Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основные принципы управления
Основными принципами управления муниципальной собственностью, обеспечивающими достижение планируемых целей и решение вытекающих из них задач, являются:
- определение цели управления применительно к каждому объекту управления или группе объектов;
- выбор способа достижения цели;
- построение системы управления;
- обеспечение эффективности управления;
- обеспечение профессионализма управления.
Функционирование системы управления муниципальной собственностью осуществляется в рамках действующего законодательства.
Система регулирования процесса управления муниципальной собственностью состоит из правовых актов, разрабатываемых на федеральном, региональном и местном уровне.
2.1. Управление имуществом в оперативном управлении и хозяйственном ведении
Управление имуществом в оперативном управлении и хозяйственном ведении регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- решение городского Собрания от 26.04.2006 N 274/15-06-3 (ред. от 26.09.2007) "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск",
- решение городского Собрания от 26.09.2007 N 804/37-07-3 "О положении "О порядке и размере отчисления части прибыли муниципальными унитарными предприятиями",
- решение городского Собрания от 29.03.2006 N 222/14-06-3 "О порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа "Город Южно-Сахалинск".
2.1.1. Муниципальные предприятия городского округа "Город Южно-Сахалинск"
В 2009 году из 19 зарегистрированных муниципальных унитарных предприятий:
- действующих - 9 МУП,
- не начинающих ведение финансово-хозяйственной деятельности -1 МУП "КЖУ-7",
- прекратившие финансово-хозяйственную деятельность и находящиеся на стадии ликвидации - 4 МУП,
- признанных решениями судов несостоятельными (банкротом) - 5 МУП (кроме того, по МУП ПАТО конкурсное производство завершено 23 сентября 2009 года).
Действующие и находящиеся в стадии ликвидации или банкротства муниципальные предприятия
Таблица N 6
Действующие муниципальные предприятия
N п/п |
Наименование МУП |
Состояние |
Дата открытия процедуры |
1 |
МУП "Завод строительных материалов им. М. А. Федотова" |
Действ. |
|
2 |
МУП "Бани" |
Действ. |
|
3 |
МУП "Лотос" |
Действ. |
|
4 |
МУП "Бюро ритуальных услуг" |
Действ. |
|
5 |
МУП "Горархитектура" |
Действ. |
|
6 |
МУП "ТКФ "Орбита-Сервис" |
Действ. |
|
7 |
МУП "ЖЭУ N 10" |
Действ. |
|
8 |
МУП "Монерон" |
Действ. |
|
9 |
МУП "Остров" |
Действ, |
|
Находящиеся в стадии ликвидации | |||
1 |
МУП "Новость" |
Ликвидация |
20.04.2005 |
2 |
МУП "Южно-Сахалинский оптовый рынок" |
Ликвидация |
07.11.2005 |
3 |
МУП "Аптека 22" |
Ликвидация |
03.04.2006 |
4 |
МУП "Инновационный фонд города Южно-Сахалинска" |
Ликвидация |
25.05.2006 |
Находящиеся в стадии банкротства | |||
1 |
МУП "ВКХ "Водоканал" |
Банкротство |
20.04.2005 |
2 |
МУП "Тепловые сети" |
Банкротство |
07.11.2005 |
3 |
МУП КЖКХиБ п. Синегорск |
Банкротство |
03.04.2006 |
4 |
МУП "Ремжилтехник" |
Банкротство |
25.05.2006 |
5 |
МУП ЖПЭТ |
Банкротство |
23.07.2009 |
Согласно постановлению мэра Южно-Сахалинска N 107 от 26.01.2007 года "О мерах по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий" функции контроля за деятельностью МУП, в т. ч. финансово-хозяйственной деятельности, закреплены за несколькими структурными подразделениями администрации города, в т. ч.:
- за департаментом городского хозяйства 12 МУП,
- за департаментом здравоохранения 1 МУП,
- за управлением потребительского рынка 1 МУП,
- за ДАГУН 1 МУП.
В соответствии с постановлением мэра города от 18 марта 2008 N 608 "Об утверждении Положения о системе критериев для сохранения в собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", проводится оценка эффективности деятельности муниципальных предприятий по следующим критериям.
Таблица N 7
N п/п |
Критерии оценки |
1 |
Наличие организаций иных организационно-правовых форм и форм собственности, производящих (реализующих) аналогичную продукцию либо предоставляющих аналогичные услуги |
2 |
Возможность производства (реализации) продукции, оказания услуг организациями иных организационно-правовых форм и форм собственности на договорной основе, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета городского округа |
3 |
Получение прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности |
4 |
Стабильность и величина выплаты части прибыли |
5 |
Размер: - дебиторской задолженности - кредиторской задолженности |
6 |
Стоимость основных средств |
7 |
Наличие основных фондов, не используемых в производстве |
8 |
Стоимость чистых активов |
9 |
Общая рентабельность |
10 |
Размер налоговых платежей, перечисленных в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, наличие просроченной задолженности по налоговым платежам |
11 |
Социальная значимость производимой продукции и оказываемых услуг |
Оценка экономической эффективности МУП "ТКФ "Орбита-Сервис"
Таблица N 8
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя за 2008 год |
Эффективность показателя |
|
Показатели рентабельности хозяйственной деятельности |
||
1 |
Общая рентабельность хозяйственной деятельности |
4,07% |
Несмотря на снижение показателя общей рентабельности хозяйственной деятельности по МУП "ТКФ "Орбита-Сервис" по сравнению с 2007 годом, финансовый результат по итогам 2008 года сложился в виде прибыли в размере 169 тыс. рублей. |
|
Показатели ликвидности |
||
2 |
Коэффициент текущей ликвидности (нормативный показатель от 1,5 до 2,0%) |
2,47% |
Коэффициент текущей ликвидности превышает нормативный показатель. В 2008 году коэффициент текущей ликвидности возрос на 39% по сравнению с данными за 2007 год. |
3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (нормативный показатель 0,2-03%) |
0,09% |
Платежеспособность предприятия сложилась ниже нормативного значения. При этом в 2008 году коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,06% по сравнению с уровнем 2007 года. |
|
Показатели финансовой устойчивости |
||
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,59% |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами за 2008 год возрос на 34% по сравнению с аналогичным показателем за 2007 год. |
|
Показатели деловой активности |
||
|
Выручка от реализации |
4153 тыс. руб. |
В 2008 году выручка от реализации возросла в 1,1 раза по сравнению с данными за 2007 год. |
|
Среднесписочная численность |
13 человек |
Среднесписочная численность работников в 2008 году сохранилась на уровне 2007 года. |
|
Среднемесячная заработная плата |
16,8 тыс. руб. |
Среднемесячная заработная плата работников предприятия возросла на 11 % по сравнению с уровнем 2007 года. |
По результатам деятельности муниципальных унитарных предприятий за 2009 год чистая прибыль составила 9,746 млн. руб.
Прибыльными являются 4 предприятия: МУП БРУ, МУП "ЗСМ им. М.А. Федотова", МУП "Монерон", МУП "ТФК "Орбита-Сервис".
Убыточными являются 5 предприятий: МУП "Бани", МУП "Горархитектура", МУП "Лотос", МУП "Остров", МУП "ЖЭУ-10".
Наиболее крупным муниципальным предприятием является МУП "ЗСМ им. М.А. Федотова", в хозяйственное ведение которого передан наибольший состав объектов нежилого фонда в количестве 16 объектов первоначальной балансовой стоимостью 39,512 млн. руб., в 2009 году объем выпускаемой продукции составил 173,150 млн. руб., чистая прибыль составила 13,622 млн. руб.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года численность работников, занятых на муниципальных унитарных предприятиях, сократилась в 2009 году на 47% и составила 279 человек. Среднемесячная заработная плата работников имеет тенденцию снижения: 22457 рублей в 2007 году, 20731 рубль в 2008 год, 20652 рубля в 2009 году.
Доходы бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, по итогам работы за 2008 год составили 0,684 млн. руб. при плане на 2009 год 2,0 млн. руб.
2.1.2. Муниципальные бюджетные учреждения и муниципальные автономные бюджетные учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" В городском округе "Город Южно-Сахалинск" зарегистрировано 118 муниципальных бюджетных учреждений, из которых:
- 3 учреждения подведомственны администрации села Синегорск;
- 3 учреждения подведомственны администрации села Дальнего;
- 3 учреждения подведомственны администрации села Березняки;
- 3 учреждения подведомственны комитету по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска;
- 4 учреждения подведомственны управлению по физической культуре и спорту администрации города Южно-Сахалинска;
- 15 учреждений подведомственны департаменту здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска;
- 69 учреждений подведомственны департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска;
- 16 учреждений подведомственны управлению культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска;
- 2 учреждения подведомственны администрации города Южно-Сахалинска;
- 1 учреждение подведомственно департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Кроме того, в городском округе "Город Южно-Сахалинск" зарегистрировано 8 муниципальных автономных учреждений, в т. ч. в 2009 году 7:
- автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества г. Южно-Сахалинска",
- МАУ "Транспортная компания",
- МАУ "Транспортная компания-1",
- МАУ "Транспортная компания-2",
- МАУ "Транспортная компания-3",
- МАУ "Транспортная компания-4",
- МАУ "Управление городским дорожным хозяйством".
В оперативное управление муниципальным учреждениям и муниципальным автономным учреждениям передана большая часть муниципального имущества: 45% в количестве 11718 ед. остаточной балансовой стоимостью 4 451 567,5 млн. руб., износ имущества - 37%.
2.1.3. Сведения о хозяйствующих субъектах, в состав учредителей которых входит администрация города Южно-Сахалинска Городской округ "Город Южно-Сахалинск" в лице ДАГУН города Южно-Сахалинска входит в состав учредителей:
- 13 акционерных обществ, из них со 100% долей в уставном капитале - 4 обществ, с различной долей участия в уставном капитале - 9;
- 2 обществ с ограниченной ответственностью, одно из которых находится в стадии банкротства, второе не осуществляет деятельность;
- 2 некоммерческих организаций, не осуществляющих деятельность. Перечень хозяйствующих субъектов, в состав учредителей которых входит городской округ "Город Южно-Сахалинск" в лице ДАГУН города Южно-Сахалинска
Таблица N 9
Тыс. рублей
N п/п |
Форма собственности |
Наименование |
Уставной капитал, |
Вклад городского округа/доля |
Дивиденды |
||
денежный |
имущественный |
2008 г. |
2009 г. |
||||
1. |
Акционерные общества, 100% акций которых закреплено в муниципальной собственности |
1.ОАО "СТАРК" |
9205 |
нет |
6903,7 75%-1 |
2100 |
594 |
2. ОАО "Электросервис" |
19514,5 |
нет |
19514,5 100% |
0 |
0 |
||
3. ОАО "Транспортная компания"*** |
100 |
100, 100% |
нет |
0 |
0 |
||
4. ОАО "КЖУ N 7"** |
100 |
100, 100% |
нет |
0 |
0 |
||
5. ОАО "Городской парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина"** |
100 |
100, 100% |
нет |
0 |
0 |
||
2. |
Акционерные общества с различной долей участия в уставном капитале |
6. ОАО "МП "Регион"** |
100 |
25 25% |
нет |
0 |
0 |
7. ОАО "Содружество" |
27820 |
нет |
6955,1 25%+1 |
40 |
0 |
||
8. ОАО "Сахалинский континентальный шельф"** |
1000 |
40 4% |
нет |
0 |
0 |
||
9. ОАО "Сахалин"** |
10 |
нет |
0,580 5,8% |
0 |
0 |
||
10. ОАО "СТК "Горный воздух" |
6000 |
245 4,08% |
нет |
0 |
0 |
||
11. ОАО "Сахалинская коммунальная компания" |
1000 |
нет |
250,001 25%+1 |
0 |
0 |
||
12. ОАО "Сахалинское агентство по ипотечному жилищному кредитованию" |
15000 |
3900 26% |
нет |
0 |
0 |
||
13. ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" |
100 |
25,1 25%+1 |
нет |
0 |
0 |
||
3. |
Общества с ограниченной ответственностью с различной долей участия в уставном капитале |
13. ООО "Редакция газеты Южно-Сахалинск"* |
2000 |
нет |
617 33% |
0 |
0 |
14.ООО СП "Научно-производственные технологии"** |
100 |
30 30% |
нет |
0 |
0 |
||
4. |
Некоммерческие организации |
15. "Южно-Сахалинский Фонд жилья и ипотеки"** |
100 |
|
|
|
|
16. "Некоммерческий фонд поддержки малого и среднего бизнеса"** |
|
|
|
|
|
||
|
Итого |
|
|
4565,1 |
34240,9 |
2140 |
594 |
* Признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
** Не ведет финансово-хозяйственную деятельность.
*** Планируется ликвидация
В 2008 году (по итогам за 2007 год) перечислены в бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск" дивиденды в размере 2,14 млн. руб., при бюджетном задании на 2008 год 0,4 млн. руб.
В отчетный период принято решение в выплате дивидендов в бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск" (ОАО "Старк") в размере 0,594 млн. руб., срок оплаты установлен до 31.12.2009.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" выплата дивидендов обществом осуществляется на основании решения общего собрания акционеров. Решения о выплате (объявлении) дивидендов по результатам 2008 года по остальным ОАО не принимались.
Поступление дивидендов от участия администрации
города Южно-Сахалинска в уставном капитале организаций
за 1-е полугодие 2009 года (тыс. рублей)
Таблица N 10
N п/п |
Показатели |
Период |
|
соответствующий период 2008 года по итогам работы 2007 года (тыс. руб.) |
отчетный период 2009 года по итогам работы 2008 года (тыс. руб.) |
||
1. |
Вклад администрации города в уставный капитал организаций |
45625,1 |
38806,0 |
2. |
Сумма дивидендов |
2140 |
0 |
Реализация ДАГУН города Южно-Сахалинска прав городского округа "Город Южно-Сахалинск" как участника некоммерческих организаций осуществляется на основании Федерального законодательства, так как в настоящее время участие городского округа "Город Южно-Сахалинск" в некоммерческих организациях не планируется, а некоммерческие организации, в которых принял свое участие город Южно-Сахалинск уже на протяжении трех лет и более, не осуществляют свою деятельность, и в ближайшее время планируется осуществить мероприятия по выходу из таких организаций.
2.2. Управление муниципальным имуществом казны
2.2.1. Доходы бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" от аренды муниципального имущества
Имущество, составляющее муниципальную казну городского округа "Город Южно-Сахалинск передается в пользование в двух направлениях:
1) как источник собственных доходов, в том числе за счет сдачи его в аренду;
2) как средство выполнения функций социального и иного назначения, в том числе за счет передачи его в безвозмездное пользование.
План по сбору неналоговых платежей (доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне) на 9 месяцев 2009 года установлен в размере 191,5 млн. руб.
Фактически получено 127,3 млн. руб. - бюджетное задание выполнено на 66,5%.
По состоянию на 01.10.2009 года действовало 305 договоров аренды муниципального имущества, из них по результатам торгов заключено 19 договоров.
138,2 млн. руб. - фактически начислено за 9 месяцев 2009 года по действующим договорам.
Общая задолженность по состоянию на 01.10.2009 с учетом задолженности прошлых лет составляет 61,7 млн. руб. по следующим причинам:
- 20,9 млн. руб. - задолженность ООО "Сахалинский водоканал", из которых: 1,2 млн. руб. - по действующим договорам аренды; 19,7 млн. руб. - за фактическое пользование муниципальным имуществом (взыскивается в судебном порядке);
- 34,5 млн. руб. - задолженность по договорам аренды, по которым исковые заявления переданы в суд либо находятся в стадии подготовки;
- 6,3 млн. руб. - задолженность по иным договорам (с задолженностью менее 2 месяцев), находящимся в стадии претензионной работы.
В целях выполнения бюджетного задания приняты следующие меры, направленные на получение дохода от аренды:
- поданы сведения в совет экономической безопасности на 6 арендаторов-должников, поступила оплата задолженности от 3 арендаторов на сумму 0,9 млн. руб.;
- проведена предупредительная работа со 108 арендаторами, в результате которой в бюджет поступило: арендной платы - 4,0 млн. руб.; пени - 0,9 млн. руб.;
- 45 дел передано в юридический отдел для подачи исковых заявлений по различным вопросам, связанным с арендой имущества, на общую сумму 9,0 млн. руб.
По результатам судебных разбирательств за 9 месяцев 2009 года в бюджет поступило: арендной платы - 2,4 млн. руб.; пени - 0,9 млн. руб. Льготы по оплате арендной платы в 2009 году предоставлялись:
- ООО "Здоровье семьи" на основании решения городского Собрания от 05.03.03 N 368/48-03-2 "О снижении арендной платы ООО "Здоровье семьи" в виде 40-процентной скидки. В 2009 году размер льготы составил 0,1 млн. руб.
2.2.2. Доходы бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" от аренды земельных участков
Сумма поступлений арендных платежей за землю в местный бюджет за 9 месяцев 2009 года составила 227,8 млн. руб. (доходы от арендной платы за землю в 2009 году в сравнении с аналогичным отчетным периодом увеличились на 2,7%).
Задолженность по арендным платежам за землю в местный бюджет составляет на 1 октября 2009 года - 45,9 млн. руб.
В общую сумму задолженности входят начисления:
- по договорам аренды земельных участков предприятий, находящихся в стадии ликвидации -11,1 млн. руб.;
- по договорам аренды КУГИ Сахалинской области -11,4 млн. руб.
В целях выполнения бюджетного задания за 9 месяцев 2009 года проведена следующая работа:
- поданы сведения в совет экономической безопасности администрации города Южно-Сахалинска на 77 арендаторов-должников на сумму 35,5 млн. руб., поступила оплата задолженности на сумму 14,9 млн. руб.;
- направлено 1382 письма-предупреждения о наличии задолженности по договорам аренды земельных участков;
- передано в юридический отдел 51 дело для подачи исковых заявлений по вопросам взимания арендной платы за землю.
2.2.3. Доходы бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" от приватизации объектов муниципальной собственности и продажи земельных участков
Приватизация муниципальной собственности проводится в соответствии с решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 07.12.2005 N 66/7-05-3 "О порядке приватизации муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2006-2010 годы" и решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 19.11.2008 N 1297/56-08-3 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2009 год".
Бюджетное задание по поступлению средств от приватизации на 2009 год - 544,8 млн. руб.
Доход местного бюджета от приватизации объектов муниципальной собственности за 9 месяцев 2009 года составил 18,535 млн. руб.
Доходы от продажи земельных участков, собственность на которые не разграничена (з/у отчуждаемые в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ), составили 53,1 млн. руб.
Продажа земельных участков под строительство с аукционов в 2009 году департаментом также не производилась в связи с вступлением в силу Закона Сахалинской области 20.02.2008 N 6-ЗО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Южно-Сахалинск". Согласно указанному закону распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "Город Южно-Сахалинск", осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области. Распоряжением администрации Сахалинской области от 05.03.2008 N 137-ра "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "Город Южно-Сахалинск" уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками определен Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области.
За 9 месяцев 2009 года продано земельных участков собственникам зданий и сооружений по договорам аренды земельных участков, по которым годовая сумма начислений составила 34,5 млн. руб.
За 9 месяцев 2009 года оформлено в собственность граждан в составе садово-огороднических обществ 2411 земельных участков.
Департаментом разработан проект решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых в расчете арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" для рассмотрения на сессии городского Собрания в 4-м квартале 2009 года.
Возможность на практике добиться эффективного управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления муниципальной собственностью.
Необходимость решения указанных проблем обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разносторонних мероприятий правового, организационного и технического характера.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с полной инвентаризацией объектов муниципальной собственности, разработкой и реализацией системы учета этих объектов и оформлении прав на них, приобретением новых объектов в муниципальную собственность требует четкой координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск". С этой целью в Программе разработаны мероприятия, направленные на создание системы управления муниципальной собственностью и обеспечивающие повышение эффективности управления земельными и имущественными отношениями.
Решение проблемы эффективного использования муниципального имущества требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия. Рассматриваемую проблему обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью качественно и в приемлемые сроки необходимо решать с применением программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов; концентрации необходимых ресурсов на реализации намеченных мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью; повышения результативности использования муниципальных материальных и финансовых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.