Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа "Молодежная политика о городском округе
"Город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы"
26 сентября 2007 г., 22 ноября 2008 г., 27 мая 2009 г.,
28 апреля 2010 г.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27 мая 2009 г. N 1528/63-09-3 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы "Молодежная политика в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2006 - 2010 годы"
Наименование программы - программа "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006 - 2010 годы".
Заказчик программы - администрация города Южно-Сахалинска.
Разработчик программы - Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Южно-Сахалинска.
Основные исполнители программы - Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике, департамент образования, управление культуры, МУ "МПЦ "Южный", МУ МБТ, МУ ОДМК, ГУЦЗН г. Южно-Сахалинска, детские и молодежные общественные объединения.
Сроки реализации программы - 2006-2010 годы с ежегодным формированием списка мероприятий и их финансового обеспечения.
Цели программы - создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества.
Основные задачи программы - цель реализуется по трем направлениям:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Интеграция молодежи в социально-экономические отношения предполагает решение вопросов профессиональной ориентации молодежи, ее трудоустройства, занятости, благосостояния.
Интеграция молодежи в общественно-политическую деятельность предполагает решение вопросов участия молодежи в общественных организациях, органах власти, в электоральных процессах и международных контактах.
Интеграция молодежи в социокультурные отношения предполагает решение вопросов воспитания молодежи, ее информированности, физического, духовного и нравственного здоровья молодого поколения, профилактики асоциального поведения.
Объемы и источники финансирования программы
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы составляет 99,646 млн. руб., в том числе по срокам:
2006 г. - 30,35 млн. руб.;
2007 г. - 27,72 млн. руб.;
2008 г. - 21,425 млн. руб.;
2009 г. - 10,501 млн. руб.,
2010 г. - 9,65 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: увеличение количества молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежной аудитории - потребителей адресных продуктов электронных и печатных СМИ; рост рейтинга познавательных, образовательных, общественно-политических, социокультурных, художественных молодежных программ и изданий в молодежной аудитории; увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой и спортом; сокращение доли молодежи, употребляющей наркотики, табак, алкоголь; сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, а также доли совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений; сокращение среди молодежи травматизма и смертности от неестественных причин; увеличение доли молодежи, вовлеченной в развивающие формы досуга.
Система организации контроля за исполнением программы - координацию и оценку реализации программы осуществляет координационный совет программы, формируемый из представителей органов управления и общественных объединений, осуществляющих работу с молодежью. Контроль по исполнению мероприятий в рамках молодежной политики осуществляет вице-мэр, курирующий социальную сферу.
Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Южно-Сахалинска осуществляет текущую и организационную работу, ежеквартально предоставляет отчет о ходе реализации программы в комитет экономики администрации города.
При этом силами институтов гражданского общества осуществляется общественный контроль за ходом выполнения программы.
I. Введение
Программа "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" разработана на основе Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. от 21.12.04 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (в ред. от 22.04.05 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Сахалинской области от 31.10.2002 г. N 369 (в ред. от 30.04.2004 г.) "О государственной молодежной политике в Сахалинской области.
Программа опирается на отечественный опыт работы с молодежью, накопленный государственными и муниципальными институтами, общественными объединениями.
Основа программы - общественно-муниципальный характер ее реализации с широким контролем со стороны институтов гражданского общества.
Программа "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" строится на основе следующих принципов.
1. Принцип сетевого взаимодействия
Партнерское участие организаций, работающих с молодежью на разных уровнях (региональном, муниципальном) в реализации мероприятий программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006 - 2010 годы" позволяет обеспечить масштабность и адресность, эффективность финансовых вложений, объединение ресурсов (организационных, содержательных, человеческих и пр.), значительное увеличение возможностей апробации и внедрения результатов.
2. Принцип межсекторного сотрудничества
Включение проектов, осуществляемых различными сахалинскими, российскими, зарубежными и международными организациями (в т.ч. общественными и частными) в реализацию мероприятий программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" на условиях софинансирования позволит:
привлечь дополнительные средства и ресурсы;
аккумулировать позитивный российский и международный опыт;
привлечь к реализации программных мероприятий дополнительный кадровый потенциал.
Общественно-муниципальный характер реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" предусматривает прозрачность в принятии решений, проведение открытых конкурсных отборов на реализацию мероприятий, общественный контроль за ходом ее реализации, информационную поддержку.
3.Принцип планирования от результата
В целях успешной реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" осуществляются процедуры постоянного мониторинга и оценки результатов деятельности. Экспертные заключения о параметрах и характеристиках полученных промежуточных программных результатов являются основанием для планирования очередного этапа. Ежегодно в формате сравнительного анализа фиксируются и описываются планируемые и полученные результаты, вносятся корректировки в очередное планирование этапа реализации программы.
4. Принцип этапности в реализации
Программа "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" реализуется в два этапа.
Первый этап реализуется в течение 2006-2009 годов. В ходе реализации I этапа будут проведены мониторинги, выявление и анализ ресурсов, на базе которых начнется реализация задач по трем направлениям; формирование и отработка систем управления, информационного обеспечения программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы". В ходе реализации этапа будут освоены основные объемы работ; обобщены результаты мониторингов и внесены коррективы в содержание заказов по выполнению мероприятий; будет проведена промежуточная экспертиза результатов программы, осуществлено распространение полученных результатов. Четырехлетний цикл этапа позволит обеспечить системность реализации посредством 3- и 4-летних непрерывных проектов (контрактов). Планово-показательный, наиболее значимый год в данном этапе - 2009-й, обусловленный получением результатов от внедрения программных мероприятий в практику молодежной политики.
Второй этап осуществляется в течение 2010 года. В ходе реализации II этапа завершаются программные мероприятия, подводятся итоги по решению задач программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы". На основе обобщения полученных результатов выстраивается стратегия развития муниципальной молодежной политики в городском округе "город Южно-Сахалинск" на последующий период.
5. Управление программой "Молодежная политика в городском округе
"город Южно-Сахалинск" на 2006 - 2010 годы"
Реализация программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" строится на привлечении широкого круга общественных организаций, обеспечивающих эффективность осуществления проектов программы, создание позитивного общественного мнения. При этом силами институтов гражданского общества осуществляется общественный контроль над ходом выполнения программы.
Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Южно-Сахалинска определяет основное содержание направлений и мероприятий программы, их соответствие программным целям и задачам, доводит информацию о реализации программы до населения и создает условия для реализации программных мероприятий.
Департамент образования осуществляет аттестацию специалистов в сфере молодежной политики по новым и существующим специальностям и нормативам.
Координацию и оценку реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" осуществляет координационный совет программы, формируемый из представителей органов местного самоуправления и общественных объединений, осуществляющих работу с молодежью.
6. Механизм реализации мероприятий программы
"Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск"
на 2006 - 2010 годы"
Основным механизмом реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" должна стать организация конкурсов проектов, направленных на решение задач в рамках мероприятий программы. При этом основная задача органов местного самоуправления - организационное, информационное и методическое обеспечение конкурсов. Основным механизмом реализации задач программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" становится осуществление проектов институтами гражданского общества таким образом, чтобы в них могли принять участие организованные и неорганизованные молодые люди, проживающие на всей территории городского округа "город Южно-Сахалинск".
Мероприятия программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" реализуются способом муниципальных закупок, посредством проведения конкурсных процедур.
Предполагается проведение конкурсов двух типов. К первому типу конкурсов относится обеспечение реализации государственного заказа в соответствии с Федеральным законом N 97-ФЗ от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Второй тип конкурсов проводится на основании специально разработанных процедур и регламентирует получение грантов на реализацию проектов в рамках мероприятий программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы". Для достижения программных целей и максимального вовлечения в программу институтов гражданского общества, представленных прежде всего общественными организациями в соответствии с положением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (145 ФЗ) и на основании Закона о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (98 ФЗ) для реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" будут организованы конкурсы на предоставление муниципальных грантов.
Организации - победители данных конкурсов - получат возможность реализовать проекты, вовлекающие в созидательную, общественно полезную деятельность, широкий круг молодых людей, проживающих на территории муниципального округа "город Южно-Сахалинск".
Конкурсный отбор и финансирование в рамках муниципальных контрактов и договоров не предполагает поддержку организаций. Средства направляются на реализацию проектов с четко выстроенными результатами.
Еще один важный инструмент реализации программы "Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" - развитие инфраструктуры муниципальной молодежной политики. В рамках данной программы предлагается профинансировать ремонт клубов по месту жительства, ремонт и строительство спортивных площадок.
Важным показателем качества программы и ее востребованности обществом станет привлечение к финансированию реализации ее отдельных проектов внебюджетных источников: российские бизнес структуры, фонды местных сообществ, зарубежные государственные и частные донорские организации.
Финансирование программы будет осуществляться исходя из возможностей бюджета городского округа "город Южно-Сахалинск". Ежегодно будет составляться план мероприятий и смета расходов.
Координацию и оценку реализации программы осуществляет координационный совет программы, формируемый из представителей органов местного и общественных объединений, осуществляющих работу с молодежью.
Контроль по исполнению мероприятий в рамках молодежной политики осуществляет вице-мэр, курирующий социальную сферу.
Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Южно-Сахалинска осуществляет текущую и организационную работу, ежеквартально предоставляет в комитет экономики администрации г. Южно-Сахалинска отчет о ходе реализации программы.
Ведомства, участвующие в реализации программы предоставляют в Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике ежеквартальный отчет о реализации мероприятий по своим направлениям.
При этом силами институтов гражданского общества осуществляется общественный контроль за ходом выполнения программы.
Неотъемлемой частью программы должно стать проведение независимой оценки как программы в целом, так и ее отдельных направлений и проектов.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.
Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.
Следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 1920-ми годами. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общества и государства.
Проблемы молодежи в современной России определяют приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.
Недостаточную роль играют и молодежные объединения, в силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодежи, организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении своей профессионально заостренной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет то, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт привлечения молодых людей к управленческим процессам.
В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.
Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Вместе с тем инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.
Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных и муниципальных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
На муниципальном уровне предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, укреплять материально-техническую базу Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и подведомственных учреждений.
Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика.
В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении разных источников (бюджеты Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней), принципов финансирования (конкурсный, гранты, целевой), объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования учреждений молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации и т. д.).
Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят результаты работы.
По данным переписи населения 2002 года в муниципальном образовании "город Южно-Сахалинск" проживает 181165 человек, из них 54869 граждан - от 14 до 29 лет, что составляет 30,3% населения.
Возраст, лет |
На 01.01.2002 г. |
На 01.01.2003 г. |
На 01.01.2004 г. |
0 |
1769 |
1814 |
2051 |
0-2 |
5203 |
5350 |
5584 |
3-5 |
5035 |
4939 |
4833 |
6 |
1517 |
1746 |
1524 |
1-6 |
9986 |
10221 |
9890 |
7 |
1747 |
1525 |
1636 |
8-13 |
14630 |
13224 |
11247 |
14-15 |
6726 |
6593 |
5760 |
16-17 |
6163 |
6510 |
6895 |
18-19 |
5729 |
6027 |
6941 |
20-24 |
14489 |
14330 |
18375 |
14-24 |
33107 |
33460 |
37971 |
25-29 |
15063 |
15118 |
16898 |
14-29 |
48170 |
48578 |
54869 |
Одной из основных проблем города Южно-Сахалинска при существующей демографической ситуации является неуклонное снижение уровня здоровья детей и молодежи. Неудовлетворительные факторы внешней среды, учебно-производственный, фактор питания, курение, употребление спиртных напитков, гиподинамия, потеря молодежью морально-этических ценностей оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья детей и молодежи. Поданным департамента здравоохранения и социального развития уровень общей заболеваемости детей в 2004 году в сравнении с 2003 годом увеличился на 10,8% (в том числе подростков 15-17 лет - на 0,5%). В структуре общей заболеваемости наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания, что составляет 36,3% от общей заболеваемости подростков, органов пищеварения - 17,5%. Заболевания глаз и болезни костно-мышечной системы занимают 3-е место, соответственно по 7,8%. По-прежнему растет заболеваемость хроническим алкоголизмом.
В 2004 г. - 18,1%, что в 6 раз превышает показатель 2003 года (3,3%). Остается высокой заболеваемость наркоманией, а также заболеваемость, передающаяся половым путем, в том числе ВИЧ-инфицирование.
Социальные преобразования, происходящие в обществе в последние годы, повысили психические нагрузки на детей в семье и школе. Особенно ощутимо это сказывается на ослабленных детях, на детях, не получающих полноценного питания, на детях с нарушениями школьной адаптации.
Наблюдается рост численности детей-инвалидов и детей группы риска, количество детей 1 группы здоровья в школьном возрасте не превышает 30%, а это значит, что превалирующее большинство детей (70%) в возрасте 7 лет уже имеют различные нарушения соматического и психического здоровья или особенности функционального развития.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления несовершеннолетних города Южно-Сахалинска, в том числе детей группы риска, детей-сирот, опекаемых детей, детей-инвалидов, детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, является одной из наиболее острых социальных проблем. Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация отдыха детей в каникулярный период отнесена к вопросам местного значения и финансирование с 1 января 2006 года должно осуществляться из местного бюджета.
В условиях отсутствия денежных средств в муниципальной казне остро стоит проблема сохранения и развития оздоровительной базы и создания условий для развития малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.
Итоги организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи в г. Южно-Сахалинске в 2002 - 2004 гг.
Организация отдыха и оздоровления детей |
Кол-во детей в 2002 году |
Кол-во детей в 2003 году |
Кол-во детей в 2004 году |
1. Организация отдыха и оздоровления при учреждениях образования |
2545 |
2574 |
2336 |
2. Организация отдыха и оздоровления при прочих бюджетных организациях и учреждениях |
568 |
1993 |
809 |
3. Организация отдыха и оздоровления при учреждениях физической культуры и спорта |
1193 |
885 |
1149 |
4. Организация отдыха и оздоровления при учреждениях культуры |
268 |
166 |
1402 |
5. Другие виды отдыха и оздоровления детей и молодежи |
3211 |
7838 |
15502 |
6. Туристические походы и экскурсии |
4603 |
2812 |
1173 |
7. Загородные лагеря отдыха |
3413 |
2352 |
2407 |
Итого в городе: |
16028 |
18620 |
24778 |
Ситуация на рынке труда по-прежнему сложная. В 2004 году в центр занятости населения обратилось в поиске работы 4409 граждан, из них 2029 человек в возрасте 16-29 лет, в том числе 697 несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет. Трудоустроено 1639 человек в возрасте 16-29 лет, из них 589 несовершеннолетних, что составляет 80,7% от числа обратившихся. Статус безработного имели 211 человек в возрасте до 29 лет.
На учете по безработице в 2004 году стояли 83 выпускника образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
977 человек в возрасте 16-29 лет, в том числе 360 человек в возрасте 16-17 лет, получили профориентационные услуги.
153 человека в возрасте 16-29 лет, из них 20 несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет, направлены центром занятости в 2004 году на профессиональное обучение.
Участвовали в общественных работах 102 человека в возрасте 16-29 лет.
Работа муниципального учреждения "Молодежная биржа труда", созданного при Управлении по физической культуре, спорту и молодежной политике, позволяет снять напряженность на рынке труда.
Организация временной трудовой занятости детей и молодежи в г. Южно-Сахалинске
Количество трудоустроенных через Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике (за счет бюджетных средств) |
Финансовые: средства (тыс. руб.) |
||||
Местный бюджет |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Средства работодателей |
||
2002 год |
1167 (823) |
998,3 |
104,7 |
655,6 |
462,7 |
2003 год |
2181 (1594) |
2239,3 |
0 |
216,3 |
200 |
2004 год |
1915 (1813) |
2698,5 |
0 |
448 |
52 |
Необходимо отметить, что молодые специалисты находятся в неравных условиях по сравнению с другими безработными гражданами, которые имеют образование и опыт работы.
Работодатель предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места и принимает на работу опытного человека.
Решение проблемы обеспечения максимальной круглогодичной занятости несовершеннолетних и молодежи общественно-полезными делами, организации полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков города Южно-Сахалинска в дни школьных каникул является в настоящее время одной из самых значимых социальных задач, требует продуманного программно-целевого подхода.
Криминогенная обстановка в молодежной среде остается напряженной.
Численность несовершеннолетнего населения г. Южно-Сахалинска составляет 37479 человек, из них 12655 человек - в возрасте 14-17 лет.
В течение шести месяцев 2005 года в областном центре было зарегистрировано 126 преступлений, которые совершили 123 несовершеннолетних. За аналогичный период 2004 года 167 преступлений совершили 142 несовершеннолетних. Сравнительный процент составил: по количеству преступлений - 24,6%, по количеству несовершеннолетних - 13,4%. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними за шесть месяцев 2005 года, среди общего количества преступлений составил 13,8%; за аналогичный период 2004 года составил 17,0%.
На 19,8% меньше совершено преступлений в 2005 году несовершеннолетними в группе.
На 4,8% меньше совершено несовершеннолетними в течение шести месяцев 2005 года преступлений в общественных местах. Таких преступлений в первом полугодии 2005 г. совершено 20, а за аналогичный период 2004 года - 21.
В состоянии опьянения несовершеннолетними в течение шести месяцев 2005 года совершено 25 преступлений, АППГ - 18.
Снизилось количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 30,1%.
Если анализировать структуру преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение шести месяцев 2005 года, то следует отметить, что в структуре подростковой преступности не преобладают корыстно-имущественные преступления.
Несовершеннолетними было совершено: |
6 мес. 2005 г. |
6 мес. 2004 г. |
краж |
54 |
95 |
грабежей |
35 |
19 |
разбоев |
4 |
0 |
незаконных оборотов наркотиков |
0 |
1 |
хулиганства |
0 |
0 |
неправомерных завладений транспортными средствами |
13 |
32 |
Вышеуказанные показатели преступности несовершеннолетних в г. Южно-Сахалинске показывают, что, как и прежде, складывается напряженная оперативная обстановка в подростковой среде.
В муниципальном образовании "город Южно-Сахалинск" существует более 49 официально зарегистрированных общественных организаций, которые ведут работу с детьми и молодежью. При этом необходимо отметить отсутствие координации деятельности данных организаций и их недостаточное взаимодействие с органами местного самоуправления, результатом чего является низкий уровень работы с детьми и молодежью города, нет положительного решения многих проблем в молодежной среде.
К сожалению, существующие, экономические и социальные программы города недостаточно учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В центре внимания молодежной политики должна оказаться молодежь как стратегический ресурс, главный носитель будущего, основной источник инноваций, важнейший фактор перемен. К возрасту сегодня надо относиться как к понятию не только демографическому, но рассматривать его также в сочетании с экономическими, социальными и политическими условиями развивающегося общества. Такой подход к молодежи, оценке ее роли и значения для настоящего и будущего города способен выработать особую государственную политику, молодежную политику, работающую на управление процессами в многообразной молодежной среде, принятие адекватных решений на опережение негативных социальных событий, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, ускорение развития взамен политики запоздалой реакции на уже развившиеся противоречия и проблемы.
Для того чтобы оказать поддержку молодежи и направить ее потенциал на благо общества, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т. д. Эти знания необходимы для всего общества, для того чтобы спроектировать реальную молодежную политику. Кроме этого, эти знания должны находить свое отражение в законах, с помощью которых государство, все общество хотело бы повлиять на процессы социализации молодежи и процессы замещения поколений.
III. Основная цель, задачи и направления реализации программы
"Молодежная политика в городском округе "город Южно-Сахалинск"
на 2006 - 2010 годы"
Основной целью программы является создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества.
1. Цель реализуется по трем направлениям:
2. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
3. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
4. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Интеграция молодежи в социально-экономические отношения предполагает решение вопросов профессиональной ориентации молодежи, ее трудоустройства, занятости, благосостояния.
Интеграция молодежи в общественно-политическую деятельность предполагает решение вопросов участия молодежи в общественных организациях, органах власти, в электоральных процессах и международных контактах.
Интеграция молодежи в социокультурные отношения предполагает решение вопросов воспитания молодежи, ее информированности, физического, духовного и нравственного здоровья молодого поколения, профилактики асоциального поведения.
Направление 1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения
В рамках данного направления решаются следующие задачи:
Задача 1.1. Создание условий для развития конкурентоспособности молодежи и ее активного включения в социально-экономические отношения.
Задача 1.2. Закрепление талантливой молодежи в экономике города и региона.
Задача 1.3. Обеспечение равных возможностей самореализации молодых граждан с ограниченными возможностями и оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Задача 1.4. Повышение благосостояния молодых граждан и поддержка молодой семьи.
В результате реализации первого направления ожидается усиление тенденции интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь города, что означает:
- снижение безработицы среди молодежи;
- уменьшение сроков поиска работы молодыми гражданами;
- увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (инвалиды; выпускники детских домов и школ-интернатов; молодежь группы риска; другие категории молодежи с особыми потребностями);
- рост численности коммерческих, некоммерческих (в т. ч. общественных) структур, работающих с молодежью.
Направление 2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения
В рамках данного направления решаются следующие задачи:
Задача 2.1. Включение молодежи в деятельность органов власти всех уровней и общественно-политическую жизнь.
Задача 2.2. Создание механизмов содействия молодежному самоуправлению, развитию общественных инициатив молодежи.
В результате реализации второго направления ожидается усиление тенденции интеграции молодежи в общественно-политические отношения, что означает:
увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня;
рост числа молодых людей - членов общественных объединений;
увеличение экономии бюджетных средств за счет реализации инициатив общественных молодежных структур и результатов деятельности волонтерского движения;
увеличение количества нормативных актов, затрагивающих интересы молодежи.
Направление 3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения
В рамках данного направления решаются следующие задачи:
Задача 3.1. Формирование системы социального и семейного воспитания молодежи города.
Задача 3.2. Формирование информационной среды для молодежи.
Задача 3.3. Обеспечение воспитательных условий противодействия экстремистскому поведению в молодежной среде.
Задача 3.4. Обеспечение воспитательных условий противодействия криминализации молодежной среды.
Задача 3.5. Формирование культуры безопасности жизни в молодежной среде.
Задача 3.6. Формирование здорового образа жизни молодежи; профилактика опасных для здоровья зависимостей.
В результате реализации третьего направления ожидается усиление тенденции интеграции молодежи в социокультурные отношения, что означает:
увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России;
снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации;
увеличение доли молодежной аудитории - потребителей адресных продуктов электронных и печатных СМИ;
рост рейтинга познавательных, образовательных, общественно-политических, социокультурных, художественных молодежных программ и изданий в молодежной аудитории;
увеличение числа молодых участников медиаобразовательных проектов;
увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой и спортом;
сокращение доли молодежи, употребляющей наркотики, табак, алкоголь;
сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, а также доли совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений;
сокращение среди молодежи травматизма и смертности от неестественных причин;
увеличение количества молодежи, вовлеченной в развивающие формы досуга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.