
- документально подтвердившие возможность оплаты полной фактической стоимости жилья за вычетом первоначального взноса и средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию Подпрограммы.
Размер первоначального взноса должен составлять не менее 10% от фактической стоимости строящегося (приобретаемого) жилья и определяется условиями при выдаче кредита (предоставления займа) на строительство (приобретение) жилья.
6.1.2. Размер государственной поддержки на оплату части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка в период участия семьи молодого специалиста в Подпрограмме:
- при рождении (усыновлении) первого ребенка в семье составляет 5% от фактической стоимости жилья;
- при рождении (усыновлении) второго ребенка в семье составляет 10% от фактической стоимости жилья, с учетом ранее полученной государственной поддержки при рождении ребенка;
- при рождении (усыновлении) третьего (и более) ребенка в семье определяется по следующей формуле:
Сб = 20 х (Кд 2) Рв, где:
Сб - размер социальной выплаты в % от стоимости жилья;
Кд - количество детей в семье после рождения очередного ребенка;
Рв - размер ранее выплаченной социальной выплаты за рождение ребенка (детей) в %.
Периодом участия молодого специалиста в Подпрограмме является период выплаты молодым специалистом средств по кредиту (займу), предоставленному для оплаты полной стоимости жилья за вычетом первоначального взноса и оказанной первоначальной государственной поддержки молодым семьям в строительстве (приобретении) жилья.
При этом период участия молодого специалиста в Подпрограмме заканчивается с окончанием финансирования Подпрограммы, независимо от срока окончания периода по выплате кредита (займа), предоставленного для оплаты полной стоимости жилья за вычетом первоначального взноса и оказанной первоначальной государственной поддержки молодым семьям в строительстве (приобретении) жилья.
Правила предоставления за счет средств областного бюджета субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых специалистов, проживающих в сельской местности, утверждает администрация Сахалинской области.
6.2. Социальная норма общей площади жилья, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, устанавливается в следующих размерах:
- для семьи численностью 1 человек (только для молодых специалистов на селе) - 33 кв. метра;
- для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра;
- для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей) - количество членов семьи, умноженное на 18 кв. метров;
- социальная выплата предоставляется на приобретение жилья у любых физических и (или) юридических лиц одного (или нескольких) жилого помещения (жилых помещений), отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания в сельской местности.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи молодого специалиста - участника Подпрограммы, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
6.3. Формирование списков молодых специалистов (и их семей), желающих стать участниками Подпрограммы, осуществляют администрации муниципальных образований по месту регистрации участников Подпрограммы.
Муниципальные образования Сахалинской области обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Уполномоченный орган администрации муниципального образования осуществляет в установленном порядке проверку представленных документов, формирует список граждан, изъявивших желание принять участие в Подпрограмме в планируемом году, и представляет его в администрацию Сахалинской области.
Средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий Подпрограммы, распределяются между муниципальными образованиями при условии принятия в муниципальном образовании в установленном порядке соответствующей муниципальной программы, предусматривающей финансирование из местного бюджета расходов на реализацию программы по строительству (приобретению) жилья для отдельных категорий граждан.
Муниципальная программа должна предусматривать условия софинансирования из местного бюджета в размере не менее 10% от фактической стоимости жилья для молодых специалистов (и их семей), работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы.
7. Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой программы осуществляет администрация Сахалинской области.
Общая координация хода выполнения областной целевой программы осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области.
Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль за реализацией подпрограммы "Обеспечение жильем молодых специалистов на селе" осуществляет управление сельского хозяйства Сахалинской области.
При этом управление сельского хозяйства Сахалинской области вправе передать указанные полномочия (часть полномочий) подведомственным им областным государственным учреждениям и унитарным предприятиям.
Органы исполнительной власти Сахалинской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Подпрограммы, представляют в администрацию Сахалинской области (уполномоченный областной орган исполнительной власти) отчеты о ходе реализации Подпрограммы (по установленной форме).
Уполномоченный областной орган исполнительной власти Сахалинской области обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводные отчеты о выполнении мероприятий (по установленной форме) в адрес Регионального совета по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области.
Уполномоченный областной орган исполнительной власти Сахалинской области совместно с другими областными органами исполнительной власти Сахалинской области ежегодно готовит и представляет в срок до 30 января года, следующего за отчетным, в Региональный совет по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области и губернатору Сахалинской области доклад о ходе реализации Подпрограммы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Губернатор Сахалинской области представляет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в Сахалинскую областную Думу информацию о ходе реализации всех подпрограмм Программы с внесением предложений по их необходимой корректировке.
Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией Подпрограммы, организуется управлением сельского хозяйства Сахалинской области через печатные и электронные средства массовой информации (при обязательном участии управления пресс-службы и информации аппарата администрации Сахалинской области), а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы в сферу жилищного строительства будет привлечено 1093,1 млн. руб. инвестиционных ресурсов.
Совокупные бюджетные расходы Сахалинской области по настоящей Подпрограмме составят 380,9 млн. руб., федерального бюджета - 105,9 млн. руб., местных бюджетов и средств организаций- работодателей - 102,1 млн. руб., средств населения - 504,2 млн. руб.
При этом объем бюджетного финансирования по конкретным годам будет уточняться при утверждении федерального, областного и местных бюджетов.
Реализация Подпрограммы обеспечит увеличение объемов жилищного строительства на селе и развитие первичного рынка жилья.
В целом, объем жилищного строительства на селе в рамках Подпрограммы составит 24,3 тыс. кв. м, что позволит улучшить жилищные условия для 450 молодых специалистов (и их семей) на селе.
В целом, оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, установленных в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания.
Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижения намеченных в рамках Подпрограммы целей за оцениваемый период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Подпрограмму.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
специалистов на селе" областной целевой программы "Развитие
массового жилищного строительства в Сахалинской области
на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
Предмет оценки |
Индикаторы оценки |
Количество молодых специалистов на селе, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов |
общее число молодых специалистов на селе, улучшивших жилищные условия, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов); доля молодых специалистов на селе, улучшивших жилищные условия с учетом государственной поддержки, от общего числа молодых специалистов на селе, желающих улучшить жилищные условия на условиях Подпрограммы, нарастающим итогом, в % |
Эффективность оказания государственной поддержки молодым специалистам на селе |
Удельные расходы областного бюджета на обеспечение жильем одного получателя государственной поддержки (млн. руб. на 1 чел. (семью) в год) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.