В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 28 августа 2009 года N 341-па "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области и внесении изменений в Регламент администрации Сахалинской области":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Сахалинской области на 2010-2020 годы" (прилагается).
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области обеспечить разработку проекта долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Сахалинской области на 2010-2020 годы" и внесение его в установленном порядке в Правительство Сахалинской области до 01 сентября 2010 года.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Комплексная программа
модернизации и реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в Сахалинской области на 2010-2020 годы"
(утв. распоряжение Правительства Сахалинской области
от 27 августа 2010 г. N 648-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Сахалинской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, областной целевой программой "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Сахалинской области от 24.10.2008 N 100-ЗО, необходимо добиться:
- модернизации и технического перевооружения жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения;
- проведения энергоресурсосберегающих мероприятий на объектах жилищно-коммунального комплекса;
- обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;
- снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечения перехода на новые формы взаимоотношений и стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.
В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 63,5 процента жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управления жилищным фондом уже выбрали собственники более 73,4 процента многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2009 года в целом по Сахалинской области составила 70,5 процента.
Третьим направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2009 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 98,2 процента электрической энергии, 4,6 процента холодной воды, 0,4 процента горячей воды и 0,3 процента тепла.
Четвертым направлением является повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания населения, надежности работы систем жизнеобеспечения, оздоровление финансового состояния предприятий ЖКХ, обеспечение стабильной и высоконадежной работы систем жизнеобеспечения, снижение себестоимости и сокращение убытков оказания жилищно-коммунальных услуг.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Программа) с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться положительного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, внедрении новых форм взаимоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, применении энергоресурсосберегающих технологий, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
- входят в число приоритетов для формирования долгосрочных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;
- носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия областных органов власти;
- не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;
- носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено многими причинами, основные из которых:
- дотационность сферы;
- неудовлетворительное финансовое положение;
- высокие затраты;
- отсутствие экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг;
- неразвитость конкурентной среды;
- высокая степень износа основных фондов;
- неэффективная работа предприятий и др.
Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
- низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.
Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса в течение длительного периода времени привело к тому, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Физический износ жилищного фонда составляет в среднем 50 процентов.
Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 01 января 2010 года около 65 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным инвентаризации, в Сахалинской области по состоянию на 01 января 2010 года физический износ основных фондов систем холодного водоснабжения составил 67,5 процента, теплоснабжения - 63 процента, водоотведения - 57 процентов, электроснабжения - 72 процента.
Система планово-предупредительных ремонтов постепенно уступила место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. В жилищной сфере не удается в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования зачастую невозможно добиться полноценных договорных отношений.
Не задействован в полной мере механизм обеспечения контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг значительно выше, чем они могли бы быть. Отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливает непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Необходимо создание условий для притока частных инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Решение указанных проблем, а также обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса области невозможно без наличия использования программно-целевого метода.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
В случае инерционного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет тарифных источников и средств областного бюджета во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера. Исходя из этого сценария развития жилищно-коммунального хозяйства:
- средний износ оборудования достигнет 70 процентов;
- аварийность в системах коммунальной инфраструктуры возрастет;
- питьевая вода не будет отвечать санитарным требованиям;
- потери энергетических ресурсов и воды в процессе их доставки потребителям увеличатся;
- экологическое состояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения, значительно ухудшится;
- техническое перевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.
В случае положительного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться исходя из программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Сахалинской области.
Разработка программы комплексного развития позволит существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.
Основным инструментом развития и модернизации отраслей коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации, тепло-, электро- и газоснабжения, обращения с коммунальными отходами и т.д.) станут муниципальные программы развития и модернизации соответствующих отраслей, которые предстоит разработать заново. Общей методологической основой таких программ будут:
- нацеленность на решение главных проблем отрасли;
- создание эффективной системы управления отраслью;
- энергоресурсосбережение и повышение эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, в том числе за счет внедрения конкуренции, которая обеспечивает соответствующие стимулы к сбережению и росту эффективности;
- приоритет модернизации и реконструкции имеющихся сетей и объектов перед строительством новых объектов;
- создание механизмов отбора и финансирования эффективных капиталовложений в коммунальное хозяйство;
- достижение баланса потребности в финансировании программы с возможностями финансирования из всех источников.
Для решения задачи обеспечения устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается осуществление мероприятий в 2 направлениях - в жилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре.
В жилищном хозяйстве в целях осуществления реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда предполагается предусмотреть финансовое обеспечение реализации мероприятий за счет бюджетных источников, средств собственников жилья и привлеченных источников, в том числе путем кредитования.
В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью предусматривается создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой нагрузки на бюджетную систему.
Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, контроль за несанкционированным потреблением ресурсов и другие мероприятия.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Учитывая высокую степень изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в ряде случаев необходимость проведения ускоренной модернизации объектов инфраструктуры, предусматривается предоставление средств на софинансирование из областного бюджета отдельных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Предоставление субсидий из областного бюджета будет осуществляться на основании конкурсного отбора.
Основное финансирование проектов в коммунальном комплексе будет связано с реализацией инвестиционных программ, разработанных на основе программ комплексного развития, концессионных соглашений. Главной задачей в этой сфере является привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов. Реализация этой задачи должна осуществляться с привлечением широкого круга кредитных организаций.
Финансовая поддержка окажет значительное стимулирующее влияние на развитие коммунальной инфраструктуры и позволит задействовать внебюджетные источники финансирования. Активизация модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках разработки программ комплексного развития позволит преодолеть критическое отставание технологий в отрасли.
При такой комплексной реализации модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесс предоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.
5. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма
формирования мероприятий Программы и определение исполнителей
программных мероприятий
Целями Программы являются:
- приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие с принятыми стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- постепенный переход отрасли жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемый уровень с повышением эффективности, надежности и устойчивости функционирования систем коммунального комплекса;
- обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества;
- доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:
- обеспечение перехода на новые формы взаимоотношений и стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация и техническое перевооружение жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения;
- проведение энергоресурсосберегающих мероприятий на объектах жилищно-коммунального комплекса;
- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Механизм реализации Программы основан на двух направлениях - подпрограммах, каждая из которых предусматривает отдельные механизмы реализации.
Первое направление - подпрограмма "Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда" предполагает достижение к 2020 году уровня полной обеспеченности всеми видами коммунальных услуг многоквартирных домов. Для реализации первого направления необходимо проведение следующих мероприятий:
- создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;
- разработка системы финансирования реконструкции многоквартирных домов;
- энергоресурсосбережение в жилищном фонде;
- оснащение жилищного фонда приборами учета потребления ресурсов, что является важным моментом в энергосбережении. Этому будет способствовать приемка в эксплуатацию вновь вводимых жилых домов, а также после реконструкции и капитального ремонта строго при наличии приборов поквартирного и общего домового учета энергоресурсов;
- создание системы льготного кредитования собственников помещений многоквартирных домов на проведение работ, связанных с повышением благоустроенности многоквартирных домов;
- преобразование системы областной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции и капитального ремонта многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов.
Второе направление - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий:
- комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования и модернизации коммунальных систем жизнеобеспечения области с учетом основных направлений развития экономики;
- внедрение энергосберегающих мероприятий путем проведения модернизации жилищно-коммунального хозяйства, направленной на развитие систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации, которая в первую очередь предусматривает строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов инженерной инфраструктуры и направлена на развитие отрасли, а также повышение качества оказания услуг при снижении издержек производства;
- повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;
- создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;
- формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов;
- организационные меры, подразумевающие реализацию энергосберегающих мероприятий;
- обеспечение регламентации взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в многоквартирном доме в целях повышения ответственности сторон за обеспечение совокупной надежности, эффективности и качества коммунальных ресурсов и услуг;
- минимизация потерь, в том числе коммерческих потерь коммунальных ресурсов, за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета;
- формирование системы областной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях;
- создание системы существенного повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Сахалинской области.
Исполнителями программных мероприятий являются министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, администрации муниципальных образований, организации коммунального комплекса, управляющие компании, собственники жилых помещений.
6. Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение Программы осуществляется в 3 этапа.
На первом этапе (2010-2011 годы) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы.
На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается:
- разработка программ комплексного развития;
- финансирование наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов муниципальных образований. Определение инвестиционных проектов осуществляется в результате проведения конкурсного отбора;
- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
- переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий.
На основе накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы Программы и проводится завершение формирования необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы.
На третьем этапе (2016-2020 годы):
- ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;
- реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробирование механизмов привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов;
- реализация комплекса мер по снижению рисков кредитования путем предоставления областных и муниципальных гарантий;
- широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости;
- переход к системе финансирования реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции и капитального ремонта многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.
7. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом,
включая определение этапов реализации Программы
Программу предполагается реализовать в период 2010-2020 годов.
С учетом того, что в рамках Программы ежегодно осуществляется реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий, целесообразно в дальнейшем этапом реализации Программы определять календарный год.
По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оцениваются основные целевые индикаторы и показатели.
8. Предложения по участию областных органов исполнительной власти,
структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства
Сахалинской области в формировании Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
В формировании и реализации мероприятий Программы помимо министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области предполагается участие заинтересованных областных органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований и других организаций.
9. Предложения по определению областного органа исполнительной власти
в качестве координатора-разработчика Программы
Координатором-разработчиком Программы является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Сахалинской области ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области.
10. Предложения по финансовому обеспечению Программы
Оценочно ежегодные расходы областного бюджета на реализацию Программы могут составить до 900 млн. руб., в том числе по направлениям - подпрограммам:
1. Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда - 300-400 млн. рублей в год.
2. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры - 400-500 млн. рублей в год.
Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств областного бюджета, муниципальных бюджетов, средств собственником жилья, внебюджетных источников.
В целом общий объем финансирования Программы в 2010-2020 годах будет уточнен на этапе разработки мероприятий.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета будут уточняться, исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
11. Предварительная оценка ожидаемой результативности и
социально-экономической эффективности предлагаемого варианта
решения проблемы
Планируется, что реализация Программы к 2020 году приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Обеспечение многоквартирных домов всеми видами благоустройства жилья и предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволят повысить качество жизни граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться с помощью системы индикаторов согласно приложению к настоящей Концепции.
Успешная реализация Программы позволит:
- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе и довести уровень износа до 45 процентов;
- повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
- построить экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Приложение
к Концепции долгосрочной целевой программы "Комплексная
программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Сахалинской области на 2010-2012 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 27 августа 2010 г. N 648-р
Индикаторы
для оценки результативности реализации долгосрочной целевой
программы "Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области на 2010-2012 годы"
(далее - Программа)
N пп.* |
Показатель* |
Единица измерения |
Базовые значения 2009 года |
Значение на 01.01. 2010 |
Значение на 01.01. 2011 |
Значение на 01.01. 2012 |
Значение на 01.01. 2013 |
Значение на 01.01. 2014 |
Значение на 01.01. 2015 |
Значение на 01.01. 2016 |
Значение на 01.01. 2017 |
Значение на 01.01. 2018 |
Значение на 01.01. 2019 |
Значение на 01.01. 2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры: |
% |
65,5 |
64,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
холодного водоснабжения |
% |
65,5 |
67,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
горячего водоснабжения |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
теплоснабжения |
% |
63,5 |
63,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
водоотведения |
% |
54,5 |
57,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
электроснабжения |
% |
74 |
72,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Количество аварий в год на инженерных сетях: |
Ед.д. |
4081 |
5313 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
на водопроводных сетях |
Ед.д. |
516 |
1655 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
на канализационных сетях |
Ед. |
3145 |
3288 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
на паровых и тепловых сетях |
Ед. |
420 |
370 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Доля жилищного фонда, обеспеченного основными системами инженерного обеспечения, в общем объеме жилищного фонда: |
% |
84,0 |
95,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
в городской местности: |
% |
90,0 |
97,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
холодного водоснабжения |
% |
94,0 |
94,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
горячего водоснабжения |
% |
38,0 |
47,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
отопления |
% |
90,0 |
97,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
канализации |
% |
90,0 |
91,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
в сельской местности: |
% |
54,0 |
92,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
холодного водоснабжения |
% |
67,0 |
70,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
горячего водоснабжения |
% |
10,0 |
9,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отопления |
% |
54,0 |
92,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
канализации |
% |
57,0 |
64,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета: |
% |
1,7 |
1,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
холодного водоснабжения |
% |
4,5 |
4,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
горячего водоснабжения |
% |
0,3 |
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
учета теплоснабжения |
% |
0,3 |
0,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Доля котельных в общем количестве котельных, оснащенных приборами учета тепловой энергии |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Доля установленных приборов учета воды на объектах коммунального комплекса |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Общее количество организаций в ЖКХ |
Ед. |
152 |
173 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Количество частных организаций в управлении коммунальной инфраструктурой |
Ед. |
103 |
122 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса |
% |
67,8 |
70,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Количество концессионных соглашений в коммунальном комплексе |
Шт. |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями |
% |
29,9 |
52,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Удельный вес жилищного фонда - ветхое жилье |
% |
7,5 |
6,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Удельный вес жилищного фонда - аварийное жилье |
% |
2,5 |
2,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Уровень собираемости платы за жилое помещение и коммунальные услуги |
% |
91,4 |
92,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Объем капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда |
Ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Количество объектов инженерной инфраструктуры, на которых проведены работы по модернизации и реконструкции |
Ед. |
16 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Показатели индикаторов на 2011-2020 годы и методика их расчета будут уточнены при разработке Программы, в том числе и в зависимости от разбивки объемов финансирования Программы по годам реализации.
** Все индикаторы, предложенные для включения в концепцию Программы, при разработке проекта Программы будут пересмотрены и уточнены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 27 августа 2010 г. N 648-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Сахалинской области на 2010-2020 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был