Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
программными методами
В современных условиях реформирования системы органов местного самоуправления, процесса реформ бюджетного сектора, в т.ч. и сферы культуры, муниципальные образования осуществляют государственные полномочия в сфере культуры самостоятельно за счет собственных средств и ресурсов. Это значительно повысило степень ответственности муниципалитетов по обеспечению конституционных прав человека на развитие творческих способностей и получение широкого доступа к культурному достоянию страны.
В настоящее время усиливается понимание того, что культура является основополагающим фактором развития общества. В Послании Президента России Федеральному Собранию на 2007 год обозначена особая роль культуры, способной влиять на формирование ответственности людей за настоящее и будущее, за цивилизованное решение многих проблем. Президент подчеркнул, что "забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос". В связи с этим целесообразно рассмотрение культуры как достаточно эффективного средства и ресурса обеспечения устойчивого развития городского округа.
Анализ управления культурными процессами в Южно-Сахалинске за последние 5 лет позволил определить приоритеты и направления развития отрасли в контексте новых социально-экономических реформ. Сегодня очевидно, что сфера культуры в г. Южно-Сахалинске требует модернизации. Решение существующих проблем возможно при условии разработки комплекса мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих социокультурное совершенствование.
Одной из важных составляющих осуществления культурной политики городского округа является финансирование учреждений культуры. Однако принятые нормы бюджетных отчислений на развитие культурного обслуживания - 6% от муниципального бюджета не выполняются! Удельный вес финансирования отрасли к общему исполнению городского бюджета за последние 3 года составил в 2004 году - 3,1%, 2005 году - 4,1%, 2006 году - 3,9%. В условиях ограниченности городского бюджета особенно актуальным остается программно-целевой метод финансирования культурной деятельности. С 1997 года управлением культуры и туризма разработано и реализовано 8 среднесрочных Программ по разным направлениям.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-Ф3, в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)", утверждённой Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 740, Законом Сахалинской области от 06.10.2000 N 222 (ред. от 28.12.2006) "О культуре".
В Программу включены наиболее важные мероприятия, выполнение которых является обязательными в соответствии с полномочиями органов муниципальной власти.
Сегодня особенно актуальными остается сохранение и развитие самодеятельного народного творчества, развитие профессионального искусства. "Сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества", - сказал Президент в Послании Федеральному Собранию. Дома культуры, в частности сельские, являясь средой формирования культурных ценностей, по причине крайне неудовлетворительного состояния материальной базы, отсутствия высококвалифицированных специалистов художественной направленности, оборудованных концертных площадок и транспорта не достигают поставленной перед ними задачи.
Согласно Методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 года N 1683-р, в городском округе "Город Южно-Сахалинск" должны функционировать не менее трёх профессиональных коллективов. В настоящее время функционирует только один - Городской камерный оркестр. Поэтому создание муниципального учреждения Ансамбль современной народной песни "Русский терем" заполнит образовавшийся вакуум в филармонической деятельности города, способствуя пропаганде русского языка и народного художественного творчества. К настоящему времени подготовлены кадры для создания профессионального коллектива, которые заработали положительный имидж на таких крупных форумах как международная нефтяная конференция, открытие представительства Сахалинской области в Саппоро, дип. миссия в Китае.
Создание малого симфонического оркестра на базе Городского камерного оркестра, предоставление оркестру собственного помещения, финансирование гастролей расширит границы деятельности ГКО, даст возможность Южно-Сахалинскому оркестру включится в единое культурное пространство Дальнего Востока и приобщить молодежь к высокому искусству, которое, по словам президента В.В. Путина "...несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям".
Для организации качественных выступлений творческих коллективов на открытых площадках необходимы качественные фонограммы концертных номеров, запись которых в коммерческих структурах стоят очень дорого. Создание на базе ДШИ "Этнос" городской студии звукозаписи решит проблему и позволит сэкономленные средства направить на развитие концертной деятельности городских творческих коллективов.
Необходимо обратить пристальное внимание власти к вопросу охраны объектов историко-культурного наследия - это означает, что нужно своевременно проводить косметический ремонт, консервационные и реставрационные работы 64 памятников, находящихся на территории города. Крайне важно финансирование сохранения музейных фондов и внедрения новых современных технологий учета и хранения музейных ценностей. Для выполнения поставленных задач нужно установить "Электронный каталог музея", а также выделить дополнительные помещения для фондохранилища единственного муниципального и уникального музея в РФ - музея книги А.П. Чехова "Остров Сахалин". На сегодняшний день площадь хранилища занимает 12 кв. м. в нарушение санитарных норм и норм хранения коллекций.
В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию "Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело". На основании вышеуказанной Методики в городском округе "Город Южно-Сахалинск" жителей должно функционировать не менее 27 библиотек. Учитывая численность городского населения в количестве 173,2 тыс. человек, областном центре необходимо 16 библиотек. В настоящее время не организовано библиотечное обслуживание на территориях таких густонаселённых микрорайонов города, как "Эдем". Не решена многолетняя проблема более просторного помещения для Центральной городской библиотеки. Нет компьютеров в семи городских библиотеках - филиалах. Серьёзно устарел парк компьютеров в ЦГБ. В современных условиях информатизации и доступа в Интернет только в 8 библиотеках города есть возможность предоставлять населению информационные Интернет-услуги. Существует острая проблема отсутствия условий сохранности от пожаров библиотечного фонда. На основании требований пожарной безопасности, изложенных в Федеральном законе от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и учитывая, что учреждения культуры являются местами массового пребывания людей, необходимо принять меры противопожарной безопасности.
В целях модернизации библиотечной системы, в контексте активной пропаганды краеведения, изучающего в общеобразовательных школах, назрела необходимость открытия краеведческой библиотеки в Южно-Сахалинске путем слияние двух библиотек-филиалов N 2 и N 9. Экономия от оптимизации бюджетных средств будет направлена на дополнительное комплектование краеведческой литературой. Эффективно в наше время создание библиотеки - центра досуга в с. Синегорске, где нет Дома культуры и единственным очагом культуры, остается библиотека. В целом Программа предусматривает ряд мероприятий, финансирование которых поднимет уровень библиотечного обслуживания населения.
Одним из важных направлений Программы является развитие системы дополнительного образования детей. Намечены мероприятия по созданию школы искусств в южных районах городского округа, где проживает большее количество детей, что позволит предоставлять им широкие возможности для творческого развития. В связи с возросшей нехваткой помещений для дошкольных учреждений городского округа и необходимостью освобождения помещений, в которых ранее располагались детские сады, предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту помещения для ДМШ N1 п/р Луговое.
Много лет из-за недостатка финансирования с трудом проходила подготовка, стажировка и учёба работников культуры в крупных культурных центрах страны в целях повышения профессионального уровня. Материально-техническая база, которой располагают в настоящее время учреждения культуры, не позволяет удовлетворять в полном объёме культурные запросы населения и тем самым служит препятствием увеличению доходов от платных услуг. Сегодня все активнее развивается частный сектор развлекательных учреждений, которые, имея качественную аппаратуру, реквизиты, костюмы, выбрасывают на рынок досуговых услуг низкопробную "массовуху". Массовая культура представляет молодежи новые модели образа жизни, потребления, межличностных отношений, влекущие за собой негативные последствия (рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции).
Таким образом, реформирование и модернизация в сфере культуры является прямым следствием экономических и политических преобразований. Реализация настоящей Программы позволит обеспечить выполнение мероприятий по достижению экономических эффектов, позволяющих учреждениям культуры стабильно развиваться в новых рыночных условиях и быть конкурентоспособными активно развивающемуся бизнесу на рынке досуговых услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.