В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ":
1. Утвердить Заключение, представленное главным финансовым управлением Сахалинской области и комитетом экономики Сахалинской области, к проекту Концепции областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (прилагается).
2. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (прилагается).
3. Определить управление молодежной политики Сахалинской области координатором-разработчиком областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" и поручить ему в установленном порядке разработку проекта программы.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора Сахалинской области А.Н. Бурыкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Заключение
представленное главным финансовым управлением Сахалинской
области и комитетом экономики Сахалинской области к проекту
Концепции областной целевой программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации, проживающих
на территории Сахалинской области, на 2009-2015 годы"
(утв. распоряжением Администрации Сахалинской области
от 20 января 2009 г. N 20-ра)
В соответствии с требованиями постановления администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ" определить, что проект Концепции областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сахалинской области, на 2009-2015 годы" соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Сахалинской области
Решаемые Концепцией проблемы соответствуют целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области и могут быть решены программно-целевым методом.
Исполняющая обязанности начальника главного финансового управления Сахалинской области |
Т.В. Карпова |
Исполняющий обязанности председателя комитета экономики Сахалинской области |
С.А. Карпенко |
Концепция
областной целевой программы "Патриотическое
воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы"
(утв. распоряжением Администрации Сахалинской области
от 20 января 2009 г. N 220-ра)
1.Обоснование соответствия проблемы стратегическим
целям и приоритетным задачам социально-экономического
развития Сахалинской области
Концепция областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (далее - Концепция) представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативных правовых, организационных, информационно-пропагандистских, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере патриотического воспитания.
Концепция определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Сахалинской области и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотическое воспитание граждан как важный стабилизирующий фактор социально-экономического развития области на современном этапе соответствует основным концептуальным идеям и направлениям реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, является особым направлением государственной иобщественной деятельности и играет большую роль в современной социальной политике Сахалинской области.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ".
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
За два предшествующих десятилетия в Сахалинской области, как и в целом в Российской Федерации, коренные преобразования в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан сопровождаются обострением межпоколенческих и межнациональных конфликтов. Резко снизился воспитательный потенциал культуры, искусства, образования - важнейших факторов формирования патриотизма. Особенно остро духовный кризис переживают люди старшего и молодого поколения и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации Социальные и политические изменения общества существенно затронули молодежь, привели молодое поколение к духовному кризису, необходимости приспособиться к жизни, главным образом ориентируясь на достижение материальных благ. Вследствие указанных выше причин в настоящее время наблюдаются проявления экстремизма, наркотизации, межнациональной розни, насилия. Многие молодые люди не желают служить в Российской армии.
В Сахалинской области принимаются меры по развитию патриотического воспитания граждан, особенно детей и молодежи. Сложившаяся система затрагивает все субъекты патриотического воспитания, начиная с семьи, образовательных учреждений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая органами государственной власти.
Патриотическое воспитание, обладающее высоким уровнем комплексности, охватывающее своим воздействием все поколения, различные стороны жизни, значительно более эффективно тогда, когда оно осуществляется программно-целевым методом.
Многоплановая масштабная и ежедневная деятельность по патриотическому воспитанию, осуществляемая учреждениями образования, культуры, социальной сферы области, нуждается в координации как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
Принятие Концепции значительно повысит эффективность функционирования системы патриотического воспитания населения и позволит максимально использовать ресурсы учреждений образования, культуры и спорта.
Наличие потребности в научно-методическом обеспечении процессов патриотического воспитания, в подготовке и переподготовке специалистов в данной сфере свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания, программно-целевым методом и об актуальности разработки и реализации программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (далее - Программа).
Основной целью разрабатываемой Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, общественно значимых ценностей и установок на служение Отечеству на гражданском и военном поприще.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование организационно-управленческой деятельности в сфере патриотического воспитания в Сахалинской области, координация действий всех субъектов патриотического воспитания;
2) повышение качества патриотического воспитания подрастающего поколения, развитие системы областных массовых мероприятий по патриотическому воспитанию населения (в сфере военно-мемориальной, поисковой и музейной работы, профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде, традиционной народной культуры, межнациональных отношений, использования государственной символики и в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах);
3) обеспечение развития научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан, подготовки и переподготовки кадров в данной сфере;
4) повышение эффективности информационно-пропагандистской деятельности, использования потенциала телевидения, региональных и местных средств массовой информации, применения современных информационно-коммуникационных технологий в развитии патриотического воспитания.
Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективным действиям и ощутимому результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы будут более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджетов всех уровней.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Существуют непрограммные варианты решения проблем в сфере патриотического воспитания, такие как: проведение разрозненных мероприятий и акций, приуроченных к памятным датам военной истории, не связанных единой задачей, или вариант последовательного, но невзаимосвязанного (некомплексного) отраслевого решения.
В 90-е годы прошлого века в основном патриотическое воспитание граждан было сведено к празднованию 50-летия и последующих "круглых" дат Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Такой подход позволяет рассчитывать преимущественно на кратковременный подъем патриотических настроений определенных слоев населения. Отрицательный результат такого подхода продолжает ощущаться в настоящее время.
Принятые в 2000-2007 годах областные целевые программы упорядочили деятельность органов государственной власти, позволили привлечь значительные средства бюджета Сахалинской области на решение задач патриотического воспитания различных слоев населения. Однако они в основном были направлены на решение узковедомственных проблем и недостаточно скоординированы между собой, что значительно снизило эффективность организационных действий и финансовых вложений.
Отсутствие единой областной программы отрицательно сказалось на последовательности и системности проводимой работы. Отсутствие целевых средств не позволило в полной мере решать проблемы подготовки юношей к службе в армии, развития поискового движения, военно-прикладных видов спорта, общественных музеев и информационного обеспечения многообразной деятельности в сфере патриотического воспитания.
Реализация в рамках Программы комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в рассматриваемой сфере.
Решение проблемы непрограммными средствами может привести к утрате комплексного скоординированного подхода к решению проблемы, достижение поставленных целей в указанные сроки будет невозможно, процесс развития сферы патриотического воспитания утратит системность, будет отсутствовать комплекс программных мероприятий, увязанный по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решений проблемы
Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.
Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами развития патриотического воспитания.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут повлечь за собой слабую координацию действий различных субъектов патриотического воспитания (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Сахалинской области, органы исполнительной власти Сахалинской области и органы местного самоуправления муниципальных образований), что, в свою очередь, может привести к неоправданному дублированию мероприятий и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Этот риск может быть преодолен путем создания эффективной системы координации усилий органов исполнительной власти разных уровней. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с недостатками управления, в структуре управления Программой предусмотрено создание координационного совета по планированию, координации и анализу реализации Программы.
При поиске возможных вариантов развития патриотического воспитания риск использования неверно выбранных приоритетов может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать отрицательных последствий данного риска поможет организация социологических исследований состояния патриотического воспитания различных групп населения и мониторинга хода реализации Программы.
Для решения проблемы выбора приоритетов развития патриотического воспитания, создания условий принятия объективных решений при планировании программных мероприятий и объема их финансирования предусмотрен системный мониторинг духовно-нравственных параметров обобщенных оценочных показателей реализации Программы и соответствия средств их формирования достижению оптимальных результатов.
Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях.
При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь цели и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.
5. Предложение по целям и задачам Программы
Основной целью Программы будет являться совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование работы по созданию системы патриотического воспитания на территории Сахалинской области;
- совершенствование нормативной и организационно-методической базы патриотического воспитания;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, ответственности преподавателей за организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей нашего общества;
- формирование основ духовности молодого человека путем приобщения к культуре своего края, национальной и мировой культуре;
- формирование сознания молодежи в духе высокой социальной активности, утверждение в обществе, в сознании и чувствах молодых людей социально значимых патриотических ценностей, взглядов, идей, убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и настоящему России;
- развитие нравственной культуры, гражданственности, уважения к социальным нормам;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание молодежи в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав молодого человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения молодежи в решение социально-экономических, культурных, правовых и других проблем общества;
- формирование опыта применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности на благо Отечества.
Решение указанных целей и задач будет осуществляться в период с 2009 по 2015 годы.
Работа по реализации Программы в данный период будет строиться на принципах:
- системно-организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную деятельность всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;
- адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование определенных форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, армейский коллектив, экономические, социальные и культурные особенности региона и т.д.;
- универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающих целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции, историческое и культурное прошлое нашей страны, родного края.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Программа рассчитана на реализацию в течение 2009-2015 годов. В ходе реализации Программа будет разделена на этапы:
- первый этап (2009-2014 годы): разработка нормативно-правовой базы, реализация программных мероприятий, развитие системы патриотического воспитания граждан;
- второй этап (2015 год): завершение основных мероприятий, оценка достигнутых результатов и разработка дальнейшего плана мероприятий.
7. Предложения по участию областных органов
исполнительной власти в формировании Программы
Областными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию Программы, могут быть определены:
- главное финансовое управление Сахалинской области;
- комитет экономики Сахалинской области;
- департамент образования Сахалинской области;
- управление культуры Сахалинской области;
- департамент социальной защиты населения Сахалинской области;
управление государственной службы занятости населения Сахалинской области;
- комитет по физической культуре и спорту Сахалинской области;
- управление молодежной политики Сахалинской области.
8. Предложения по назначению областного органа
исполнительной власти координатором-разработчиком Программы
Координатором-разработчиком Программы целесообразно определить управление молодежной политики Сахалинской области.
9. Описание механизма формирования мероприятий Программы
и определение исполнителей программных мероприятий
При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
Механизмы формирования мероприятий будут основаны на следующих критериях:
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
- общеобластное значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения;
- комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий.
10. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Программа будет реализована за счет текущего финансирования, средств областного бюджета и другого финансирования.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области могут разрабатывать и утверждать аналогичные муниципальные программы.
11. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Основными направлениями финансирования Программы будут являться:
- мониторинг состояния патриотического воспитания граждан;
- организация областных массовых мероприятий по патриотическому воспитанию населения (в сфере военно-мемориальной, поисковой и музейной работы, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, традиционной народной культуры и межнациональных отношений, использования государственной символики);
- разработка научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан, подготовка и переподготовка кадров в данной сфере;
- издание пособий, методических рекомендаций по содержанию, формам и методам патриотического воспитания и использованию символики России и Сахалинской области в патриотическом воспитании;
- организация освещения в средствах массовой информации, в том числе электронных, проблем и опыта патриотического воспитания.
Финансирование мероприятий по реализации Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных бюджетом Сахалинской области.
12. Описание возможных вариантов создания механизма
реализации Программы, включая организацию управления
и контроля за выполнением Программы
Важнейшей особенностью Программы будет являться системно-целевой принцип ее построения, в соответствии с которым ее структура определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития системы патриотического воспитания в области.
Формирование системы мероприятий Программы базируется на следующих подходах:
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе показателей (управление по результатам);
- общеобластное значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения в сфере патриотического воспитания;
- комплексный подход, включающий осуществление научных разработок, решение проблем совершенствования кадрового потенциала в данной сфере.
Разработчики Программы формируют предложения в проект Программы, привлекая к разработке программных мероприятий специалистов подведомственных государственных учреждений, представителей общественных организаций и научных учреждений, основываясь на результатах анализа деятельности по патриотическому воспитанию граждан за предшествующий период.
Подготовленные предложения разработчики Программы представляют координатору-разработчику Программы для формирования перечня программных мероприятий на основе предложений, признанных целесообразными.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений (контрактов, договоров). Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственными заказчиками Программы о целевом использовании выделенных им средств.
Государственные заказчики Программы представляют координатору-разработчику Программы ежеквартальные и итоговый отчеты о реализации Программы и эффективности использования средств областного бюджета. Координатор-разработчик Программы на основании отчетов государственных заказчиков Программы готовит итоговый отчет о реализации Программы.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственных заказчиков Программы.
13. Предварительная оценка ожидаемой результативности
и социально-экономической эффективности предлагаемого
варианта решения проблемы
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результативность реализации Программы будет измеряться степенью готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, которое должно найти отражение в социологических опросах жителей региона.
Конечным результатом реализации Программы должны стать рост патриотизма, обеспечение на его основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической и социальной стабильности государства.
14. Предложения по организации мониторинга Программы, целевым
индикаторам и показателям для проведения оценки результативности
и социально-экономической эффективности Программы
В качестве целевых показателей успешной реализации Программы могут выступать следующие критерии:
1) количественные параметры - это количество:
- проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
- подготовленных организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания;
- действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;
- военно-спортивных профильных лагерей;
- граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
- граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
- проведенных выставок патриотической направленности;
- проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- проведенных военно-спортивных игр;
- изданных книг патриотической направленности;
- проведенных мероприятий военно-шефской работы;
2) нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
- проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
- уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей в сфере патриотического воспитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Сахалинской области от 20 января 2009 г. N 20-ра "О Концепции областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 4 февраля 2009 г. N 18