Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 24 июня 2011 г. N 244
Долгосрочная целевая программа Сахалинской области
"Строительство жилья в Сахалинской области на 2010-2015 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Строительство жилья в Сахалинской области на 2010-2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Строительство жилья в Сахалинской области на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 29.04.2010 N 279-р "О Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Строительство жилья в Сахалинской области на 2011-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы |
Министерство строительства Сахалинской области |
Цель (цели) Программы |
1. Увеличение объемов жилищного строительства. 2. Стимулирование развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, новых технологий в строительстве и новых строительных материалов. 3. Развитие системы инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе путем внедрения практики частно-государственного партнерства, с целью обеспечения строительства и реконструкции инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков, в том числе индивидуального жилищного строительства, с целью закрепления населения на территории Сахалинской области на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р. 4. Создание для граждан с умеренными доходами (доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) системы мер государственной поддержки и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами в основном рыночными методами. 5. Снижение уровня ветхого и аварийного жилищного фонда |
Задачи Программы |
1. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения. 2. Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Сахалинской области. 3. Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечных ценных бумаг. 4. Обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений. 5. Создание условий гражданам для получения земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р |
Мероприятия Программы |
1. Создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализация мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков и граждан (участников Программы) к кредитным ресурсам. 2. Внедрение механизмов привлечения кредитных, инвестиционных и бюджетных средств на условиях софинансирования для обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства. 3. Содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки. 4. Разработка и внедрение механизмов получения земельных участков некоммерческими объединениями граждан для последующего распределения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в рамках функционирования механизмов жилищно-строительных кооперативов. 5. Внедрение и использование современных передовых энергосберегающих и энергоэффективных технологий, материалов и оборудования |
Сроки реализации Программы |
2010-2015 годы |
Исполнители Программы |
Министерство строительства Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, министерство социальной защиты Сахалинской области, агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области |
Подпрограммы |
Программа реализуется на основе следующих подпрограмм: 1. "Развитие системы градостроительного планирования". 2. "Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры". 3. "Обеспечение жильем жителей Сахалинской области" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, - 11 768 200,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - не предусматривается; 2011 год - 1 786 900,0 тыс. руб.; 2012 год - 2 027 800,0 тыс. руб.; 2013 год - 2 482 300,0 тыс. руб.; 2014 год - 2 468 400,0 тыс. руб.; 2015 год - 3 002 800,0 тыс. руб. Из них по источникам: - средства областного бюджета Сахалинской области - 6 017 500,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - не предусматривается; 2011 год - 1 090 000 тыс. руб.; 2012 год - 1 023 000,0 тыс. руб.; 2013 год - 1 224 500,0 тыс. руб.; 2014 год -1 220 000,0 тыс. руб.; 2015 год -1 460 000,0 тыс. руб.; - средства местных бюджетов - 687 100,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - не предусматривается; 2011 год - 73 400,0 тыс. руб.; 2012 год - 127 700,0 тыс. руб.; 2013 год - 161 500,0 тыс. руб.; 2014 год - 152 100,0 тыс. руб.; 2015 год - 172 400,0 тыс. руб.; - привлеченные источники - личные средства граждан (включая привлеченные ими средства) и средства инвесторов - 5 063,6 млн. руб., в том числе по годам: 2010 год - не предусматривается; 2011 год - 100 000,0 тыс. руб.; 2012 год - 877 300,0 тыс. руб.; 2013 год - 1 096 600 тыс. руб.; 2014 год - 1 096 600 тыс. руб.; 2015 год - 1 370 700 тыс. руб. Кроме того, планируется привлечение средств государственных институтов развития: государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и открытого акционерного общества "Агентства по ипотечному жилищному кредитованию" в соответствии с Соглашениями, заключаемыми Правительством Сахалинской области с соответствующим институтом развития. После заключения Соглашений ресурсное обеспечение программы изменяется, дополняется и подлежит переутверждению |
Планируемые результаты Программы |
Реализация Программы позволит к 2015 году: - осуществить выполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.07.2009 N Пр-1890 и поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 04.08.2009 N ВП-П9-4514 по вопросу стимулирования развития жилищного строительства и совершенствования механизмов поддержки проектов комплексного освоения территорий; - обеспечить ввод жилья на территории Сахалинской области всего за 2010-2015 годы - 1700,0 тыс. кв. метров, в том числе по годам: 2010 год - 200,0 тыс. кв. м, 2011 год - 250,0 тыс. кв. м, 2012 год - 300,0 тыс. кв. м, 2013 год - 300,0 тыс. кв. м, 2014 год -300,0 тыс. кв. м, 2015 год - 350,0 тыс. кв. м; - снизить среднюю цену на жилье в областном центре ориентировочно до 30 - 40 тыс. руб. за - повысить спрос на ипотечные кредиты; - развить применение механизмов долевого строительства жилья, в том числе по причине высокой привлекательности строительства и минимизации рисков дольщиков в связи с непосредственным участием в застройке; - развить систему жилищно-строительных кооперативов посредством предоставления им преимущественного права на застройку участков (как малоэтажного, так и индивидуального жилищного строительства), в том числе путем проведения "закрытых" по составу участников аукционов (после внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации); - увеличить долю индивидуального жилищного строительства путем объединения граждан в некоммерческие организации, позволяющие производить комплексное освоение выделенных под строительство территорий; - повысить эффективность реализации Программы посредством увеличения объемов возводимого жилья; - снизить процент ветхого и аварийного жилищного фонда до нормативного уровня; - сократить срок пребывания граждан в очереди на улучшение жилищных условий |
Управление реализацией Программы |
Министерство строительства Сахалинской области |
Контроль по исполнению Программы |
Правительство Сахалинской области |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
За последние годы изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования жилищного строительства. Основной объем финансирования приходится на долю частных застройщиков, государство перестало быть основным участником жилищного строительства.
Все предприятия строительной индустрии на территории Сахалинской области находятся в частной собственности. По итогам 2009 года предприятиями стройиндустрии выпущено материалов, изделий общей стоимостью 4822,97 млн. рублей. Выпуск основных строительных материалов и изделий в 2008-2010 годах представлен в приложении N 5 к настоящей Программе. Потребление цемента предприятиями строительного комплекса в 2008 году составило 110 тысяч тонн, в 2009 году - 115 тысяч тонн, в первом полугодии 2010 года - 60 тысяч тонн. Основные производители цемента - Спасский цементный завод (Приморский край) (20%) и предприятия КНР (80%).
В 2009 году введено в эксплуатацию 161,7 тыс. кв. метров жилья, 85% из состава которого составляют объекты коммерческого жилья и индивидуального жилищного строительства.
Предусмотренные областной Целевой программой "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" механизмы жилищного строительства, как показали результаты, решают проблему улучшения жилищных условий отдельных слоев населения.
Величина требуемых инвестиций в новое жилищное строительство соизмерима с несколькими годовыми консолидированными бюджетами Сахалинской области.
Решение жилищной проблемы для большей части населения Сахалинской области возможно не только путем строительства жилья за счет привлечения бюджетных средств, но и за счет привлечения внебюджетных источников, среди которых основной объем инвестиций должен приходиться на долю средств граждан, в том числе заемных, и частных инвесторов.
В соответствии с данными Госстатистики Российской Федерации (отчет 1-жилфонд) по состоянию на 01 января 2010 года на территории Сахалинской области более 9% жилищного фонда находится в ветхом или аварийном состоянии (по России - 3,2%), 85% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и более 15% - в сельской местности.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Сахалинской области, подлежащего сносу, составляет 1157,9 тысяч кв. метров, в том числе аварийного фонда - 362,6 тысяч кв. метров.
Проживают в ветхих и аварийных жилых домах и подлежат переселению 18134 человека, что составляет 4% от численности населения Сахалинской области (по России - примерно 2%).
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда в Сахалинской области, средней стоимости квадратного метра площади жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также финансовой возможности бюджетов всех уровней, на выполнение мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо 54421,3 млн. рублей, в том числе для переселения из аварийного фонда - 17042,2 млн. рублей.
Проблема по переселению граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, может быть частично решена за счет строительства жилья с участием средств Федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В 2011 году за счет привлечения средств государственной корпорации - Федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 99 227,8 тыс. рублей, при условии софинансирования из бюджета Сахалинской области в сумме 76,2 млн. рублей, возможно осуществить строительство 5,8 тыс. кв. метров жилья для переселения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде (объемы финансовой поддержки за счет средств Федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011-2012 годах на строительство жилья в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда будут уточняться с учетом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также за счет увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации).
Оценка состояния жилфонда Сахалинской области в части определения аварийного жилья, подлежащего расселению, и объемов финансирования его расселения по состоянию на 01 января 2010 года приведена в приложении N 4 к настоящей Программе.
По данным министерства экономики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области по состоянию на 01 мая 2010 года в очереди на улучшение жилищных условий состоит более 19,9 тысяч семей сахалинцев и курильчан, основная часть которых - граждане со средним и низким уровнем доходов, в том числе в разрезе органов местного самоуправления:
Таблица N 1
N пп. |
Наименование органа местного самоуправления |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья |
Количество человек |
|
Муниципальные районы |
|
|
1 |
Углегорский муниципальный район |
483 |
1256 |
|
Городские округа |
|
|
2 |
Александровск-Сахалинский район |
612 |
1491 |
3 |
Анивский |
301 |
783 |
4 |
Долинский |
1407 |
3950 |
5 |
Корсаковский |
1448 |
4995 |
6 |
Курильский |
275 |
715 |
7 |
Макаровский |
396 |
1118 |
8 |
Невельский |
456 |
1095 |
9 |
Ногликский |
476 |
1466 |
10 |
Охинский |
330 |
858 |
11 |
Поронайский |
1366 |
3068 |
12 |
Северо-Курильский |
89 |
207 |
13 |
Смирныховский |
191 |
497 |
14 |
Томаринский |
404 |
843 |
15 |
Тымовский |
989 |
2335 |
16 |
Холмский |
1993 |
5182 |
17 |
Южно-Курильский |
242 |
444 |
18 |
Город Южно-Сахалинск |
8306 |
21596 |
19 |
Вахрушев |
97 |
252 |
|
Итого: |
19861 |
50660 |
20 |
Шахтерское городское поселение |
28 |
130 |
|
Всего: |
19889 |
50790 |
Кроме того, состоят в очереди на получение жилья 10 и более лет около 57,7% от всех очередников.
В то же время в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.10.2008 N 100-ЗО "Об областной целевой программе "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008-2010 годы" в 2010 году необходимо ввести в эксплуатацию 200,0 тыс. кв. метров жилья, а в период 2011-2015 годов - 1500 тыс. кв. метров жилья.
В связи с чем решение жилищной проблемы для граждан (семей), вставших на учет до 01 марта 2005 года, а также активизации жилищного строительства в условиях спада ипотеки возможно осуществить путем предоставления целевой государственной поддержки гражданам (семьям).
Проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилья муниципальные образования области могут решать в соответствии с механизмом, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации, - предоставляя земельные участки для строительства в границах территории, в отношении которой органами местного самоуправления принято решение о развитии, а также во взаимодействии с государственной корпорацией - Федеральным Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства через уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области.
В настоящее время в Сахалинской области наблюдается нехватка земельных участков для жилищного строительства в границах населенных пунктов, особенно в городах. Наиболее остро данная проблема проявляется в административном центре Сахалинской области - городском округе "Город Южно-Сахалинск", на территории которого в значительной степени исчерпан ресурс земель для жилищного строительства, что снижает темпы строительства и влечет увеличение стоимости жилья.
В то же время в настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" и непосредственной близости к нему расположены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставленные Министерству обороны Российской Федерации, которые потенциально могут быть использованы для жилищного строительства и развития городской среды.
В целях вовлечения земельных участков в жилищное строительство законодательством Российской Федерации предусмотрены процедуры принятия соответствующих решений, установленные статьями 12, 13 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В целях реализации Федерального закона N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) между Правительством Сахалинской области и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства от 03.03.2009 N С-29.
На территории области подготовкой инженерно-строительных кадров высшего звена занимается Филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске, с которым министерством строительства Сахалинской области подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере подготовки профессиональных кадров в строительном комплексе области. Филиал также проводит обучение по ускоренной образовательной программе (для получения второй специализации по строительному высшему образованию), кроме того проводит обучающие курсы по повышению квалификации.
Подготовкой по профессиям рабочих специальностей занимаются 9 средних профессиональных учебных заведений.
Кадровое обеспечение строительной отрасли Сахалинской области имеет устойчивые проблемы, связанные со "старением" инженерно-технического персонала, средний возраст которого составляет 49 лет. Кроме того, существующая система подготовки кадров в средних профессиональных учебных заведениях области по профессиям рабочих не успевает оперативно реагировать на появление в строительном производстве новых материалов, изделий. Отстает развитие производственной базы учебных лабораторий и мастерских для отработки практических навыков учащихся.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Сахалинской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 г. N 99, необходимо добиться:
- увеличения объемов жилищного строительства;
- стимулирования строительства доступного индивидуального жилья;
- стимулирования развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, новых технологий в строительстве и новых строительных материалов. В число приоритетных включены проекты по организации производства по выпуску конструкций сборных быстровозводимых деревянных домов на ПК "Мебель", теплоизоляционных материалов (пенополистирола - ООО "Точ", ООО "Углезаводские ЖБИ", изделий из базальта - ЗАО "Стройдеталь"), полимерных труб для холодного и горячего водоснабжения (ООО "Углезаводские ЖБИ"), строительство цементного завода в районе с. Победино в Смирныховском городском округе;
- развития системы инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе путем внедрения практики частно-государственного партнерства, с целью обеспечения строительства и реконструкции инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков;
- создания для граждан с умеренными доходами (доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) системы мер государственной поддержки и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем, в том числе индивидуальным, в соответствии с социальными стандартами в основном рыночными методами;
- снижения уровня ветхого и аварийного жилищного фонда;
- обеспечения предприятий строительной отрасли высококвалифицированными кадрами, особенно в среднем звене управления (мастера, прорабы, начальники строительных участков).
В целях выявления проблем, препятствующих дальнейшему развитию жилищного строительства, проведен анализ реализации 1-го и 2-го этапов областной Целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года", на основании которого определены основные направления дальнейшего развития жилищного строительства в Сахалинской области.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
- увеличение объемов жилищного строительства;
- стимулирование развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, новых технологий в строительстве и новых строительных материалов;
- развитие системы инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе путем внедрения практики частно-государственного партнерства, с целью обеспечения строительства и реконструкции инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков;
- создание для граждан с умеренными доходами (доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) системы мер государственной поддержки и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами в основном рыночными методами;
- снижение уровня ветхого и аварийного жилищного фонда.
Достижение указанных целей позволит решить следующие задачи:
1. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе:
- формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
- обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе с помощью Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
- развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
- развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе основанной на антимонопольной политике;
- совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;
- содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций.
2. Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Сахалинской области, в том числе:
- разработка новых и совершенствование действующих институтов рынка жилья, обеспечивающих повышение доступности жилья, а именно: ипотечного кредитования жилья, а также земельных участков;
- повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка;
- создание жилищного фонда социального использования для предоставления жилых помещений по договорам социального найма и найма специализированного жилья;
- развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для строительства индивидуального жилья.
3. Обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе:
- формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городских транспортных коммуникаций, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями;
- создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья;
- внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов.
Мероприятия Программы будут реализованы в течение 2010-2015 годов.
При этом выполнение Программы включает два этапа.
В течение первого этапа (2010 год) будут произведены:
- разработка нормативных документов, обеспечивающих создание правовых условий для участия различных категорий граждан в Программе;
- формирование правовых, финансовых и организационных механизмов реализации Программы;
- организация информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы;
- изучение потребностей граждан в строительстве жилья с использованием механизмов Программы в муниципальных образованиях области;
- изучение возможностей комплексной застройки в муниципальных образованиях области.
На втором этапе (2011-2015 годы) намечаются:
- отбор и внедрение в муниципальных образованиях механизмов реализации Программы;
- выделение средств из областного бюджета Сахалинской области на финансирование мероприятий Программы;
- совершенствование организационного, правового и финансового механизмов оказания государственной поддержки участникам Программы, консолидация ресурсов при строительстве жилья для участников Программы.
3. Система программных мероприятий
Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных, финансовых мер и мероприятий с учетом реализации других долгосрочных федеральных и региональных программ, которые в том числе реализуют мероприятия, связанные с жилищным строительством, по следующим основным направлениям:
- создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения;
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализация мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- создание прозрачного и четко организованного единого рынка земельных участков, в том числе под индивидуальное строительство, как в рамках комплексного освоения территорий, так и для отдельных граждан;
- внедрение механизмов привлечения кредитных, инвестиционных и бюджетных средств на условиях софинансирования для обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки;
- поддержание спроса на рынке жилья путем строительства жилья различными категориями застройщиков: населением (через строительство индивидуальных и многоквартирных жилых домов, в основном малоэтажных), муниципалитетами (строительство специализированного фонда, в том числе маневренного, а также муниципального жилищного фонда социального использования для предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного фонда, сиротам и другим категориям граждан, по которым полномочия муниципальных образований по предоставлению жилья предусмотрены законодательством), жилищно-строительными кооперативами, коммерческими застройщиками (в том числе с привлечением средств дольщиков), органами государственного управления Сахалинской области и (или) их соответствующими бюджетными учреждениями, агентствами и дирекциями по реализации специальных программ, а также активизации ипотечного кредитования населения и застройщиков, создание условий для участников рынка ипотечных ценных бумаг.
Плановое распределение объемов по строительству жилья в 2011-2015 годах приведено в приложении N 7 к настоящей Программе.
3.1. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, обеспечивается путем строительства жилья экономического класса (далее - экономкласса) в объемах, установленных Программой с учетом реализации других целевых программ; снижения стоимости 1 квадратного метра жилья на первичном рынке до 40 тысяч рублей, что должно повлечь снижение цен и на вторичном рынке, осуществления государственных полномочий по контролю за привлечением средств дольщиков в строительство жилья коммерческими застройщиками.
Параметры и качественные характеристики жилья экономкласса устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации в отношении домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета, и министерством строительства Сахалинской области в отношении домов, строительство которых осуществляется с использованием средств областного бюджета.
3.2. Создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве обеспечивается путем разработки и реализации региональной программы по реализации мероприятий, направленных на разработку и утверждение регламентов оказания государственных услуг в сфере градостроительства, сокращения сроков согласований при оформлении разрешительной документации, внедрение электронного документооборота в рамках реализации областной целевой программы "Электронный Сахалин на 2008-2011 годы", утвержденной законом Сахалинской области от 21.12.2006 N 119-ЗО, внедрение в работу органов исполнительной власти принципа "единого окна" для застройщиков при оформлении земельных участков, сбора технических условий, введение усредненных ставок на технологическое присоединение построенных объектов капитального строительства к сетям энергоснабжения и водоотведения на основе программ комплексного развития инженерных систем в населенных пунктах в соответствии с документами территориального планирования.
Реализация мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции обеспечивается путем размещения государственных и муниципальных заказов на электронных площадках с 01 января 2011 года, повышения квалификации государственных и муниципальных заказчиков в системе дополнительного специального образования по строительным специальностям по отдельным планам.
Расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам обеспечивается путем реализации мер государственной поддержки отдельных категорий граждан - участников настоящей Программы, через систему жилищно-строительных кооперативов, возможности направления материнского капитала на решение жилищной проблемы, государственной поддержки субъектов предпринимательства в рамках постановления Правительства Сахалинской области от 18.03.2010 N 100 "О правилах возмещения в 2010 году части затрат на уплату процентов по кредитам и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)", а также реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р.
3.3. Создание прозрачного и четко организованного единого рынка земельных участков, в том числе под индивидуальное строительство, как в рамках комплексного освоения территорий, так и для отдельных граждан обеспечивается путем формирования земельных участков в плановом порядке уполномоченными структурами в администрациях муниципальных образований и ведения Реестра сформированных земельных участков, а также Графиков проведения аукционов на право аренды земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения или развития застроенных территорий на официальных сайтах муниципальных образований в сети Интернет.
3.4. Внедрение механизмов привлечения кредитных, инвестиционных и бюджетных средств на условиях софинансирования для обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства обеспечивается путем реализации подпрограммы "Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры" настоящей Программы, а также путем реализации принципов государственно-частного партнерства, концессии при строительстве или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры или коммерческого строительства отдельных объектов энергоснабжения при комплексной застройке земельных участков или развития застроенной территории под гарантии областного бюджета. Размер гарантий определяется в пределах лимита гарантий, установленных законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
3.5. Содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки обеспечивается путем реализации подпрограммы "Развитие системы градостроительного планирования" настоящей Программы, предусматривающей предоставление субсидий муниципальным образованиям на разработку проектов планировки новых микрорайонов, застроенных территорий населенных пунктов, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также строительство и реконструкцию инженерных систем в рамках подпрограммы "Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры" настоящей Программы, вовлечения в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности и неиспользуемых земельных участков совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, а также находящихся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
Перечень земельных участков, находящихся в федеральной и государственной собственности, на которых может быть организовано строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, в порядке взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в рамках реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", приведен в приложении N 6 к настоящей Программе.
В отношении каждого из рассматриваемого в рамках реализации Федерального закона N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" земельного участка может быть реализован один из сценариев:
- полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком передаются органам государственной власти Сахалинской области. Средства от продажи или передачи в аренду земельных участков и объектов недвижимого имущества распределяются следующим образом: 50% доходов поступает в бюджет Сахалинской области, 50% доходов в бюджет городского округа, муниципального района либо поселения (в зависимости от расположения земельного участка, иного объекта недвижимости), в границах которого расположен земельный участок;
- земельный участок передается в качестве имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Федеральный фонд содействия развитию жилищному строительству за счет собственных и привлеченных средств обеспечивает формирование участка для выставления на торги, и реализует его инвестору.
Одним из приоритетов застройки на земельных участках является строительство жилья экономкласса.
В ситуации стабилизации экономики и выхода строительной отрасли из кризиса особое внимание должно быть уделено проектам комплексного освоения территорий жилой застройки.
Под комплексным обеспечением земельных участков понимается:
- системная интеграция Федеральным фондом развития содействия жилищному строительству процесса освоения земельного участка, включая обеспечение исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, субъектами естественных монополий, финансовыми и иными организациями обязательств, связанных с освоением участков на протяжении всего цикла - от оформления прав застройщика и получения необходимой разрешительной документации до регистрации прав собственности граждан - покупателей жилья;
- содействие обеспечению участка инженерной инфраструктурой: в соответствии с предельными объемами жилищного и иного строительства, исходя из условий подключения к инженерным сетям, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства будет оказывать содействие застройщику в техническом подключении с оплатой только тарифа на подключение к инженерным сетям и лишь в отдельных случаях при отсутствии технической возможности допускать затраты на строительство внешних сетей, стремясь свести их к минимуму;
- содействие в доступе к финансовым ресурсам: Федеральный фонд содействия развитию жилищному строительству при необходимости, возникшей у застройщика, будет содействовать доступу его к кредитным ресурсам по стоимости, позволяющей вести строительство жилья экономкласса, а также содействовать гражданам - покупателям жилья в получении на приемлемых условиях ипотечных кредитов на покупку жилья, возводимого на участках, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищному строительству;
- обеспечение возможности использования на земельном участке проектов повторного применения: Федеральным фондом содействия развитию жилищному строительству будет создана база данных проектов жилых зданий повторного применения, отвечающих современным требованиям к жилью экономкласса, и приемов застройки, пригодных для использования на земельных участках различной площади и рельефа, в различных географических и климатических зонах, различных градостроительных ситуациях, включающая в себя также сведения об используемых материалах и технологиях и их производителях.
В отношении земельных участков, по которым отсутствуют резервы мощностей для подключения объектов капитального строительства, в 2012-2014 годах возможно участие Федерального фонда содействия развитию жилищному строительству в финансировании строительства, которое может заключаться как в предоставлении субъектам естественных монополий и организациям коммунального комплекса долгосрочных целевых займов, так и в непосредственном строительстве ими за счет Федерального фонда содействия развитию жилищному строительству объектов инженерной инфраструктуры, которые после ввода в эксплуатацию остаются в его собственности.
Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы и заключается в предоставлении на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Сахалинской области субсидий на следующие цели:
- возмещение затрат застройщиков по проектам жилищного строительства по уплате процентов по кредитам, привлеченным для обеспечения территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры;
- финансирование строительства автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой многоквартирной и малоэтажной застройки;
- финансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы для проектов комплексного освоения и развития территорий.
Реализация указанного комплекса мер должна осуществляться только в отношении земельных участков, на которых будет возводиться жилье, отвечающее критериям экономкласса.
Поддержка и реализация в Сахалинской области крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий будет иметь большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья.
В первую очередь, планируется реализация мероприятий по комплексной застройке сел Дальнее, Ключи, Новая Деревня в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" с учетом разработанных и утвержденных генеральных планов сел, совмещенных с проектами межеваний земельных участков. Перечень указанных земельных участков приведен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Кроме того, рассматривается возможность вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков Министерства обороны Российской Федерации. Перечень таких участков приведен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Застройка этих земельных участков планируется с применением программных продуктов ОАО "Агентства по ипотечному жилищному кредитованию" - "Стимул" и "Малоэтажное жилье".
3.6. Развитие ипотечного жилищного кредитования.
Развитие данного направления в Сахалинской области будет основано на принципах и механизмах, установленных заключаемыми Соглашениями между Правительством Сахалинской области, открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и открытым акционерным обществом "Сахалинский региональный оператор" (далее - региональный оператор).
В рамках настоящей Программы главным исполнителем мероприятий будет являться региональный оператор, а основной задачей его деятельности станет участие в проектах и внедрение новых продуктов ипотечного кредитования открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на рынок области.
Основными направлениями деятельности регионального оператора являются:
- привлечение в качестве первичного кредитора, работающего по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", максимального количества кредитных организаций, находящихся на территории Сахалинской области;
- формирование с участием регионального оператора и Правительства Сахалинской области части маневренного жилого фонда;
- проведение мероприятий по популяризации ипотечного кредитования по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";
- содействие увеличению объемов жилищного строительства в рамках реализации программы "Стимул", снижению первоначального взноса по ипотечным кредитам и т.д.;
- участие в законотворческой деятельности при разработке нормативного правового акта по снижению первоначального взноса отдельным категориям населения.
Основными задачами регионального оператора являются увеличение объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов и привлечение средств открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", кредитных учреждений и населения.
К основным функциям регионального оператора относятся:
- участие в реализации программ заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
- участие в развитии рынка найма жилья;
- участие в организации объединений граждан для строительства и приобретения жилья;
- участие в формировании маневренного фонда;
- разработка специальных программ ипотечного кредитования, в т.ч. стимулирующих приобретение жилья экономкласса;
- обучение и развитие участников рынка ипотеки;
- участие в разработке стандартов качества работы экспертов, оценщиков, брокеров, агентов по взысканию и других участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
В целях реализации Программы и выполнения целевых показателей планируется реализация следующих мероприятий:
1) Заключение в 2012 году с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" соглашения, предусматривающего реализацию на территории Сахалинской области программы "Стимул". В 2011 году будут разработаны критерии отбора застройщиков, претендующих на участие в программе, банковских учреждений для кредитования программы "Стимул" и рассмотрены проекты строительства жилья экономкласса, которые планируется осуществить в рамках реализации Программы.
При окончании строительства жилых домов, строящихся в рамках программы "Стимул", в случае не реализации квартир застройщиком в процессе строительства Правительство Сахалинской области, выступающее гарантом сбыта, с использованием займа открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" выкупает оставшиеся квартиры по фиксированной стоимости 1 квадратного метра, размер которой не превышает стоимость 1 квадратного метра, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации в целях дальнейшего обеспечения жильем определенных законодательством категорий населения.
2) С целью создания инфраструктуры участников рынка ипотеки необходимо заключение соглашений и организация совместной работы всех структур, задействованных в процессе: банков, страховых и оценочных компаний, риэлтерских агентств, строительных организаций.
3) Начиная с 2012 года, в области будут внедрены, и в течение срока реализации Программы будут действовать ипотечные программы открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" - "Стимул" и "Малоэтажное жилье".
4) Предоставление субсидии региональному оператору на выдачу ипотечных жилищных кредитов, формирование уставного капитала.
5) Обеспечение притока инвестиционных ресурсов в сферу ипотеки и строительного комплекса. Запуск системы рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья.
6) Оказание государственной поддержки гражданам по субсидированию первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту с целью снижения первоначального взноса по ипотечным кредитам. Компенсация первоначального взноса по кредиту будет осуществляться из средств областного бюджета через регионального оператора. Порядок предоставления субсидий будет определен дополнительно.
7) Поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении.
8) Осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
9) Разработка схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
3.7. Развитие маневренного фонда жилья.
С развитием ипотечного жилищного кредитования, развитием программ банков, связанных с предоставлением ипотечных жилищных кредитов заемщикам без фактического подтверждения официального дохода, снижением платежеспособности населения актуальным является вопрос формирования органами местного самоуправления маневренного фонда в целях обеспечения временным жильем заемщиков, лишившихся единственного жилья в результате продажи предмета залога.
Формирование маневренного фонда происходит в рамках реализации программы "Стимул" с участием средств областного бюджета.
При завершении строительства жилых домов, строящихся в рамках программы "Стимул", в случае не реализации квартир застройщиком в процессе строительства гарант сбыта по проектам
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 24 июня 2011 г. N 244 "О внесении изменений в долгосрочную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.