В целях создания основ для эффективного, динамичного развития культуры Сахалинской области и предоставления населению качественных, разнообразных услуг:
1. Утвердить Концепцию развития культуры Сахалинской области на 2010-2015 годы (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И. Трутневу.
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
С.П. Вильямов |
Концепция
развития культуры Сахалинской области на 2010-2015 годы
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 25 февраля 2010 г. N 81-р)
1. Введение
Концепция развития культуры Сахалинской области на 2010-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством в сфере культуры. Принципы и приоритетные направления развития Концепции согласованы с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года.
Концепция определяет цели и основные направления развития культуры Сахалинской области и является основой для разработки программ и планов развития культуры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере культуры, основными целями которой являются удовлетворение и формирование культурных потребностей жителей и гостей области, повышение культурного, духовно-нравственного уровня, повышение туристической, деловой привлекательности и конкурентоспособности Сахалинской области.
При формировании Концепции учитывалось фундаментальное значение культуры как регулятора поведения и основы деятельности человека как в его частной, так и общественной жизни.
В основе Концепции лежит признание культуры базовым фактором развития территории, ресурсом общественного и экономического развития. Концепция соответствует долгосрочной задаче, которая состоит в формировании нового мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает переход от отраслевого принципа управления культурой к межведомственному и межотраслевому социально-культурному программированию.
Концепция учитывает особое геополитическое положение, социально-экономические условия и культурный потенциал области, а также отвечает государственной стратегии развития культуры, определяющей необходимость перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства.
Концепция ориентирована на создание условий для реального доступа населения к культурным ценностям и информации. Основными постулатами Концепции являются: доступность, актуальность, эффективность.
2. Современное состояние культуры в Сахалинской области
На состояние сферы культуры в Сахалинской области оказывают влияние общие тенденции развития российской культуры:
- демократизация культурной жизни, актуальность создания культурно-образовательных и культурно-досуговых услуг, отвечающих индивидуальным потребностям граждан;
- изменение социальной политики государства, создание программ, направленных на "инвестиции в человека" и усиление человеческого капитала;
- возрастание активности различных субъектов культурной деятельности в создании культурного продукта, рост культурных инициатив, востребованность интерактивных услуг;
- рост числа негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере культуры;
- изменение мотивации граждан при выборе досуговых занятий, предпочтение занятий, направленных на повышение "личной конкурентоспособности", - укрепление здоровья, создание привлекательного внешнего облика, развитие коммуникативных качеств, общего культурного уровня;
- усиление значения рекреационной, гедонистической направленности услуг в сфере культуры в связи с ускорением ритма жизни людей, уменьшением доли свободного времени, увеличением психофизической нагрузки детей и взрослых и необходимостью снятия стресса;
- информатизация жизнедеятельности человека, индивидуализация жизни;
- глобализация как усиление процессов взаимного влияния культур, которая ведет одновременно и к нивелированию территориальных культурных особенностей, и к осознанию государством необходимости сохранения и развития форм традиционной народной культуры;
- снижение финансирования культуры, начавшееся вследствие экономического спада и смены приоритетов в экономике страны в период реализации либеральных реформ 90-х годов, мирового экономического кризиса в настоящее время;
- рост цен на продукты культуры, несоответствие современным требованиям материально-технической базы учреждений культуры;
- усиление позиций массовой культуры, снижение роли общеэстетической подготовки учащихся в общеобразовательной школе, ослабление роли семьи в нравственном и эстетическом воспитании, как следствие - упрощение художественного вкуса представителей молодого поколения, отсутствие знаний богатейших традиций многонациональной культуры России.
Наиболее значимыми факторами федеральной социально-экономической политики, которые будут оказывать долговременное влияние на развитие сферы культуры Сахалинской области, являются административная реформа, разграничившая полномочия между региональными и местными органами управления, и реформа системы бюджетных учреждений, предполагающая изменение организационно-правовых форм части учреждений, развитие механизма конкурсного размещения муниципального и государственного заказа на услуги культуры среди организаций различных форм собственности.
Важным фактором, который необходимо учитывать при определении стратегии развития сферы культуры, становится появление новых приоритетов, направленных на развитие уникальных географических, этноисторических и историко-культурных особенностей региона, развитие туризма, создание привлекательного образа Сахалинской области.
Состояние сферы культуры Сахалинской области также определяется существенными собственными факторами:
- сохранение общих приоритетов деятельности государственных, муниципальных учреждений культуры и отраслевого образования, на основе которых расширяется опыт и сотрудничество с коммерческими и некоммерческими организациями;
- существенное обновление материально-технической базы областных и части муниципальных учреждений культуры, в том числе реконструкция зданий, создавшая условия для совершенно нового уровня деятельности учреждений;
- востребованность населением области культурного продукта, создаваемого государственными и муниципальными учреждениями культуры, высокая степень толерантности во взаимоотношениях представителей различных национальностей;
- насыщенный культурный календарь, который формируется развитием системы мероприятий и культурных акций, ростом числа международных и межрегиональных фестивалей по различным жанрам искусства, активной концертной деятельностью коллективов и исполнителей Сахалинской области, российских и зарубежных исполнителей;
- наличие в области образовательных учреждений, обеспечивающих начальный и средний профессиональный уровни художественного образования: детские школы искусств, музыкальные и художественные школы, Сахалинский колледж искусств, Сахалинский театральный колледж;
- наличие творческих исполнительских коллективов стабильного художественного уровня;
- возможность более интенсивного использования в создании культурных услуг имеющихся на территории области объектов культурно-исторического наследия и уникального географического ландшафта.
Вместе с тем имеют место:
- отсутствие эффективной системы обновления услуг, предлагаемых государственными и муниципальными учреждениями культуры;
- недостаточная площадь помещений, предоставленных государственным и муниципальным учреждениям культуры, устаревшая материально-техническая база большинства муниципальных учреждений культуры, отсутствие финансовых нормативов региональных услуг в сфере культуры;
- низкий уровень оплаты труда в учреждениях культуры, средний возраст кадрового состава, приближающийся к пенсионному, консервативность кадров, отсутствие системы поиска и привлечения молодых специалистов, отсутствие эффективной внутренней системы обучения персонала;
- недостаточно эффективная работа по продвижению культурного продукта, по привитию художественного вкуса, зрительской и слушательской культуры, воспитанию потребности в качественном культурном продукте;
- несовершенство системы поддержки гражданских инициатив в сфере культуры, в том числе деятельности любительских художественных коллективов;
- слабая корпоративная сплоченность в системе учреждений культуры различной ведомственной принадлежности, недостаток у деятелей культуры опыта совместного представления интересов сферы культуры в органах государственной и местной власти, в политических кругах и бизнес-структурах.
Основной ресурс сферы культуры - сеть государственных и муниципальных учреждений, обеспечивающих большинство услуг культуры населению области.
В 2009 году в сфере культуры Сахалинской области действуют 346 учреждений культуры, в том числе 330 муниципального значения и 16 областного, из них 2 автономных учреждения - Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова (Чехов-центр) и Сахалинское кинодосуговое объединение.
Практика работы в режиме автономного учреждения начата с 2008 года в порядке эксперимента и в целом зарекомендовала себя положительно. Государственное задание учредителя выполняется в полном объеме, определенные законодательством принципы и порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности позволяют учреждению более гибко вести финансовую политику. Однако слабая материально-техническая база и острый недостаток площадей являются препятствием развития учреждений, ограничивая возможный рост количества и качества услуг.
На территории области представлены практически все виды традиционных учреждений: 2 профессиональных театра и 3 концертных учреждения, в том числе Сахалинская областная филармония, 179 общедоступных библиотек, 101 клубное учреждение и Сахалинский областной центр народного творчества, 17 музеев, 35 детских музыкальных и художественных школ и школ искусств, Сахалинский колледж искусств, Сахалинские областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства, Сахалинский областной научно-методический центр по образованию в сфере культуры и искусства. Услуги культуры населению предоставляют ряд частных концертных организаций, обеспечивающих гастроли приезжих коллективов и сольных исполнителей, а также частные кинотеатры, располагающие 7 кинозалами. Эти учреждения обеспечивают обслуживание до 30% зрителей и слушателей от общего объема посетителей государственных и муниципальных театрально-зрелищных учреждений.
Сохраняется тенденция сокращения сети учреждений, с 2005 года она сокращена на 18 единиц.
В соответствии с рекомендованными социальными нормативами (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р) в Сахалинской области недостает 37 библиотек, 102 клубных учреждений, 13 музеев, 9 парков культуры и отдыха, 1 кинотеатра, 7 детских школ искусств, 798 посадочных мест в концертных учреждениях.
На территории Сахалинской области выявлено 1876 памятников истории и культуры, из них состоят на государственной охране 162, в том числе федерального значения - 4, местного значения - 158.
Нематериальное культурное наследие - уникальное искусство коренных малочисленных народов Севера, традиционное народное искусство, сохраняемое представителями свыше 120 национальностей, населяющих Сахалинскую область. Обычаи и культурные традиции, сложившиеся в городах и селах области, сохраняются в деятельности этнокультурных центров, народных мастеров и фольклорных ансамблей коренных народов, а также в деятельности культурно-досуговых и библиотечных учреждений.
В пяти районах Сахалинской области - местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера действуют свыше 50 библиотек и более 40 клубов, муниципальные музеи, а также национальные коллективы ("Пила Кен" - Охинский район, "Ари ла Миф" - Ногликский район, "Кех" - Тымовский район, "Морошечка" - Александровск-Сахалинский район, "Мэнгумэ Илга" - Поронайский район), в составе которых представители разных поколений выполняют важную миссию - сохраняют исчезающее национальное искусство.
Учреждения культуры вносят свою лепту в сохранение и изучение языка коренных малочисленных народов Севера. Научные исследования проблем сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера лежат в основе деятельности Сахалинского областного краеведческого музея. Результаты научных исследований ежегодно публикуются в "Вестнике Сахалинского музея" и журнале "Известия Института наследия Б. Пилсудского".
Сахалинский областной краеведческий музей отдельно и в сотрудничестве с Сахалинским книжным издательством выпускают издания по айнскому и нивхскому фольклору, сказки народов Сахалина. Возрождена традиция проведения областных праздников народов Севера, фестивалей национального искусства, фестивалей творчества детей коренных малочисленных народов Севера "Наследники традиций".
Задачам сохранения традиционного народного искусства представителей народов, населяющих Сахалинскую область, посвящены проводящиеся с 2000 года Международный фестиваль национальных искусств "Содружество - Дальний Восток", Международный фестиваль народного пения "Живые родники" и другие. Ежегодно в области проводятся около 20 крупных областных фестивалей народного и самодеятельного искусства - музыкальное исполнительство по различным жанрам, авторская песня, хореография, театр, участниками которых становятся свыше 2,5 тысячи человек. Фестивали и праздники самодеятельного искусства активизируют население области, способствуют организации творчески ориентированного досуга, позитивному взаимодействию разных поколений людей, здоровому образу жизни.
Развитие детского художественного творчества, как важнейшей части социализации личности, осуществляется системно и с использованием программных методов в рамках подпрограммы "Одаренные дети" комплексной областной целевой программы "Дети Сахалина", действующей в Сахалинской области с 1997 года.
Цель подпрограммы: поддержка и развитие одаренных детей Сахалинской области. Ежегодно в рамках подпрограммы проводится 14-16 областных мероприятий, участниками которых являются около 1000 учащихся и преподавателей.
Необходимым условием для решения задач развития сферы культуры области является наличие современной материально-технической базы. За последние годы идет плановое увеличение бюджетных расходов учреждений культуры области. По сравнению с 2006 годом в 2008 году финансирование учреждений культуры увеличилось с 700,2 млн. руб. до 1437,2 млн. руб., из них финансирование муниципальных учреждений культуры с 472,9 млн. руб. до 966,1 млн. руб. План бюджетного финансирования на 2009 год составляет 1638,8 млн. руб., что по сравнению с 2008 больше на 14%. План бюджетного финансирования в 2009 году муниципальных учреждений культуры составляет 1142,6 млн. руб., что на 18,3% больше, чем в 2008 году.
Ежегодно выделяются бюджетные средства на проведение капитального ремонта зданий и помещений государственных и муниципальных учреждений культуры, за последние три года эта сумма возросла с 39,0 млн. руб. (из них для муниципальных учреждений культуры - 13,95 млн. руб.) до 180,9 млн. руб. (из них для муниципальных учреждений культуры - 102,2 млн. руб.).
В 2009 году из областного бюджета на оказание помощи в капитальном ремонте муниципальных объектов культуры запланировано - 183,4 млн. руб., в том числе 170,8 млн. руб. на капитальный ремонт учреждений культуры и 12,5 млн. руб. на ремонт памятников воинской славы. На капитальный ремонт областных учреждений культуры в 2009 году запланирована сумма 31,9 млн. руб.
Выделяются субсидии на комплектование книжных фондов сахалинских библиотек, в том числе из федерального бюджета, на библиотечное обслуживание на дому лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников в соответствие с Законом Сахалинской области "Об областной целевой программе "Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008-2013 годы".
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2006-2008 годах были выделены средства в размере 109,8 млн. руб., из них муниципальным учреждениям культуры 44,4 млн. руб. Приобретены мебель, автотранспорт, сценическое, звукоусилительное и светотехническое оборудование, музыкальные инструменты и технические средства.
Выделяются средства на комплектование музейных коллекций. За последние три года на эти цели выделено 4,5 млн. руб. (2008 год - 2,1 млн. руб., 2007 год - 1,2 млн. руб., 2006 год - 1,2 млн. руб.), на пополнение библиотечных фондов - 42,0 млн. руб. (2008 год - 15,6 млн. руб., 2007 год - 14,1 млн. руб., 2006 год -12,3 млн. руб.). На новые постановки спектаклей и концертных программ израсходовано 10,3 млн. руб. (2008 год - 4,0 млн. руб., 2007 год - 2,5 млн. руб., 2006 год - 3,8 млн. руб.).
В результате за последние три года произошло увеличение показателей деятельности учреждений культуры. Так, процент охвата населения области библиотечным обслуживанием увеличен с 50,0% до 51,0%, в том числе в муниципальных образованиях с 43,1 % до 43,6%. Количество клубных формирований возросло с 1006 до 1038 единиц, а участников клубных формирований с 14,1 до 14,3 тыс. чел. (охват населения области с 2,7% до 2,8%).
Количество зрителей и слушателей профессиональных театров и концертных учреждений увеличилось с 141,5 до 156,2 тыс. чел. Количество посетителей музеев возросло с 186,2 до 205,5 тыс. чел., в том числе в муниципальных образованиях с 60,5 до 65,7 тыс. чел. Количество досуговых объектов в парках культуры и отдыха увеличилось с 50 до 61 единицы. Количество показов кинофильмов в кинодосуговых учреждениях увеличилось с 2,6 до 5,4 тыс. единиц, количество посещений с 183,0 до 218,5 тыс. чел. Количество учащихся в детских музыкальных, художественных и школах искусств увеличилось с 5,0 до 5,8 тыс. чел.
Пропорционально сокращению населения области сокращается кадровый состав учреждений культуры, это обусловлено проведенными мероприятиями оптимизации штатной численности работников. В настоящее время в учреждениях культуры области трудятся 2099 специалистов (2008 год - 2052 чел., 2007 год - 2059 чел., 2006 год - 2238 чел.). Вакансии специалистов составляют - 225 единиц (2008 год - 236, 2007 год - 163,2006 год - 205).
Ежегодно растет объем платных услуг населению, оказываемых учреждениями культуры. В 2008 году сумма доходов составила 142,3 млн. руб. Рост по сравнению с 2007 годом составил 19,2%, а по сравнению с 2006 годом 33,4%. Данные средства направляются на улучшение материально-технической базы, так за 2006 - 2008 годы на приобретение основных средств и капитальный ремонт израсходовано 70,6 млн. руб.
Однако наряду с положительными тенденциями, состояние материально-технической базы в муниципальных учреждениях культуры, и особенно в сельской местности, остается неудовлетворительным. Требуют капитального ремонта 114 учреждений культуры. Этим учреждениям необходим капитальный ремонт зданий, замена электропроводки, системы отопления и водоснабжения, замена кровли, оконных рам и другие работы. Требуется отреставрировать 46 памятников, состоящих на государственной охране. Необходимо приобрести 29 единиц транспортных средств, 39 единиц специального сценического оборудования, 255 единиц профессионального звукоусилительного и светотехнического оборудования, 364 единицы музыкальных инструментов.
3. Основные проблемы культуры Сахалинской области на современном этапе
Основными проблемами сферы культуры Сахалинской области являются: В деле охраны и сохранения объектов культурного наследия:
- несформированное правовое поле в региональном законодательстве в вопросах охраны и сохранности объектов культурного наследия, отсутствие определения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, прав собственности и оформленных документов на объекты культурного наследия;
- объекты культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии и не задействованы в процессе создания привлекательного образа Сахалинской области для развития туризма.
В области музейного дела:
- отсутствие концептуальных подходов в развитии музейного дела в целом и программ развития каждого муниципального музея;
- слабая материальная база, отсутствие современных экспозиций, выставочных залов;
- отсутствие достаточных условий для обеспечения сохранности музейного фонда;
- отсутствие электронной базы данных музейных коллекций, доступа большинства сахалинских музеев к телекоммуникационным сетям.
В области библиотечного дела:
- недостаточное количество современных изданий в фондах библиотек;
- низкие темпы модернизации, оснащения информационными коммуникационными технологиями библиотек области;
- недостаток площадей в областных библиотеках. В области отраслевого образования:
- недостаточное методическое обеспечение деятельности образовательного процесса в детских школах искусств;
- падение набора на музыкальные специальности в Сахалинский колледж искусств;
- несоответствие материальной базы учреждений образования культуры и искусства возможностям работы и задачам эстетического воспитания.
В области поддержки профессионального искусства:
- отсутствие разнообразия жанров, недостаточное количество профессиональных творческих коллективов;
- недостаточное количество оборудованных концертных залов, площадок и кинозалов;
- недостаточная платежеспособность большинства населения муниципальных образований области, ограничивающая доступность культурных услуг высокого качества (гастроли приезжих коллективов).
В области сохранения нематериального культурного наследия, традиционного народного и самодеятельного творчества:
- отсутствие равных возможностей доступа населения области к культурным благам, возможности творческой самореализации;
- отсутствие современных условий для занятия творчеством. Общей проблемой для всех направлений является сокращение
кадрового потенциала, отсутствие высококвалифицированных специалистов, отсутствие возможностей их закрепления, несовершенная система механизмов финансового обеспечения процессов развития сферы культуры, программно-целевой деятельности, несоответствие структуры и системы управления сферы культуры целям и задачам ее современного развития.
4. Цели и задачи развития культуры Сахалинской области
Цели развития культуры Сахалинской области - обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей всем слоям населения, развитие культурного потенциала области, обеспечивающего ее конкурентоспособность и эффективную имиджевую политику, развитие творчества, инноваций и социального благополучия, формирование ценностных установок личности и социальных групп на успешную модернизацию общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим приоритетным направлениям:
Первое направление - обеспечение сохранности и эффективное использование историко-культурного наследия, поддержка культурного многообразия:
- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
- обеспечение безопасности культурных ценностей, находящихся на территории Сахалинской области;
- подготовка свода объектов культурного наследия, расположенных на территории Сахалинской области;
- перевод на электронные носители музейных фондов, разработка и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных фондов;
- осуществление ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия;
- обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия в целях содействия развитию культурно-познавательного туризма;
- создание новых экспозиций в областных музеях;
- использование современных музейных технологий;
- формирование фондовых собраний и коллекций в музеях области;
- поддержание в надлежащем состоянии особо ценных единиц фондового хранения общедоступных библиотек;
- координация и поддержка творческих инициатив в отношении национальных культур, включение их в творческую жизнь региона;
- поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение и развитие традиций народной культуры;
- проведение национальных, фольклорных фестивалей и конкурсов.
Второе направление - создание условий для повышения качества и разнообразия, доступности услуг и культурных благ, предоставляемых в сфере культуры, создание благоприятных условий для творческой самореализации населения:
- создание условий для равного доступа населения к культурным благам, услугам независимо от уровня доходов, социального статуса, национальности;
- изучение спроса и развитие культурного предложения с учетом меняющихся потребностей общества;
- развитие и поддержка гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
- увеличение количества передвижных систем для обслуживания населения (автоклубы, библиобусы, киномобили);
- содействие реализации проектов межрегионального и международного сотрудничества;
- поддержка детского и молодежного творчества, в том числе в нетрадиционных его видах;
- развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на различные группы и категории взрослого населения, детей и молодежи;
- обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями;
- развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории;
- привлечение широких слоев населения для участия в процессе самодеятельного народного творчества;
- содействие развитию любительского творчества;
- укрепление материальной базы клубных учреждений, оснащение оборудованием, реквизитом и музыкальными инструментами;
- развитие системы областных мероприятий народного и самодеятельного творчества (фестивали, праздники, конкурсы);
- поддержка многообразия творческих процессов в пространстве культуры Сахалинской области.
Третье направление - внедрение новых форм управления сферой культуры, развитие самоорганизации культурной жизни и поддержка культурных инициатив:
- постепенное увеличение доли конкурсного механизма финансирования деятельности в сфере культуры, постоянное расширение спектра участников конкурсов посредством приоритетного финансирования партнерских проектов;
- разработка программ развития государственных и муниципальных учреждений культуры на основе метода бюджетирования, ориентированного на результат, и нормативов финансирования учреждений;
- развитие взаимодействия с представителями сферы культуры Дальневосточного региона, поддержка развития международного сотрудничества (организация профессионального обмена, разработка международных, межрегиональных социокультурных и художественных проектов, проведение совместных акций по повышению квалификации);
- инициирование и подготовка слушаний, докладов, запросов по проблемам развития культуры;
- развитие активного сотрудничества государственных, муниципальных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, стимулирование разработки и реализации совместных проектов, содействие обмену опытом различных субъектов культурной жизни;
- разработка и внедрение системы непрерывного образования и методической поддержки специалистов и управленческих кадров, внедрение более эффективной системы мотивации персонала, определение реальной потребности сферы культуры в специалистах в целом и каждого учреждения сферы культуры в отдельности, организация профориентационной работы с потенциальными кадрами, поиск и привлечение молодых специалистов на работу в учреждениях культуры;
- внедрение практики целевой подготовки специалистов в отраслевых вузах;
- формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;
- стимулирование создания современных культурных продуктов, удовлетворяющих запросы различных групп потребителей;
- поддержка информационных и образовательных программ, направленных на формирование устойчивых художественных интересов населения;
- организация и ведение работы по широкому освещению культурной жизни области.
Четвертое направление - модернизация учреждений культуры области с целью повышения качества и разнообразия услуг культуры, формирования кадров нового поколения:
- развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений (включение объектов в региональную адресную инвестиционную программу по реконструкции зданий);
- совершенствование материальной базы учреждений культуры путем модернизации помещений и специального оборудования, обеспечения профессиональным инструментарием;
- обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;
- создание передвижных систем обслуживания населения;
- создание многофункциональных учреждений;
- обеспечение оснащенности учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами для доступа инвалидов и групп людей с ограниченной мобильностью;
- укрепление материально-технической и учебной баз образовательных учреждений сферы культуры; создание модельных библиотек;
- внедрение новых технологий в деятельность библиотек, включая формы работы библиотек в режиме удаленного доступа;
- внедрение национальных стандартов ресурсного обеспечения сельских библиотек;
- обеспечение полноценного комплектования фондов библиотек области документами на различных носителях информации;
- обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного дела, образовательной деятельности в сфере культуры и деятельности по сохранению материального и нематериального культурного наследия, театрально-зрелищных, кинодосуговых и клубных учреждений;
- обеспечение жильем высококвалифицированных специалистов в целях закрепления их в Сахалинской области;
- расширение информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры Сахалинской области.
Пятое направление - развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры:
- формирование нормативной правовой базы в области развития предпринимательства в сфере культуры;
- привлечение внебюджетных источников для обустройства инфраструктуры досуга и отдыха, прежде всего - на территории парка культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск";
- продвижение инвестиционных проектов в сфере культуры, которые могут быть реализованы на территории Сахалинской области, на международных и межрегиональных выставках;
- использование механизмов государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и малого и среднего предпринимательства для развития бизнеса в сфере культуры.
5. Механизмы реализации Концепции
Механизмами реализации Концепции с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание и развитие сферы культуры Сахалинской области в областном и муниципальных бюджетах в 2010-2015 годах, получения государственными и муниципальными учреждениями культуры Сахалинской области доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности являются:
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере культуры;
- формирование заявок на участие в федеральных целевых программах;
- государственная поддержка мероприятий в сфере культуры;
- государственная поддержка гастрольной деятельности;
- реализация долгосрочных целевых программ Сахалинской области;
- формирование мероприятий в ежегодный План действий Правительства Сахалинской области по реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года и областной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008-2010 годы";
- разработка и реализация ведомственных целевых программ в соответствии с основными направлениями реализации Концепции;
- осуществление мониторинга и оценки достижения ожидаемых результатов реализации Концепции и целевых программ.
В ходе реализации Концепции могут быть внесены изменения в ее структуру, содержание и механизмы реализации.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет способствовать:
- сохранению единого культурного пространства и повышению эффективности государственной политики Сахалинской области в сфере культуры;
- повышению качества и доступности культурных благ для всех категорий граждан, повышению профессиональной компетентности работников отрасли культуры;
- сохранению культурного наследия Сахалинской области, ее исторической самобытности;
- укреплению культурных связей и созданию привлекательного образа Сахалинской области;
- развитию творческой активности населения.
7. Целевые индикаторы и показатели эффективности
Эффективность реализации оценивается на основе динамики ряда показателей:
Индикаторы |
В том числе по годам |
|||||||
Факт 2008 |
Прогноз |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества объектов, поставленных на учет, % |
29,6 |
40,1 |
48,8 |
50,0 |
53,0 |
54,0 |
55,0 |
55,0 |
Количество музейных предметов, представленных зрителю, от общего количества музейных предметов основного фонда, % |
8,0 |
8,7 |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
8,6 |
8,7 |
8,9 |
Количество посещений музеев, тыс. чел. |
205,5 |
199,9 |
205,6 |
205,7 |
205,7 |
205,8 |
205,8 |
205,8 |
Книгообеспеченность (число изданий в библиотеках/число читателей), единиц |
13,8 |
513,8 |
13,9 |
14,0 |
14,0 |
14,1 |
14,1 |
14,2 |
Процент охвата населения библиотечным обслуживанием, % |
51,0 |
51,1 |
51,2 |
51,2 |
51,3 |
51,3 |
51,5 |
52,0 |
Количество мероприятий, проводимых театрами и концертными учреждениями, единиц |
743 |
759 |
750 |
755 |
760 |
770 |
775 |
780 |
Количество мероприятий, проводимых театрами и концертными учреждениями, единиц |
743 |
759 |
750 |
755 |
760 |
770 |
775 |
780 |
Количество зрителей, посетивших мероприятия, проводимые театрами и концертными учреждениями, тыс. чел. |
156,2 |
154,6 |
156,8 |
157,2 |
157,8 |
159,0 |
160,0 |
165,0 |
Количество клубных формирований, единиц |
1038 |
1060 |
1038 |
1040 |
1045 |
1045 |
1045 |
1050 |
Количество культурно-досуговых мероприятий, проводимых клубными учреждениями на платной основе, тыс. единиц |
7,38 |
7,3 |
7,4 |
7,5 |
7,5 |
7,6 |
7,6 |
7,7 |
Количество животных в Сахалинском зооботаническом парке, единиц |
364 |
364 |
365 |
367 |
369 |
372 |
373 |
375 |
Среднее количество студентов в Сахалинском колледже искусств, чел. |
180 |
170 |
170 |
170 |
170 |
170 |
170 |
170 |
Количество работников культуры, прошедших профессиональную подготовку, чел. |
484 |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
Целевые ориентиры развития сферы культуры:
- увеличение количества посещений учреждений культуры на 1 тысячу человек на 10%;
- увеличение доли учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры до 85%;
- увеличение обеспеченности зрительскими местами клубных учреждений на 1 тысячу человек до 52,0%;
- доля населения, занимающегося творческой деятельностью на непрофессиональной основе (положительная динамика в %);
- среднегодовое число посещений мероприятий, в том числе платных, организованных государственными и муниципальными учреждениями культуры Сахалинской области (количество посещений, в том числе на платной основе, из них организованных в муниципальных образованиях);
- количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1 тысячу человек населения (количество экземпляров);
- доля населения, удовлетворенного качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры (положительная динамика в %).
Сведения о сети учреждений культуры Сахалинской области
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Библиотеки |
188 |
183 |
180 |
179 |
179 |
Клубные учреждения |
118 |
113 |
111 |
111 |
101 |
Музеи |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
Парки культуры и отдыха, зоопарки |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Профессиональные театры |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Профессиональные концертные организации |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Центры народного творчества |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Методические кабинеты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыкальные, художественные школы и школы искусств |
38 |
38 |
36 |
35 |
35 |
Кинотеатры |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Средние специальные учебные заведения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Курсы повышения квалификации |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Областное автономное учреждение культуры "Сахалинское кинодосуговое объединение" |
1 |
1 |
|
|
1 |
Всего |
375 |
365 |
357 |
356 |
346 |
Приложение
к Концепции развития культуры Сахалинской области на 2010-2015 годы,
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 25 февраля 2010 г. N 81-р
План
основных направлений деятельности по реализации Концепции
развития культуры в Сахалинской области на 2010-2015 годы
N п/п |
Основные направления деятельности |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Совершенствование региональной правовой базы |
|||
1.1. |
Разработка проекта закона Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О культуре" |
2010-2013 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
1.2. |
Подготовка постановлений и распоряжений Правительства Сахалинской области: - "Об утверждении списка вновь выявленных объектов культурного наследия Сахалинской области"; - "Об охранных зонах культурного наследия"; - "О порядке ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения"; - "О разграничении прав собственности на объекты культурного наследия в Сахалинской области" |
2010-2012 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
2. |
Сохранение и использование объектов культурного наследия |
|||
2.1. |
Реализация системы мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Организация методической помощи муниципальным органам управления культуры в вопросах сохранения и использования объектов культурного наследия на основании заключенных соглашений |
Ежегодно |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
2.2. |
Разработка и внедрение электронной информационной системы управления объектами культурного наследия |
Ежегодно |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
2.3. |
Подготовка и издание свода памятников истории и культуры, каталогов и буклетов об объектах культурного наследия в целях популяризации и использования объектов культурного наследия для развития туризма в Сахалинской области |
Ежегодно |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
3. |
Развитие музейного дела |
|||
3.1. |
Разработка концепции развития музейного дела в Сахалинской области, разработка и принятие программ развития каждого музея |
2012 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
3.2. |
Создание единой электронной базы учета музейных фондов и музейных коллекций музейного фонда области |
2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные образования Сахалинской области |
3.3. |
Создание новых экспозиций в областных музеях |
2012-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
4. |
Развитие библиотечного дела |
|||
4.1. |
Принятие Концепции развития библиотечного дела в Сахалинской области до 2020 года |
2010 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
4.2. |
Обеспечение полноценного комплектования документных фондов библиотек области, в том числе краеведческой литературой, доведение объемов поступления новой литературы до нормативных показателей |
Ежегодно |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
4.3. |
Содействие созданию модельных библиотек, модернизации деятельности библиотек, широкому внедрению новых информационных технологий на основе лицензионного программного обеспечения, увеличение количества электронных документов в структуре фондов библиотек, создание условий для вхождения в единое информационно-телекоммуникационное пространство, обеспечение доступа населения области к ресурсам Сахалинской областной универсальной научной библиотеки и Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина |
Ежегодно |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
4.4. |
Создание и оснащение Центра корпоративной каталогизации и Центра сети правовых центров общедоступных библиотек на базе Сахалинской областной универсальной научной библиотеки |
2014 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
5. |
Развитие образования в сфере культуры и искусства |
|||
5.1. |
Подготовка модельных нормативных актов по вопросам функционирования и организации образовательной деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры |
2010 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
5.2. |
Модернизация содержания и структуры услуг дополнительного образования детей, среднего профессионального образования по специальностям культуры и искусства, повышения квалификации работников культуры области |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные образования Сахалинской области |
6. |
Поддержка профессионального искусства |
|||
6.1. |
Разработка Концепции развития театров в Сахалинской области до 2020 года |
2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
6.2. |
Разработка модели Сахалинского областного театра кукол для детей и юношества |
2010 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
6.3. |
Обеспечение деятельности всех театральных структур в составе Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова (музыкальный театр и другие) |
2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
6.4. |
Создание новых профессиональных коллективов в составе Сахалинской областной филармонии |
2010-2012 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
6.5. |
Содействие обеспечению максимальной доступности населения области к качественным услугам театров и филармонии путем использования гибкой ценовой политики, оптимального планирования репертуара, увеличение количества спектаклей и концертов, количества зрителей |
2010-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
6.6. |
Содействие развитию гастрольной деятельности |
2010-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
7. |
Развитие системы кинопоказа |
|||
7.1. |
Разработка Концепции развития кинопоказа в Сахалинской области до 2020 года |
2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
7.2. |
Проведение капитального ремонта и реконструкции киноконцертных залов "Октябрь" и "Комсомолец", других учреждений кинопроката в целях разнообразия видов услуг и повышения качества предоставляемых услуг |
2012-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
7.3. |
Оптимизация и модернизация основных видов деятельности, увеличение доли оцифрованных фильмов в составе общего фонда, организация выездных форм обслуживания населения |
2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные образования Сахалинской области |
7.4. |
Оказание методической помощи муниципальным органам управления культуры в организации кинопоказа |
2010-2015 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
8. |
Развитие системы поддержки традиционной народной культуры и самодеятельного творчества, создание условий для развития парков и зон отдыха жителей области |
|||
8.1. |
Разработка концепции развития народного и самодеятельного искусства, организации досуговой деятельности в Сахалинской области до 2015 года |
2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
8.2. |
Разработка модельных нормативных актов в поддержку функционирования клубных учреждений, организация методического сопровождения деятельности клубных и иных досуговых учреждений |
Ежегодно |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
8.3. |
Создание банка данных о народных мастерах, хранителях нематериального культурного наследия, о национально-культурных объединениях, организация мониторинга результатов их деятельности |
2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
8.4. |
Разработка модели специалиста - работника клубного учреждения и иного досугового учреждения с учетом задач развития клубных учреждений области |
2010-2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
9. |
Создание финансово-экономических условий развития сферы культуры |
|||
9.1. |
Расширение программно-целевой деятельности в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение стандартов качества услуг культуры, отвечающих современным требованиям |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
9.2. |
Внедрение практики применения оценки эффективности деятельности учреждений культуры и руководителей учреждений культуры на основании утвержденных критериев эффективности |
2010 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
9.3. |
Обобщение успешной практики работы учреждений в режиме автономного учреждения |
2011-2013 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
10. |
Совершенствование системы управления в сфере культуры |
|||
10.1. |
Приведение в соответствие целям и задачам современного культурного развития структуры и системы управления сферы культуры Сахалинской области |
2010-2011 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.2. |
Повышение уровня взаимодействия органов управления культуры с общественностью, творческими союзами, негосударственным сектором культуры |
2010-2015 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.3. |
Повышение роли стратегического планирования в сфере культуры, разработка концепций и программ развития отдельных направлений культурной деятельности |
2010-2013 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.4. |
Совершенствование системы оценки результатов деятельности всей отрасли в целом, в том числе по реализации настоящей Концепции, внедрение постоянного мониторинга культурных процессов, мониторинга общественного мнения по вопросам культуры, мониторинга результатов деятельности |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.5. |
Повышение роли коллегиальных органов: Коллегии при управлении культуры, Координационного совета по культуре и искусству, Совета по театрально-зрелищной деятельности, Совета по художественно-эстетическому образованию, Совета по культурно-досуговой деятельности, экспертно-консультационного совета по сохранению объектов культурного наследия; расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ |
2010-2015 |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.6. |
Повышение квалификации специалистов агентства по культуре Сахалинской области, руководителей областных учреждений культуры, руководителей муниципальных органов управления культуры, содействие формированию кадров нового поколения, обеспечение мероприятий по закреплению высококвалифицированных специалистов |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.7. |
Решение вопросов социальной поддержки работников культуры области, в том числе представление к наградам различного уровня |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
10.8. |
Расширение информационной поддержки культурных мероприятий и культурных процессов путем эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, организации оперативного обновления информации на веб-сайтах органов управления и учреждений культуры |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
11. |
Сохранение единого культурного пространства, создание позитивного образа Сахалинской области средствами культуры, международное и межрегиональное сотрудничество |
|||
11.1. |
Участие в международных и всероссийских фестивалях, конкурсах, организация международных и дальневосточных фестивалей в Сахалинской области, организация гастролей профессиональных, самодеятельных коллективов |
2010-2015 |
Федеральный бюджет, областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Министерство культуры Российской Федерации, агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
11.2. |
Участие учреждений и организаций культуры Сахалинской области в конкурсе заявок в ФЦП "Культура России" |
Ежегодно |
Не требует финансирования |
Агентство по культуре Сахалинской области |
11.3. |
Ориентация деятельности учреждений культуры области на создание и раскрытие позитивного образа Сахалинской области, ее символов |
2010-2015 |
Областной бюджет, муниципальные бюджеты |
Агентство по культуре Сахалинской области, муниципальные органы управления культуры |
12. |
Развитие объектов инфраструктуры сферы культуры |
|||
12.1. |
Прием в областную собственность парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина |
2010 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.2. |
Разработка программы развития парка, включающей реконструкцию территории и сооружений |
2012 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.3. |
Приобретение нового здания для музея книги А.П. Чехова "Остров Сахалин" |
2010 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.4. |
Завершение реконструкции здания для Сахалинского областного театра кукол |
2010 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.5. |
Завершение реконструкции историко-литературного музея "А.П. Чехов и Сахалин" в г. Александровске-Сахалинском |
2010 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.6. |
Содействие решению вопроса о предоставлении новых помещений Сахалинской областной детской библиотеке, Сахалинской областной специальной библиотеке для слепых, Сахалинскому областному центру народного творчества |
2012-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.7. |
Содействие решению вопроса о расширении площади Сахалинской областной универсальной научной библиотеки с целью оборудования зала электронной библиотеки-филиала Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина |
2012-2015 |
Областной бюджет |
Агентство по культуре Сахалинской области |
12.8. |
Строительство камерного концертного зала для Сахалинской областной филармонии на 300-500 мест |
2012-2015 |
Областной бюджет |
Министерство строительства Сахалинской области, агентство по культуре Сахалинской области |
12.9. |
Содействие решению вопросов строительства жилья для работников культуры в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" областной Целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" |
2010-2015 |
Областной бюджет |
Министерство строительства Сахалинской области, агентство по культуре Сахалинской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 25 февраля 2010 г. N 81-р "О Концепции развития культуры Сахалинской области на 2010-2015 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 3 марта 2010 г. N 38