Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 20. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
1. Комиссия, организующая референдум, проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
2. Комиссия, организующая референдум, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, работников ее аппарата (при наличии такового) и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания сведений, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных сведений комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума,
3. Проверке подлежат либо все представленные подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума и соответствующие им данные об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, либо их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных в этом случае посредством случайной выборки (жребия). В случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат все подписи.
4. Для проверки отбираются подписные листы посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется комиссией, организующей референдум. Выборка (жеребьевка) проводится после выдачи подтверждения о приеме подписных листов. О дате, времени и месте проведения выборки (жеребьевки) и проверки подписных листов комиссия, организующая референдум, обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы.
Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранные для проверки.
5. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами, проведения референдума, если исключение (вычеркивание) специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до представления подписных листов в соответствующую комиссию, организующую референдум.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 17 настоящего Закона). Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи, либо письменного заявления соответствующего участника референдума, лично представленного им в комиссию, организующую референдум.
9.Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии письменного заключения эксперта, официальной справки органов и учреждений, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы";
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;
6) подписи участников референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно (за исключением случаев, установленных настоящим Законом), - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
9) подписи участников областного референдума, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов либо после окончания срока сбора подписей;
10) подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, либо после окончания срока сбора подписей;
11) подписи участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
12) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
13) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 2, 3 к настоящему Закону;
14) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист после даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей;
15) все подписи участников референдума в подписном листе, если он заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, после заверения данного подписного листа уполномоченным представителем инициативной группы;
16) все подписи участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 8 статьи 17 настоящего Закона.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 13, 15, 16 части 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недостоверной и (или) недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с частями 7 - 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
13. Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.
14. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от общего количества подписей, представленных в комиссию, организующую референдум.
15. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается.
16. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы, указанной в части 2 настоящей статьи, и представляется в комиссию, организующую референдум, для принятия решения. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, организующей референдум, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией, организующей референдум, проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Закона, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии, организующей референдум, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В соответствии с Федеральным законом повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом.
17. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона комиссия, организующая референдум, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в части 2 статьи 19 настоящего Закона, направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего решения в Сахалинскую областную Думу либо представительный орган муниципального образования.
18. В случае обнаружения нарушения требований настоящего Закона при сборе подписей комиссия, организующая референдум, принимает решение об отказе в проведении референдума по основаниям, перечисленным в соответствии с Федеральным законом в статье 22 настоящего Закона.
19. Копия решения комиссии, организующей референдум, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума направляется инициативной группе, а копия постановления избирательной комиссии муниципального образования также в избирательную комиссию Сахалинской области.
20. Решение комиссии, организующей референдум, об отказе в проведении референдума может быть обжаловано в порядке, установленном федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.