Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Собрания
от 26 марта 2008 г. N 1028/49-08-3
Паспорт Программы развития образования в городском
округе "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 гг.
30 июля 2008 г.
Характеристика ситуации, связанная с предоставлением услуг,
на решение которых направлена Программа
Система дошкольного образования
Актуальность разработки Программы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований, происходящих в Сахалинской области, в том числе в городе Южно-Сахалинске:
- возрастание потребности населения в получении образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Начиная с 2008 по 2010 г. количество детей дошкольного возраста возрастет с 9800 до 10913 чел.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений охватывает 7946 детей, что составляет 76% от общей потребности. В последующие годы этот показатель будет иметь тенденцию к снижению при наличии этих же условий, т.е. сети.
- Увеличение количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в компенсирующем обучении. На период 2006 г. только 52% детей получают коррекционные услуги. Самый большой процент неохваченных детей составляют дети с нарушениями речи.
Слабое развитие вариативных форм дошкольного образования, а именно, оказание организационных услуг (группы кратковременного пребывания, вечерние группы, группы выходного дня и др.).
Обеспечение качества дошкольных образовательных услуг требует:
- решения кадровой проблемы. На 1 сентября 2006 г. вакансии воспитателей, младших воспитателей составили 45%;- укрепления материально-технической базы. 36% ДОУ нуждаются в проведении ремонта зданий и сооружений. В 20% детских садов отсутствуют игрушки, конструкторы, познавательные игры и пособия в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, 60% садов не имеют сухих бассейнов, в 70% садов отсутствуют физиокабинеты;
- введения в строй новых детских садов.
Начальное общее образование, основное общее образование,
среднее (полное) общее образование
Не смотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации системы образования удовлетворяет общество. Применительно к настоящей ситуации в системе образования г. Южно-Сахалинска существуют следующие проблемы и противоречия:
- сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье;
- неполное введение профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
- недостаточное использование электронных ресурсов в образовательном процессе;
- низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм и технологий управления. Отставание развития сети библиотек не позволяет прийти к новому уровню образования на основе информационных технологий.
- Современное содержание образования не обеспечивает качество подготовки в коммуникативных и социально-экономической сферах, не всегда соответствует требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности;
- система оценивания, уклад образовательных учреждений не соответствует задаче подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений;
- содержание образования в не достаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности.
Система дополнительного образования и воспитания
В свете модернизации Российского образования и реализации приоритетного национального проекта "Образовании", ведения предпрофильного и профильного обучения вопросы воспитания, развития системы дополнительного образовании обучающихся, организация занятости учащихся приобретает наиболее важное значение. В настоящее время в системе дополнительного образования и воспитания города Южно-Сахалинска определились наиболее насущные проблемы, а именно:
- слабое развитие материально-технического оснащения процесса воспитания и организации дополнительного образования. Для укрепления материально-технического оснащения процесса воспитания и дополнительного образования в настоящее время необходимо более 14 млн. рублей;
- низкий уровень профессиональной подготовленности педагогических кадров по вопросам организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении. В течение 2006-2007 учебного года свое профессиональное мастерство повысили только 78 человек, что составляет 18 % от общего числа педагогических работников, задействованных в организации воспитательной деятельности и дополнительного образования;
- наблюдается дефицит квалифицированных кадров, организующих процесс воспитания и деятельность дополнительного образования. Ежегодная сменяемость только заместителей директоров по воспитательной работе составляет 25 %, нехватка педагогов-организаторов в настоящее время составляет 60 %;
- недостаточный уровень формирования социальных компетентностей у обучающихся. По-прежнему остается одной из основных проблем - употребление учащимися психоактивных веществ, пристрастие к табакокурению. В настоящее время официально на различных учетах состоит 954 учащихся (5,5 %), но реально эта цифра в десятки раз больше;
- не в полном объеме созданы благоприятные условия для самоутверждения личности школьника в общественно-полезной деятельности. В настоящее время в различных секциях, творческих объединениях и объединениях по интересам охвачено 9230 учащихся, что составляет 54 %. Двумя учреждениями дополнительного образования охвачено 3741 учащийся (22 %), работой в органах ученического самоуправления и детскими организациями - 3378 учащихся, что составляет всего 20 %.
Основные цели и задачи Программы
Основной стратегической целью программы является: обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и общества в качественном образовании.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
- обновление структуры, содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в системе образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы города.
Задача 1. Совершенствование содержания и технологий образования.
Решение стратегической задачи совершенствование структуры содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
- оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений;
- введение профильного обучения в старшей школе:
- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
- внедрение новых образовательных технологий, в том числе с использованием новых информационных и коммуникационных технологий;
- расширение возможности дополнительного образования.
Задача 2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
Решение стратегической задачи развитие системы обеспечения качества образовательных услуг обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений;
- введение независимой оценки уровня подготовки учащихся на всех ступенях обучения;
- создание муниципальной системы оценки качества образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание условий для реализации творческого, интеллектуального, спортивного потенциала учащихся;
- развитие кадрового потенциала.
Задача 3. Повышение эффективности управления в системе образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в системе образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства;
- внедрение модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития института общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности в сфере образования;
- развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиление их ответственности за конечные результаты деятельности, повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
- развитие ученического самоуправления.
Задача 4. Совершенствование экономических
механизмов в системе образования.
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в системе образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений;
- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности в сфере образования, способствующих притоку инвестиций.
Сроки реализации Программы развития образования
в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы.
Сроки реализации Программы - 2008-2010 г.
2008-2009 г. Предусматривает разработку моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацию. Одним из приоритетов данного периода является укрепление материально-технической базы, привлечение инвестиций, направленных на решение приоритетных направлений.
2009-2010 г. Предусматривает реализацию мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных в предыдущих годах.
Программой предусмотрена муниципальная поддержка приоритетного национального проекта "Образование". Ежегодно планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы. В Программе не заложены средства на создание новых образовательных учреждений, поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующей образовательной сети, а также образовательных учреждений, образуемых по итогам реорганизации.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) - повышение качества общего образования.
Выравниванию стартовых возможностей детей позволят увеличить численность детей, получающих дошкольные образовательные услуги и развитие вариативных форм дошкольного образования для неорганизованных детей в возрасте 5-6 лет. Все это должно способствовать уменьшению количества неуспевающих и второгодников в начальной школе.
Введение независимой оценки качества образования на всех ступенях обучения будет способствовать повышению функциональной грамотности выпускников общеобразовательных школ.
Развитие профильного обучения, возможность получения дополнительного образования обеспечат конкурентоспособность при поступлении в профессиональные учебные заведения.
б) - улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования,
Результаты единого государственного экзамена позволят снизить различия между городским и сельским образованием, расширят возможность получения образования детьми с ограниченными возможностями и будут способствовать равному доступу к получению профессионального образования.
в) - расширение социального партнерства.
Развитие общественно-гражданских форм управления (Управляющие, Попечительские Советы) будет способствовать развитию системы общественной экспертизы, независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений, а также сделают систему открытой, доступной и прозрачной.
Экономические эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
концентрация средств бюджета на развитие основных стратегических направлений в сфере образования;
- повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
- повышение уровня внебюджетного финансирования сферы образования.
Управление реализацией целевой Программы
Департамент образования в пределах своих полномочий:
- разрабатывает правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает ежегодный доклад о ходе реализации Программы;
- подготавливает ежегодно перечень Программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты и представляет на городское Собрание;
- несет ответственность за своевременную качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
В целях привлечения общественности к управлению Программой, при департаменте образования создан Совет департамента и Общественный Совет, основными задачами которого являются:
- рассмотрение тематики Программных мероприятий;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы;
- о привлечении дополнительных средств, направленных на реализацию Программы;
- высказывать предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 30 июля 2008 г. N 1191/53-08-3 в раздел 1 настоящего решения внесены изменения
1. Совершенствование содержания и технологий образования
2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
3. Повышение эффективности управления в системе образования.
4. Совершенствование экономических механизмов в системе образования
<< Назад |
||
Содержание Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 26 марта 2008 г. N 1028/49-08-3 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.