Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к муниципальной целевой программе
"Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам"
на период до 2015 года"
Подпрограмма
"Развитие ипотечного кредитования населения" муниципальной целевой
программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам"
на период до 2010 года"
Паспорт подпрограммы
"Развитие ипотечного кредитования населения"
Наименование подпрограммы. Развитие ипотечного кредитования населения (далее подпрограмма).
Основание для разработки подпрограммы. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в РФ".
Закон Сахалинской области от 19 июля 2005 года N 60-30 "Об организации и развитии ипотечного жилищного кредитования в Сахалинской области".
Распоряжение администрации Сахалинской области от 30 декабря 2005 г. N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Распоряжение администрации Сахалинской области от 23 декабря 2005 г. N 682-ра "О создании "Сахалинского агентства по ипотечному жилищному кредитованию".
Постановление мэра города Южно-Сахалинска от 6 февраля 2006 года N 183 "О реализации на территории города Южно-Сахалинска национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Заказчик подпрограммы. Администрация города Южно-Сахалинска.
Разработчик подпрограммы. Комитет экономики администрации города.
Основная цель подпрограммы. Расширение возможностей населения г. Южно-Сахалинска по улучшению своих жилищных условий за счет организации системы ипотечного жилищного кредитования.
Основные задачи подпрограммы.
- Формирование городской структуры ипотечного рынка.
- Обеспечение финансовой поддержки жилищного строительства через ОАО "Сахалинское АИЖК".
- Обеспечение информирования населения о ходе реализации подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования населения".
Сроки реализации подпрограммы. Подпрограмма реализуется в течение 2006 - 2015 гг.
Перечень основных мероприятий подпрограммы. Развитие структуры ипотечного кредитования.
Информационное сопровождение подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы. Администрация города Южно-Сахалинска, ОАО "Сахалинское АИЖК", строительные компании, кредитные учреждения, учреждения, занимающиеся операциями на рынке недвижимости, страховые и оценочные компании.
Объемы и источники финансирования подпрограммы. Реализация подпрограммы потребует:
- выделения средств из городского бюджета:
- средства на взнос в уставный фонд ОАО "Сахалинское АИЖК": 2006 год - 3,9 млн. рублей;
- средства на сопровождение программы: 2007 - 2010 гг. - 400 тыс. рублей, по 100 тыс. рублей ежегодно:
- залоговый фонд - 60 млн. рублей;
- кредитные ресурсы банков - 3,9 млр. рублей.
Контроль за реализацией подпрограммы. Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет администрация г. Южно-Сахалинска.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы. В период 2006 -2015 годов данная подпрограмма предполагает увеличить общий объем выданных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий до 2000 млн. рублей.
Реализация подпрограммы повлечет за собой увеличение числа строительных и ремонтно-строительных предприятий, оборота строительных и отделочных материалов в торговле, а также увеличение транспортных услуг.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в г. Южно-Сахалинске испытывают необходимость в улучшении жилищных условий порядка 11,2 тыс. семей, или 35,8 тыс. человек. Наиболее остро эта проблема проявляется в бюджетной сфере городского округа, что составляет 550 человек. Для обеспечения жильем нуждающихся граждан, проживающих в г. Южно-Сахалинске, необходимо построить не менее 500 тыс. м 2 общей площади.
Сегодня в г. Южно-Сахалинск из северных районов области из-за неудовлетворительных социальных и экономических условий переезжает ежегодно до 100 семей трудоспособного населения. Городская подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования населения" рассчитана в первую очередь на горожан, имеющих доход более 50 тыс. руб. в месяц, так как сразу внести 100% стоимости жилья они не могут, а ежемесячные аннуитетные платежи будут необременительны для данной категории горожан. Анализ структуры населения города показывает, что основная категория - это граждане в трудоспособном возрасте (69% населения города), которые трудятся в реальном секторе экономики и в социальной сфере. Внедрение и развитие механизмов долгосрочного кредитования граждан под залог приобретаемого жилья - цель данной подпрограммы. Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами и накоплениями, достаточными для оплаты долгосрочных жилищных кредитов.
Необходимо содействовать созданию системы долгосрочного жилищного кредитования, ориентированной на всю совокупность населения города, и обеспечить построение такой системы, которая бы позволила привлечь финансовые ресурсы на условиях прозрачности и абсолютных гарантий возвратности средств.
2. Основные цели и задачи
Основной целью настоящей подпрограммы является внедрение системы ипотечного кредитования населения г. Южно-Сахалинска для улучшения своих жилищных условий.
Система ипотечного кредитования позволит решить стоящие перед властью и населением проблемы:
- улучшение жилищных условий граждан, в том числе отдельных категорий граждан, а также переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
- рост числа рабочих мест в стройиндустрии, увеличение налоговых поступлений.
Для достижения целей подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для расширения ипотечного кредитования, рынка недвижимости и увеличение количества участников на территории г. Южно-Сахалинска;
- формирование городской структуры ипотечного рынка;
- обеспечение информирования населения о преимуществах и условиях системы ипотечного кредитования, о ходе реализации городской подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования населения";
- обеспечение участия застройщиков жилья в системе ипотечного кредитования.
3. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма основана на долгосрочном ипотечном жилищном кредитовании населения, кредитовании жилищного строительства и привлечении кредитных средств крупных банков под гарантии областного бюджета и залогового фонда для осуществления финансирования строительства жилья с последующей продажей на условиях ипотеки, с возможным предоставлением льгот отдельным категориям граждан из бюджета г. Южно-Сахалинска.
Ипотечное жилищное кредитование - предоставление банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) гражданам (заемщикам) кредита или целевого займа для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств.
Областная подпрограмма ипотечного кредитования реализуется ОАО "Сахалинское АИЖК", которое в период 2006 - 2015 годов планирует привлечь за счет банковских кредитов 215 млн. рублей под залог бюджета и имущества области, 524,05 млн. рублей из областного бюджета и внебюджетных средств, включая собственные средства населения - 1337,4 млн. рублей. Все эти средства областная подпрограмма ипотечного кредитования планирует направить на строительство жилья.
В настоящее время все ипотечное кредитование осуществляется только при наличии у заемщика собственных средств в размере 10-30% общей стоимости квартиры. В исключительных случаях в рамках областной подпрограммы ипотечного кредитования может быть принято решение о включении в список участников подпрограммы семьи без уплаты ею первоначального взноса.
4.1. Участие бюджетных средств администрации города в ипотечном жилищном кредитовании
В настоящее время из-за низкой заработной платы и социальной необустроенности работников бюджетной сферы учреждения города испытывают острую нехватку специалистов в здравоохранении и образовании. Для привлечения квалифицированных врачей и педагогов необходимо обеспечить их доступным жильем. Чтобы сделать ипотечное кредитование доступным, в первую очередь для данной категории граждан, администрация города направляет свои финансовые ресурсы в объеме 3,9 млн. рублей для вхождения в состав учредителей в ОАО "Сахалинское АИЖК" - 26%. Во вторую - участвует бюджетными средствами в материальной поддержке граждан городского округа "Город Южно-Сахалинск".
4.2. Участие администрации города выделением участков под строительство
Администрация города установленным порядком обеспечивает выделение застройщику необходимых земельных участков под строительство в рамках подпрограммы ипотечного кредитования населения, согласно динамике строительства нового жилья.
4.3. Участие администрации города гарантией бюджета через залоговый фонд
Коммерческими банками предлагается ипотечная программа, которая предусматривает одновременное кредитование застройщика и заемщика под залог строящегося дома и квартиры. В случае недостатка собственного имущества застройщика для залога администрация города может выступить гарантом возврата кредита застройщиком залоговым фондом. В данной схеме размер кредита для застройщика будет минимальным, так как компенсируется процентная ставка по кредиту застройщику на инженерную инфраструктуру, что снижает стоимость 1 м 2.
Администрация города:
- совместно с банками и ОАО "Сахалинское АИЖК" принимает участие в конкурсе по отбору застройщиков;
- для эффективного использования залогового фонда проводит открытый конкурс среди коммерческих банков на лучшие условия ипотечного кредитования работников бюджетной сферы;
- входит в состав учредителей в ОАО "Сахалинское АИЖК" в сумме 3,9 млн. рублей.
4.4. Информационная поддержка администрацией города ипотечных банковских программ
Широкое использование информационных ресурсов администрации города для популяризации и информирования населения о преимуществах, условиях и продвижении ипотечных банковских программ на основании заключенных с коммерческими банками соглашений о сотрудничестве по внедрению ипотечного жилищного кредитования населения.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источниками финансирования ипотечного жилищного кредитования могут быть:
- залоговый фонд г. Южно-Сахалинска;
- средства банков и иных кредитных организаций, юридических и физических лиц;
- средства местного бюджета;
- средства областного бюджета;
- иные средства, не запрещенные действующим федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области.
6. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы системы ипотечного жилищного кредитования состоят из информации, распространяемой среди участников системы ипотечного кредитования, и информации, получаемой от участников системы ипотечного кредитования, а также информации о заключении договоров о сотрудничестве с ОАО "Сахалинское АИЖК" и банками, работающими по программе ипотечного кредитования.
Распространение информации происходит по нескольким направлениям:
- кампания по освещению возможности улучшения жилищных условий через систему ипотечного жилищного кредитования и условий получения ипотечных кредитов;
- кампания по информированию жителей города о жилье, строящемся в рамках программы, и конкретных строительных проектах;
- распространение методических и информационных материалов ОАО "Сахалинское АИЖК" среди участников системы ипотечного кредитования.
К информации, собираемой и обрабатываемой в системе ипотечного кредитования, относятся сведения о земельных участках, отводимых под жилищное строительство; объектах недвижимости; заемщиках; организациях - участниках системы ипотечного кредитования.
7. Контроль за исполнением мероприятий подпрограммы
Контроль за исполнением мероприятий подпрограммы осуществляет уполномоченный орган городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Мониторинг, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования населения" обеспечивает рабочая группа по контролю за реализацией подпрограммы, руководитель - вице-мэр Альперович В.Ю.
Внутренний контроль - оперативная рабочая группа, состоящая из представителей комитета экономики администрации города, главного финансового управления администрации города, департамента строительства, главного управления правового и контрольно-ревизионного обеспечения администрации города.
В адрес оперативной рабочей группы ОАО "Сахалинское АИЖК" ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет оперативный отчет, включающий:
- общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов: всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень выполненных мероприятий подпрограммы;
- анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий;
- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и об иных способах достижения программных целей.
Ежеквартально 25-28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, рабочая группа по контролю за реализацией подпрограммы совместно с ДАГУН, кредитными организациями и оперативной рабочей группой проводит совещание о ходе реализации соглашений и мероприятий в рамках данной подпрограммы и корректировку задач на текущий квартал.
Рабочая группа по контролю за реализацией подпрограммы ежегодно готовит и представляет в срок до 30 января года, следующего за отчетным, мэру города Южно-Сахалинска доклад о ходе реализации подпрограммы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
8. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Внедрение системы ипотечного жилищного кредитования на территории города Южно-Сахалинска позволит:
1-й этап:
- способствовать увеличению выдачи ипотечных кредитов до конца 2006 года на сумму 200-400 млн. рублей, а до конца 2008 года - на сумму 800 млн. рублей.
2-й этап:
- способствовать увеличению к 2015 году общего объема выданных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий до 2000 млн. рублей.
Реализация подпрограммы повлечет за собой увеличение числа строительных и ремонтно-строительных предприятий, оборота строительных и отделочных материалов в торговле, а также увеличение транспортных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.