Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением.
Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами о себе.
2. В соответствии с Федеральным законом избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 27 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, - в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
3. Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления. Их заключения, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
4. По решению комиссии, определяющей результаты в округе, проверке подлежат либо все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списков кандидатов и соответствующие им данные об избирателях, содержащихся в подписных листах, либо их часть, но не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей, отобранных в этом случае посредством случайной выборки (жребия). Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей, то проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах.
Если общее количество представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списков кандидатов превышает предел, установленный частью 13 статьи 32 настоящего Закона, то избирательная комиссия обязана предоставить кандидату, его уполномоченному представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов, возможность исключить (вычеркнуть) излишние подписи избирателей. Указанные подписи проверке не подлежат. В случае, если кандидат, его уполномоченный представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения не воспользуются предоставленной им возможностью, то проверке не подлежат последние по счету излишние подписи избирателей.
5. Количество отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) подписей избирателей для всех кандидатов либо списков кандидатов должно быть равным. Процедура проведения случайной выборки определяется комиссией, определяющей результаты выборов в округе. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
6. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке (выборке) должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
7. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 частью 9 статьи 32 настоящего Закона). Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи, либо письменного заявления соответствующего избирателя, лично представленного им в избирательную комиссию, осуществляющую проверку подписей.
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
11. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения дат и слов, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
12. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии письменного заключения эксперта, официальной справки органов и учреждений, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы";
3) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с частью 9 статьи 32 настоящего Закона, либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;
6) подписи избирателей, даты, внесения которых не внесены ими собственноручно (за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 частью 9 статьи 32 настоящего Закона), - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частые 3 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, собиравшими подписи;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения и (или) кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
9) подписи избирателей, которые проставлены позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения и (или) кандидатом;
10) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения списка кандидатов;
11) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
12) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
13) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 2-4 к настоящему Закону.
13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 13 части 12 настоящей статьи.
14. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
15. Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.
16. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей в порядке, установленном настоящей статьей.
17. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается.
18. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты выборов в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты выборов в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные частями 4, 5 статьи 37 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии, определяющей результаты выборов в округе, одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии, определяющей результаты выборов в округе, о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.