Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Собрания
города Южно-Сахалинска
от 19 ноября 2008 г. N 1311/56-08-3
Программа
адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих
на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2009-2011 годы
29 апреля, 29 июля, 16 сентября, 29 декабря 2009 г.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 16 сентября 2009 г. N 1598/65-09-3 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий
граждан, проживающих на территории городского округа "Город
Южно-Сахалинск" на 2009-2011 годы
29 апреля 2009 г.
1. Наименование Программы |
Программа адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2009-2011 годы. |
2. Обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. 07.05.2009) |
3. Разработчик Программы |
Отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска. |
4. Исполнители мероприятий Программы |
Администрация города Южно-Сахалинска (отдел социальных выплат); Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; Управление культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска; Комитет по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска; Управление по физической культуре и спорту администрации города Южно-Сахалинска; Администрация (Управление) села Синегорск; Администрация (Управление) села Дальнее; Администрация (Управление) села Березняки; Комитет экономики администрации города Южно-Сахалинска. |
5.Цель и задачи Программы |
Цели Программы: - сохранение социальной стабильности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", повышение жизненного уровня малоимущих слоев населения посредством предоставления дополнительных мер социальной поддержки, социальная реабилитация граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, их интеграция в культурную жизнь общества. Задачи Программы: - оказание адресной социальной помощи гражданам, имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности, малоимущим гражданам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в зависимости от их уровня жизни, а также возможно полный охват всех слабо защищенных групп населения; - привлечение общественности к участию в благотворительных акциях; снижение негативных последствий экономического кризиса. |
6. Основные мероприятия Программы |
- мероприятия по социальной поддержке малоимущих и других категорий граждан; - мероприятия по социальной поддержке семей, имеющих несовершеннолетних детей; - оказание дополнительных мер адресной социальной помощи для отдельных категорий граждан. |
7. Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки реализации - 2009-2011 годы. Этапы реализации: I этап - 2009 год; II этап - 2010 год; III этап - 2011 год. |
8. Источники финансирования |
Программа финансируется из областного бюджета Сахалинской области, бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" и за счет внебюджетных средств. Финансовые затраты на реализацию Программы составят 332539,0 тыс. рублей, в т.ч.: Областной бюджет Сахалинской области: 2009 г. - 32106,0 тыс. рублей; 2010 г. - 66181,0 тыс. рублей; 2011 г. - 70218,0 тыс. рублей. Бюджет городского округа "Город Южно-Сахалинск": 2009 г. - 37203,0 тыс. рублей, в т.ч.: местный бюджет - 36503,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 700,0 тыс. рублей. 2010 г. - 61545,0 тыс.рублей, в т.ч.: местный бюджет - 60797,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 748,0 тыс. рублей. 2011 г. - 65286,0 тыс. рублей, в т.ч.: местный бюджет - 64492,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 794,0 тыс. рублей. |
9. Управление Программой и контроль за её реализацией |
В целях управления процессом реализации мероприятий Программы предусматривается: 1) регулярное проведение анализа, а при необходимости - ежегодная корректировка мероприятий Программы; 2) перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей. Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется администрацией города Южно-Сахалинска. Для обеспечения действенного контроля за расходованием средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", в рамках Программы исполнители Программы представляют: - ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении программных мероприятий в Финансовое управление администрации города; - ежеквартально справочную информацию о ходе выполнения программных мероприятий в администрацию города Южно-Сахалинска; - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным отчет о выполнении Программы мэру города Южно-Сахалинска. |
10. Индикаторы оценки реализации Программы |
- количество лиц, охваченных дополнительными мерами социальной поддержки; - количество граждан отдельных категорий, малоимущих, граждан, попавших в трудные жизненные и экстремальные ситуации, которым оказана социальная помощь в виде денежных выплат; - количество детей из малоимущих и неблагополучных семей, охваченных различными формами отдыха в период летних каникул; - количество детей из малоимущих семей, получающих льготу на обучение в школах дополнительного образования; - количество учащихся 1-4 классов и детей 5-11 классов из семей, нуждающихся в социальной поддержке, получающих горячее питание в течение учебного года; - количество граждан, охваченных социокультурными мероприятиями, проводимыми администрацией города Южно-Сахалинска. |
11. Оценка социальной, экономической эффективности Программы |
Выполнение Программных мероприятий позволит сохранить социальную стабильность на территории города, повысить жизненный уровень социально незащищенных граждан до уровня минимальных социальных стандартов. Социальная, экономическая эффективность Программы оценивается на основе динамики определенных показателей. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 01.10.2008 года проживает 184,1 тысяч человек. По данным Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске общее количество получателей пенсии составляет - 50534 человека. Численность граждан, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, составляет 20101 человек, т.е. 39,8% от общего количества получателей пенсий, в т.ч.:
2803 человека - до 3000 рублей;
17290 человек - от 3001 до 5859 рублей.
Численность граждан, размер пенсии которых выше прожиточного минимума. составляет 30433 человека.
В управлении социальной защиты населения города Южно-Сахалинска департамента социальной защиты населения Сахалинской области зарегистрирована 4491 семья, получающая ежемесячное пособие на ребенка (детей - 5979). В том числе неполные семьи - 1844, в них - 2272 ребенка.
Число многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты - 271. в них 872 ребенка.
По состоянию на 01.10.2008 года статус малообеспеченных граждан имеют 8801 человек, что на 2431 человека меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (11232 чел.)
Таблица N 1
Динамика численности льготных категорий граждан
Категория граждан, стоящих на учете |
По состоянию 01.10.2005 |
По состоянию 01.10.2006 |
По состоянию 01.10.2007 |
По состоянию 01.10.2008 |
Темпы роста/ снижения 2006/2005 |
Темпы роста/ снижения 2007/2006 |
Темпы роста/ снижения 2008/2009 |
Малоимущие граждане |
16200 |
13564 |
11232 |
8801 |
0,84 |
0,83 |
0,78 |
Инвалиды |
10351 |
11189 |
10436 |
10174 |
1,08 |
0,93 |
0,9 |
Участники трудового фронта |
2126 |
1942 |
1781 |
1619 |
0,91 |
0,92 |
0,9 |
Многодетные семьи |
30 |
280 |
271/875 детей |
271/872 реб. |
9,3 |
0,97 |
1,0 |
Дети-инвалиды |
644 |
645 |
596 |
514 |
1,0 |
0,92 |
0,86 |
Уменьшение количества малоимущих граждан объясняется уменьшением количества семей, имеющих право на получение ежемесячного пособия на детей в связи с окончанием срока выплаты, несвоевременной перерегистрацией, превышением доходов и выездом за пределы города.
Таблица N 2.
Итоги выполнения наиболее значимых мероприятий Программы
N раздела и пункта Программы |
Наименование наиболее значимых мероприятий Программы |
Выполнение за 2006 г |
Выполнение в 2007 г |
Утверждено в бюджете на 2008 г. |
Темпы роста/ снижения |
||||||||||
2007/2006 |
2008/2007 |
||||||||||||||
Кол-во (чел) |
Сумма (т.руб.) |
Кол-во (чел) |
Сумма (т.руб.) |
Кол-во (чел) |
Сумма (т.руб.) |
Кол-во |
Сумма |
Кол-во |
Сумма |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||
р.1 п.1 |
Оказание материальной помощи |
788 |
1456,0 |
742 |
1789,6 |
800 |
1480,4 |
0,8 |
1,2 |
1,1 |
|
||||
р.1 п.5 |
Оказание материальной помощи общественным организациям |
5 орг |
75,0 |
7 орг |
205,0 |
7 орг |
220,0 |
1,4 |
2,7 |
1,0 |
1,1 |
||||
р.2 п.1 |
Доплата на питание учащихся в школах в течение учебного года |
905 |
4450,0 |
3018 |
5673,4 |
8615 |
6461,6 |
3,3 |
1,3 |
2,9 |
1,1 |
||||
р.2 п.2 |
Возмещение затрат (50%) в школах доп. образования |
45 |
120,0 |
53 |
168,6 |
50 |
216,0 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,3 |
||||
р.2 п.3 |
Организация летнего отдыха для детей из соц. незащищенных семей |
162 |
418,9 |
47 |
485,0 |
137 |
555,0 |
0,3 |
1,2 |
2,9 |
1,1 |
||||
р.1 п.3 |
Установка телефона инвалидам |
21 |
166,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
р.1 п.2 |
Оказание материальной помощи неработающим пенсионерам на зуб. протезирование |
12 |
59,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
p.3 п.1 |
Оказание материальной помощи лицам, обладающим правом на получение жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по состоянию до 01.01.2008 г. |
|
|
|
|
5700 |
16692,0 |
|
|
|
|
||||
p.3 п.2 |
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного с 01.09.2008 года уровня максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов. |
|
|
|
|
|
23075,0 |
|
|
|
|
||||
р.3 п.3 |
Адресная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде возмещения части затрат на приобретение проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) |
|
|
|
|
2500 |
5000,0 |
|
|
|
|
||||
|
В целом выделено на мероприятия Программы |
1933 |
7327,0 |
3860 |
9363,8 |
13602 |
55708,0 |
2,0 |
1,3 |
3,5 |
5,9 |
Анализ приведенных данных показывает, что в 2008 году обеспечение денежными средствами мероприятий Программы увеличилось почти в 6 раз по сравнению с 2007 годом, что дает возможность предоставить дополнительные меры адресной социальной поддержки более 13000 человек, относящимся к различным льготным категориям граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", что в 3,5 раза больше, чем в 2007 году.
Число граждан, обратившихся за дополнительными мерами социальной поддержки увеличивается в связи с систематическим ростом цен на продукты питания, необходимые для жизни промышленные товары, лекарственные препараты, медицинские товары и услуги, транспортные расходы, что в свою очередь не позволяет нетрудоспособным гражданам самостоятельно решать указанные проблемы.
Реализация мероприятий Программы 2009-2011 г.г. позволит охватить и по возможности оказать адресную поддержку более чем 15000 различным категориях граждан, в т. ч. малоимущим гражданам, пенсионерам, ветеранам, инвалидам, детям из малоимущих семей и лицам, попавшим в трудные жизненные и экстремальные ситуации, что помогает создавать условия для повышения уровня жизни горожан, снижать социально-экономическую напряженность в городе Южно-Сахалинске.
В целях управления процессом реализации мероприятий Программы предусматривается:
1) регулярное проведение анализа, а при необходимости - ежегодная корректировка мероприятий Программы;
2) перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей.
При разработке Программы соблюдена преемственность программных мероприятий, реализованных в предыдущие годы.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 июля 2009 г. N 1576/64-09-3 Раздел II настоящего приложения изложен в новой редакции
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
- сохранение социальной стабильности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", повышение жизненного уровня малоимущих слоев населения посредством предоставления дополнительных мер социальной поддержки, социальная реабилитация граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, их интеграция в культурную жизнь общества.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
- оказание адресной социальной помощи гражданам, имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности, малоимущим гражданам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в зависимости от их уровня жизни, а также возможно полный охват всех слабо защищенных групп населения;
- привлечение общественности к участию в благотворительных акциях;
- снижение негативных последствий экономического кризиса
Цели и задачи Программы |
Мероприятия |
Наименование целевых индикаторов |
Срок достижения |
Базовые данные (действующие на момент разработки программы) |
Плановые значения индикаторов по годам (этапам) реализации |
Плановые значения индикаторов по окончанию реализации программы |
|||
Ед. измерения |
значение |
2009 |
2010 |
2011 |
|||||
Цель: Сохранение социальной стабильности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", повышение жизненного уровня малоимущих слоев населения посредством предоставления дополнительных мер социальной поддержки, социальная реабилитация граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, их интеграция в культурную жизнь общества. |
Мероприятия Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
1. Количество лиц, охваченных дополнительным и мерами социальной поддержки |
2011 |
% |
100 |
111,9 |
117,6 |
123,1 |
123,1 |
2. Общий объем финансирования на реализацию мероприятий Программы |
2011 |
% |
100 |
478 |
616 |
653,6 |
653,6 |
||
Задача N 1: Оказание адресной социальной помощи гражданам, имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности, малоимущим гражданам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в зависимости от их уровня жизни, а также возможно полный охват всех слабо защищенных групп населения. |
Разделы I, III "Основных мероприятий Программы адресной социальной поддержки отдельных категории граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
1. Количество граждан отдельных категорий, малоимущих, граждан, попавших в трудные жизненные и экстремальные ситуации, которым оказана социальная поддержка в виде денежных выплат |
2011 |
% |
100 |
130 |
131,9 |
133,8 |
133,8 |
Раздел II "Основных мероприятий Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
2. Количество детей из малоимущих и неблагополучных семей, охваченных различными формами отдыха в период летних каникул |
2011 |
% |
100 |
146 |
153,3 |
160,6 |
160,6 |
|
3. Количество детей из малоимущих семей, получающих льготу на обучение в школах дополнительного образования |
2011 |
% |
100 |
111,1 |
119,4 |
130,5 |
130,5 |
||
4. Количество учащихся 1-4 классов и детей 5-11 классов из семей, нуждающихся в социальной поддержке, получающих горячее питание в течение учебного года |
2011 |
% |
100 |
102,5 |
111,0 |
119,2 |
119,2 |
||
Задача N 2: Привлечение общественности к участию в благотворительных, акциях |
п. 3. "Содействие организации досуга и отдыха отдельных категорий граждан" Раздела I "Основных мероприятий Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
1. Количество граждан, охваченных социокультурными мероприятиями, проводимыми администрацией города Южно-Сахалинска |
2011 |
% |
100 |
110 |
115 |
120 |
120 |
2. Объем привлеченных средств на реализацию мероприятий программы |
2011 |
% |
100 |
305,7 |
326,6 |
346,7 |
346,7 |
||
Задача N 3: Снижение негативных последствий экономического кризиса |
п. 5. "Открытие социальных магазинов" Раздела 1 "Основных мероприятий Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
1. Количество открытых социальных магазинов |
2011 |
% |
0 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Программой разработаны мероприятия адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан (в т.ч. малоимущие, инвалиды, ветераны и т.д.), предусматривающие первоочередное оказание адресной материальной помощи тем, кто в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить себе необходимый уровень жизни (одинокие, больные, пожилые люди, инвалиды).
В ходе реализации Программных мероприятий дополнительными мерами социальной поддержки будут охвачены более 19000 граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
При составлении Программы применен комплексный подход, которым предусмотрено выполнение и определение источников финансирования мероприятий по социальной поддержке всех нуждающихся категорий населения (малоимущих - пенсионеров по старости и инвалидности, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей, семей с несовершеннолетними детьми, семей, родители в которых инвалиды или неработающие пенсионеры, граждан, попавших в экстремальные и трудные жизненные ситуации). Мероприятия Программы; востребованы жителями нашего города и реализуются.
Программа адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" рассчитана на 2009-2011 годы и должна быть реализована поэтапно:
I этап - 2009 год; II этап - 2010 год; III этап - 2011 год.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 декабря 2009 г. N 55/5-09-4 в Раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Система программных мероприятий
Программа адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" разработана на основе следующих основных принципов:
- адресности - предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей (в соответствии с порядком оказания социальной поддержки отдельным категориям гражданам, утвержденным постановлением мэра города Южно-Сахалинска);
- гарантированности - обязательное оказание социальной поддержки лицам, имеющим на нее право;
- заявительного принципа предоставления социальной поддержки;
- оперативного реагирования - своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, размера пенсии, минимальной заработной платы, изменения уровня занятости населения и иных объективных причин.
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей планируется реализовать следующие мероприятия:
Мероприятия по социальной поддержке малоимущих и других категорий граждан:
Оказание материальной помощи: 900 обращений граждан - до 50000 руб. на общую сумму 5013000,00 руб. в т.ч.:
- пожар - до 50000,00 рублей;
- стихийные бедствия- до 10000,00 рублей;
- дорогостоящее лечение- до 10000,00 рублей;
- помощь детям-сиротам; студентам-сиротам - до 10000,00 рублей;
- смерть близких родственников- до 10000,00 рублей;
- установка телефона (инвалиды, ветераны) - до 8000,00 рублей;
- ТЖС; приобретение угля- до 5000,00 рублей; восстановление паспорта- 600,00 рублей.
Мероприятия по оказанию дополнительных мер адресной социальной помощи отдельным категориям граждан
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного с 01.09.2008 года уровня максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 01.08.2008 г. N 87-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2009 год" (ред. от 02.07.2009) городскому округу "Город Южно-Сахалинск" предусмотрена субсидия в размере 32106,0 тыс. рублей на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в результате принятия органами местного самоуправления с 1 сентября 2008 года муниципального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов.
Объем средств, предусмотренный в областном бюджете Сахалинской области на данные цели составляет 90 процентов от ожидаемого объема начисления жилищных субсидий за 2009 года. В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств. За счет собственных доходов местного бюджета необходимо предусмотреть в 2009 году бюджетные назначения в размере 3567,3 тыс. рублей, что составляет 10 процентов от ожидаемого объёма начисленных жилищных субсидий в 2009 году.
Адресная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде возмещения части затрат на приобретение проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси).
Руководствуясь пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельной категории граждан, а также в целях снятия социальной напряженности в связи с отменой постановления мэра от 26.01.2007 N 117 "О реализации социальных проездных билетов отдельным категориям граждан на право проезда в автобусах по городским и пригородным маршрутам городского округа "Город Южно-Сахалинск" и обеспечения социальной помощью граждан, имеющих право на федеральные и региональные льготы, в Программу адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008 год внесено дополнение, связанное с частичной компенсацией "льготникам" стоимости проездного билета на проезд в городском общественном автобусном транспорте, который приобретается ими с 1 августа 2008 года по полной стоимости. Стоимость проездного билета 750 рублей. Частичная компенсация в размере 400 рублей рассчитана как разность между полной стоимостью проездного билета в размере 750 рублей и транспортной составляющей в ежемесячной денежной выплате (ЕДВ) для региональных льготников в размере 356 рублей, выплачиваемой из областного бюджета.
На 1 октября 2008 года адресная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде возмещения части затрат на приобретение проездных билетов выплачена 880 льготникам на общую сумму 421,9 тыс. рублей (включая почтовые расходы). Число граждан, обратившихся за данной мерой социальной поддержки, постоянно увеличивается.
Для выплаты адресной социальной помощи в виде возмещения части затрат на приобретение проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте в 2009 году необходимо предусмотреть 12000000,00 рублей:
Мероприятия по социальной поддержке семей, имеющих несовершеннолетних детей.
Доплата питания учащихся (1-4 классов) и детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке (в т.ч. неблагополучных) (5-11 классов) в школах в течение учебного года.
В Программе 2008 года предусмотрены денежные средства на социальную поддержку семей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. Обеспечение детей полноценным питанием относится к наиболее актуальным проблемам охраны здоровья детей. В рамках реализации комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Южно-Сахалинске проводится работа по обеспечению учащихся 1-11 классов образовательных школ города горячим одноразовым питании. На эти цели Программой предусмотрены денежные средства в сумме 6461,6 тыс. рублей, что на 14.% больше, чем в 2007 году.
По состоянию на 01.09.2008 горячее питание в школах городского округа "Город Южно-Сахалинск" предоставляется 8615 учащимся. В 2007 году горячее питание получали 3018 учащихся, что составляет 35% от количества учащихся получающих горячее питание в текущем году. Возможность обеспечения горячим питанием большего количества учащихся связана с уменьшением размера доплаты стоимости горячего питания, за счет средств бюджета городского округа с 15 рублей (2007 г.) до 10 рублей (2008 г.) в день на одного ребенка. Учитывая необходимость предоставления сбалансированного и полноценного питания школьникам, а также постоянный рост цен на продукты питания, в 2009 году по данной статье расходов необходимо предусмотреть сумму 31860,0 тыс. рублей для организации горячего питания 8850 учащихся 1-11 классов из расчета 400 рублей в месяц на одного ребенка, т.е. в среднем 20 рублей в день. За счет средств областного бюджета компенсация за питание учащихся 1-11 классов осуществляется из расчета 600 рублей в месяц на одного ребенка, т.е. в среднем - 30 рублей в день.
Возмещение затрат в размере 50% за обучение детей из социально незащищенных семей в музыкальных, художественных школах и школах искусств
В соответствии с данным пунктом Программы дети из малоимущих и неблагополучных семей имеют право на обучение в учреждениях дополнительного образования с 50% оплатой за обучение (музыкальные, художественные школы и школы искусств). Средства на финансирование данного вида социальной помощи ежегодно предусматриваются в Программе адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". В 2008 году сумма затрат составляет 216,0 тыс. руб. (50 чел.). В 2009 году необходимо предусмотреть затраты в сумме 356, 0 тыс. руб., что позволит увеличить количество обучаемых детей на 34%.
Наименование специализации |
Кол-во учащихся |
Стоимость обучения в месяц |
Сумма возмещения 50% в месяц |
Итого за учебный год |
С учетом индекса - дефлятора |
Фортепиано, гитара |
20 |
1200,00 |
600,00 |
108000,00 |
116424,00 |
Народные инструменты |
14 |
900,00 |
450,00 |
56700,00 |
61122,60 |
МХО |
11 |
1000,00 |
500,00 |
49500,00 |
53361,00 |
Русское и национальное отделение |
15 |
1200,00 |
600,00 |
81000,00 |
87318,00 |
Эстетическое отделение |
7 |
1100,00 |
550,00 |
34650,00 |
37352,70 |
Всего |
67 |
|
|
|
355578,30 |
Оказание финансовой и материальной помощи 8 общественным организациям, занимающимся социальной поддержкой, на основании предоставляемых смет расходов на общую сумму 225000,00 рублей.
Содействие организации досуга и отдыха отдельных категорий граждан:
Суммы средств на проведение мероприятий определяются от значимости праздников и торжественных дней, а также из сложившейся практики выделения средств в прошлые годы. В рамках проведения мероприятий планируется оказание разовой адресной социальной поддержки социально незащищенным гражданам: ветеранам ВОВ, одинокопроживающим неработающим малоимущим пенсионерам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и другим категориям граждан. Новогодние праздники (25.12 по 07.01) - 100 000 руб.;
Проведение праздничных мероприятий с вручением подарков детям из малоимущих и неблагополучных семей, малоимущим гражданам пожилого возраста, обслуживаемым на дому.
День матери (29.11) - 90000 руб.;
Пенсионеры: 200 чел. * 250 руб. = 50 000 руб.;
Мероприятия, посвященные чествованию ветеранов ВОВ (9 мая; 3 сентября) - 500 000 руб.;
Организация праздничных мероприятий и акций для ветеранов ВОВ, в том числе: единовременная денежная выплата участникам ВОВ к 9 Мая, поздравление ветеранов на дому (300 чел.), торжественное мероприятие "Фронтовики, наденьте ордена!" (300 чел.) и др. День пожилых людей (01.10) - 70 000 руб.;
Для граждан пожилого возраста организация различных акций, направленных на оказание социальной поддержки: выдача бесплатных талонов в баню, организация просмотра кинофильма или спектакля, вручение продуктовых наборов и др. День защиты детей (01.06) - 150 000 руб.;
Мероприятия, направленные на поддержку различных категорий детей, малоимущих, детей-инвалидов, в т.ч. организация единовременной денежной выплаты на детей из малоимущих семей, получающих пенсии по инвалидности и случаю потери кормильца и др. День матери (30.11) - 80 000 руб.; День семьи (15.05) - 70 000 руб.;
Организация целевых мероприятий, направленных на поддержку семьи, пропаганду здорового образа жизни, поздравление многодетных семей (10-15 семей), семей-юбиляров и др. Мероприятия, направленные на поддержку инвалидов - 450 000 руб.;
Организация и проведение реабилитационных мероприятий и акций, для людей с ограниченными возможностями, в том числе: День инвалидов (03.12) - 150 000 руб.;
Для инвалидов организация различных мероприятий и акций, направленных на оказание социальной поддержки. "На солнечной поляночке...", "Рябиновый край" - 150 000 руб.;
Традиционные мероприятия, направленные на поддержку инвалидов, в т.ч.: выезд инвалидов на природу, организация культурных мероприятий, проведение развлекательных программ (250 - 300 чел.). Проведение спартакиады среди инвалидов и детей-инвалидов - 150 000 руб.;
Организация и проведение городской спартакиады инвалидов (количество участников 90-100 чел.).
Спартакиада детей с ограниченными физическими возможностями (количество участников 50 - 70 чел.).
Юбилейные дни рождения одиноких пенсионеров, обслуживаемых на дому - 80 000 руб. (до 60 человек в год);
Поздравление с юбилейными днями рождения граждан, одиноко проживающих, обслуживаемых на дому.
Для организации и проведения мероприятий планируется использовать привлеченные денежные средства в сумме 700 000 руб.
В ходе реализации мероприятий Программы расчетные показатели могут изменяться в зависимости от количества обращений граждан, стоимости услуг, иных обстоятельств.
Вышеперечисленные мероприятия оказались актуальными и наиболее востребованными у жителей города в 2007-2008 годах.
Так как основные меры социальной поддержки Программы направлены на помощь одинокопроживающим, престарелым, потерявшим способность к самообеспечению гражданам, детям из малоимущих и неблагополучных семей, изменение Программы в сторону уменьшения количества мероприятий или объемов финансирования будет иметь крайне негативные последствия для материального благополучия отдельных категорий граждан и социальной стабильности в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
Сводная таблица к Разделу III "Система программных мероприятий"
Система мероприятий программы адресной социальной поддержки
отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа
"Город Южно-Сахалинск" на 2009-2011 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Сумма финансирования мероприятий программы по годам, тыс. рублей |
Исполнитель мероприятия |
||||||||||||||||
всего, |
в том числе по источникам финансирования |
|||||||||||||||||||
тыс. руб. |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Внебюджетные |
|||||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|||||
Цель: Сохранение социальной стабильности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", повышение жизненного уровня малоимущих слоев населения посредством предоставления дополнительных мер социальной поддержки, социальная реабилитация граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, их интеграция в культурную жизнь общества | ||||||||||||||||||||
1. |
Задача N 1: Оказание Адресной социальной помощи гражданам, имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности, малоимущим гражданам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в зависимости от их уровня жизни, а также возможно полный охват всех слабо защищенных групп населения |
Оказание материальной (денежной) помощи малоимущим гражданам, а также лицам, попавшим в трудные жизненные и экстремальные ситуации |
2009-2011 |
5221,7 |
3428,0 |
3637,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5221,7 |
3428,0 |
3637,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска |
||||
2. |
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного с 01.09.2008 года уровня максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов; (субсидия предоставляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением мэра города) |
2009-2011 |
35673,3 |
73535,0 |
78021,0 |
32106,0 |
66181,0 |
70218,0 |
3567,3 |
7354,0 |
7803,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||||||
3. |
Адресная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде возмещения части затрат на приобретение проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси); (адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением |
2009-2011 |
7625,0 |
12816,0 |
13598,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7625,0 |
12816,0 |
13598,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||||||
|
Кредиторская задолженность за 2008 год по оказанию материальной помощи лицам, обладающим правом на получение жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по состоянию до 01.01.2008 |
2009 |
30,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
30,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||||||
|
Доплата на питание учащихся (1-4 классов) и детей (5-11 классов) из семей, нуждающихся в социальной поддержке (в т.ч. неблагополучных детей) в школах в течение учебного года (8850 человек) в т.ч.: 6850 чел. Х 400 руб. х 9 мес.=24660,0 т. р.; 2000 чел. х 400 руб. х 9 мес. =7200,0 т. р. |
2009-2011 |
14258,0 |
32814,0 |
34816,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
14258,0 |
32814,0 |
34816,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска |
|||||
185,0 |
400,0 |
425,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
185,0 |
400,0 |
425,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (отдел) села Березняки |
||||||||
145,0 |
373,0 |
396,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
145,0 |
373,0 |
396,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (управление) села Дальнее |
||||||||
195,0 |
443,0 |
469,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
195,0 |
443,0 |
469,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (управление) села Синегорск |
||||||||
|
Кредиторская задолженность за 2008 год в сумме 1671,6 тыс. руб. |
2009 |
1567,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1567,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска |
|||||
62,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
62,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (отдел) села Березняки |
||||||||
18,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
18,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (управление) села Дальнее |
||||||||
23,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
23,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Администрация (управление) села Синегорск |
||||||||
|
Возмещение затрат в размере 50% за обучение детей из социально незащищенных семей в музыкальных, художественных школах и школах искусств |
2009-2011 |
170,0 |
380,0 |
403,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
170,0 |
380,0 |
403,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управление культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска |
|||||
|
Мероприятия по организации оздоровительной кампании для детей и подростков из числа малоимущих и неблагополучных семей. |
2009-2011 |
1200,0 |
1068,0 |
1133,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1200,0 |
1068,0 |
1133,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комитет по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска |
|||||
|
|
Содержание автобуса ЛИАЗ-5256 "Инвалидный" |
2009-2011 |
499,0 |
641,0 |
680,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
499,0 |
641,0 |
680,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска |
||||
|
Итого по мероприятиям задачи N 1 |
|
66874,0 |
125898,0 |
133578,0 |
32106,0 |
66181,0 |
70218,0 |
34768,0 |
59717,0 |
63360,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||||||
|
Задача N 2: Привлечение общественности к участию в благотворительных акциях |
Оказание финансовой и материальной помощи общественным организациям, занимающимся социальной защитой, на основании предоставляемых смет расходов: |
2009-2011 |
225,0 |
225,0 |
225,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
225,0 |
225,0 |
225,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска |
||||
1. Городской Совет ветеранов 50 т.р. | ||||||||||||||||||||
2. Городское общество инвалидов 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
3. Общество слепых 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
4. Общество больных сахарным диабетом 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
5. Луговское общество инвалидов 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
6. Общество глухих 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
7. Координационный Совет 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
8. Общественная организация "Память" 25 т. р. | ||||||||||||||||||||
2. |
Содействие организации досуга и отдыха отдельных категорий граждан в том |
2009-2011 |
2210,0 |
1603,0 |
1701,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1510,0 |
855,0 |
907,0 |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
Отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска; Комитет по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска; Управление культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска |
|||||
Проведение мероприятий, посвященных: | ||||||||||||||||||||
Новогодним праздникам - 100 т. Р. | ||||||||||||||||||||
Дню пожилых людей - 70 т. р. | ||||||||||||||||||||
Дню защиты детей - 150 т. р. | ||||||||||||||||||||
Дню матери - 90 т. р. | ||||||||||||||||||||
Дню семьи - 70 т. р. | ||||||||||||||||||||
Чествование ветеранов ВОВ -500 т.р. (проведение мероприятий, посвященных 9 Мая, 3 сентября; единовременная выплата УВОВ к 9 мая и др.) | ||||||||||||||||||||
Мероприятия направленные на поддержку инвалидов - 450 т.р. в т.ч.: | ||||||||||||||||||||
День инвалидов | ||||||||||||||||||||
"На солнечной поляночке..." | ||||||||||||||||||||
"Рябиновый край" | ||||||||||||||||||||
Городская спартакиад среди инвалидов | ||||||||||||||||||||
Городская спартакиад среди детей-инвалидов "Веселые старты" | ||||||||||||||||||||
Юбилейные дни рождения одиноких пенсионеров, обслуживаемых в отделении соц. помощи на дому - 80 т.р. | ||||||||||||||||||||
|
Итого по мероприятиям задачи N 2: |
|
2435,0 |
1828,0 |
1926,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1735,0 |
1080,0 |
1132,0 |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
|
|||||
1. |
Задача N 3: Снижение негативных последствий экономического кризиса |
Открытие социальных магазинов |
2009-2011 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комитет экономики администрации города Южно-Сахалинска |
||||
|
Итого по мероприятиям задачи N 3: |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|||||
|
Итого по мероприятиям цели: |
|
69309,0 |
127726,0 |
135504,0 |
32106,0 |
66181,0 |
70218,0 |
36503,0 |
60797,0 |
64492,0 |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
|
|||||
|
Итого по программе: |
|
69309,0 |
127726,0 |
135504,0 |
32106,0 |
66181,0 |
70218,0 |
36503,0 |
60797,0 |
64492,0 |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
|
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 16 сентября 2009 г. N 1598/65-09-3 в Раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы в 2009-2011 годах предусмотрено выделение средств из областного бюджета Сахалинской области и бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск":
N раздела |
Наименование раздела Программы |
2009 год тыс.руб. |
2010 год тыс.руб. |
2011 год тыс.руб. |
Источник финансирования |
I |
Мероприятия по социальной поддержке малоимущих и других категорий граждан |
8280,7 |
5149,0 |
5449,0 |
Местный бюджет |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
Внебюджетные средства |
||
II |
Мероприятия по социальной поддержке семей, имеющих несовершеннолетних детей |
17824,6 |
35478,0 |
37642,0 |
Местный бюджет |
III |
Оказание дополнительных мер адресной социальной помощи для отдельных категорий граждан |
32106,0 |
66181,0 |
70218,0 |
Областной бюджет |
11097,7 |
20170,0 |
21401,0 |
Местный бюджет |
Финансирование дополнительных мер по социальной поддержке граждан, включенных в Программу, осуществляется через администрацию города Южно-Сахалинска, департамент образования администрации города Южно-Сахалинска, управление культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска, комитет по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска, администрацию села Синегорск, администрацию села Дальнее, администрацию села Березняки.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 апреля 2009 г. N 1466/62-09-3 в Раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает эффективность использования бюджетных средств.
Общее руководство по реализации Программы осуществляет администрация города Южно-Сахалинска. Исполнителями Программы являются:
- отдел социальных выплат администрации города Южно-Сахалинска;
- департамент образования администрации города Южно-Сахалинска;
- управление культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска:
- комитет по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска;
- администрацию села Синегорск;
- администрацию села Дальнее;
- администрацию села Березняки;
- комитет экономики администрации города Южно-Сахалинска.
Специалисты структурных подразделений администрации города выполняют управленческие функции: ведут прием населения, осуществляют реализацию Программы и привлекают внебюджетные средства.
Адресная социальная поддержка предоставляется в течение календарного года один раз.
Условия и порядок предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан устанавливаются администрацией города Южно-Сахалинска (Порядок оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением мэра города Южно-Сахалинска).
Для обеспечения действенного контроля за расходованием бюджетных средств в рамках Программы исполнители Программы представляют:
- ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении программных мероприятий в Финансовое управление и комитет экономики администрации города;
- ежеквартально справочную информацию о ходе выполнения программных мероприятий в администрацию города Южно-Сахалинска;
- ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, отчет о выполнении Программы мэру города Южно-Сахалинска.
Ежегодно администрация города Южно-Сахалинска направляет на утверждение в городское Собрание городского округа "Город Южно-Сахалинск" отчет о ходе выполнении мероприятий Программы.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 16 сентября 2009 г. N 1598/65-09-3 в Раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Оценка социальной, экономической эффективности от
реализации Программы
Социальная, экономическая эффективность реализации Программы оценивается на основе динамики ряда показателей (таблица 1).
N п/п |
Индикаторы |
Ед. измерения |
год |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. |
Количество лиц, охваченных дополнительными мерами социальной поддержки |
чел. |
15731 |
17600 |
18496 |
19371 |
2. |
Общий объем финансирования на реализацию мероприятий Программы |
тыс. руб. |
20730,0 |
69309,0 |
127726,0 |
135504,0 |
3. |
Количество граждан отдельных категорий, малоимущих, граждан, попавших в трудные жизненные и экстремальные ситуации, которым оказана социальная поддержка в виде денежных выплат |
чел. |
5229 |
6800 |
6900 |
7000 |
4. |
Количество детей из малоимущих и неблагополучных семей, охваченных различными формами отдыха в период летних каникул |
чел. |
137 |
200 |
210 |
220 |
5. |
Количество детей из малоимущих семей, получающих льготу на обучение в школах дополнительного образования |
чел. |
36 |
40 |
43 |
47 |
6. |
Количество учащихся 1 -4 классов и детей 5-11 классов из семей, нуждающихся в социальной поддержке, получающих горячее питание в течение учебного года |
чел. |
7951 |
8152 |
8826 |
9477 |
7. |
Количество граждан, охваченных социокультурными мероприятиями, проводимыми администрацией города Южно-Сахалинска |
чел. |
2189 |
2400 |
2500 |
2600 |
8. |
Объем привлеченных средств на реализацию мероприятий программы |
тыс. руб. |
229,0 |
700,0 |
748,0 |
794,0 |
9. |
Количество открытых социальных магазинов |
|
0 |
2 |
3 |
4 |
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить повышение жизненного уровня малоимущих слоев населения, социальную реабилитацию граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, их интеграцию в культурную жизнь общества.
Выполнение Программных мероприятий позволит увеличить число граждан охваченных дополнительными мерами социальной поддержки на 21,3% в том числе:
- граждан отдельных категорий, малоимущих, граждан, попавших трудные жизненные и экстремальные ситуации, получивших адресную социальную помощь в виде денежных выплат на 33,9%;
- детей, охваченных различными видами социальной поддержки, в том числе детей из малоимущих и социально не защищенных семей на 19,9%;
- граждан, охваченных социокультурными мероприятиями, направленными на реабилитацию людей пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями на 18,8%.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать сохранению социальной стабильности городского сообщества и формированию позитивного отношения населения к деятельности органов власти местного самоуправления.
VII. Исключен
См. текст раздела VII
<< Назад |
||
Содержание Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 19 ноября 2008 г. N 1311/56-08-3 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.