29 апреля, 25 ноября 2009 г.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (в ред. от 10.06.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" городское Собрание решило:
1. Принять Программу обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы (прилагается).
2. Решение направить мэру города Южно-Сахалинска (Лобкин А.И.) для подписания и опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Постоянную комиссию по безопасности населения, правопорядку, взаимодействию с силовыми структурами (Бондарев С.В.).
Председатель городского Собрания города Южно-Сахалинска |
С.В. Дмитриев |
О Программе обеспечения безопасности дорожного движения
на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"
на период 2009-2011 годы
Принято городским Собранием в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (в ред. от 10.06.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" решение от 30 июля 2008 года N 1180/53-08-3.
1. Принять Программу обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы (прилагается).
2. Вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня".
Мэр города Южно-Сахалинска |
А.И. Лобкин |
от 13.08.2008 г.
N 1180/53-08-3
Приложение
к решению Городского Собрания города Южно-Сахалинска
от 30 июля 2008 г. N 1180/53-08-3
Программа
обеспечения безопасности дорожного движения
на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"
на период 2009-2011 годы
29 апреля, 25 ноября 2009 г.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 15 декабря 2009 г. N 33/3-09-4 Паспорт настоящей программы изложен в новой редакции
Паспорт
муниципальной целевой программы
29 апреля 2009 г.
I. Наименование Программы |
Программа обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годов. |
II. Обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "О безопасности дорожного движения". |
III. Разработчик Программы |
Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска. |
IV. Исполнители Программы |
Департамент городского хозяйства и отдел капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска. |
V. Цель (цели) и задачи Программы |
Целями Программы являются: - сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; - повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; - сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Задачами Программы являются: - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; - совершенствование организации движения транспорта и пешеходов; - повышение эффективности системы управления режимом работы светофорных объектов в зависимости от интенсивности движения автотранспорта; - улучшение экологической обстановки. |
VI. Основные мероприятия Программы |
Строительство надземных пешеходных переходов. Строительство светофорных объектов. Модернизация светофорных объектов. Обустройство наиболее опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями. Установка дорожных ограждений на опасных участках автомобильных дорог. Создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения. Построение автоматизированной системы управления работой светофорных объектов. Разработка проекта организации дорожного движения. Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. |
VII. Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки: 2009-2011 годы. Этапы: в один этап. |
VIII. Источники и объемы финансирования |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 37161,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: - 27776,0 тыс. рублей, средства бюджета городского округа; - 9385,0 тыс. рублей, средства областного бюджета. |
IX. Управление Программой и контроль за ее реализацией |
Управление программными мероприятиями осуществляют структурные подразделения администрации города Южно-Сахалинска - отдел капитального строительства, департамент городского хозяйства. Отдел капитального строительства и департамент городского хозяйства, с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, уточняют показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы. |
X. Индикаторы оценки реализации Программы |
Улучшение организации дорожного движения, снижение аварийности на транспорте и травматизма населения. Прогнозируемое (ожидаемое) сокращение в 2011 году числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза, снижение на 10 процентов количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, снижение транспортного риска до уровня 3,2 по сравнению с аналогичными показателями в 2008 году. |
XI. Оценка социально-экономической эффективности Программы |
Оценка достигнутых социально-экономических результатов осуществляется на основании годовых отчетов об исполнении Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Опыт формирования "Программы обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2006-2008 годы", принятой городским Собранием города Южно-Сахалинска от 26.04.2006 г. N 269/15-06-3, на основе программно-целевого метода показал, что реализация спланированных мероприятий позволила не только замедлить темпы роста аварийности, но и достигнуть снижение таких важных для оценки абсолютных показателей, как число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Разработка и реализация данной Программы обусловлена:
- социально-экономической остротой проблемы;
- межотраслевым и межведомственным характером проблемы;
- устойчивым ростом автомобилизации в областном центре;
- необходимостью совместного решения проблемы усилиями субъекта Российской Федерации и администрации города Южно-Сахалинска.
1.1. Характеристика условий безопасности дорожного движения.
Город Южно-Сахалинск является административным, промышленным, культурным и научным центром Сахалинской области. Территория городского округа "город Южно-Сахалинск" занимает площадь 90,1 тыс. га, на которой расположен ряд жилых массивов: город Южно-Сахалинск с планировочными районами Луговое, Ново-Александровск, Хомутово и населенные пункты: село Синегорск, село Санаторное, село Дальнее, село Ключи, село Елочки, село Старорусское, село Березняки, село Новодеревенское, село Новая Деревня, село 17 километр. По состоянию на 1 января 2008 года численность населения города составила 181,4 тысяч человек. В муниципальной собственности находится 282,4 километров дорог.
На начало 2008 года на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" зарегистрировано 79299 автомобилей. Прирост автотранспорта с 2003 года составил около 19 тысяч автомобилей:
Показатель |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Количество автотранспорта |
60343 |
63384 |
71873 |
74490 |
79299 |
По уровню автомобилизации населения город Южно-Сахалинск входит в первую тройку городов Российской Федерации - 437 автомобилей на 1000 человек. Город Южно-Сахалинск также является транзитным населенным пунктом, через который проходит большое количество грузового и легкового транспорта Сахалинской области и других Дальневосточных регионов.
Проблема дорожно-транспортного травматизма многосторонняя проблема, отражающая динамическое развитие многих изменений на социальном и экономическом уровне. Существует сложная взаимосвязь между дорожно-транспортным травматизмом, количеством автотранспорта и экономическим развитием страны. Рост количества автотранспортных средств является принципиально значимым фактором не только для дорожной безопасности, но и для таких проблем как загрязнение окружающей среды, качество жизни населения, истощение природных ресурсов и социальная справедливость.
По данным Всемирной организации здравоохранения ООН и Всемирного банка число смертельных случаев в результате ДТП имеет тенденцию снижения на фоне продолжающего роста автомобилизации в странах с высоким уровнем дохода. Это связано, прежде всего, с мерами, которые принимаются в совершенствовании условий безопасности дорожного движения.
За последние два года выполнен комплекс мероприятий, направленных на снижение дорожно-транспортного травматизма.
В 2007 году произведена замена светофорного оборудования на перекрестках ул. Ленина и ул. Пограничная, пр. Мира и ул. Пограничная, пр. Коммунистический и ул. Комсомольская, пр. Мира и ул. Пуркаева, установлено 106 новых дорожных знаков, нанесена дорожная разметка на магистральных улицах: ул. Ленина, ул. Комсомольская, Коммунистический проспект, ул. Сахалинская и в местах пешеходных переходов в районе школ.
Если за период с 1961-1999 годы в г. Южно-Сахалинске было установлено всего 27 светофорных объекта, то только за четыре года (с 2004 по 2007 годы) их установлено 17. Максимум работ, связанных со строительством новых светофорных объектов приходится на летне-осенний период 2006 и 2007 годов.
В течение 2006-2007 годов в городе Южно-Сахалинске построено 13 светофорных объектов. В 2008 году, помимо светофорного объекта на перекрестке ул. Сахалинская -ул. Дзержинского, смонтированного за счет средств компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", планируется осуществить строительство пяти светофорных объектов на перекрестках ул. Железнодорожная - ул. Деповская, пр. Мира - ул. Больничная, пр. Мира - ул. Поповича, ул. Комсомольская - ул. Тихоокеанская и пр. Мира- ул. Тихоокеанская.
В настоящее время в городе Южно-Сахалинске насчитывается 45 светофорных объектов, что не достаточно при существующих напряженных транспортных потоках и неблагоприятной обстановкой с травматизмом пешеходов на нерегулируемых перекрестках.
Основным фактором риска для пешеходов является их непосредственная близость от быстро двигающихся транспортных средств. Чтобы обеспечить безопасность можно огородить их от движущегося потока транспортных средств путем строительства инженерных сооружений (надземных и подземных пешеходных переходов) на уровнях различных с автомобильной дорогой, либо в случае совместного пользования автодороги пешеходами и автотранспортными средствами, принять меры по ограничению скорости движения автотранспорта. Следует отметить, что при скорости 30 км/ч пешеходы, находясь рядом с движущимся транспортом, могут быть в относительной безопасности. При больших скоростях вероятность ДТП и получение травм резко возрастает - пропорционально квадрату скорости.
Вместе с тем, обнаружилось, что в странах с высокими доходами участники дорожного движения, имеющие непрестижные профессии и низкий уровень образования, подвергаются более высокому риску травматизма.
Небезопасным местом для пешеходов являются участки смешанного дорожного движения - переходы и перекрестки. Дети пешеходы более уязвимы, чем взрослые, ввиду их небольшого роста, что снижает их видимость для водителей автотранспортных средств.
К другим факторам риска для пешеходов относятся:
- плохая видимость на дорогах;
- нарушение пешеходами правил перехода проезжей части автодорог;
- состояние опьянения у пешеходов.
Для обеспечения безопасности пешеходов в местах массового перехода проезжей части дорог были приняты дополнительные меры. Строительство новых дорожных ограждений на следующих участках обусловило снижение риска травматизма населения:
- пр. Мира, западная сторона, "Дом торговли";
- ул. Комсомольская, восточная сторона, м-н "Ковбой";
- ул.Емельянова, южная сторона, гимназия N 1;
- Коммунистический пр., северная сторона, Арбитражный суд;
- Коммунистический пр., северная сторона, м-н "Адамас";
- ул. Ленина, восточная сторона, школа N 11;
- перекресток ул. Сахалинская - ул. Дзержинского, южная сторона ул. Сахалинская;
- перекресток ул. Сахалинская - ул. Чехова;
- перекресток ул. Сахалинская - ул. Милицейская.
В районе ряда школ пешеходные переходы оборудованы дорожными знаками повышенной яркости:
N п/п |
Выполненные мероприятия |
1 |
Обустройство пешеходного перехода по пр. Победы в районе гимназии N 2 |
2 |
Обустройство пешеходного перехода по ул. Комсомольская, 290 |
3 |
Обустройство перекрестка пр. Победы и ул. Комсомольская техническими средствами регулирования дорожным движением |
4 |
Обустройство пешеходного перехода по ул. Комсомольская, 192 (средняя школа N 7) |
5 |
Обустройство перекрестка ул. Комсомольская и ул. Тихоокеанская техническими средствами регулирования дорожным движением |
6 |
Обустройство пешеходного перехода по ул.Ленина, 113а (средняя школа N 11) |
Искусственные дорожные неровности, пешеходные ограждения, дорожные знаки, устанавливаемые в зоне пешеходных переходов в районе образовательных учреждений, в значительной степени позволяют снизить риски попадания детей в аварийную ситуацию. При выполнении таких мероприятий удается существенно ограничить скорость транспортного потока, как фактора являющегося причиной около 30% ДТП со смертельным исходом и травмами. Также помогают усилить внимание водителей к месту пешеходного перехода установка дорожных знаков повышенной яркости.
Подобный комплекс мероприятий реализован в районе пешеходного перехода у гимназии N 1 по ул. Емельянова, установлена дорожная искусственная неровность и пешеходное ограждение.
В целях популяризации Правил дорожного движения среди школьников и сокращения детского дорожно-транспортного травматизма за счет средств местного бюджета ежегодно выделяются средства на приобретение специальной литературы и пособий, проводится городской конкурс "Безопасное колесо".
Вместе с тем планируемые мероприятия Программы обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы не позволят в дальнейшем полностью исключить число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в связи устойчивым ростом автомобилизации.
Решающим фактором сокращения дорожно-транспортных происшествий и связанным с ними травматизма являются мероприятия по строительству новых автомобильных дорог в обход густонаселенных районов города, а также реконструкция и завершение строительства существующих автомобильных дорог. Строительство пешеходных переходов в разных с автомобильной дорогой уровнях позволит максимально отделить пешеходов от транспортных потоков.
1.2. Анализ состояния дорожно-транспортного травматизма.
Создание более безопасной системы дорожного движения может быть достигнуто с применением системного подхода. При системном подходе ставится цель выявить и исправить основные ошибки в системе организации дорожного движения, способствующие тяжелым последствиям в ДТП.
Системный подход позволяет увидеть проблему как единое целое и взаимодействие между ее элементами, а также выделить те элементы, которые требуют обязательного вмешательства.
Дорожно-транспортная система включает в себя составные элементы -механические транспортные средства, дороги и участников дорожного движения, окружающие материальные, социальные и экономические условия. Дорожно-транспортные происшествия предсказуемы, и их можно предотвратить. Системный подход в решении проблем безопасности дорожного движения не сводится только к изменению поведения участников дорожного движения. Важное место отводится обустройству дорог, роли участников дорожного движения, техническим характеристикам автотранспортных средств.
С позиции системного подхода существует целый ряд рисков стать участником ДТП. Основными факторами подверженности риску являются экономические и демографические факторы, способы передвижения, частота случаев необходимых поездок, конструирование транспортной схемы.
Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется не только ростом автомобилизации, но и отсутствием до 2006 года Программы обеспечения безопасности дорожного движения и достаточного количества средств источников целевого финансирования мероприятий, направленных на совершенствование системы безопасности дорожного движения.
К примеру, мероприятия, реализованные в соответствие с Программой обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2006-2008 годы, наряду с увеличением автотранспорта в областном центре (средний пророст составил 3,7 тысяч автомобилей), позволили с 2006 по 2007 годы сократить число ДТП в 1,1 раза.
Анализ мест концентрации ДТП показывает, что они сосредоточены, как правило, в зонах нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Так за период 2005-2007 годы в планировочном районе "Луговое" на перекрестке ул. Дружбы - ул.2-я Железнодорожная произошло 12 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 3 человека. Сложная обстановка складывается в местах пешеходного перехода на перекрестках пр. Мира - ул. Поповича и ул. Железнодорожная - ул. Деповская. Так, за последние три года на перекрестке пр. Мира - ул. Поповича количество ДТП выросло 1,6 раза. Введение светофорного регулирования на данных перекрестках существенно улучшит условия безопасности дорожного движения, позволит обеспечить пешеходам более безопасный переход улиц и уменьшит тяжесть последствий ДТП.
Это подтверждается статистикой ДТП, которая указывает на то, что в случае организации светофорного регулирования существенно снижается уровень аварийности при проезде перекрестков. В качестве такого примера можно представить анализ аварийности до и после строительства светофорного объекта на перекрестках ул.Ленина -ул. Украинская (ввод в эксплуатацию 15.03.2004 г.), пр. Мира - ул. Бумажная (ввод в эксплуатацию 29.06.2004 г). Если за два период 2002-2003 г.г. на данных перекрестках в ДТП получили ранения различной степени тяжести 22 человека, то с 2005-2007 г.г. пострадало 16 человек. При этом, с 2003 года по 2008 год количество автотранспорта в областном центре выросло почти на 19 тысяч единиц.
Анализ дорожно-транспортного травматизма дает основания полагать, что проводимые системные мероприятия дают свои положительные результаты.
Индикаторы |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Транспортный риск (количество погибших в ДТП на 10 тысяч автотранспортных средств) |
5,8 |
8 |
5,8 |
Социальный риск (количество погибших в ДТП на 100 тысяч населения); |
23,2 |
33,2 |
25,3 |
Количество погибших в ДТП на 100 пострадавших |
5,2 |
6,9 |
5,4 |
Но, не смотря на это, дорожно-транспортный травматизм - главная причина травм у детей. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди школьников, изменение их взглядов на трагические последствия ДТП - одна из ключевых проблем.
Воспитание с 6-7 лет надлежащей манеры поведения на дорогах, на протяжении всего срока обучения в школе, является неоспоримым фактором снижения дорожно-транспортного травматизма.
Анализ происшествий с участием детей при переходе проезжей части улиц показывает, что даже при наличии пешеходных переходов, оборудованных необходимыми техническими средствами регулирования, не представляется возможным обеспечить безопасный переход улицы учащимися. Причиной ДТП, как правило, является нарушение водителями транспортных средств скоростного режима, которое не дает им возможность правильно оценить дорожную обстановку и предотвратить наезд на пешехода. Опыт многих стран свидетельствует о том, что установка дорожных знаков, ограничивающих скорость движения, не дает желаемого результата без применения дополнительных сооружений инженерно-технического характера - искусственных дорожных неровностей.
Исследования в области детского дорожно-транспортного травматизма и детской смертности также показывают, что с ростом валового национального продукта на душу населения данные показатели имеют тенденцию снижения, что означает, что по мере экономического развития страны часть доходов общества в большей мере направляются на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения.
В условиях резкого увеличения количества автомототранспорта в областном центре, проведенные мероприятия по организации безопасности дорожного движения, закрепления знаний Правил дорожного движения среди детей, позволили за последние три года снизить показатели детского дорожно-транспортного травматизма.
Если в 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдался рост числа детей пострадавших в ДТП почти в 1,4 раза, то за период действия Программы обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2006-2008 годы, число ДТП с участием детей сократилось с 98 до 63, а число пострадавших в авариях с 2005 по 2007 годы сократилось в 1,5 раза.
Показатель |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Число детей, пострадавших в ДТП |
101 |
91 |
66 |
Вместе с тем, не может не тревожить статистика по детям, погибшим в ДТП. Ежегодно, с 2005 по 2007 годы на дорогах города погибло два ребенка.
По утверждению зарубежных исследователей в области охраны здоровья, если не проводить новых или усовершенствованных мероприятий, дорожно-транспортный травматизм к 2020 году станет третьей ведущей причиной смертности.
1.3. Обоснование необходимости решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения программными методами.
Решение проблемы снижения аварийности с помощью программно-целевого метода обусловлено ориентированностью данного метода на достижение конечного результата в логике поэтапного действия. Однако, его применение может быть сопряжено с определенными рисками, которые связаны с отклонениями в достижении промежуточных результатов и ожидаемой эффективности программных мероприятий..
В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежеквартальная корректировка мероприятий Программы и ранжирование показателей и индикаторов;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, воздействия внешних факторов.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы.
Представленная Программа обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы разработана в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. 10.06.2008 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным Законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (ред. 18.12.2006 г.) "О безопасности дорожного движении", нормативными правовыми документами по стабилизации социально-экономического положения в городе Южно-Сахалинске, принятыми администрацией Сахалинской области и города Южно-Сахалинска, городским Собранием города Южно-Сахалинска.
Реализация Программы осуществляется в один этап с 2009 по 2011 годы без разбивки.
Главной целью Программы является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, особенно детей, гарантий их законных прав на безопасные условия движения по дорогам путем привлечения различных источников финансирования к реализации мероприятий предусмотренных Программой обеспечения безопасности дорожного движения, сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и снижение на 10 процентов - прогнозируемого количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями в 2008 году.
В настоящей Программе ставится задача по выявлению новых факторов, оказывающих влияние на состояние аварийности, дорожно-транспортный травматизм и совершенствованию системы организации дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Достижение целей Программы измеряется абсолютными и относительными показателями.
2.1. Ожидаемые результаты реализации Программы, целевые показатели и индикаторы.
Важным инструментом для измерения масштабов проблемы, постановки целей и оценки результатов деятельности являются показатели проблемы дорожно-транспортного травматизма.
К наиболее часто используемым абсолютным показателям и индикаторам (относительные показатели) масштабов проблемы дорожно-транспортного травматизма относятся:
- количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях:
- количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;
- транспортный риск (количество погибших в ДТП на 10 тысяч автотранспортных средств);
- социальный риск (количество погибших в ДТП на 100 тысяч населения):
- количество погибших в ДТП на 100 пострадавших.
Статистика случаев гибели, происшедших в результате ДТП показывает, что половина всех смертей от столкновения на дорогах случается через несколько минут после ДТП на месте происшествия или по пути в больницу. В зарубежных странах с низким и средним уровнем дохода большинство пострадавших умирало до того, как их доставили в больницу. В России, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55% общего количества погибших вследствие ДТП. В этой связи, абсолютные показатели заслуживают самого пристального внимания для планирования организации служб скорой медицинской помощи.
Социальный риск считается одним из важнейших показателей для оценки степени тяжести ДТП, так как он показывает влияние ДТП на население. Тяжесть последствий ДТП характеризует индикатор - количество погибших на 100 пострадавших.
Опыт развитых стран с самыми низкими уровнями смертности показывает, что прогресс этого показателя объясняется непрерывными спланированными системными усовершенствованиями, проводимыми в течение ряда последних десятилетий в отношении транспортных средств, дорог и участников дорожного движения.
Выполнение программных мероприятий может обеспечить снижение абсолютных и относительных показателей проблемы ДТП:
- сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
- снижение на 10 процентов - прогнозируемого количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими;
- снижение транспортного риска до уровня 3,2.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество погибших |
42 |
35 |
30 |
Учетные ДТП |
599 |
580 |
553 |
Транспортный риск |
4,8 |
3,8 |
3,2 |
В случае, если годовой отчет об исполнении Программы не получит положительную оценку достигнутых социально-экономических результатов, либо в течение отчетного периода будет выявлено нецелевое использование финансовых средств, мэром города может принято решение о досрочном прекращении реализации Программы.
3. Система программных мероприятий.
Мероприятия по улучшению условий безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы (прилагаются) состоят из конкретных действий и относительно недорогих мероприятий, которые могут быть достаточно быстро осуществлены на местном уровне:
- внесение изменений в режим работы сигналов светофоров;
- строительство новых и модернизация существующих светофорных объектов;
- совершенствование схемы расстановки дорожных знаков;
- строительство дорожных ограждений в местах концентрации ДТП;
- строительство надземных пешеходных переходов;
- строительство искусственных дорожных неровностей с пешеходными ограждениями и дорожными знаками повышенной яркостью;
- установка дорожных знаков и нанесение линий горизонтальной дорожной разметки;
- пропагандистские мероприятия.
3.1. Перечень программных мероприятий.
Автомобильные дороги, на которых осуществлено предоставление более безопасного пути передвижения пешеходам путем их изоляции и разделения с механическими участниками дорожного движения, обладают самым низким уровнем дорожно-транспортного травматизма. Максимальному исключению вероятности наездов на пешеходов и рисков травматизма в местах существующих наземных пешеходных переходов на проспекте Мира с большими транспортными потоками может послужить строительство надземных пешеходных переходов в разных уровнях с автомобильной дорогой.
Надземные пешеходные переходы имеют ряд преимуществ перед подземными:
- меньшая стоимость;
- отсутствие необходимости сужения дороги на время производства работ;
- меньшая зависимость от геологических условий;
- затрагивание меньшего количества коммуникаций, находящихся в районе строительства;
- большее соответствие санитарным требованиям.
Надземный пешеходный переход должен удовлетворять ряду условий:
- построен в удобном месте для пешеходов;
- хорошо освещен;
- находиться в чистом и благоустроенном состоянии;
- быть безопасным.
В противном случае, при невыполнении вышеперечисленных условий, как показывает опыт многих стран, получится обратный эффект - надземные пешеходные переходы будут игнорироваться пешеходами.
Модернизация технических средств организации дорожного движения является немаловажным фактором сокращения дорожно-транспортных происшествий. В рамках данной программы планируется завершить техническое перевооружение всех светофорных объектов и за три года произвести замену светофорного оборудования на 10-ти перекрестках, а также организовать дополнительно светофорное регулирование на 3 перекрестках.
Всего светофорное хозяйство областного центра к концу 2011 года будет включать в себя 53 светофорных объектов, оснащенных современными транспортными и пешеходными светофорами.
Одной из наиболее острой проблемой, связанной с организацией дорожного движения в городе Южно-Сахалинске, является отсутствие нормативного документа, определяющего законность расстановки соответствующих технических средств регулирования дорожным движением и нанесения линий дорожной разметки.
Департаментом городского хозяйства составлено техническое задание на разработку проекта организации дорожного движения, в состав которого входит схема расстановки технических средств организации дорожного движения. Сроки разработки данного проекта III квартал 2008 года -1 квартал 2009 года.
Сложным остается также вопрос текущего содержания светофоров, дорожных знаков и других технических средств организации дорожного движения. В городе Южно-Сахалинске насчитывается около пяти тысячи дорожных знаков и 45 светофорных объектов. Эксплуатация данных объектов требует постоянного контроля, проведения регулярного технического обслуживания и ремонта, принятия оперативных мер по их аварийному восстановлению.
Немаловажным фактором, оказывающим влияние на безопасность движения, является наличие дорожной разметки, которая устанавливает определенные режимы и порядок движения автомототранспорта. В 2006-2007 годах дорожная разметка в городе Южно-Сахалинске наносилась регулярно. Как следствие, наметилось снижение дорожно-транспортных происшествий связанных с выездом на полосу встречного движения, нарушениями правил маневрирования, наездов на пешеходов.
Программой обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы предусматривается обеспечить необходимую периодичность нанесения линий дорожной разметки на 130,9 км дорог с асфальтобетонным покрытием.
Актуальной становится задача автоматизированного управления дорожным движением (централизованное управление работой светофорных объектов), решение которой позволит при небольших затратах увеличить пропускную способность магистральных улиц. Построение автоматизированной системы управления дорожным движением (координированное, диспетчерское, локальное или специальное управление работой светофорных объектов) является дополнительным фактором, способствующим увеличению пропускной способности автомобильных дорог и улучшению экологической обстановки. В системе планируется задействовать 20 светофорных объектов, находящихся на магистральных улицах. Данная система позволяет осуществить:
- координированное, диспетчерское, локальное или специальное управление светофорными объектами;
- контроль работы светофорных объектов, неисправности управляющей аппаратуры и других периферийных устройств;
- получение оперативных технологических параметров.
В этой связи, необходимо выбрать на конкурсной основе организацию, которая на высоком профессиональном уровне способна обеспечить содержание объектов средств организации дорожного движения в работоспособном состоянии на протяжении всего срока реализации мероприятий Программы.
Строительство искусственных дорожных неровностей в 2009-2011 годах будут продолжены. Эти работы будут проведены в районе пешеходных переходов у средних образовательных школ NN 3, 23, 26, технического колледжа N 2 и детской поликлиники по ул. Емельянова.
Реализация мероприятий на протяжении всего срока действия Программы не предполагает негативных последствий.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 ноября 2009 г. N 33/3-09-4 в Раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы.
При формировании расчетов финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий применены индексы-дефляторы в соответствие с постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 08.05.2008 г. N 1098 "О разработке проекта бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2009 год" и рекомендациями Минэкономразвития РФ*:
2008/2007 |
2009/2008 |
2010/2009 |
2011/2010 |
109,0 |
107,8 |
107,0 |
106,8 |
Расчет затрат на выполнение основных мероприятий Программы произведен исходя из базовых цен, действующих в 2008 году.
Строительство надземных пешеходных переходов на пр.Мира. Строительство данных объектов в районе Дома торговли и 9-го микрорайона в 2009 году планируется осуществить на условиях софинансирования в равных долях с администрацией Сахалинской области в объеме средств, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об областной целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в Сахалинской области в 2007-2012 годах" от 05.03.2007 N 15-ЗО.
Финансирование строительства надземных пешеходных переходов в районе Дома торговли и между ул. Пуркаева и ул.Емельянова (9-й микрорайон) в 2009 году осуществляется за счет следующих источников:
- средства местного бюджета, 1805,0 тыс. рублей;
- средства областного бюджета, 6015,0 тыс. рублей.
Строительство надземного пешеходного перехода в районе поликлиники N 7 запланировано на 2011 год за счет средств местного бюджета в объеме финансирования 6874,0 тыс. рублей с учетом величины индексов-дефляторов и стоимости подобного объекта в ценах 2009 года (6015,0 тыс. рублей х 1,07 х 1,068 = 6873,7 тыс. рублей).
Расчет объемов финансирования из местного бюджета работ по строительству светофорных объектов произведен исходя из показателей мероприятий "Программы обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2006-2008 годы" на 2008 год. С учетом индексов-дефляторов стоимость строительства светофорных объектов по годам составит:
- в 2009 году перекресток ул. Дружбы и ул.2-ая Железнодорожная (1497,0 тыс. рублей, в том числе 85,0 тыс. рублей кредиторская задолженность за 2008 год по мероприятиям обеспечения безопасности дорожного движения);
- в 2009 году обустройство нерегулируемого пешеходного перехода светофорами на ул. Ленина в районе дома N 327 (500,0 тыс. рублей);
- в 2011 году перекресток ул. Сахалинская и ул. Комсомольская (1510,0 тыс. рублей х 1,068 = 1612,0 тыс. рублей).
Расчет стоимости работ по модернизации светофорных объектов зависит от набора транспортных и пешеходных светофоров, наличия табло обратного отсчета времени, установленных на конкретном светофорном объекте.
В связи с началом строительства надземного перехода на пр. Мира в районе Дома торговли возникнет необходимость модернизации светофорного объекта с вызывным устройством на пересечении пр. Мира и ул. Тихоокеанская, ввод в эксплуатацию которого относится на 2008 год. Необходимо будет осуществить демонтаж пешеходных светофоров и дополнительно установить контроллер управления данного объекта.
Модернизация светофорных объектов включают в себя также замену морально и физически устаревших контроллеров управления работой светофорами. Ежегодно планируется производить замену 5-ти контроллеров. Стоимость одного контроллера, включая его монтаж, составляет 50,0 тыс. рублей в ценах 2008 года, в том числе:
- в 2009 году - 269,0 тыс. рублей (50.0 тыс. рублей х 5 х 1,078 = 269,5 тыс. рублей);
- в 2009 году установка табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала светофора (387,0 тыс. рублей);
- в 2010 году - 288,0 тыс. рублей (269,0 тыс. рублей х 1,07 = 287,83 тыс. рублей);
- в 2011 году - 307,0 тыс. рублей (288,0 тыс. рублей х 1,068 = 307,58 тыс. рублей).
Затраты по замене светофоров:
- в 2009 году, 565,0 тыс. рублей, из них 300,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании;
- в 2010 году, 552,0 тыс. рублей, из них 340,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании;
- в 2011 году, 1823,0 тыс. рублей, из них 340,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании данного объекта.
Работы, связанные со строительством и модернизацией светофорных объектов будут осуществляться в период с мая по ноябрь.
Мероприятия по установке дорожных знаков предполагают ежегодное приобретение и монтаж 500 знаков. Затраты на приобретение и установку одного дорожного знака в ценах 2008 года составляют 3,0 тыс. рублей, в том числе:
- в 2009 году 274,0 тыс. рублей;
- в 2010 году 839,0 тыс. рублей;
- в 2011 году 3,0 тыс. рублей х 500 х 1,078 х 1,07 х 1,068 = 1848,0 тыс. рублей Дорожные знаки повышенной яркости позволяют повысить внимание участников дорожного движения на опасных участках улично-дорожной сети и снизить риски попадания в ДТП.
Минимальная потребность в таких знаках составляет 100 штук в год, в том числе:
- в 2009 году 100,0 тыс. рублей;
- в 2010 году 4,0 тыс. рублей х 100 х 1,078 х 1,07 = 461,0 тыс. рублей;
- в 2011 году 4,0 тыс. рублей х 100 х 1,078 х 1,07 х 1,068 = 493,0 тыс. рублей. Замена дорожных знаков осуществляется на протяжении календарного года.
Нанесение линий дорожной разметки осуществляется два раза в год - в мае и сентябре месяце. В соответствие с ГОСТ Р51256-99 долговечность горизонтальной разметки, наносимой лакокрасочными материалами, должна быть не менее 6 месяцев. В 2007 году дорожная разметка наносилась однократно на общую сумму 453,5 тыс. рублей.
Расходы на нанесение линий горизонтальной дорожной разметки составят:
- в 2009 году 2000,0 тыс. рублей;
- в 2010 году 1066,0 тыс. рублей х 1,07 = 1140,0 тыс. рублей;
- в 2011 году 1140,0 тыс. рублей х 1,068 = 1217,0 тыс. рублей.
Дорожные ограждения достаточно эффективно влияют на дисциплину пешеходов и не допускают выход на проезжую часть в не установленных местах перед движущимся транспортным средством. Стоимость строймонтажа 10-ти погонных метров пешеходного ограждения составляет 55,0 тыс. рублей, в том числе по объектам.
В 2009 году 205 метров по ул. Ленина (745,0 тыс. рублей, из них 570,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании данных объектов), в том числе:
- 5 метров в районе автобусного остановочного пункта "к-тр Комсомолец";
- 100 метров по западной стороне ул. Ленина, на участке от ул. Сахалинская до автобусного остановочного пункта "м-н Океан";
- 100 метров на участке от пр. Коммунистический до пер. Библиотечный.
В 2010 году 400,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании мероприятий по безопасности дорожного движения.
В 2011 году 100 метров на южной стороне пр. Коммунистический, на участке от ул. Амурская до автобусного остановочного пункта "к-тр "Октябрь" (55,0 тыс. рублей х 10 х 1,078 х 1,07 х 1,068 = 677,0 тыс. рублей), из них 400,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании данного объекта.
Дорожные ограждения, изготовленные из тросов, не обеспечивает нужную эффективность сдерживания автотранспортных средств. В этой связи необходимо установить ограждения из стальных балок на подходах к виадуку на объездной дороге ул. Ленина - Шолмское шоссе, где имеют место случаи съезда в кювет и опрокидывание автомобилей.
В 2007 году стоимость установки 100 метров дорожного ограждения на ул. Лермонтова составила 300,0 тыс. рублей. В 2010 году стоимость установки 250 метров ограждения на подходах к виадуку на объездной дороге ул.Ленина - Шолмское шоссе составит 943,0 тыс. рублей (300,0 тыс. рублей х 2,5 х 1,09 х 1,078 х 1,07 = 942,95 тыс. рублей), из них 400,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета на условиях соглашения о софинансировании данного объекта.
Создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения направлено на информирование водителей автотранспортных средств о проезде по оптимальной схеме к магистральным улицам, крупным промышленным объектам, торговым комплексам, объектам социально-культурного и бытового назначения, больницам и т.д. Установка информационных щитов индивидуального проектирования на улицах областного центра будет осуществляться на условиях софинансирования с администрацией Сахалинской области в объеме средств, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об областной целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в Сахалинской области в 2007-2012 годах" от 05.03.2007 г. N 15-30.
В 2009 году местный бюджет - 50,0 тыс. рублей, областной бюджет - 630.0 тыс. рублей.
В 2010 году местный бюджет - 50,0 тыс. рублей, областной бюджет - 480.0 тыс. рублей.
В 2011 году местный бюджет - 145,0 тыс. рублей, областной бюджет - 480,0 тыс. рублей.
Затраты на внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением составляют 915 325 рублей и включают в себя оборудование центрального управляющего пункта, поставку и установку комплекта технических средств на 20 светофорных объектов:
- модем GSM/GPRS, 5 х 29,9 тыс. рулей = 149,5 тыс. рублей;
- контроллер Ethernet, 15 х 25,245 тыс. рублей = 126,225 тыс. рублей;
- программное обеспечение центрального управляющего пункта, 318,0 тыс. рублей;
- автоматизированное рабочее место диспетчера, 77,6 тыс. рублей;
- установка, наладка, монтаж центрального управляющего пункта и обучение персонала, 244,0 тыс. рублей.
Расходы на построение автоматизированной системы управления дорожным движением в 2010 году составят 1078,0 тыс. рублей.
Проект организации дорожного движения включает в себя схему расстановки технических средств организации дорожного движения:
- контуры плана (в бровках) автомобильной дороги;
- график продольных уклонов;
- график кривых в плане;
- линии дорожной разметки;
- дорожные знаки;
- дорожные ограждения;
- пешеходные ограждения;
- направляющие устройства;
- дорожные светофоры;
- освещение;
- автобусные остановки;
- пешеходные дорожки;
- железнодорожные переезды;
- искусственные сооружения;
- проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного и автотранспортного назначения.
Стоимость проектирования 1 км автодороги был принят на основании проведенного мониторинга уровня цен среди специализированных проектных организаций Сибири и Дальневосточного региона - ГУП "Автодорпроект" управления автомобильных дорог Сахалинской области, кооператива "Прогресс" при Хабаровском государственном техническом университете и ООО "СибДор" города Томска.
Сроки проектирования: 3 кв. 2008 года - 1 кв. 2009 года.
Протяженность автомобильных дорог - 282,4 км, из них:
- с асфальтобетонным покрытием - 130,9 км;
- грунтовых 151,5 км.
Стоимость проектирования 1 км двухполосных дорог - 18 тыс. рублей.
Стоимость проектирования 1 км трех и более полосных дорог - 26 тыс. рублей.
Общая стоимость проекта составляет 3802,0 тыс. рублей, в том числе:
Трех и более полосных дорог с асфальтобетонным покрытием:
30 км х 26 = 780,0 тыс. рублей.
Двухполосных дорог с асфальтобетонным покрытием:
100,9 км х 18 = 1816,2 тыс. рублей.
Грунтовых дорог:
66,99 км х 18 = 1205,8 тыс. рублей.
На 2008 год в местном бюджете на выполнение проекта организации дорожного движения запланированы средства в объеме 2800,0 тыс. рублей. На 2009 год потребность составляет 1002,0 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий, направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, представлен департаментом образования администрации г. Южно-Сахалинска и ОГИБДЦ УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск". Мероприятия по данному направлению реализуются ежегодно в течение II-III квартала.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 ноября 2009 г. N 33/3-09-4 в подраздел 4.1. настоящей Программы внесены изменения
4.1. Финансирование Программы.
Финансирование мероприятий Программы составляет 37161,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" 27776,0 тыс. рублей:
- в 2009 году - 6885,0 тыс. рублей;
- в 2010 году- 13613,0 тыс. рублей;
- в 2011 году - 14591,0 тыс. рублей.
На условиях софинансирования с администрацией Сахалинской области в объеме средств, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об областной целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в Сахалинской области в 2007-2012 годах" от 05.03.2007 г. N 15-ЗО из областного бюджета планируется выделить 9385,0 тыс. рублей на выполнение следующих мероприятий в г. Южно-Сахалинске:
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятий |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
Строительство двух надземных пешеходных переходов на пр. Мира |
6015,0 |
- |
- |
2 |
Модернизация светофорных объектов |
300,0 |
340,0 |
340,0 |
3 |
Обустройство наиболее опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями |
- |
400,0 |
400,0 |
4 |
Создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения |
630,0 |
480,0 |
480,0 |
|
Всего: |
6945,0 |
1220,0 |
1220,0 |
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 ноября 2009 г. N 33/3-09-4 в Раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться исполнителями, привлеченными заказчиками Программы, с соблюдением требований Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Формы и методы организации управления реализации программных мероприятий определяются администрацией города Южно-Сахалинска, которая является координатором деятельности участников Программы.
Главными распорядителями бюджетных средств, направляемых на выполнение программных мероприятий, являются отдел капитального строительства, департамент городского хозяйства и департамент образования администрации города Южно-Сахалинска. Они же выступают и в роли заказчика на выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Программой.
Заказчики Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств уточняют показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.
Отчет о ходе реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом VI "Реализация и контроль исполнения муниципальной целевой программы" Порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении, утвержденного постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 10.06.2009 N 986.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 ноября 2009 г. N 33/3-09-4 в Раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка социальной, экономической эффективности от реализации Программы.
Влияние ДТП на экономику по различным оценкам может составлять от 1,5% до 2,6% валового национального продукта:
- затраты на восстановление механических транспортных средств, а во многих случаях приобретение другого автомобиля;
- восстановление дорожных инженерных сооружений;
- потеря рыночной и хозяйственной производительности;
- больничные расходы на лечение и реабилитацию;
- размер потерянного заработка.
Последствия ДТП в возрастной группе 15-44 лет, которая больше всех других групп подвергается дорожно-транспортному травматизму, наносят экономике значительный ущерб, так как труд этих людей наиболее производителен.
Планируемые программные мероприятия, с момента их финансирования, могут быть выполнены в достаточно короткие сроки.
Мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности магистральных улиц и организацию системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения способствуют сокращению времени в пути, экономии средств на топливо.
Оценка социальных проблем ДТП дает основания сделать ряд выводов:
- о том, что она имеет принципиальное значение для осознания серьезности ДТП как социальной проблемы.
- что анализ ДТП позволяет провести сравнение с другими причинами смертности и травматизма.
- что социальные издержки ДТП отражают социальную пользу снижения аварийности при осуществлении мер по повышению условий безопасности дорожного движения.
Социальные издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом -травмы или преждевременная смерть сопряжены с прямыми расходами на медицинское обслуживание. Косвенные потери связаны с потерей производительности. Кроме того, уход из жизни в ДТП, к примеру, одного из родителей - это потеря заработка для семьи. Наибольшие показатели смертности наблюдаются в трудоспособных возрастных группах мужчин 15-29 лет и 30-44 года, которые составляют более 50% всех смертных случаев в результате ДТП.
В промышленно развитых странах, в том числе в России, ежегодно публикуются данные о ДТП. Обычно в таких отчетах акцент делается на смертельные случаи. В месте с
тем, травмы и связанные с ними инвалидность влекут за собой достаточно высокие непредвиденные расходы. Кроме того, в исследованиях социально-экономических издержек из-за ДТП в развитых странах до настоящего времени не полно отражены издержки, связанные с психосоциальными проблемами, такими как боль и страдания.
Что касается улучшения экологической обстановки, то оно может быть в ближайшее время осуществлено путем увеличения пропускной способности магистральных улиц за счет внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением, позволяющей осуществлять оперативное централизованное управление работой светофорных объектов в зависимости от транспортных потоков и времени суток.
Мониторинг хода выполнения Программы осуществляется в формате квартального и годового отчета и анализа полученных показателей в сравнении аналогичными периодами предшествующего года, что позволяет дать оценку эффективности программных мероприятий и их корректировки.
Оценка социальной, экономической эффективности реализации Программы осуществляется на основании достигнутых целевых индикаторов, указанных в паспорте Программы, с учетом величины коэффициента относительной результативности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 30 июля 2008 г. N 1180/53-08-3 "О Программе обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011 годы"
Решение вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня"
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 16 сентября 2008 г. N 73
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 18 мая 2011 г. N 360/24-11-4
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 2 июня 2010 г. N 156/11-10-4
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 ноября 2009 г. N 33/3-09-4
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 апреля 2009 г. N 1469/62-09-3