Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
"Развитие массового жилищного строительства
в Сахалинской области на 2006-2010 годы
и на период до 2015 года"
Подпрограмма
"Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда"
Паспорт подпрограммы
"Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного
фонда" областной целевой программы "Развитие массового
жилищного строительства в Сахалинской области
на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Распоряжение администрации Сахалинской области от 30.12.2005 N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация Сахалинской области |
Разработчик Подпрограммы |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области |
Цель Подпрограммы |
Создание комфортных условий проживания населения на основе проведения комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, а также улучшения жилищно-коммунального обслуживания |
Задачи Подпрограммы |
Проведение комплексного капитального ремонта и/или реконструкции жилого фонда с высоким уровнем износа; формирование условий, обеспечивающих привлечение внебюджетных источников, в том числе заемных, для проведения комплексного капитального ремонта и/или реконструкции жилищного фонда; повышение эффективности управления жилищно-коммунальной инфраструктурой; обеспечение финансового оздоровления организаций коммунального комплекса, снижения издержек и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Мероприятия Подпрограммы будут реализованы в течение 2006-2015 годы, в том числе: 1 этап - 2006 - 2007 годы; 2 этап - 2008 - 2010 годы; 3 этап - 2011 - 2015 годы. |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
В перечень программных мероприятий включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера. Предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий Подпрограммы |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, департамент строительства Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области, Главное финансовое управление Сахалинской области, органы местного самоуправления, организации коммунального хозяйства |
Источники и объемы финансирования Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы в течение 2006 - 2015 гг. составит 8002,7 млн. руб., в том числе: за счет областного бюджета 616,8 млн. руб.; за счет местных бюджетов 4491,0 млн. руб.; за счет внебюджетных источников финансирования 2894,9 млн. руб. Примерный объем финансирования Подпрограммы на 2006-2015 годы приведен в приложении N 2 и будет ежегодно уточняться |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляет администрация Сахалинской области. Общая координация хода выполнения областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области. Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда" обеспечивает департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области. Отчетность в рамках Подпрограммы предоставляется в установленные сроки |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности |
Снижение уровня общего износа основных фондов жилищного сектора; рост доли частных инвестиций в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда; повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг; создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участие в управлении объектами жилищно-коммунального хозяйства |
Введение
Подпрограмма, входящая в состав областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года", предусматривает внедрение механизмов проведения реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.
При этом вторичный жилищный фонд может стать инструментом развития ипотечного кредитования, а также выступать в роли социального жилья, в том числе - для переселения жителей "неперспективных" населенных пунктов.
Подпрограмма предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, а также разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда отвечают стратегическим интересам Сахалинской области и позволят:
- повысить комфортность условий проживания населения на территории Сахалинской области за счет повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
- повысить эффективность, устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс.
К комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда приемлема и эффективна практика реконструкции кварталов и микрорайонов, которая включает:
- капитальный ремонт с восстановлением конструктивных элементов жилого дома, утеплением ограждающих конструкций, заменой и модернизацией инженерного оборудования;
- модернизацию и реконструкции внутриквартальных инженерных сетей;
- проведение комплексных мероприятий по ресурсосбережению.
При проведении комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда инвестиционный цикл короче, чем при новом строительстве. Проблема обеспечения коммунальными услугами при проведении реконструкции решается более мягко по сравнению со стоимостью их получения для объекта в новом строительстве.
Для обоснования проблемы реконструкции жилищного фонда области необходимо провести анализ технического состояния жилищного фонда области и рассмотреть вероятные последствия развития ситуации.
1. Характеристика проблемы
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек при производстве жилищно-коммунальных услуг, низкой платежеспособностью населения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов.
Низкими темпами ведется строительство жилья, резко снижены объемы капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда из-за отсутствия поддержки бюджетов всех уровней.
По оценкам, общая потребность в средствах на комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда по Сахалинской области составляет сегодня более 8,0 млрд. руб. Однако такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках Подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального сектора.
Общая площадь всего жилищного фонда Сахалинской области на конец 2004 года (с централизованной частью) составила 11417,2 тыс. кв. м.
В течение 2004 года выбыло 73,7 тыс. кв. м жилья, снесено по ветхости и аварийности 58,8 тыс. кв. м. В связи с переоборудованием жилых помещений в нежилые за год выбыло 6 тыс. кв. м, от стихийных бедствий - 4,4 тыс. кв. м.
За счет нового строительства введено 57,4 тыс. кв. м жилья.
В области продолжается процесс перераспределения жилищного фонда по формам собственности за счет процесса приватизации или выкупа жилья, находящегося в государственной и муниципальной собственности, продолжается увеличение доли частного жилищного фонда.
Из общей площади жилищного фонда 296,9 тыс. кв. м составляет площадь общежитий. Жилищный фонд области насчитывает 230,8 тыс. квартир, из них 114,1 тыс. (52%) - частные квартиры (приватизированный жилищный фонд).
В составе жилищного фонда области 15349 жилых домов. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда - 1175,1 тыс. кв. м (880,5 тыс. кв. м - ветхий и 294,6 тыс. кв. м - аварийный). По сравнению с 2003 годом количество аварийного жилья увеличилось в 3 раза, ветхого - на 8,6%.
В настоящее время жилищный фонд Сахалинской области характеризуется неудовлетворительным состоянием.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- естественное старение домов;
- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации, теплоснабжения;
- сдача в эксплуатацию жилых домов, возведенных с нарушением строительных норм и правил;
- потеря контроля предприятиями и организациями, имеющими в оперативном управлении и хозяйственном ведении жилищный фонд, за технической эксплуатацией фонда, процесс обветшания которого резко усилился;
- ряд землетрясений, произошедших в последние годы в Сахалинской области;
- неэффективность существующей системы управления в жилищно-коммунальном секторе, преобладание административных не рыночных отношений.
Следствием высокого износа основных фондов жилого сектора является низкое качество жилищно-коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном ограничении хозяйственной самостоятельности организациям жилищно-коммунального комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки.
Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для жилищно-коммунальных предприятий. Как следствие, у организаций нет возможности осуществить проекты по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда без значительного повышения тарифов.
Привлечение инвестиционных средств (заемных средств) на длительный период могло бы позволить организациям снизить издержки и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Цель Подпрограммы - создание комфортных условий проживания населения на основе проведения комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, а также улучшения жилищно-коммунального обслуживания, что предусматривает обеспечение сохранности всего жилищного фонда, повышение его тепловой эффективности за счет утепления ограждающих конструкций и обновления систем инженерного оборудования, увеличение общих размеров фонда путем надстройки и пристройки дополнительных объемов.
Мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда должны явиться практическим шагом в реформировании жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, поскольку позволят одновременно с повышением потребительских качеств жилья существенно снизить затраты по его эксплуатации, что будет способствовать приватизации жилищного фонда, развитию форм его самоуправления.
Комплексность реконструкции жилищного фонда является главным условием экономической эффективности, так как соединяет в единый инвестиционный пакет краткосрочный, высокодоходный проект нового строительства на территориях.
В рамках реализации Подпрограммы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных, средств для проведения комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда на инвестиционных условиях на территории различных муниципальных образований Сахалинской области.
Эти мероприятия приведут к улучшению состояния жилищного фонда и, как следствие, к повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- проведение инвентаризации жилищного фонда;
- по результатам проведенной инвентаризации администрациям муниципальных образований необходима разработка муниципальных программ по проведению капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- получение разрешений на строительство новых и реконструкцию существующих объектов;
- разработка комплектов методических материалов по проектированию, технико-экономической и социологической оценке эффективности, методов осуществления работ по реконструкции, капитальному ремонту типовых зданий и сложившейся из них застройки в различных условиях строительства;
- осуществление экспериментальной реконструкции домов в определенных населенных пунктах Сахалинской области, обобщение опыта реализации "пилотного" проекта и обеспечение широкого распространения его положительных результатов;
- осуществление создания, апробации и последующего совершенствования кредитно-финансовых механизмов указанной деятельности;
- осуществление информационного обеспечения Подпрограммы, пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта, разъяснение методов и средств рачительного отношения к жилищу.
Также одной из целей Подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- разработать методы и схемы привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности в сфере капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
- создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- предусмотреть оказание поддержки муниципальным образованиям и организациям жилищно-коммунального комплекса;
- повысить эффективность управления жилищно-коммунальной инфраструктурой. Данная задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем формулирования условий участия в конкурсе на получение средств областного бюджета в рамках Подпрограммы.
Одним из ключевых направлений решения указанных задач является совершенствование системы тарифного регулирования на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса.
Помимо улучшения качества управления и финансового администрирования, привлечение частных управляющих компаний позволит снизить риски частного инвестирования в жилищно-коммунальную инфраструктуру и снизить инвестиционные потребности сектора за счет оптимизации инвестиционных вложений.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Программные мероприятия будут реализованы в период с 2006 по 2015 годы.
Комплексность и вариантность подхода должна определяться тем, что направления Подпрограммы (комплексный капитальный ремонт, реконструкция) рассматриваются как равновозможные, преследующие при этом одну цель - преобразование и уплотнение жилой застройки устаревшего жилищного фонда с его социальной и инженерной инфраструктурой.
На первом этапе решения этой проблемы необходимо провести анализ технического состояния жилищного фонда (инвентаризацию) и рассмотреть вероятные последствия развития ситуации. По итогам проведенных исследований необходимо разработать муниципальные программы по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда.
Процесс капитального ремонта и реконструкции жилых домов не может осуществляться без соответствующей нормативно-правовой базы, устанавливающей правоотношения участников, позволяющей, с одной стороны, защитить интересы муниципалитетов, инвесторов и пользователей жилищного фонда, а, с другой стороны, стимулировать участников к действиям, направленным на активное участие в капитальном ремонте и реконструкции жилищного фонда.
Каждое мероприятие по проведению работ по капитальному ремонту и реконструкции жилых домов состоит из нескольких этапов:
- первый этап - уточнение технического состояния жилого дома, проработка вариантов капитального ремонта и реконструкции, сбор исходных данных для проектирования, определение инвестиционной модели и разработка проектно-сметной документации;
- второй этап - заключение договоров на проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- третий этап - полное или частичное отселение жителей в маневренный фонд на период проведения ремонта и реконструкции;
- четвертый этап - проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции в нормативные сроки;
- пятый этап - сдача объекта в эксплуатацию, возвращение жителей, получение дополнительного жилья.
Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда осуществляются при условии экономической эффективности проводимых работ. Относительная экономическая эффективность реконструкции и модернизации рассчитывается в сравнении с новым строительством.
При реконструкции и капитальном ремонте жилищного фонда ухудшение эксплуатационных показателей не допускается.
При реконструкции или капитальном ремонте жилищного фонда возможны надстройка зданий, изменение планировки с учетом современных требований, замена инженерного оборудования, восстановление внешних инженерных коммуникаций, осуществление работ по благоустройству придомовой территории и организации проездов, а также проведение иных необходимых видов работ.
Неотъемлемой частью мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту жилых зданий является повышение их тепловой эффективности в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите зданий.
Объектами, подлежащими капитальному ремонту и реконструкции, являются:
- объекты жилищного фонда, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности;
- инженерные коммуникации и системы, непосредственно относящиеся к объекту капитального ремонта и реконструкции.
Решение о комплексном капитальном ремонте и реконструкции жилищного фонда принимает собственник объекта жилищного фонда.
Работы по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда осуществляются при наличии у заказчика:
- решения органов местного самоуправления о проведении комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- проекта комплексного капитального ремонта и реконструкции жилого дома;
- разрешения на выполнение строительных работ;
- договоров с гражданами, проживающими в жилых домах, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции.
Заказчиками при комплексном капитальном ремонте и реконструкции государственного и муниципального жилищных фондов выступают соответственно администрация Сахалинской области и органы местного самоуправления.
Заказчиками при комплексном капитальном ремонте и реконструкции частного жилищного фонда выступают его собственники либо по их поручению - специализированные организации.
Подрядчик на выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции государственного и муниципального жилищных фондов определяется на конкурсной основе.
Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда включает комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
В процессе реконструкции ликвидируется физический и моральный износ здания.
Капитальный ремонт здания производится с целью восстановления его ресурса с заменой, при необходимости, отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных качеств здания.
При капитальном ремонте жилых домов (с реконструкцией) может осуществляться:
- улучшение планировки помещений в жилых домах, не вызывающее изменения размеров квартир и их количества (без учета квартир, переводимых в установленном порядке в категорию нежилых помещений);
- устройство в жилых домах недостающих, в соответствии с новыми требованиями, видов инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных);
- работы по благоустройству прилегающих к ним территорий.
Капитальный ремонт жилых домов без реконструкции включает:
- ремонт и смену отдельных элементов здания с высоким процентом амортизации без изменения существующей планировки помещений;
- ремонт и смену инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных), работы по благоустройству прилегающих к ним территорий.
На каждой стадии необходимым условием участия муниципальных образований Сахалинской области в Подпрограмме будет осуществление мер поддержки комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда за счет местных бюджетов, средств населения и иных привлеченных средств.
4. Перечень программных мероприятий
В перечень программных мероприятий включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера.
Предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий программы.
Реализация Подпрограммы включает меры по оказанию областной поддержки реализации проектов комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда.
Ежегодно администрация Сахалинской области (уполномоченный областной орган исполнительной власти) будет проводить конкурс по отбору муниципальных образований Сахалинской области для участия в Подпрограмме.
Для участия в конкурсе муниципальные образования должны будут удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в коммунальном секторе района, а также требованиям, предъявляемым к инвестиционным проектам по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда, и условиям их софинансирования.
Перечень программных мероприятий по реализации Подпрограммы представлен в приложении N 1 к Подпрограмме.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Разработка системы финансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда в Сахалинской области происходит в условиях достаточно высокой инфляции, крайнего недостатка бюджетных средств, отсутствия опыта работы в этом сегменте у организаций банковского сектора.
Реконструировать жилье только за счет средств собственников жилых помещений невозможно из-за значительных расходов на необходимый ремонт зданий. Данная проблема решается путем объединения средств, областного и местных бюджетов, внебюджетных средств.
В целом, удовлетворение потребности в финансировании должно осуществляться в основном из внебюджетных источников.
Вторым по значимости источником финансирования должны быть собственные средства собственников частного жилья (граждан) и средства местных бюджетов (для муниципального жилья).
Средства областного бюджета будут направляться на:
- предоставление субсидий органам местного самоуправления, направленных на стимулирование процессов капитального ремонта и реконструкции муниципального жилищного фонда;
- на поддержку развития новых форм управления жилищным фондом (создание товариществ собственников жилья, конкурсный выбор управляющих компаний) посредством выдачи на конкурсной основе областных грантов на установку приборов учета в жилых домах, где создаются новые товарищества собственников жилья;
- реализацию единой научно-технической политики, связанной с проведением капитального ремонта и реконструкции существующего жилищного фонда, в том числе путем конкурсного размещения областных заказов на подготовку научно-исследовательских работ, проектов нормативных документов и методических материалов, проведение проектно-изыскательских и других видов работ, связанных с указанной проблематикой.
Порядок использования средств областного бюджета по указанным выше направлениям определяется администрацией Сахалинской области.
Источники и объем финансирования Подпрограммы приведены в приложении N 2 к Подпрограмме.
Потребность в инвестициях оценивается на период реализации Подпрограммы в объеме 8002,7 млн. руб.
Объемы финансирования Подпрограммы из областного и местных бюджетов определяются ежегодно при формировании бюджетов.
Инвестиции для проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда привлекаются населением в форме потребительских или ипотечных кредитов.
Средства, привлеченные населением, используются с целью улучшения существующего жилья, то есть люди оплачивают утепление жилых домов и частично - капитальный ремонт. Также за счет собственников жилья и нанимателей муниципального жилищного фонда финансируется возведение приставных балконов, лоджий, эркеров, санитарных блоков, мансард и так далее.
В целом, в рамках Подпрограммы предусматривается финансирование мер по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилого фонда за счет следующих источников:
- средства областного и местных бюджетов;
- средства кредитных организаций и иные заемные средства, используемые для кредитования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- собственные средства организаций ЖКХ.
При соответствующих условиях подготовки инвестиционного проекта по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда возможно получение софинансирования из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" по статье "Ликвидация ветхого и аварийного жилья".
В основу механизма реализации Подпрограммы положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении жилищного фонда.
Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса будет направлено на стимулирование инвестиционной, организационно-технической и производственной деятельности владельцев жилищного фонда, подрядных и эксплуатационных организаций, повышение качества ремонтно-реконструктивных работ.
Для преодоления организационно-правовых трудностей в проведении реконструкции и капитального ремонта домов, в которых приватизирована лишь часть квартир, необходимо предусматривать меры по ускорению полной приватизации домов, а также образованию в них кооперативов и товариществ собственников жилья.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме будет производиться с учетом их соответствия условиям участия в Подпрограмме и оценочным критериям.
Отбор заявок на участие в реализации мероприятий Подпрограммы производится с учетом их соответствия условиям участия в Подпрограмме и оценочным (интегральным) критериям.
Дисквалификационными условиями для муниципальных образований являются:
- нецелевое использование субвенций и субсидий, предоставленных за счет средств федерального и областного бюджетов;
- дотирование из местных бюджетов организаций коммунального хозяйства в муниципальном образовании, в котором предполагается реализация инвестиционного проекта по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (полностью условие действует начиная с 2007 г.);
- предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с нарушением установленного порядка, а также предоставление указанных субсидий административными или хозяйственными структурами, относящимися к жилищно-коммунальному комплексу, а не органами социальной защиты (условие действует начиная с 2007 г.);
- просроченная (в случае ее наличия) кредиторская задолженность организаций коммунального хозяйства муниципального образования, участвующего в проекте в 2006 г., - увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 10% и более, в 2007-м и последующие годы - не уменьшилась на 10% и более по сравнению с предыдущим годом;
- величина просроченной (в случае ее наличия) кредиторской задолженности организации коммунального хозяйства, участвующей в реализации инвестиционного проекта по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в расчете на 1 рубль среднегодовой балансовой стоимости основных средств организации превышает 0,7 рубля.
В случае несоответствия муниципального образования вышеуказанным условиям его заявка к процедуре отбора не допускается.
Условиями участия муниципальных образований в реализации Подпрограммы являются:
- наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной программы, предусматривающей проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда с использованием
- к средств местного бюджета и внебюджетных источников;
- представление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет средств областного бюджета проектов по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда (указываются основные параметры проекта, в том числе краткий анализ состояния жилфонда, краткое описание предлагаемых технических решений, сроки и этапы реализации указанных проектов, обзор механизма реализации проекта, краткое описание системы управления и контроля за реализацией проекта, общий бюджет проекта, размеры требуемой поддержки, предлагаемые объемы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, а также предполагаемые качественные и количественные значения достигнутых результатов);
- предоставление письменных обязательств муниципальных образований по финансированию предлагаемых проектов по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда;
- подтвержденные намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов;
- выполненные обязательства по инвестиционным проектам, ранее принятым для реализации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку проектов по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда для представления их к отбору в целях финансирования в рамках Подпрограммы.
Администрация Сахалинской области для финансирования отобранных инвестиционных проектов комплексного капитального ремонта и реконструкции жилого фонда передает субвенции органам местного самоуправления, на территории которых реализуются инвестиционные проекты.
Грантовая поддержка на установку приборов учета вновь образуемых товариществ собственников жилья будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с порядком, утвержденным администрацией Сахалинской области.
7. Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за выполнением Подпрограммы в рамках реализации в целом областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляет администрация Сахалинской области.
Общая координация хода выполнения областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляется Региональным советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области.
Мониторинг выполнения Подпрограммы, текущее управление и оперативный контроль реализации подпрограммы "Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда" обеспечивает департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области.
При этом департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области вправе передать указанные полномочия (часть полномочий) подведомственным им областным государственным учреждениям и унитарным предприятиям.
Областные органы исполнительной власти Сахалинской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Подпрограммы, представляют в комитет экономики Сахалинской области отчеты о ходе реализации Подпрограммы (по установленной форме) в следующие сроки:
- месячную отчетность - до 2 числа месяца, следующего за отчетным;
- квартальную отчетность - до 4 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- полугодовую отчетность - до 10 июля текущего года;
- годовую отчетность - до 15 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный областной орган исполнительной власти Сахалинской области обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводные отчеты о выполнении мероприятий (по установленной форме) в адрес Регионального совета по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области и уполномоченные федеральных органов исполнительной власти в следующие сроки:
- месячную отчетность - до 3 числа месяца, следующего за отчетным;
- квартальную отчетность - до 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- полугодовую отчетность - до 15 июля текущего года;
- годовую отчетность - до 20 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области совместно с другими органами исполнительной власти Сахалинской области ежегодно готовит и представляет в срок до 30 января года, следующего за отчетным, в Региональный совет по реализации приоритетных национальных проектов при администрации Сахалинской области и губернатору Сахалинской области доклад о ходе реализации Подпрограммы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Губернатор Сахалинской области представляет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в Сахалинскую областную Думу информацию о ходе реализации всех подпрограмм областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 гг. и на период до 2015 года" с внесением предложений по их необходимой корректировке.
Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией Подпрограммы, организуется департаментом ТЭК и ЖКХ Сахалинской области через печатные и электронные средства массовой информации (при обязательном участии Управления пресс-службы и информации аппарата администрации Сахалинской области), а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных на нее средств областного бюджета обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности прохождения средств областного бюджета;
- привлечения средств местных бюджетов;
- привлечения частного капитала в проекты комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- создание эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками в проектах комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить к 2015 году:
- снижение уровня общего износа основных фондов жилищного сектора;
- рост доли частных инвестиций в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию;
- повышение качества и надежности оказания жилищно-коммунальных услуг;
- создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участия в управлении объектами жилищно-коммунального сектора.
Индикаторы оценки социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы представлены в приложениях N 3 и N 4 к Подпрограмме.
Приложение N 1
к подпрограмме "Комплексный капитальный ремонт и
реконструкция жилищного фонда"
Перечень программных мероприятий подпрограммы "Комплексный
капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда" областной
целевой программы "Развитие массового жилищного строительства
в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
N |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители (ответственный за исполнение указан первым) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Проведение анализа технического состояния жилищного фонда (инвентаризация) |
2006-2007 гг. |
Органы местного самоуправления, предприятия ЖКХ |
2 |
Разработка муниципальных программ по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда (разработка концепции преобразования жилищного фонда с выделением кварталов, с их классификацией по способам капитального ремонта и реконструкции, а также выявлением последовательности и очередности ремонта и реконструкции всего жилищного фонда) |
2006-2008 гг. |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, департамент строительства Сахалинской области, органы местного самоуправления, предприятия ЖКХ |
3 |
Мониторинг эффективности расходования средств", собранных с населения за капитальный ремонт жилищного фонда |
Ежегодно |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, органы местного самоуправления, предприятия ЖКХ |
4 |
Разработка методов и схем привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности (экономические меры реализации Подпрограммы, включающие систему безвозмездных субсидий, грантов, льгот в кредитовании, местном налогообложении, страховании внебюджетных фондов как источников финансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда) |
2006-2007 гг. |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, Главное финансовое управление Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области |
5 |
Информационное обеспечение, пропаганда передового опыта, обучение работников ремонтно-строительного производства и населения методам и средствам рачительного отношения к жилищу |
Постоянно |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, органы местного самоуправления |
6 |
Проведение областного конкурса по отбору муниципалитетов и их инвестиционных проектов, связанных с комплексным капитальным ремонтом и реконструкцией жилищного фонда для софинансирования из средств областного бюджета |
Ежегодно |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, департамент строительства Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области |
7 |
Реализация инвестиционных проектов по реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда |
2007-2015 гг. |
Органы местного самоуправления, предприятия ЖКХ |
8 |
Разработка и реализация мер по финансовому оздоровлению жилищно-коммунальных предприятий, снижению издержек и повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
2006-2015 гг. |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, органы местного самоуправления, предприятия ЖКХ |
9 |
Мониторинг и оценка реализации инвестиционных проектов по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда |
2007-2015 гг. |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, департамент строительства Сахалинской области, органы местного самоуправления |
10 |
Мониторинг и оценка реализации Подпрограммы |
2006-2015 гг. |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области |
11 |
Разработка и реализация мер по информационному обеспечению мероприятий Подпрограммы в электронных и печатных СМИ |
Ежегодно |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, управление пресс-службы и информации аппарата администрации Сахалинской области |
12 |
Участие в выставках, ярмарках, конференциях, презентационных и других мероприятиях, связанных с изучением опыта привлечения инвестиций для реализации проектов по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда |
Ежегодно |
Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, департамент строительства Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области |
Приложение N 2
к подпрограмме "Комплексный капитальный ремонт
и реконструкция жилищного фонда"
Источники и объемы финансирования Подпрограммы
(млн. руб.)
Наименование источников финансирования |
Всего за период реализации Подпрограммы 2006-2015 годы |
В том числе по годам: |
|||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Источники и объем финансирования Подпрограммы |
8002,7 |
339,3 |
608,6 |
681,2 |
731,4 |
790 |
849,4 |
908,5 |
994,8 |
1032 |
1067,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства областного бюджета |
616,8 |
- |
15 |
20 |
128,4 |
128,4 |
50 |
60 |
65 |
70 |
80 |
Средства местных бюджетов |
4491 |
269,2 |
394,7 |
421,7 |
425,7 |
442,7 |
460,5 |
487 |
515,1 |
530,5 |
543,9 |
Средства населения (собственников жилых помещений) |
1140,4 |
70,1 |
80,6 |
89,5 |
96,7 |
107,3 |
115,9 |
127,5 |
137,7 |
151,5 |
163,6 |
Кредиты (займы), инвестиции и иные средства |
1754,5 |
- |
118,3 |
150 |
80,6 |
111,6 |
223 |
234 |
277 |
280 |
280 |
Примечание. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного бюджета Сахалинской области и местных бюджетов на соответствующий год.
Приложение N 3
к подпрограмме "Комплексный капитальный ремонт
и реконструкция жилищного фонда"
Индикаторы оценки социально-экономической
эффективности реализации подпрограммы "Комплексный капитальный ремонт
и реконструкция жилищного фонда" областной целевой программы
"Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области
на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
Предмет оценки |
Индикаторы оценки |
Планирование капитальных ремонтов и реконструкция жилищного фонда |
- количество муниципальных образований, имеющих комплексные планы (программы проведения капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда); - количество муниципальных образований, имеющих утвержденную проектно-сметную документацию, связанную с проведением капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда |
Объем капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда |
- динамика объемов проведенного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда (абсолютные и относительные показатели); - объем бюджетных расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда; - удельный вес частных инвестиций в общем объеме расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда |
Качество жилищного фонда |
- доля жилищного фонда, оборудованного основными системами инженерного обеспечения (водопровод, канализация, горячее водоснабжение, электроснабжение) в общем объеме жилищного фонда; - уровень износа жилищного фонда; - доля ветхого и аварийного жилищного фонда |
Управление жилищным фондом |
- доля многоквартирного жилого фонда, управляемого частными собственниками; - доля жилищного фонда, находящегося в управлении частных организаций в общем объеме жилищного фонда; - количество проведенных конкурсов по выбору управляющих компаний в государственном и муниципальном жилищном фонде |
Приложение N 4
к подпрограмме "Комплексный капитальный ремонт
и реконструкция жилищного фонда"
Индикаторы оценки социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы "Комплексный капитальный ремонт и
реконструкция жилищного фонда" областной целевой программы
"Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области
на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
Предмет оценки |
Индикаторы оценки |
По годам: |
||||||||||
2005 (Факт) |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Планирование капитальных ремонтов и реконструкция жилищного фонда |
количество муниципальных образований, имеющих комплексные планы (программы проведения капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда) |
|
|
2 |
5 |
10 |
15 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
|
количество муниципальных образований, имеющих утвержденную проектно-сметную документацию, связанную с проведением капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда |
|
|
2 |
3 |
5 |
7 |
10 |
14 |
19 |
19 |
19 |
Объем капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда |
количество объектов жилищного фонда, в которых проведен капитальный ремонт отдельных конструкций (шт.) |
751 |
780 |
800 |
850 |
860 |
870 |
900 |
915 |
920 |
920 |
950 |
|
удельный вес частных инвестиций в общем объеме расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда (%) |
|
|
19,4 |
22 |
23,7 |
25,3 |
26,3 |
25,6 |
27,8 |
27,1 |
26,2 |
Качество жилищного фонда |
уровень износа жилищного фонда (%) |
60 |
60 |
55 |
53 |
52 |
50 |
49 |
48 |
47 |
46 |
45 |
|
доля ветхого и аварийного жилищного фонда (%) |
10,3 |
10,3 |
10,2 |
10,1 |
9,9 |
9,5 |
9,0 |
8,8 |
8,5 |
8 |
7,5 |
Управление жилищным фондом |
доля многоквартирного жилищного фонда, управляемого частными собственниками |
50 |
52 |
55 |
60 |
63 |
66 |
67 |
70 |
75 |
80 |
85 |
|
доля жилищного фонда, находящегося в управлении частных организаций, общем объеме жилищного фонда |
2 |
2 |
5 |
15 |
17 |
20 |
22 |
24 |
25 |
27 |
30 |
|
количество проведенных конкурсов по выбору управляющих компаний в государственном и муниципальном жилищном фонде |
|
|
3 |
3 |
8 |
10 |
10 |
15 |
16 |
20 |
22 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.