Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Развитие массового жилищного
строительства в Сахалинской области
на 2006-2010 годы и на период
до 2015 года"
Подпрограмма
"Развитие нового жилищного строительства и промышленности
строительных материалов"
Паспорт подпрограммы
"Развитие нового жилищного строительства
и промышленности стройматериалов"
областной целевой программы
"Развитие массового жилищного строительства
в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период
до 2015 года"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие нового жилищного строительства и промышленности стройматериалов" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Распоряжение администрации Сахалинской области от 30.12.2005 г. N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация Сахалинской области |
Разработчик Подпрограммы |
Департамент строительства Сахалинской области |
Основные цели Подпрограммы |
Рост объемов вновь вводимого жилья и комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения; развитие конкурентоспособного производства широкой номенклатуры современных строительных материалов, изделий и конструкций, производство которых до настоящего времени в Сахалинской области отсутствовало повышение конкурентоспособности и эффективности работы действующих предприятий промышленности строительных материалов |
Основные задачи Подпрограммы |
- Создание условий для развития массового жилищного строительства во всех муниципальных образованиях Сахалинской области; - разработка механизма привлечения внебюджетных источников инвестиций в жилищное строительство, включая применение ипотечного кредитования; - разработка и реализация мер по демонополизации строительного комплекса и увеличению конкуренции между строительными компаниями при осуществлении жилищного строительства; - снижение административных барьеров в жилищном строительстве; - разработка и реализация мер по стимулированию снижения стоимости строительства нового жилья; - создание условий для реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием производства строительных материалов, включая модернизацию существующих производств и создание новых предприятий с использованием местных природных ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых) |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2006-2015 гг. в 3 этапа: 1 этап (2006-2007 годы) - обеспечивается увеличение объема инвестиций для жилищного строительства за счет реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой", в первую очередь - в рамках "пилотного" проекта в муниципальных образованиях "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" и "Анивский городской округ". Создаются нормативно-правовые и организационные условия для разработки и реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности строительных материалов; 2 этап (2008-2010 годы) - развитие массового жилищного строительства на территории всех муниципальных образований Сахалинской области на основе утвержденных муниципальных программ с обеспечением приоритетного строительства жилья на земельных участках, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой. Завершается разработка и осуществляется реализация инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности строительных материалов; 3 этап (2011-2015 годы) - полный переход на рыночные отношения в развитии массового жилищного строительства. Обеспечение эффективной деятельности промышленности строительных материалов |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
В перечень программных мероприятий включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера. Также предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий Подпрограммы |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
Департамент строительства Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области, Главное финансовое управление Сахалинской области, органы местного самоуправления, предприятия строительного комплекса, уполномоченная организация, коммерческие банки |
Источники и объемы финансирования Подпрограммы |
Общий объем затрат по Подпрограмме за период ее реализации 2006-2015 гг. составит 55129,4 млн. руб., в том числе: 1. Затраты на строительство нового жилья в объеме 1,28 млн.кв.м составят 51119,5 млн. руб., в том числе: затраты на строительство жилья для отдельных категорий граждан, которым будет оказана государственная поддержка - 4993,5 млн. руб., затраты на строительство жилья для других категорий граждан - 46126,0 млн. руб. Источниками финансирования жилищного строительства будут, в основном, личные средства граждан, коммерческие кредиты, собственные и привлеченные средства предприятий, а также средства бюджетов всех уровней в рамках оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан в строительстве (приобретении) жилья. Средства областного бюджета в форме субсидий на первоначальную государственную поддержку отдельных категорий граждан (молодые семьи, работники бюджетных учреждений, а также молодые специалисты на селе) и поддержку указанных категорий граждан на частичную оплату стоимости жилья в случае рождения (усыновления) в семьях детей в течение 2006-2015 гг. составят 1801,9 млн. руб. 2. Затраты на модернизацию предприятий промышленности строительных материалов и создание новых производств составят около 6135,0 млн. руб. при общей потребности в инвестиционных ресурсах 8,6 млрд. руб. Источники финансирования - собственные и привлеченные средства предприятий, включая коммерческие кредиты и инвестиционные ресурсы |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляет администрация Сахалинской области. Общая координация хода выполнения областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области. Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Развитие нового жилищного строительства и промышленности строительных материалов" обеспечивает департамент строительства Сахалинской области. Отчетность в рамках Подпрограммы предоставляется в установленные сроки |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
1. В целом, объем жилищного строительства в Сахалинской области составит 1283,6 тыс.кв.м: 2006-2007 гг. - 143,0 тыс. кв.м; 2008-2010 гг. - 342,6 тыс.кв.м; 2011-2015 гг. - 798,0 тыс.кв.м. 2. Увеличение доступности жилья и улучшение жилищных условий - квартирами будет обеспечено около 23 тыс. семей (включая 2,3 тыс. семей граждан, улучшивших жилищные условия с государственной поддержкой). 3. Улучшение архитектурного облика городов и других населенных пунктов. 4. Развитие конкуренции на рынке строительства жилья. 5. Снижение административных барьеров при жилищном строительстве. 6. Обновление технологической базы предприятий, производящих стройматериалы. 7. Освоение новых видов продукции и увеличение объемов выпускаемой продукции предприятиями промышленности строительных материалов |
1. Характеристика проблемы
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области по состоянию на 01.01.2006 г. в состав строительного комплекса Сахалинской области входит 592 предприятия, в том числе:
470 организаций, выполняющие подрядные строительно-монтажные работы;
58 проектных организаций;
64 предприятия промышленности строительных материалов.
Строительный комплекс Сахалинской области формирует:
валовый региональный продукт - около 23 %;
занятость населения - около 10 %;
доходную часть территориального бюджета - около 15 %.
Строительные организации возводят объекты различного назначения: транспортного, социального, строят жилые дома и участвуют в реализации нефтегазовых проектов на территории Сахалинской области.
Анализ участия строительных организаций в реализации жилищного строительства в Сахалинской области только за период с 2003-2005 гг. позволяет определить устойчивый перечень подрядчиков, способных возводить жилье (таблица 1):
Табл.1
Подрядчик |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего за 2003-2005 гг. |
||||
Общая площадь жилых домов, кв.м |
% от итоговой величины |
Общая площадь жилых домов, кв.м |
% от итоговой величины |
Общая площадь жилых домов, кв.м |
% от итоговой величины |
Общая площадь жилых домов, кв.м |
% от итоговой величины |
|
ЗАО "Сахалинское мостовое агентство" |
1108 |
6,0 % |
|
|
298 |
1,4 % |
1406 |
1,9 % |
ОАО "Сахалин-Инжиниринг" |
8398,5 |
45,4 % |
|
|
7499 |
34,0 % |
15897,5 |
21,7 % |
ООО СКФ "Гренада" |
2054 |
11,1 % |
|
|
|
|
2054 |
2,8 % |
ООО СКФ "Сфера" |
2949 |
16,0 % |
|
|
|
|
2949 |
4,0 % |
ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" |
3971 |
21,5 % |
1325 |
4,1 % |
5734 |
26,0 % |
11030 |
15,1 % |
ООО "Архитектурные технологии" |
|
|
6526 |
20,0 % |
1600 |
7,3 % |
8126 |
11,1 % |
ООО "МЖК" |
|
|
2259 |
6,9 % |
|
|
2259 |
3,1 % |
ООО "Профиль" |
|
|
1448 |
4,6 % |
|
|
1448 |
2,0 % |
ООО СП "Гренада и ФСК" |
|
|
20349 |
62,3 % |
|
|
20349 |
27,8 % |
ООО "Шпиль" |
|
|
703 |
2,2 % |
1352 |
6,1 % |
2055 |
2,8 % |
ООО "Акомеб Ан Ам" |
|
|
|
|
3340 |
15,2 % |
3340 |
4,6 % |
ООО "Гарантия -Стройсервис" |
|
|
|
|
2221 |
10,1 % |
2221 |
3,0 % |
Итого |
18480,5 |
100,0 % |
32660 |
100,0 % |
22044 |
100,0 % |
73184,5 |
100,0 % |
Основные конструктивные решения, применяемые при строительстве жилья в области:
из монолитного бетона;
из каркасов с последующим их заполнением;
из готовых модулей;
из мелких легкобетонных блоков.
Самый большой удельный вес построенного жилья приходится на:
каркасные дома - 29,4 % (преимущественно для компании "Сахалинская энергия");
дома из монолитного бетона - 25,8 %;
дома из мелких легкобетонных блоков -24,2 %;
жилье из модулей составляет - 6 %.
Выпуском строительных материалов и изделий, добычей и переработкой нерудных строительных материалов в настоящее время занимается 91 предприятие области, из них 50 % приходится на долю г. Южно-Сахалинска.
Практически все предприятия строй индустрии - частные.
Основным в строительной индустрии, по-прежнему, остается производство инертных материалов, сборного бетона и железобетона, товарного бетона и раствора, производство оконных блоков из пластиковых профилей.
Перевооружение существующих мощностей и внедрение новых технологий по производству строительных материалов ведется за счет собственных средств и кредитов банков. За 2002-2005 гг. на эти цели было использовано более 600 млн. рублей.
Загрузка имеющихся в области мощностей предприятий промышленности строительных материалов в 2005 г. составляла от 20 до 55 %.
За последние годы изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования: основную роль в источниках финансирования
стали играть частные застройщики, государство перестало быть доминирующим участником строительства (таблица 2):
Таблица 2
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||||
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
Тыс. кв.м |
Уд. вес в общем вводе жилья ,% |
|
Введено в действие общей площади жилых домов |
66388 |
100 |
38362 |
100 |
42587 |
100 |
42800 |
100 |
58747 |
100 |
42700 |
100 |
В том числе квартир: |
890 |
|
396 |
|
530 |
|
402 |
|
485 |
|
442 |
|
В том числе по формам собственности: | ||||||||||||
государственная |
33020 |
49,7 |
7754 |
20,2 |
19308 |
45,3 |
3471 |
8,1 |
615 |
1,0 |
3573 |
8,3 |
муниципальная |
4478 |
6,7 |
3173 |
8,3 |
31,1 |
7,3 |
3971 |
9,3 |
1324 |
2,3 |
4261 |
10,0 |
частная |
25686 |
38,7 |
26383 |
68,8 |
18755 |
44,0 |
33043 |
77,2 |
31556 |
53,7 |
34866 |
81,7 |
смешанная с иностранным участием |
3204 |
4,9 |
1052 |
2,7 |
|
|
|
|
20349 |
34,6 |
|
|
собственность потребительской кооперации |
|
|
|
|
|
|
261 |
0,6 |
|
|
|
|
Обеспеченность 1 жителя Сахалинской области жильем, в среднем, составляет 21,4 кв.м.
В тоже время острота жилищной проблемы не снижается. В последние годы отмечается увеличение числа семей, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий (приложение N 1 к Подпрограмме).
Из 25,4 тысяч семей области, состоящих на учете по улучшению жилищных условий: 14,9 тысяч семей (58,4 %) ожидают его больше десяти лет;
4,5 тысяч семей (17,7 %) проживают в ветхом и аварийном жилье;
1,5 тыс. семей (5,9 %) ждут отдельную квартиру, проживая в общежитиях;
766 семей (3 %) дожидаются улучшения жилищных условий, проживая в коммунальных квартирах.
В связи с малыми объемами жилищного строительства и слабым участием в этом государства и органов местного самоуправления за последние годы доля семей, получивших жилье, в общем количестве семей, состоящих на учете, составляла не более 6,1 %-8,7 %.
Принятие нового Жилищного Кодекса РФ повлияло на то, что с 01.03.2005 г. на получение жилья могут рассчитывать только защищенные законом отдельные категории граждан (военные, ветераны войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), а также малообеспеченные граждане.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в решении жилищной проблемы сегодня заинтересован, как минимум, каждый 4-й житель региона.
Исходя из такой оценки, общий объем нового жилищного строительства должен составить не менее 2,4 млн.кв.м (из расчета 18 кв.м на одного человека) при увеличении темпов возведения нового жилья.
Для развития массового жилищного строительства необходимо предпринять действия, направленные на снижение стоимости строительства 1 кв.м нового жилья.
В настоящее время стоимость строительства 1 кв. метра жилья составляет от 16 тыс. руб. до 57 тыс. руб.: самыми дорогими являются дома из модулей, а самыми дешевыми - из мелких легкобетонных блоков.
В целом, на стоимость 1 кв. м построенного жилья влияет много различных факторов:
преобладающая сегодня точечная застройка жилья по индивидуальным проектам в престижных районах, ведет к значительному удорожанию строительства;
существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутри квартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры, доля расходов на строительство инженерных сетей составляет до 30 % от сметной стоимости жилого дома, что усложняет принятие решений для строительства доступного жилья.
Основные проблемы, связанные с развитием нового жилищного строительства и промышленности строительных материалов, представлены в приложении N 2 к Подпрограмме.
В тоже время из-за низких текущих доходов и сбережений населения, большой стоимости строительства нового жилья и высоких расходах, связанных с обслуживанием ипотечных кредитов, а также из-за отсутствия широких возможностей областного и местных бюджетов по поддержке граждан при строительстве (приобретении) жилья, жилищное строительство возможно только в объеме, соответствующем покупательскому спросу.
В связи с этим при определении объемов жилищного строительства учитываются следующие факторы:
состояние и перспективы социально-экономического развития Сахалинской области;
оценка существующего покупательского спроса на жилье и прогнозируемая динамика его увеличения;
оценка спроса на жилье со стороны молодых семей при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
оценка спроса на жилье со стороны семей работников бюджетной сферы при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
оценка спроса на жилье со стороны молодых специалистов (и их семей), работающих в сельской местности, при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
перспективы развития ипотечного кредитования с учетом снижения процентных ставок и повышения привлекательности условий выдачи ипотечных кредитов (размер первоначального взноса, срок кредитования, требования к заемщику и т. д.);
перспективы развития банковской системы, страховых организаций, риэлторских компаний и других предприятий, связанных с инфраструктурой рынка жилья;
другие факторы.
Развитие местной промышленности строительных материалов возможно только на основе создания условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики.
В силу сложности и разнонаправленности действий по достижению поставленных целей решение проблем развития массового жилищного строительства и местной промышленности строительных материалов должно осуществляться с использованием программно-целевого метода.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Изучение спроса на жилье и платежеспособности отдельных категорий населения, которым может быть оказана государственная поддержка в приобретении (строительстве) жилья, а также рассмотрение материалов, представленных органами местного самоуправления, и экспертных оценок показало, что к их числу относятся:
молодые семьи - 2,5-4,0 тыс. семей;
семьи работников бюджетной сферы - около 3,0 тыс. семей;
молодые специалисты (и их семьи), желающие работать в сельской местности - около 750 семей.
Учитывая потенциальный платежеспособный спрос, а также реальные возможности областного бюджета по оказанию государственной поддержки в форме выплаты субсидии в размере 30 % от стоимости жилья на его строительство (или приобретение), для целей настоящей Подпрограммы учтены (из расчета средней семьи из 3-х чел.):
молодые семьи - 1000 семей;
семьи работников бюджетной сферы - 900 семей;
молодые специалисты (и их семьи), желающие работать в сельской местности - 450 семей.
Исходя из этого, в рамках Подпрограммы предполагается строительство (приобретение) жилья в объеме 1283,6 тыс.кв.м, в том числе:
строительство (приобретение) жилья для отдельных категорий граждан, которым будет оказана государственная поддержка - 126,9 тыс.кв.м (около 10 % от общей площади вводимого жилья);
строительство (приобретение) жилья для других категорий граждан - 1156,7 тыс.кв.м.
В рамках Подпрограммы под приобретением жилья подразумевается приобретение законченного строительством жилья не позднее полугода с момента ввода жилья в эксплуатацию.
Для развития местной промышленности строительных материалов предполагается:
принятие стимулирующих мер на основе возможностей регионального законодательства;
реализация организационных мероприятий по продвижению инвестиционных проектов товаропроизводителей;
оказание информационной и рекламной поддержки предприятиям местной промышленности стройматериалов;
содействие внедрению конкурсных процедур при закупке стройматериалов местными застройщиками и/или подрядчиками;
содействие в подготовке кадров для предприятий местной промышленности стройматериалов;
принятие мер по формированию моды на "удобство жить в собственном доме" с точки зрения развития деревянного и быстровозводимого каркасного домостроения.
Оценка объемов жилищного строительства в Сахалинской области в 2006-2015 гг. представлена в приложении N 3 к Подпрограмме. Основные цели Подпрограммы:
рост объемов вновь вводимого жилья и комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения;
развитие конкурентоспособного производства широкой номенклатуры современных строительных материалов, изделий и конструкций, производство которых до настоящего времени в Сахалинской области отсутствовало;
повышение конкурентоспособности и эффективности работы действующих предприятий промышленности строительных материалов.
К основным задачам, которые должны быть решены при реализации Подпрограммы, относятся:
создание условий для развития массового жилищного строительства во всех муниципальных образованиях Сахалинской области;
разработка механизма привлечения внебюджетных источников инвестиций в жилищное строительство, включая применение ипотечного кредитования;
разработка и реализация мер по демонополизации строительного комплекса и увеличению конкуренции между строительными компаниями при осуществлении жилищного строительства;
снижение административных барьеров в жилищном строительстве;
разработка и реализация мер по стимулированию снижения стоимости строительства нового жилья;
создание условий для реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием производства строительных материалов, включая модернизацию существующих производств и создание новых предприятий с использованием местных природных ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых).
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы - 2006-2015 годы, в том числе:
1 этап (2006-2007 годы) - обеспечивается увеличение объема инвестиций для жилищного строительства за счет реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой", в первую очередь - в рамках "пилотного" проекта в муниципальных образованиях "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" и "Анивский городской округ". Создаются нормативно-правовые и организационные условия для разработки и реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности строительных материалов. Предпринимаются меры по повышению конкуренции на рынке строительства жилья, включая административные барьеры при входе на этот рынок;
2 этап (2008-2010 годы) - развитие массового жилищного строительства на территории всех муниципальных образований Сахалинской области на основе утвержденных муниципальных программ с обеспечением приоритетного строительства жилья на земельных участках, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой. Завершается разработка и осуществляется реализация инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности строительных материалов;
3 этап (2011-2015 годы) - полный переход на рыночные отношения в развитии массового жилищного строительства. Обеспечение эффективной деятельности промышленности строительных материалов.
4. Перечень программных мероприятий
В перечень программных мероприятий (приложение N 4 к Подпрограмме) включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера.
Также предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий Подпрограммы.
Инвестиционные предложения по развитию промышленности строительных материалов приведены в приложении N 5 к Подпрограмме.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем затрат по Подпрограмме за период ее реализации 2006-2015 гг. составит 55129,4 млн. руб., в том числе:
1. Затраты на строительство нового жилья в объеме 1,28 млн.кв.м составят 51119,5 млн. руб., в том числе:
затраты на строительство жилья для отдельных категорий граждан, которым будет оказана государственная поддержка - 4993,5 млн. руб.;
затраты на строительство жилья для других категорий граждан - 46126,0 млн. руб.
Источниками финансирования жилищного строительства будут, в основном, личные средства граждан, коммерческие кредиты, собственные и привлеченные средства предприятий, а также средства бюджетов всех уровней в рамках оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан в строительстве (приобретении) жилья.
Оценка затрат на жилищное строительство в рамках Подпрограммы представлена в приложении N 6 к Подпрограмме.
Средства областного бюджета в форме субсидий на первоначальную государственную поддержку отдельных категорий граждан (молодые семьи, работники бюджетных учреждений, а также молодые специалисты на селе) и поддержку указанных категорий граждан на частичную оплату стоимости жилья в случае рождения (усыновления) в семьях детей в течение 2006-2015 гг. составят 1801,9 млн. руб.
Оценка затрат областного бюджета на оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в строительстве (приобретении) жилья представлена в приложении N 7 к Подпрограмме.
В рамках оказания государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья для молодых семей возможна помощь со стороны федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище".
В рамках оказания государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья для молодых семей, работников (и их семей) бюджетных учреждений и молодых специалистов (и их семей), работающих в сельской местности, возможна помощь со стороны федерального бюджета в рамках ФЦП "Социальное развитие села".
По решению органов местного самоуправления могут быть введены меры муниципальной поддержки отдельным категориям граждан в строительстве (приобретении) жилья.
Уточнение статуса и критериев отбора участников Подпрограммы, порядка оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан в строительстве (приобретении) жилья, определение перечней программных мероприятий, расчеты затрат областного бюджета на оказание государственной поддержки отдельных категорий граждан в строительстве (приобретении) жилья произведено в соответствующих подпрограммах областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года".
2. Затраты на модернизацию предприятий промышленности строительных материалов и создание новых производств составят около 6135,0 млн. руб. при общей потребности в инвестиционных ресурсах 8,6 млрд. руб.
Источники финансирования - собственные и привлеченные средства предприятий, включая коммерческие кредиты и инвестиционные ресурсы.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Основой механизма реализации Подпрограммы является комплекс мер, включающий:
взаимодействие областных органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов власти, а также предприятиями и организациями строительного комплекса области для снятия административных барьеров на пути развития жилищного строительства;
организационные действия администрации Сахалинской области, областных органов исполнительной власти области и Уполномоченной организации, связанные с привлечением финансовых ресурсов для использования их в интересах жилищного строительства;
разработка нормативно-правовых документов Сахалинской области и органов местного самоуправления, направленных на создание благоприятных условий для привлечения в промышленность строительных материалов необходимых инвестиционных ресурсов.
Как было указано, предложения органов местного самоуправления всех муниципальных образованиях Сахалинской области по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства определяют возможную "географию" нового жилищного строительства:
южные районы о. Сахалин - 90 % от общей площади нового жилья;
центральные районы о. Сахалин - 6 %;
северные районы о. Сахалин - 2 %;
Курильские острова - 2 %.
Подпрограмма предполагает, что жилищное строительство будет осуществляться на земельных участках, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой на условиях подпрограммы "Обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой".
В целом, строительство жилья осуществляется на рыночных условиях. Привлечением инвестиций для целей жилищного строительства самостоятельно занимаются застройщики. Продажа нового жилья ведется, в основном, на условиях классической ипотеки.
В тоже время в рамках реализации "пилотного" проекта будет отработана модельная схема организации строительства жилья для отдельных категорий граждан, которым будет оказываться государственная поддержка в строительстве (приобретении) жилья.
При этом привлечение инвестиций для целей жилищного строительства будет осуществляться через Уполномоченную организацию.
С целью создания благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов администрация Сахалинской области предоставит государственные гарантии по долговым обязательствам Уполномоченной организации.
Для привлечения кредитных ресурсов на наиболее приемлемых условиях администрация Сахалинской области проводит переговоры с крупнейшими коммерческими банками или организовывает конкурс среди коммерческих банков.
Порядок предоставления государственных гарантий по коммерческим кредитам, привлекаемым для целей жилищного строительства, утверждает администрация Сахалинской области.
Помимо указанной схемы, возможно привлечение внебюджетных финансовых ресурсов за счет выпуска администрацией Сахалинской области ценных бумаг.
Размещение заказов на строительство жилья за счет привлеченных средств производится на конкурсной основе.
Развитие промышленности строительных материалов обеспечивается за счет создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в эту сферу.
В 2007 г. будет разработан проект Закона Сахалинской области, согласно которому предполагается предоставлять меры государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием местной промышленности строительных материалов.
При этом государственная поддержка будет предоставляться только в случае создания для реализации инвестиционного проекта нового предприятия - юридического лица и исключительно на срок не более 3 лет.
В целях создания новых рабочих мест и укрепления налоговой базы местных бюджетов по решению органов местного самоуправления предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, связанные с развитием местной промышленности строительных материалов, могут быть установлены дополнительные благоприятные условия хозяйственной деятельности, исходя из компетенции органов местного самоуправления.
7. Организация управления Подпрограммой и контроль
за ходом ее реализации
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляет администрация Сахалинской области.
Общая координация хода выполнения областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области.
Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Развитие нового жилищного строительства и промышленности строительных материалов" обеспечивает департамент строительства Сахалинской области.
При этом департамент строительства Сахалинской области вправе передать указанные полномочия (часть полномочий) подведомственным им областным государственным учреждениям и унитарным предприятиям.
Департамент строительства Сахалинской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Подпрограммы, представляют в администрацию Сахалинской области (уполномоченный областной орган исполнительной власти) отчеты о ходе реализации Подпрограммы (по установленной форме) в следующие сроки:
месячную отчетность - до 2 числа месяца, следующего за отчетным;
квартальную отчетность - до 4 числа, следующего за отчетным кварталом месяца;
полугодовую отчетность - до 10 июля текущего года;
годовую отчетность - до 15 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный областной орган исполнительной власти области Сахалинской области обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводные отчеты о выполнении мероприятий (по установленной форме) в адрес Регионального Совета по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в следующие сроки:
месячную отчетность - до 3 числа месяца, следующего за отчетным;
квартальную отчетность - до 7 числа, следующего за отчетным кварталом месяца;
полугодовую отчетность - до 15 июля текущего года;
годовую отчетность - до 20 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области совместно с другими областными органами исполнительной власти ежегодно готовит и представляет в срок до 30 января года, следующего за отчетным, в Региональный Совет по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области и губернатору Сахалинской области доклад о ходе реализации Подпрограммы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Губернатор Сахалинской области представляет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в Сахалинскую областную Думу информацию о ходе реализации всех подпрограмм областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" с внесением предложений по их необходимой корректировке.
Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией Подпрограммы, организуется департаментом строительства Сахалинской области и комитетом экономики Сахалинской области через печатные и электронные средства массовой информации (при обязательном участии управления пресс-службы и информации аппарата администрации Сахалинской области), а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка социально-экономической эффективности
Подпрограммы
Настоящая подпрограмма жилищного строительства предусматривает строительство в течение 2006-2015 гг. нового жилья общей площадью 1283,6 тыс. кв. м, в том числе:
в течение 2006-2007 гг. - ввод 143 тыс. кв. м нового жилья;
в течение 2008-2010 гг. - ввод 342,6 тыс. кв. м нового жилья;
в течение 2011-2015 гг. - ввод 798 тыс. кв. м нового жилья.
Затраты на строительство нового жилья составят 51119,5 млн. руб., в том числе:
затраты на строительство жилья для отдельных категорий граждан, которым будет оказана государственная поддержка - 4993,5 млн. руб.;
затраты на строительство жилья для других категорий граждан - 46126,0 млн. руб.
Источниками финансирования жилищного строительства будут, в основном, личные средства граждан, коммерческие кредиты, собственные и привлеченные средства предприятий, а также средства бюджетов всех уровней.
Обеспечение возможности приобретения (строительства) доступного жилья гражданами позволит повысить мобильность населения, что, в свою очередь, в долгосрочной перспективе может привести к более рациональной системе расселения с учетом возможностей обеспечения занятости населения.
Основные результаты реализации Подпрограммы:
Увеличение доступности жилья и улучшение жилищных условий - квартирами будет обеспечено около 23 тыс. семей (включая 2,3 тыс. семей граждан, улучшивших жилищные условия с государственной поддержкой);
улучшение архитектурного облика городов и других населенных пунктов;
развитие конкуренции на рынке строительства жилья;
снижение административных барьеров при жилищном строительстве;
внедрение прогрессивных архитектурно-планировочных решений позволит сократить сметную стоимость сооружаемых жилых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить эксплуатационные расходы;
прогнозируемое увеличение объемов жилищного строительства приведет к увеличению налогооблагаемой базы консолидированного бюджета области, увеличится сбор налогов в бюджет, в том числе налога на имущество, налога на доходы физических лиц с работников строительной отрасли;
обновление технологической базы предприятий, производящих стройматериалы;
освоение новых видов продукции и увеличение объемов выпускаемой продукции промышленности строительных материалов. Будут созданы более 1500 рабочих мест. Снизится объем импорта строительной продукции;
ожидается мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции для строительной отрасли, а также предметов обустройства нового жилья.
В целом, оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, установленных в рамках ФЦП "Жилище", которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания.
Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижения намеченных в рамках Подпрограммы целей за оцениваемый период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Подпрограмму.
Индикаторы оценки социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы и их количественные значения приведены в приложениях NN 8 и 9 к Подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.