Постановление Администрации города Южно-Сахалинска
от 10 августа 2012 г. N 1688
"Об утверждении комплексной межведомственной программы
по профилактике социального сиротства и жестокого обращения
с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы"
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Сахалинской области от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области", Законом Сахалинской области от 03.08.2009 N 80-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству", Постановлением правительства Сахалинской области от 07.07.2011 N 274 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 10.06.2009 N 986 "Об утверждении порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить комплексную межведомственную программу по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление администрации города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
3. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на вице-мэра по социальному развитию города Южно-Сахалинска Т.Б. Гружевскую.
Мэр города Южно-Сахалинска |
А.И. Лобкин |
Комплексная межведомственная программа
по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с
детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации города Южно-Сахалинска
от 10 августа 2012 г. N 1688)
Паспорт
комплексной межведомственной программы по профилактике
социального сиротства и жестокого обращения с детьми в
городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы
Наименование разделов |
Краткое содержание |
I. Наименование Программы |
Комплексная межведомственная программа по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы |
II. Обоснование для разработки Программы |
Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ; - Федеральным законом "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1; - Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.07.2011 N 274 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы". |
III. Разработчик-координатор Программы |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска |
IV. Исполнители Программы |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска, отдел опеки и попечительства Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, учреждения системы образования, подведомственные Департаменту, ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" отделение по г. Южно-Сахалинску, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Южно-Сахалинска, ОУУПиПДН Межмуниципального УМВД России "Южно-Сахалинское", ОДН ЛОМВД России на транспорте; ГБУЗ "Южно-Сахалинская детская городская поликлиника" (по согласованию), ГБУЗ "Городской родильный дом" (по согласованию), ГБУЗ "Областная детская больница" (по согласованию); Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Южно-Сахалинска, учреждения, подведомственные управлению; Управление культуры администрации города Южно-Сахалинска, учреждения, подведомственные управлению. |
V. Цель (цели) и задачи Программы |
Цель: Формирование межведомственного взаимодействия в сфере преодоления социального сиротства, жестокого обращения с детьми. Задачи Программы: 1. - нормативно-правовая и информационно-методическая деятельность; 2. - профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия; 3. - профилактика отказов от новорожденных, сохранение ребенку в возможных случаях его родной семьи; 4. - профилактика жестокого обращения с детьми; 5. - формирование позитивного образа семьи. |
VI. Основные мероприятия Программы |
Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям: - деятельность по реабилитации детей и семей, социальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации; - развитие системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы; - развитие системы информирования и кризисного консультирования нуждающихся в помощи несовершеннолетних детей и семей (телефонная "горячая линия"); - развитие системы профилактики вторичного сиротства; - развитие и пропагандирование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - профилактика отказов матерей от новорожденных детей; - информационно-методическое обеспечение деятельности по защите прав детей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
VII. Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
VIII. Управление Программой и контроль за ее реализацией |
Общий контроль за реализацией Программы, ее результатами возлагается на Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска |
IX. Индикаторы результативности реализации Программы |
- численность семей (в них детей) группы риска и находящихся в социально-опасном положении, выявленных на раннем этапе кризиса, с которыми была организована профилактическая работа (базовый показатель: 2011 год - 70 семей, в них 104 ребенка): 2012 - уровень 2011 года; 2013 - увеличение на 1,5% (1 семья) / 1,8% (2 чел.); 2014 - увеличение на 2,8% (2 семьи) / 3,8% (4 чел.); 2015 - увеличение на 4,3% (4 семьи) / 4,8% (5 чел.); - количество родителей, лишенных родительских прав, в отношении скольких детей (базовый показатель: 2011 год - 144 родителя в отношении 134 детей): 2012 - уровень 2011 года; 2013 - уменьшение на 0,5%; 2014 - уменьшение на 0,7%; 2015 - уменьшение на 1%; - количество детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (базовый показатель: 2011 год - 394 ребенка): 2012 - уровень 2011 года; 2013 - увеличение на 0,5%; 2014 - увеличение на 0,7%; 2015 - увеличение на 1%; - количество отказов матерей от новорожденных (базовый показатель: 2011 год - 23 ребенка): 2012 - уровень 2011 года; 2013 - уменьшение на 4,3% (1 чел.); 2014 - уменьшение на 8,6% (2 чел.); 2015 - уменьшение на 12,9% (3 чел.); - количество проведенных мероприятий по формированию позитивного образа семьи: 2012 - 103; 2013 - 106; 2014 - 109; 2015 - 112; - охват отдыхом и оздоровлением детей из семей, находящихся в группе риска и социально опасном положении (базовый показатель: 2011 год - 64 ребенка); 2012 - уровень 2011 года; 2013 - увеличение на 0,5%; 2014 - увеличение на 0,7%; 2015 - увеличение на 1%. |
XI. Оценка социальной эффективности Программы |
Оценка социальной эффективности осуществляется по годам в течение всего срока реализации программы и в целом после ее реализации. Для оценки эффективности реализации программы применяются целевые индикаторы, указанные в паспорте программы. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе применения системы критериев в установленном порядке. Критериями оценки социальной эффективности Программы будут: - сокращение уровня социального сиротства, развитие системы профилактики вторичного сиротства; - увеличение количества сохраненных и реабилитированных кровных семей для детей группы риска по социальному сиротству; - уменьшение количества родителей (у них детей), лишенных (ограниченных) родительских прав; - развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяющих им сформировать социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращение вторичного сиротства в следующих поколениях; - снижение числа отказов матерей от новорожденных детей; - информационно-методическое обеспечение деятельности по защите прав детей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время Президентом Российской Федерации четко обозначены задачи государственной социальной политики.
На первое место поставлена задача, предусматривающая раннее выявление случаев нарушений прав детей. В 2007 году на Всероссийском совещании работы органов государственной власти в сфере социального развития Президентом Российской Федерации была особо отмечена необходимость создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи. При этом речь шла не только о раннем выявлении детей и семей, оказавшихся в социально-опасном положении, но и о сохранении ребенку его кровной семьи.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" большинство выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по "социальным" причинам. Так, в 2011 году выявлено 191 чел., из них устроены в семьи граждан 70 чел., возвращены в кровную семью 42 чел.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", совместным приказом Департамента социальной защиты населения Сахалинской области, УВД Сахалинской области, Департамента здравоохранения Сахалинской области, Департамента образования, культуры и спорта Сахалинской области от 01.11.2002 N 126/256 "О порядке взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении", приказом Департамента социальной защиты населения Сахалинской области от 27.04.2005 N 28 "О формировании единого банка данных о безнадзорных детях и неблагополучных семьях в Сахалинской области", постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 07.02.2003 N 162 "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении", Приказом МУЗ "Детская городская больница" от 03.12.2009 N 447 "О выявлении и учете детей, оставшихся без попечения родителей" Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Южно-Сахалинска (далее - Комиссия) был разработан и предложен всем учреждениям и органам, входящим в муниципальную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок взаимодействия по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, утвержденный постановлением Комиссии от 20.11.2002 N 41. В данном постановлении предусмотрено разграничение выявленных семей на категории 1, 2, 3 и 4, дано определение каждой из них по степени отрицательного влияния на проживающих в них несовершеннолетних детей, на основании чего в городском округе сформирован единый банк данных о безнадзорных детях и неблагополучных семьях. В 2011 году на учете в банке состояла 261 семья, в них воспитываются 405 детей.
Органы и ведомства системы профилактики городского округа организуют учет, индивидуально-профилактическую работу и реализацию индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении, в соответствии со своей компетенцией.
С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия в вопросах выявления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, была разработана форма работы с семьями, получившая название "Социальный экспресс", проводимый ежемесячно, в ходе которого организуются совместные выезды в семьи, проживающие на территории городского округа, специалистов различных ведомств (отдела опеки и попечительства Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" отделение по г. Южно-Сахалинску, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Южно-Сахалинска, ОУУПиПДН Межмуниципального УМВД России "Южно-Сахалинское", психологов, социальных педагогов и других специалистов).
Количество детей, оставшихся без попечения родителей, оставленных в родильных домах по тем или иным причинам, остается стабильно высоким. Так, в 2010 году оставлено родителями 32 новорожденных, в 2011 - 23 ребенка. Отделом опеки и попечительства Департамента образования проводится работа по устройству этих несовершеннолетних в семьи граждан.
С целью предотвращения вторичного сиротства специалистами отдела опеки и попечительства осуществляется контроль за семьями выпускников государственных образовательных учреждений, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые занимаются воспитанием и содержанием своих малолетних детей. Так, в 2011 году администрацией города за счет средств областного бюджета было приобретено 7 квартир выпускникам, имеющим семьи.
Таким образом, работа по выявлению семейного и детского неблагополучия в городском округе организована. Вместе с тем, необходимость профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса существует.
В марте 2009 года на Совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев указал на необходимость кардинального усовершенствования работы социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры - органы опеки, КДН, общественные организации должны вовремя распознавать по определенным критериям неблагополучные семьи, устанавливать контакт с ними и принимать решения. Имеется в виду проведение работы с семьями, где нарушаются права ребенка, присутствует жестокое обращение с детьми. Решение этой проблемы на сегодняшний день наиболее актуально.
В 2010 году городской округ "Город Южно-Сахалинск" принимал участие в Конкурсе городов России "Город без жестокости к детям", мероприятия которого были направлены на противодействие жестокому обращению с детьми. С этой целью приказом начальника Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска от 11.05.2010 N 480 "Об утверждении Порядка действий специалистов отдела опеки и попечительства при поступлении сообщений граждан о случаях, связанных с проявлениями жестокости и насилия к несовершеннолетним" определены ответственные должностные лица за ведение журнала учета сообщений граждан о случаях жестокого обращения с детьми, а также обеспечение работы горячей телефонной линии "Не допусти жестокости к детям!". Информация, поступившая в отдел, в течение 3-х дней проверяется (экстренный выезд в семью, приглашение родителей на беседу, сбор информации с места обучения ребенка, поликлиники, направление сообщения в ОУУПиПДН Межмуниципального УМВД России "Южно-Сахалинское"). В случае подтверждения факта жестокого обращения с детьми, семья выставляется на профилактический контроль.
В 2011 году специалистами органов профилактики принято и обработано 104 сообщения от граждан и должностных лиц о жестоком обращении с детьми. В результате проверки подтвердились 66 фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, допущенного со стороны взрослых (родителей, родственников и посторонних лиц), сверстников.
Кроме того, в городском округе "Город Южно-Сахалинск" разработана и на протяжении длительного времени достаточно эффективно функционирует модель взаимодействия различных структур и ведомств в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми. Данное взаимодействие подразумевает оперативное реагирование различных служб и ведомств на поступившую информацию о жестоком обращении с детьми или нахождении ребенка в социально-опасном положении по следующей схеме:
- руководители муниципальных образовательных учреждений незамедлительно предоставляют информацию в Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска по выявленным фактам насилия над несовершеннолетними в семье, в учебном заведении, включая его территорию; ежеквартально проводят мониторинг семей с целью выявления детей, родители которых не исполняют или ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, проявляют (ранее проявляли) жестокость по отношению к детям; информация о жестоком обращении с детьми поступает в отдел опеки и попечительства Департамента образования и от учреждений здравоохранения города, учреждений социальной защиты населения, неравнодушных граждан;
- Департамент образования направляет информацию о факте жестокого обращения с несовершеннолетним в Межмуниципальное УМВД России "Южно-Сахалинское" с целью проведения проверки и привлечения виновных лиц к ответственности; организует статистический учет фактов насилия в семье над несовершеннолетними на основании ежемесячной информации УМВД, учреждений здравоохранения, ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" отделение по г. Южно-Сахалинску, а также оперативной информации дошкольных и общеобразовательных учреждений образования;
- отделение по г. Южно-Сахалинску ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" организует работу по реабилитации несовершеннолетних - жертв насилия, обеспечивает их социально-правовую защиту, проводит профилактическую работу с ними и их родителями;
- учреждения здравоохранения города обеспечивают оказание медицинской помощи детям, медико-психологическое консультирование.
В целях повышения эффективности работы отдела опеки и попечительства с семьями, находящимися в социально-опасном положении, а также профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, по ходатайству администрации города Южно-Сахалинска перед Правительством Сахалинской области о необходимости увеличения штатной численности специалистов отдела опеки и попечительства Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, Законом Сахалинской области 80-ЗО от 03.08.2009 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству" штатная численность специалистов Отдела с 01 января 2011 года увеличена с 8 до 13 человек.
С представителями администраций образовательных учреждений, социальными педагогами регулярно проводятся семинары по вопросам профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
В текущем году городской округ "Город Южно-Сахалинск" вновь принимает участие в Конкурсе городов России "Город без сирот", организованном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Ассоциацией малых и средних городов России.
Таким образом, основные усилия сложившейся муниципальной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и противодействия жестокому обращению с детьми на сегодняшний день направлены не только на выявление и устройство детей, уже лишившихся родительского попечения, но и на выявление фактов нарушения прав ребенка, обнаружение семейного неблагополучия на ранней стадии, что представляется чрезвычайно важным, в связи с тем, что многие семьи, переживающие раннюю стадию развития кризисной ситуации, имеют внутрисемейные и личностные ресурсы для ее преодоления. Необходимым условием восстановления выступает своевременное получение извне целенаправленной помощи, использующей потенциал семьи для реабилитации ее способности осуществлять воспитание детей и полноценный уход за ними. К сожалению, еще происходит выявление неблагополучных семей на поздней стадии кризиса в семье, что снижает эффективность индивидуальной профилактической работы. Таким образом, создание в городском округе "Город Южно-Сахалинск" системы (социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, медико-социальной) помощи семье и детям, нуждающимся в государственной поддержке, по направлениям семейных отношений, детско-родительских отношений, трудных жизненных ситуаций, кризисных жизненных ситуаций, позволит решать социальные проблемы комплексно и целенаправленно, или, по меньшей мере, позволит существенно снизить остроту вышеперечисленных проблем.
Раздел II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основные цели и задачи Программы.
Основной стратегической целью программы является формирование межведомственного взаимодействия в сфере преодоления социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
Задачи Программы:
Задача 1: Нормативно-правовая и информационно-методическая деятельность.
Индикаторы результативности:
- количество изготовленной информационно-методической литературы по вопросам преодоления социального сиротства, жестокого обращения с детьми, пропагандированию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
2012 год - 50 экз.;
2013 год - 100 экз.;
2014 год - 150 экз.;
2015 год - 200 экз.
Задача 2: Профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия.
Индикаторы результативности:
- количество семей (в них детей) группы риска и находящихся в социально-опасном положении, выявленных на раннем этапе кризиса, с которыми была организована профилактическая работа (базовый показатель: 2011 год - 70 семей, в них 104 ребенка):
2012 - уровень 2011 года;
2013 - увеличение на 1,5% (1 семья) / 1,8% (2 чел.);
2014 - увеличение на 2,8% (2 семьи) / 3,8% (4 чел.);
2015 - увеличение на 4,3% (4 семьи) / 4,8% (5 чел.).
Задача 3: Профилактика отказов от новорожденных, сохранение ребенку в возможных случаях его родной семьи.
Индикаторы результативности:
- количество отказов матерей от новорожденных (базовый показатель: 2011 год - 23 ребенка):
2012 - уровень 2011 года;
2013 - уменьшение на 4,3% (1 чел.);
2014 - уменьшение на 8,6% (2 чел.);
2015 - уменьшение на 12,9% (3 чел.);
Задача 4: Профилактика жестокого обращения с детьми.
Индикаторы результативности:
- количество выявленных и подтвержденных фактов жестокого обращения с детьми (базовый показатель: 2011 год - 66 случаев):
2012 - уровень 2011 года;
2013 - уменьшение на 3% (2 факта);
2014 - уменьшение на 6% (4 факта);
2015 - уменьшение на 9% (6 фактов).
Задача 5: Формирование позитивного образа семьи.
Индикатор результативности:
- количество проведенных мероприятий по формированию позитивного образа семьи:
2012 - 103;
2013 - 106;
2014 - 109;
2015 - 112.
Сводные показатели результативности Комплексной межведомственной программы по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы отражены в таблице (Приложение N 1).
Сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Раздел III. Система программных мероприятий
Сводная информация по данному разделу сформирована в приложении N 2 к Программе.
Программные мероприятия направлены на создание условий, которые позволят обеспечить высокий уровень и качество функционирования межведомственной системы работы органов и ведомств города Южно-Сахалинска по направлениям:
- сокращение социального сиротства, развитие системы профилактики вторичного сиротства;
- сохранение семьи для детей группы риска по социальному сиротству;
- развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяющих им сформировать социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращение вторичного сиротства в следующих поколениях.
- снижение числа отказов матерей от новорожденных детей;
- информационно-методическое обеспечение деятельности по защите прав детей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации Программы специальное ресурсное обеспечение не предусмотрено.
Раздел V. Механизм реализации программы
Мониторинг реализации Программы, порядок формирования и предоставления отчетности о достижении количественных значений индикаторов результативности утверждены постановлением мэра города от 10.06.2009 N 986 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов". Департамент образования в пределах своих полномочий:
- разрабатывает правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает ежегодный доклад о ходе реализации Программы;
Решение организационно-управленческих задач осуществляется путем: - координации действий всех исполнителей Программы и заинтересованных организаций; - ежегодного уточнения программных мероприятий, состав исполнителей;
- регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы;
- предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
В целях ведения отчетности о реализации Программы предусматривается три срока представления отчетных документов:
- полугодовая отчетность;
- ежегодная отчетность;
- итоговая отчетность по завершению срока реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий каждые полгода, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Раздел VI. Оценка социальной эффективности от реализации Программы
Оценка социальной эффективности осуществляется по годам в течение всего срока реализации программы и в целом после ее реализации.
Для оценки эффективности реализации программы применяются целевые индикаторы, указанные в паспорте программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе применения системы критериев в установленном порядке.
Критериями оценки социальной эффективности Программы будут:
- сокращение уровня социального сиротства, развитие системы профилактики вторичного сиротства несовершеннолетних;
- сохранение кровной семьи для детей группы риска по социальному сиротству;
- развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан);
- снижение числа отказов матерей от новорожденных детей;
- информационно-методическое обеспечение деятельности по защите прав детей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, пропагандированию и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Начальник Департамента образования |
И.М. Тарасенко |
Приложение N 1
к комплексной межведомственной программе по профилактике
социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском
округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы
Сводные показатели
результативности комплексной межведомственной программы
по профилактике социального сиротства и жестокого обращения
с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск"
на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Перечень мероприятий |
Наименование целевых индикаторов |
Сроки достижения |
Базовые данные (действующие на момент разработки проекта) |
Плановые значения индикаторов по годам (этапам) реализации |
Плановые значения индикаторов по окончанию реализации программы |
||||
единица измерения |
значение |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
Задача 1: Нормативно-правовая и информационно-методическая деятельность | ||||||||||
1.1. |
Изготовление и тиражирование информационно-методической литературы по вопросам преодоления социального сиротства, жестокого обращения с детьми, пропагандированию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: |
Количество изготовленной литературы |
2012 - 2015 годы |
Ед. |
50 |
50 |
100 |
150 |
200 |
200 |
Задача 2: Профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия | ||||||||||
2.1. |
Выявление семей/ в них детей, группы риска и находящихся в социально-опасном положении, на раннем этапе семейного кризиса |
Количество выявленных семей/ в них детей, с которыми была организована профилактическая работа |
2012 - 2015 годы |
Ед./чел |
70/104 |
70/104 |
71/106 |
72/108 |
74/109 |
74/109 |
Задача 3: Профилактика отказов от новорожденных, сохранение ребенку в возможных случаях его родной семьи | ||||||||||
3.1. |
Деятельность, направленная на сокращение числа отказов матерей от новорожденных детей |
Количество отказов матерей от новорожденных |
2012 - 2015 годы |
Ед. |
23 |
23 |
22 |
21 |
20 |
20 |
Задача 4: Профилактика жестокого обращения с детьми | ||||||||||
4.1. |
Деятельность, направленная на профилактику, выявление и противодействие жестокому обращению с детьми |
Количество выявленных и подтвержденных фактов жестокого обращения с детьми |
2012 - 2015 годы |
Ед. |
66 |
66 |
65 |
64 |
63 |
63 |
Задача 5: Формирование позитивного образа семьи | ||||||||||
5.1. |
Деятельность, направленная на формирование позитивных моделей воспитания, основанных на принципах ответственного родительства, укрепление семейных традиций, пропагандирование здорового образа жизни в родительской среде. |
Количество проведенных мероприятий, направленных на формирование позитивного образа семьи |
2012 - 2015 годы |
Ед. |
103 |
103 |
106 |
109 |
112 |
112 |
Начальник Департамента образования |
И.М. Тарасенко |
Приложение N 2
к комплексной межведомственной программе по профилактике
социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском
округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы
Система мероприятий
по профилактике социального сиротства и жестокого обращения
с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск"
на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок реализации мероприятий |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача 1: Нормативно-правовая и информационно-методическая деятельность | |||
1.1. |
Разработка нормативно-правовой базы межведомственного взаимодействия органов и учреждений различных ведомств города Южно-Сахалинска по вопросам выявления и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, а также проживающих в семьях группы риска |
Май 2012 |
Все исполнители Программы |
1.2. |
Разработка и издание буклетов (брошюр) и иной печатной продукции с целью пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Апрель 2012 |
|
1.3. |
Разработка и издание методических пособий для образовательных учреждений города по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Август 2012 |
|
1.4. |
Оформление информационных уголков, стендов в МБОУ СОШ, МБДОУ, детских клубах, учреждениях культуры и спорта, в социальных учреждениях по теме: "Ребенок в опасности" |
В течение года |
|
1.5. |
Освещение в средствах массовой информации мероприятий по пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни; распространение положительного опыта работы учреждений, осуществляющих профилактику социального сиротства |
В течение года |
ДО, МБОУ СОШ, МБДОУ, УФКСиМП, УК, ОУУПиПДН ММУВД, ОДН ЛОМВД, ГКУ ЦСП |
Задача 2: Профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия | |||
2.1. |
Проведение специалистами ведомств профилактической работы (индивидуальные беседы, рейды) с семьями группы риска, а также с семьями, в которых были зафиксированы факты жестокого обращения с детьми, выявленными первично в результате обращений граждан, родственников детей, а также по информации должностных лиц |
Постоянно |
|
2.2. |
Патронаж семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете, и семей группы риска |
Постоянно |
ООиП, ОУУПиПДН ММУВД, ОДН ЛОМВД, КДНиЗП, ГКУ ЦСП, ГУЗ СахОНД |
2.3. |
Ведение и корректировка банка данных семей, находящихся в социально опасном положении |
Ежеквартально |
ГКУ ЦСП и все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних |
2.4. |
Организация реабилитации несовершеннолетних (социо-культурная, психологическая, педагогическая, медицинская) |
Постоянно |
ГКУ ЦСП, ОГУ "Преодоление", ГГУ СРЦ "Маячок" |
2.5. |
Организация социальной поддержки семьям и детям в соответствии с Законом Сахалинской области от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области" |
В течение года |
|
2.6. |
Организация выездов в семьи граждан межведомственной комиссии "Социальный экспресс" с целью разъяснительной и профилактической работы с родителями, выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, контроля семей, состоящих на учете. |
Ежемесячно |
|
2.7. |
Организация работы с осужденными женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания в соответствии со статьей 82 УК РФ |
В течение года |
|
2.8. |
Организация консультаций с привлечением психолога на добровольной основе с целью оказания помощи населению в решении вопросов, связанных с воспитанием детей |
По графику |
|
2.9. |
Организация контроля за деятельностью МБОУ СОШ и МБДОУ города по работе с опекаемыми детьми и детьми, проживающими в семьях приемных родителей, а также с семьями, состоящими на учете как находящиеся в социально опасном положении |
В течение года |
|
2.10. |
Организация постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений, а также ранее находящихся на воспитании в семьях граждан под опекой (попечительством), в приемных семьях. |
В течение года |
|
2.11. |
Проведение совещаний с социальными педагогами, заместителями руководителей МБДОУ, МБОУ СОШ по вопросам профилактики социального сиротства, работы с семьями, находящимися в социально опасном положении |
По плану |
|
2.12. |
Организация мероприятий в МБОУ СОШ, детских клубах, учреждениях культуры и спорта, приуроченных к Всемирному дню прав ребенка |
Ежегодно |
ДО, МБОУ СОШ, МБДОУ, УФКСиМП, УК, ГКУ ЦСП, ОУУПиПДН ММУВД, ОДН ЛОМВД |
2.13. |
Организация реабилитации и медицинского сопровождения несовершеннолетних и родителей, нуждающихся в профилактическом лечении от алкогольной и наркотической зависимости |
В течение года |
|
2.14. |
Отдых и трудоустройство несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и находящихся в социально-опасном положении, в летний период |
Постоянно |
|
Задача 3: Профилактика отказов от новорожденных, сохранение ребенку в возможных случаях его родной семьи | |||
3.1. |
Информирование органа опеки и попечительства о рождении детей в семьях социального риска |
Постоянно |
|
3.2. |
Организация сопровождения женщин и членов их семей, сомневающихся в принятии рожденного ребенка в семью |
Постоянно |
|
Задача 4: Профилактика жестокого обращения с детьми. | |||
4.1. |
Организация работы "Телефона доверия", "горячей линии" по теме "Не допусти жестокости к детям!" |
Постоянно |
УЗН, ОГУ "СРЦ", ООиП |
4.2. |
Проведение совещаний с социальными педагогами, заместителями руководителей МБДОУ, МБОУ СОШ по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми |
По плану |
|
Задача N 5: Формирование позитивного образа семьи | |||
5.1. |
Организация и проведение совместных массовых мероприятий и благотворительных акций, направленных на пропаганду семейных ценностей, здорового образа жизни (к Международному Дню семьи, Дню защиты детей и др.) |
Ежегодно |
УК, УФКСиМП, КДНиЗП, ДО, МБОУ СОШ, МБДОУ, ООиП, ГКУ ЦСП, ОУУПиПДН ММУВД, ОДН ЛОМВД |
5.2. |
Проведение лекториев для подростков по психологии брачно-семейных отношений в форме интерактивных бесед по темам: Семья вчера, сегодня, завтра; Детско-родительские отношения; Конфликты в семье и способы их решения и т.д. |
В течение года |
|
5.3. |
Проведение фестиваля детской прессы "Свой Голос" |
Ежегодно |
|
5.4. |
Организация в МБОУ СОШ, МБДОУ бесед, семинаров с родителями с привлечением специалистов ведомств по теме: "Родители и дети: противостояние или сотрудничество" |
Постоянно |
ОУУПиПДН ММУВД, ОДН ЛОМВД, УФКСиМП, КДНиЗП, ДО, МБОУ СОШ, МБДОУ, ООиП, ГКУ ЦСП, |
5.5. |
Организация работы "Школы приемного родителя" |
Ежеквартально |
Примечания:
Используемые аббревиатуры:
ГБУЗ ГРД - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городской родильный дом"
ГБУЗ ДГП - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Южно-Сахалинская детская городская поликлиника"
ГБУЗ ОДБ - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная детская больница"
ГКУ СРЦ - государственное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маячок"
ГКУ ЦСП - отделение по г. Южно-Сахалинску Государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки Сахалинской области"
ГУЗ СахОНД - государственное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной наркологический диспансер"
ДО - Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
КДНиЗП - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Южно-Сахалинска
МБДОУ - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБОУ СОШ - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
ОГУ "Преодоление" - областное государственное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление"
ОКУ ЦЗН - областное казенное учреждение "Центр занятости населения"
ОДН ЛОМВД - отдел по делам несовершеннолетних линейного отдела Министерства внутренних дел на транспорте
ООиП - отдел опеки и попечительства Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска
ОУУПиПДН ММУВД - отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Межмуниципального УМВД России "Южно-Сахалинское"
УК - Управление культуры администрации города Южно-Сахалинска
УФКСиМП - Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Южно-Сахалинска
УФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области
УФСКН - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Сахалинской области
Начальник Департамента образования |
И.М. Тарасенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Южно-Сахалинске принята программа по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
Основной целью программы является формирование межведомственного взаимодействия в сфере преодоления социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
Сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Программа включает мероприятия по реабилитации детей и семей, социальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, развитие системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы.
Для реализации программы специальное ресурсное обеспечение не предусмотрено.
В результате реализации мероприятий программы планируется достижение высокого уровня и качества функционирования межведомственной системы работы органов и ведомств по сокращению социального сиротства, развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 10 августа 2012 г. N 1688 "Об утверждении комплексной межведомственной программы по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 18 сентября 2012 г. N 71
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 12 апреля 2021 г. N 1063-ПА настоящий документ признан утратившим силу с 6 мая 2021 г.