Распоряжением Правительства Сахалинской области от 1 ноября 2010 г. N 817-р в настоящее Распоряжение внесены изменения
Распоряжение Администрации Сахалинской области
от 8 декабря 2009 г. N 897-ра
"О Концепции долгосрочной целевой программы
"Сахарный диабет на 2011-2015 годы"
1 ноября 2010 г.
В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 28 августа 2009 года N 341-па "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области и внесении изменений в Регламент администрации Сахалинской области":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Сахарный диабет на 2011-2015 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Определить министерство здравоохранения Сахалинской области (Л.А. Верина) органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за разработку долгосрочной целевой программы "Сахарный диабет на 2011-2015 годы".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора Сахалинской области А.Н. Бурыкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Сахарный диабет на 2011-2015 годы"
(утв. распоряжением Администрации Сахалинской области
от 8 декабря 2009 г. N 897-ра)
1. Введение
В настоящей Концепции долгосрочной целевой программы "Сахарный диабет на 2011-2015 годы" (далее - Программа) предусмотрены дополнительные меры по улучшению качества оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом, улучшению ранней диагностики заболевания и его хронических сосудистых осложнений, профилактические меры по предотвращению прогрессирования уже имеющихся осложнений с использованием высокотехнологичных методов лечения и мониторинга в рамках мировых стандартов. Данная Программа реализуется в контексте основных мероприятий социально-экономического развития области, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения Сахалинской области.
В основе настоящей Концепции лежат строго научно обоснованные подходы к социально-экономическим, медицинским и организационно-методическим мероприятиям в рамках Программы и учтен опыт работы по реализации предыдущих этапов Программы.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Сахалинской области
Право граждан на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В Сахалинской области оказание медицинской помощи больным сахарным диабетом с 1997 года происходит в рамках территориальных целевых программ "Сахарный диабет", основаниями для принятия которых явились:
1. Указ Президента Российской Федерации от 08 мая 1996 года N 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2333).
2. Федеральная целевая Программа "Сахарный диабет", направленная на стабилизацию эпидемиологической ситуации по сахарному диабету путем совершенствования имеющихся служб, связанных с этой проблемой. Последняя пролонгирована постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 в блок Федеральной целевой программы "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих", куда отнесен и сахарный диабет.
3. Для продолжения реализации государственной политики в вопросах борьбы с заболеваниями социального характера и для дальнейшей эффективной работы, на основании пункта 1 статьи 20 Устава Сахалинской области Сахалинской областной Думой был принят Закон об областной целевой программе "Сахарный диабет", рассчитанной на 2006-2010 годы.
Территориальная целевая программа реализовывалась в 3 этапа:
1 этап - 1997-2000 годы (программа утверждена постановлением Сахалинской областной Думы от 16 апреля 1997 года N 8/116-2). На этом этапе были определены приоритетные направления деятельности:
- создание материально-технической базы и диабетологической службы области;
- создание школ для обучения больных сахарным диабетом;
- подготовка кадров врачебного и сестринского персонала;
- внедрение современных мировых технологий для лечения сахарного диабета (человеческие генно-инженерные инсулины, средства введения инсулина - шприц-ручки, средства мониторинга сахара крови, современные сахароснижающие таблетированные препараты);
- решение вопроса о санаторно-курортной реабилитации.
По итогам реализации намеченных мероприятий удалось не только привлечь внимание к проблемам данной группы пациентов, но и повысить уровень и качество оказания специализированной помощи, соответствующей мировым стандартам, ликвидировать смертность от острых осложнений сахарного диабета - диабетических ком, увеличить продолжительность жизни. Однако с увеличением продолжительности жизни остро встали вопросы качества жизни, ранней диагностики и лечения хронических сосудистых осложнений данного заболевания. Решение данных вопросов было отражено на 2 этапе реализации программы, рассчитанной на 2001-2005 годы.
2 этап - 2001-2005 годы (программа утверждена Законом Сахалинской области от 05 февраля 2001 года N 241).
Основные мероприятия второго этапа:
- открытие кабинета "Диабетическая стопа" на базе эндокринологического центра Сахалинской областной больницы для ранней диагностики и лечения поражения нижних конечностей при сахарном диабете, синдрома "Диабетическая стопа" с целью снижения количества ампутаций нижних конечностей;
- закупка лазерокоагулятора для офтальмологического отделения Сахалинской областной больницы для диагностики и лечения поражений глаз при сахарном диабете с целью предотвращения случаев слепоты;
- диагностика начальных стадий поражения почек с использованием теста на минимальную потерю белка, что позволило остановить начало или прогрессирование данного осложнения и тем самым снизить количество случаев хронической почечной недостаточности, которые являются одной из основных причин смерти больных сахарным диабетом;
- адаптация Государственного регистра больных сахарным диабетом для более жесткого учета и контроля за расходом лекарственных средств, правильного планирования лекарственных препаратов, мониторинга качества жизни и на основании полученных сведений проведения мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни пациентов;
- привлечение к лечению больных сахарным диабетом врачей других специальностей путем проведения совместных диабетологических конференций.
К концу 2005 года все мероприятия, отраженные в территориальной программе "Сахарный диабет", были выполнены. Удалось не только увеличить продолжительность жизни пациентов на 4 года, но и значительно повысить качество жизни: снизить количество ампутаций нижних конечностей на 25%, частоту прогрессирования поражений глаз - на 18%, слепоты - на 6%, прогрессирования имеющегося поражения почек - на 12%, стабилизировать показатели первичного выхода на инвалидность, уменьшить показатели летальности.
На основании пункта 1 статьи 20 Устава Сахалинской области был принят Закон Сахалинской области от 03 апреля 2006 года N 25-ЗО "Об областной целевой программе "Сахарный диабет на 2006-2010 годы", что обеспечило реализацию 3 этапа программы.
Основные направления работы диабетологической службы на период 2006-2010 годов:
1. Внедрение инновационных технологий в лечении сахарного диабета (применение генно-инженерных аналогов человеческого инсулина, более современных сахароснижающих таблетированных препаратов, более современных средств введения инсулина, аппаратов для мониторинга уровня гликемии, постановку инсулиновых помп).
2. Внедрение новых методик преподавания в школах больных сахарным диабетом, обеспечение пациентов литературой по вопросам лечения и профилактики сахарного диабета и его осложнений.
3. Расширение диагностических возможностей лабораторий для ранней диагностики и лечения хронических сосудистых осложнений сахарного диабета.
4. Продолжение подготовки врачебного, сестринского состава по вопросам ранней диагностики и лечения сахарного диабета путем проведения областных научно-практических конференций с привлечение диабетологов центральных ВУЗов Российской Федерации.
5. Решение вопросов, связанных с санаторно-курортной реабилитацией (долечиванием) пациентов, страдающих сахарным диабетом, на базе санатория-профилактория "Аралия".
6. Внедрение новой программы Государственного регистра больных сахарным диабетом.
Ежегодно на коллегии департамента здравоохранения Сахалинской области обсуждаются вопросы, связанные с реализацией мероприятий территориальной программы "Сахарный диабет".
3. Обоснование целесообразности решения проблемы с
использованием программно-целевого метода
У больных с социально значимыми заболеваниями, к числу которых относится сахарный диабет, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Их лечение требует привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Принятие Программы на 2011-2015 годы будет способствовать дальнейшей реализации государственной политики по борьбе с заболеваниями социального характера - сахарным диабетом, его осложнениями, использованию эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения больных, а также сокращению уровня смертности и инвалидизации больных.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
На начало 2009 года в мире сахарным диабетом страдают 260 млн. человек. По прогнозам менее чем через 20 лет их число достигнет 370 млн. человек. В России на сегодняшний день зарегистрировано 2666728 человек, больных сахарным диабетом, однако истинная численность данной группы больных в нашей стране, по данным выборочных эпидемиологических исследований, проведенных ФГУ "Эндокринологический научный центр", в 3-4 раза превышает официально зарегистрированную и составляет около 8 млн. человек (5,5% от всего населения России). То есть на каждого официально зарегистрированного больного сахарным диабетом приходится 3-4 человека с невыявленным диабетом, которые даже не подозревают о своей болезни.
В Сахалинской области также отмечается прогрессирующий рост количества пациентов, страдающих сахарным диабетом. За 10 лет, с 1999 по 2009 год, при уменьшении количества населения Сахалинской области прирост больных сахарным диабетом составил 3892 чел. - 50% к уровню 1999 года. Заболеваемость сахарным диабетом на 100 тыс. населения за аналогичный период увеличилась с 81,83 до 240,68 (показатель по Российской Федерации - 240,68 на 100 тыс. населения), прирост идет преимущественно за счет 2 типа сахарного диабета, который развивается у взрослых и связан, прежде всего, с избыточной массой тела.
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ (ВСЕГО) | |||||
Год |
Всего больных, абсолютные цифры |
Диагноз впервые в жизни, абсолютные цифры |
"Д" учет к концу года, абсолютные цифры |
Заболеваемость на 100 тыс. населения |
|
Всего больных |
Диагноз впервые |
||||
1999 |
7795 |
483 |
7117 |
1320,65 |
81,83 |
2000 |
8111 |
655 |
7307 |
1400,03 |
113,06 |
2001 |
7853 |
717 |
7217 |
1372,76 |
125,34 |
2002 |
8272 |
965 |
7239 |
1462,97 |
170,67 |
2003 Российская Федерация Дальневосточный регион |
8631 2268362
82426 |
991 214420
18932 |
7734 |
1492,35 1592,1
1179,5 |
171,35 150,5
13,3 |
2004 Российская Федерация Дальневосточный регион |
9466 2387107
88374 |
1030 240253
9961 |
8379 |
1759,22 1672,9
1336,3 |
191,42 168,4
150,6 |
2005 Российская Федерация Дальневосточный регион |
9913 2518429
94010 |
1020 249547
9875 |
8740 |
1862,16 1769,4
1425,9 |
191,59 175,3
149,8 |
2006 Российская Федерация Дальневосточный регион |
10458 2657474
102856 |
1084 285209
11812 |
9201 |
1987,33 2314,4
1997,3 |
205,99 248,4
229,4 |
2007 |
10738 |
1099 |
9828 91,5% |
2060,22 |
210,86 |
2008 |
11687 + 946 чел. (8%) |
1248 |
10398 -88,9% |
2253,83 |
240,68 |
Угрожающая динамика распространения заболевания на сегодняшний день осознается как вопрос национальной безопасности, социальной и экономической стабильности, так как диабет является социально значимым заболеванием и преимущественно поражает людей трудоспособного возраста 35-55 лет. В декабре 2006 года была принята резолюция ООН по сахарному диабету, где данная патология признается тяжелым хроническим заболеванием, представляющим серьезную угрозу не только для благополучия отдельных людей, но и для экономического и социального благосостояния государств и всего мирового сообщества. В данной резолюции содержится обращение ко всем странам о необходимости создания национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике сахарного диабета и его осложнений, предлагается повысить информированность общества об угрозе сахарного диабета и его осложнений.
Во всем мире прямые затраты на оказание медицинской помощи при сахарном диабете составляют более 150 млрд. долл. в год, что составляет 5-10% от бюджета здравоохранения государства. Лечение сахарного диабета весьма затратное, это тяжкое бремя для здравоохранения всех стран, данное заболевание определено в качестве национальных приоритетов среди наиболее важных проблем здравоохранения, и все виды медицинской помощи оказываются таким больным за счет государства. Так, по данным США за 2002 год, расходы на лечение сахарного диабета и его осложнений по совокупности равны годовому бюджету Российской Федерации. Расходы в год на 1 пациента с сахарным диабетом без осложнений составляют - 9493 долл. (без диабета - 2604 долл.), на 1 больного с осложнениями - 11157 долл. Прямые затраты в России, связанные с диабетом в 2003 году, составили 249,07 млрд. рублей (8,5 млн. долларов США). При этом хорошо известно, что прямые расходы на лечение сахарного диабета составляют лишь 40 - 50% всей стоимости лечения. Больные требуют более частой и продолжительной госпитализации, санаторно-курортной реабилитации, 30%, являясь инвалидами, получают социальные выплаты, что приводит к возрастанию косвенных расходов в динамике. Кроме того, в России отсутствует производство сахароснижающих препаратов для больных сахарным диабетом, закупки производятся только у зарубежных производителей, соответственно возрастает стоимость лечения. Однако практика показывает, что раннее интенсивное лечение диабета улучшает долгосрочные перспективы, поскольку может отсрочить развитие осложнений. Более эффективное лечение на ранних стадиях увеличивает затраты на данном этапе, однако в дальнейшем сокращает затраты на стационарное лечение осложнений, отсрочив или вообще предотвратив его необходимость. За 12 лет наблюдений было продемонстрировано, что интенсивная терапия несколькими современными противодиабетическими препаратами снижает смертность, связанную с диабетом, на 50%, а также приводит к экономии затрат, связанных с сахарным диабетом, уже через 4 года. Приведенные данные наглядно показывают социальную и экономическую важность проблем, связанных с сахарным диабетом.
Актуальность сахарного диабета определяется высоким уровнем ранней инвалидизации и смертности населения, основной причиной которых являются сосудистые осложнения диабета. Сахарный диабет - четвертая по частоте причина смерти в развитых странах, ежегодно сахарный диабет уносит более 3 млн. человек во всем мире, столько же, сколько от ВИЧ инфекции и вирусного гепатита. Каждую минуту в мире умирает 6 больных сахарным диабетом. Среди больных диабетом смертность от болезней сердца и инсульта в 2-3 раза чаще, слепота - в 10 раз, нефропатия - в 10-12 раз, гангрена и ампутация конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
Оценка эффективности работы Программы проводится по целевым индикаторам: средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом и процент хронических сосудистых осложнений. Данные показатели можно оценить только по анализу представленного материала в Государственном регистре больных сахарным диабетом.
Оценка целевых индикаторов эффективности работы программы
Единица измерения |
2003 год |
2008 год |
Оценка показателей |
Средняя продолжительность жизни (лет) |
63,4 |
69,2 |
+5,8 года |
Мужчины |
57,8 |
67,6 |
+9,8 года |
Женщины |
69,5 |
71,3 |
+1,8 года |
Процент сосудистых осложнений |
|
|
|
Поражение глаз |
28,07 |
14,81 |
Снижение на 47,2% |
Поражение почек |
9,6 |
4,87 |
Снижение на 49,2% |
Поражение нижних конечностей |
9,41 |
7,99 |
Снижение на 15% |
Артериальная гипертензия |
73,21 |
62,19 |
Снижение на 15% |
Стенокардия |
31,03 |
33,56 |
Увеличение на 8,1% |
Инфаркт миокарда |
2,9 |
3,22 |
Увеличение на 11% |
Острое нарушение мозгового кровообращения |
4,89 |
5,9 |
Увеличение на 20,6% |
За последние 5 лет продолжительность жизни пациентов, страдающих сахарным диабетом, в среднем увеличилась на 5,8 года, у мужчин - на 9,8 года, у женщин - на 1,8 года
Анализ процента хронических сосудистых осложнений за 5 лет неоднозначен: отмечается значительное снижение частоты поражения глаз - на 47,2%, поражения почек - на 49,2%, поражения нижних конечностей - на 15%), частоты встречаемости артериальной гипертензии - на 15%. В то же время наблюдается рост поражений сердечно-сосудистой системы: стенокардии - на 8,1%, частоты инфаркта миокарда - на 11%, инсультов - на 20,6%. В данном случае необходима консолидация усилий по лечению сахарного диабета с врачами других специальностей: кардиологами, неврологами, сосудистыми хирургами.
Из вышеизложенного вытекают задачи, стоящие перед здравоохранением: путем своевременного выявления и качественного высокотехнологичного лечения заболевания и его осложнений снизить частоту развития поздних осложнений, смертность и уровень инвалидизации больных от диабета.
5. Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Целями Программы на 2011-2015 годы являются: стабилизация эпидемиологической ситуации по сахарному диабету как заболевания социального характера, снижение преждевременной смертности на 8,4%, в том числе и от заболеваний сердечно-сосудистой системы, стабилизация показателей заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности жизни в среднем на 3,5 года.
6. Предложения по целям и задачам программы
В рамках реализации Программы запланировано:
1. Развитие диабетологической службы.
2. Обеспечение больных сахарным диабетом высокотехнологичными лекарственными средствами (человеческими генно-инженерными инсулинами, аналогами человеческого инсулина, таблетированными сахароснижающими препаратами), современными средствами контроля уровня гликемии, средствами введения инсулина, соответствующими мировым стандартам.
3. Организация дополнительных школ по обучению лиц, больных сахарным диабетом (г. Южно-Сахалинск, г. Корсаков, г. Поронайск, г. Углегорск, пгт. Ноглики), обеспечение функционирования уже имеющейся школы на базе эндокринологического центра ОГУЗ "Сахалинская областная больница", составление и тиражирование методической литературы для пациентов.
4. Продолжение функционирования кабинета "Диабетическая стопа", закупка расходного перевязочного материала, ортопедической обуви для разгрузки пораженных конечностей, закупка реактивов для определения потерь белка с целью ранней диагностики поражения почек при сахарном диабете для лабораторий в составе Сахалинской областной больницы, поликлиник г. Южно-Сахалинска, центральных районных больниц (далее - ЦРБ).
5. Обеспечение продолжения функционирования Государственного регистра больных сахарным диабетом на базе эндокринологического центра ОГУЗ "Сахалинская областная больница" для мониторинга эпидемиологической ситуации по сахарному диабету и его осложнениям.
6. Повышение квалификации медицинских кадров для обеспечения эффективной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом на базе эндокринологического центра ОГУЗ "Сахалинская областная больница".
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. укрепление материально-технической базы отделения эндокринологического центра ОГУЗ "Сахалинская областная больница", территориальных поликлиник, ЦРБ, эндокринологической службы области;
2. проведение и совершенствование мероприятий по профилактике сахарного диабета, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной профилактики сахарного диабета с привлечением средств массовой информации, общества больных сахарным диабетом;
3. обеспечение раннего выявления сахарного диабета, современного уровня диагностики, лечения;
4. повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации.
7. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации программы
Целями территориальной программы "Сахарный диабет" являются:
1. Стабилизация показателей заболеваемости сахарным диабетом.
2. Совершенствование мер профилактики его осложнений.
3. Увеличение средней продолжительности жизни.
4. Снижение процента хронических сосудистых осложнений.
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Прогнозные показатели |
|||||
2010 года |
2011 года |
2012 года |
2013 года |
2014 года |
2015 года |
||
Доля осложнений при сахарном диабете |
% |
35 |
32 |
31 |
30 |
29 |
28 |
Средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 1 типа: |
Лет |
|
|
|
|
|
|
- мужчины; |
52,4 |
52,9 |
53,5 |
54 |
54,6 |
55,3 |
|
- женщины |
56,2 |
56,7 |
57,3 |
57,8 |
58,4 |
59,1 |
|
Средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 2 типа: |
Лет |
|
|
|
|
|
|
- мужчины; |
68,7 |
69,2 |
69,7 |
70,4 |
71,3 |
71,5 |
|
- женщины |
71,1 |
71,6 |
72,1 |
72,6 |
73,1 |
73,5 |
8. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, дополняются финансированием из бюджета Сахалинской области и путем привлечения внебюджетных средств.
9. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Сахалинской области, которая контролирует исполнение ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
К участию в Программе привлекаются государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Разработчики Программы заключают договоры на закупку и поставку продукции (лекарственные средства, средства контроля и введения) с исполнителями программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" либо внеконкурсными способами проведения закупок (у единственного поставщика посредством запроса котировок).
В ходе реализации Программы департамент здравоохранения Сахалинской области обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий.
Заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке в органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, льготных кредитов, целевых дотаций или субсидий.
10. Формы и методы управления реализацией программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке департаментом здравоохранения Сахалинской области, который ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в администрацию Сахалинской области и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
11. Оценка эффективности реализации программы
Результаты Программы оцениваются исходя из показателей эффективности профилактических мероприятий и лечения лиц, страдающих сахарным диабетом. Реализация мероприятий позволит:
- снизить смертность населения в трудоспособном возрасте на 8,4%;
- сократить количество дней временной нетрудоспособности в 1,5 раза;
- уменьшить потребность в госпитализации по поводу хронических сосудистых осложнений сахарного диабета на 10%;
- стабилизировать показатели инвалидизации больных с сахарным диабетом.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:
- сохранении трудового потенциала Сахалинской области;
- формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья;
- повышении эффективности оказания медицинской помощи;
- стабилизации эпидемиологической ситуации по сахарному диабету;
- снижении числа случаев осложнений, возникающих вследствие заболевания сахарным диабетом (слепоты, ампутаций нижних конечностей, хронической почечной недостаточности, ишемической болезни сердца).
2. Экономическая эффективность Программы заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. Расчет финансовых затрат по выполнению программы
(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)
Нормативной базой для расчета потребности в сахароснижающих препаратах, средствах введения и контроля являются:
1. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом, утвержденные Минздравсоцразвития России и федеральным государственным учреждением "Эндокринологический научный центр Росмедтехнологий" (2009 год).
2. Федеральные стандарты оказания специализированной помощи больным сахарным диабетом.
3. Федеральная Программа "Сахарный диабет".
4. Клинические потребности пациентов, отраженные в данных Государственного регистра больных сахарным диабетом по Сахалинской области.
5. Принципы доказательной медицины.
В сравнении с предыдущим вариантом территориальной программы "Сахарный диабет" представляемая Концепция является более затратной, что обусловлено:
1. Ростом количества больных, что увеличивает потребность в препаратах.
2. Изменением структуры рынка сахароснижающих препаратов, средств введения и контроля гликемии в пользу современных инновационных технологий, которые уменьшают риск возникновения микро- и макрососудистых осложнений и отличаются:
- большей эффективностью - способностью быстрее снижать уровень гликемии и более длительно удерживать нормальные цифры сахара;
- большей безопасностью, в том числе и долгосрочной, - значительным уменьшением легких гипогликемии и отсутствием тяжелых, что позволяет удерживать сахар крови в течение дня без резких колебаний;
- низкой митогенной активностью - способностью не увеличивать риск развития онкозаболеваний;
- снижением органотоксичности метаболической нейтральностью - способностью не увеличивать индекс массы тела;
- органосберегающим эффектом - способностью восстанавливать функцию р-клетки, снижением явлений апоптоза (гибели р-клеток);
- высокой комплаэнтностью (приверженностью) пациентов к назначаемой терапии в связи с меньшей частотой приема препаратов - 1-2 раза в день, возможностью вводить инсулин непосредственно перед едой или сразу после еды, удобством введения - безболезненные инъекции инсулина с применением многоразовых и одноразовых шприц-ручек, одноразовых игл со специальной силиконовой заточкой, не травмирующей ткани;
- возможностью адекватного взаимодействия с другими группами препаратов (для лечения артериальной гипертензии, патологии сердечно-сосудистой системы гиполипидемическими препаратами).
Лекарственное обеспечение методика расчета
1. Генно-инженерный человеческий инсулин средней продолжительности действия в картриджах - 12 упаковок в год на одного пациента.
2. Генно-инженерный человеческий инсулин короткого действия в картриджах - 6 упаковок в год на одного пациента.
3. Аналоги человеческого инсулина ультракороткого действия в картриджах - 6 упаковок на одного пациента в год. Пациентам на инсулиновых помпах - 14 упаковок в год.
4. Аналоги человеческого инсулина средней продолжительности действия в картриджах, длительного действия в картриджах - 12 упаковок в год.
5. Таблетированные сахароснижающие препараты - 2 таблетки в день х 365 дней х на количество таблеток в упаковке = количество упаковок в год.
6. Первый аналог человеческого глюкагонподобного пептида 1 - 1,2 мг - 2 упаковки в месяц = 24 упаковки в год на одного пациента.
10 пациентов х 24 упаковки год = 240 упаковок.
По состоянию на 01 января 2009 года в Сахалинской области было зарегистрировано 11 687 человек, страдающих сахарным диабетом, что на 949 пациентов больше, чем в 2008 году. Из 11 687 пациентов: 911 человек страдают 1 типом сахарного диабета (инсулинозависимый сахарный диабет), 10 776 человек - 2 типом сахарного диабета (инсулиннезависимый сахарный диабет). Из указанного количества 3 272 человека - пациенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, на них расчет не производился.
Расчет приводится на 8 415 человек, из них:
- 841 человек на диете;
- 639 человек получают инсулиновые препараты;
- 6 935 человек получают таблетированные сахароснижающие препараты сульфанилмочевины (манинил, диабетон, глибомет), в том числе 2800 человек получают комбинированную терапию (препараты сульфанилмочевины, бигуаниды, инсулин).
7. Оплата услуг за доставку, хранение, учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения уполномоченной оптовой фармацевтической организации (3% от стоимости поставляемых товаров) и аптечным организациям области, осуществляющим учет и отпуск данной продукции по рецептам врачей пациентам, больным сахарным диабетом, осуществляется из расчета 4% от стоимости отпущенных товаров.
Таблетированные сахароснижающие препараты
(без учета льготных категорий граждан федеральной ответственности)
Годовая потребность
N пп. |
Наименование лекарственных средств (МНН), форма выпуска |
Торговое наименование |
Количество пациентов, расчет потребности |
Годовая потребность в упаковках |
Цена за единицу, (руб.) |
Сумма (тыс. руб.) |
1. |
Глибенкламид 3,5 мг N 120 |
Манинил |
6 уп./год 4 666 чел. |
27 996 |
178,11 |
4 986,4 |
2. |
Глибенкламид + метформин N 40 |
Глибомет |
18 уп./год 450 чел. |
8 100 |
227,98 |
1 846,6 |
3. |
Метформин 1000 мг N 60 |
Сиофор |
12 уп./год 558 чел. |
6 996 |
365,09 |
2 554,2 |
4. |
Гликлазид 30 мг N 60 |
Диабетон MB |
12 уп./год 1 166 чел. |
13 992 |
321 |
4 491,4 |
5. |
Глимепирид 2 мг N 30 |
Амарил |
24 уп./год 62 чел. |
1488 |
590,0 |
877,9 |
6. |
Репаглинид 1 мг N 30 |
НовоНорм |
24 уп./год 33 чел. |
792 |
408,77 |
323,8 |
|
ИТОГО на год |
|
|
|
|
15080,3 |
|
ВСЕГО на 2011-2015 годы |
|
|
|
|
75401,5 |
Инсулины (без учета льготных категорий граждан
федеральной ответственности)
Годовая потребность
N пп. |
Наименование лекарственных препаратов (международное непатентованное название препарата), форма выпуска |
Торговое наименование |
Цена, (руб.) |
Количество больных, (чел.) |
Количество упаковок |
Сумма, (тыс. руб.) |
1. |
Инсулин-изофан человеческий монокомпонентный продленного действия |
Протафан НМ 3.0 N 5 пенфил |
1045,30 |
500 |
5000 |
5 226,0 |
2. |
Инсулин растворимый человеческий монокомпонентный короткого действия |
Актрапид НМ 3.0 N 5 пенфил |
1418,14 |
330 |
1980 |
2 807,9 |
3. |
Аналог человеческого инсулина продленного действия |
Лантус 3.0 N 5 пенфил |
4 520,42 |
50 |
600 |
2 712,3 |
4. |
Аналог человеческого инсулина ультракороткого действия (пенфил) |
Аспарт (НовоРапид) 3.0 N 5 пенфил |
2 998,10 |
639 |
3834 |
11494,7 |
5. |
Аналог человеческого инсулина ультракороткого действия (пенфил) |
Апидра 3.0 N 5 пенфил |
2177,72 |
50 |
300 |
653,3 |
6. |
Аналог человеческого инсулина продленного действия (ФлексПен) |
Детемир (Левемир) ФлексПен 3.0 N5 |
3468,11 |
639 |
7668 |
26 593,5 |
7. |
Двухфазный пролонгированный аналог человеческого инсулина - аспарт (пенфил) |
НовоМикс 3.0 N 5 пенфил |
2 228,35 |
120 |
1440 |
3 208,8 |
|
ИТОГО на год |
|
|
|
|
52 696,5 |
|
ВСЕГО на 2011-2015 годы |
|
|
|
|
263 482,5 |
Обеспечение первым аналогом человеческого глюкагонподобного пептида 1
N пп. |
Наименование лекарственных препаратов (международное непатентованное название препарата), форма выпуска |
Торговое наименование |
Цена, (руб.) |
Количество больных, (чел.) |
Количество упаковок |
Сумма, (тыс. руб.) |
1. |
Лираглутид |
Виктоза |
3720,0 |
10 |
240 |
892,8 |
|
ВСЕГО на 2011-2015 годы |
|
|
|
|
4 464,0 |
Средства контроля, средства введения инсулина
1. Глюкометры фирмы "Джонсон и Джонсон" - на 30 больных 30 аппаратов в год.
2. Тест-системы к глюкометрам - 12 упаковок в год на 1 пациента (дети, подростки).
3. Коробки игл N 100-2 упаковки на 1 пациента в год, получающего картриджные формы инсулина.
N пп. |
Наименование, форма выпуска |
Производитель |
Цена единицы продукции, руб. |
Количество |
Сумма, тыс. руб. |
Сроки исполнения, годы |
1. |
Иглы 30 G 8 мм N 100 |
NovoFine |
676,19 |
1500 чел. х 2 кор.\год на 1 пациента = 3000 кор. |
2 028,6 |
Ежегодно |
2. |
Глюкометры OneTouch Ultra |
LifeScan Johnson & Johnson |
2870,0 |
30 шт. |
86,1 |
Ежегодно |
|
Расходный материал: тест-полоски N 50 OneTouch Ultra |
LifeScan Johnson & Johnson |
1065,0 |
12 уп.\год на 1 пациента = 720 уп. |
766,8 |
Ежегодно |
3. |
Инсулиновая помпа: Paradigm REAL-Time |
Medtronic MiniMed |
180000,0 |
2 шт. |
360,0 |
180,0 тыс. руб. - 2013 год 180,0 тыс. руб. - 2014 год 90,0 тыс. руб. - 2013 год 90,0 тыс. руб. - 2014 год |
|
Расходный материал: - катетеры для инсулина; - сенсоры для определения глюкозы; - стерильные резервуары для инсулина |
Medtronic MiniMed |
15000,0 x 6 мес. |
240 шт.\6 мес.
240 шт.\6 мес.
240 шт.\6 мес. |
180,0 |
|
|
ИТОГО |
|
|
|
2 881,5 |
Ежегодно |
|
ВСЕГО на 2011-2015 годы |
|
|
|
14 947,5 |
|
Средства ранней диагностики хронических сосудистых осложнений
сахарного диабета методика расчета
1. Определение гликозилированного гемоглобина (показатель степени компенсации сахарного диабета за предыдущие 3 месяца) - 2 определения в год на одного пациента.
2. Определение микроальбуминурии в суточной моче (диагностики ранних стадий диабетической нефропатии) - 1 определение в год на одного пациента.
Micral-Test 2. 1 упаковка = 30 тестов.
Наименование |
Количество больных |
Количество исследований |
Стоимость 1 исследования, (руб.) |
Суммарная стоимость, (тыс. руб.) |
Гликозилированные гемоглобин |
600 чел. |
1200 |
272,74 |
327,3 |
Закупка тест-ситем для определения микроальбуминурии |
600 чел. |
400 исследований/год |
1668 |
667,2 |
ИТОГО на год |
|
|
|
994,5 |
ВСЕГО на 2011-2015 годы |
|
|
|
4972,5 |
Организация диабетологической службы
Оснащение "Школ больных сахарным диабетом"
1. Закупка унифицированных программ и наглядных пособий для "Школ больных сахарным диабетом" (стоимость комплекта - 2400 рублей) ежегодно на сумму 12000 рублей.
2. Закупка и тиражирование литературы, памяток для больных, программы обучения за 5 минут.
1000 экземпляров/год х по цене 50 рублей = 50000 рублей.
Программа "Сахарный диабет" на 2011-2015 годы
(тыс. руб.)
N пп. |
Мероприятия |
2011-2015 годы |
В том числе |
Исполнитель |
Источник финансирования |
|
2011 год |
2012-2015 годы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Развитие диабетологической службы | ||||||
1. |
Оснащение "Школ больных сахарным диабетом": |
|
|
|
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
|
- закупка унифицированных программ и наглядных пособий; |
60,0 |
12,0 |
48,0 |
|
|
|
- закупка и тиражирование литературы для больных сахарным диабетом |
250,0 |
50,0 |
200,0 |
|
|
Обеспечение больных лекарственными средствами, средствами мониторинга, введения инсулина | ||||||
1. |
Инсулины |
263 482,5 |
52 696,5 |
210 786,0 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
2. |
Таблетированные сахароснижающие препараты |
75 401,5 |
15 080,3 |
60 321,2 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
3. |
Первый аналог человеческого глюкагонподобного пептида 1 |
4 464,0 |
892,8 |
3 571,2 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
4. |
Обеспечение средствами контроля и введения (глюкометрами и тест полосками, инсулиновыми помпами, системой постоянного мониторирования гликемии) |
14 947,5 |
2 881,5 |
12 066,0 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
Обеспечение больных диагностическими средствами | ||||||
1. |
Реактивы для определения гликозилированного гемоглобина |
1 636,5 |
327,3 |
1 309,2 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
2. |
Тесты на микроальбуминурию |
3 336,0 |
667,2 |
2 668,8 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
Услуги склада ОТП "Фармация" и аптечной сети | ||||||
1. |
Оказание услуг аптечного склада и аптечной сети по доставке, хранению, учету, отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения |
25 080,7 |
5 008,6 |
20 072,1 |
Департамент здравоохранения Сахалинской области |
Областной бюджет |
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ НА 2011-2015 годы |
388 658,7 |
77 616,2 |
311 042,5 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Сахалинской области от 8 декабря 2009 г. N 897-ра "О Концепции долгосрочной целевой программы "Сахарный диабет на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 16 декабря 2009 г. N 229
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 1 ноября 2010 г. N 817-р