30 декабря 2020 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павлова А.В, при секретаре Скосырских Б.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5606/2020 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес о ликвидации Региональной общественной организации "Русская народная партия", УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес обратилось в суд с иском к Региональной общественной организации "Русская народная партия" о ликвидации.
В обоснование заявленных требований Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес сослалось на то, что Региональная общественная организация "Русская народная партия" зарегистрирована 14 июля 1997 года, запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес. В нарушение положений статьи 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" административный ответчик не прошел перерегистрацию в срок до 1 июля 1999 года, в связи с чем подлежит ликвидации.
В судебное заседание представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Региональной общественной организации "Русская народная партия" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по адресу регистрации некоммерческой организации, а также в связи с отсутствием сведений о месте жительства председателя и в соответствии с положениями ч. 3 ст. 263 КАС РФ путем размещения извещения о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания на официальном сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес.
Представители заинтересованных лиц Федерального налоговой службы РФ, Управления Федеральной налоговой службы по адрес в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В свою очередь пунктом 5 ч. 1 ст. 20 КАС РФ предусмотрено, что Московский городской суд как суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года N 25, Главное управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений и иных некоммерческих организаций. Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве правомочно на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях") ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона. Между тем ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены основания для ликвидации общественного объединения, зарегистрированного в порядке, установленном настоящим законом.
Однако заключительными положениями Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрены специальные правила ликвидации общественных объединений, которые не прошли перерегистрацию в соответствии с положениями настоящего закона.
Так, в силу ч. 2 ст. 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании. Уставы общественных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит указанному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года. По истечении указанного срока перерегистрации общественные объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.
Судом установлено, что Региональная общественная организация "Русская народная партия" зарегистрирована 14 июля 1997 года, сведения об административном ответчике внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
На момент регистрации Региональной общественной организации "Русская народная партия" действовало решение Президиума Московского городского совета народных депутатов от 25 июля 1991 года N 134-2 "О создании Московской регистрационной палаты", согласно которому Московской городской палате переданы полномочия по регистрации организаций всех видов и форм в адрес.
Постановлением правительства Москвы от 16 ноября 1993 года N 1043 "О создании московского регистрационного реестра" на Московскую регистрационную палату возложена обязанность по ведению московского регистрационного реестра в информационном взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы, в том числе с Управлением юстиции по адрес (правопредшественник Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве).
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" Московская регистрационная палата передала сведения и регистрационные дела из Московского регистрационного реестра в Управление Федеральной налоговую службу по адрес для ведения Единого государственного реестра юридических лиц для проведения дальнейших действий для внесения сведений о проведенных государственных регистрациях в отношении юридических лиц в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 188 "Об утверждении Положения о главном управлении (управлении) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" вопросы принятия решения о государственной регистрации общественных объединений переданы в компетенцию Федеральной регистрационной службы и ее территориальным органам (Росрегистрация), подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам соответственно.
В связи с дублированием функций регистрации юридических лиц Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 года N 65-1111 "О ликвидации Московской регистрационной палаты" Московская регистрационная палата ликвидирована.
Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 1079 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" полномочия по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений от Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов перешли в ведение Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года "Об утверждении Положения о Главном управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации", Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Москве переданы полномочия по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений, действующих на адрес.
Таким образом, с момента регистрации Региональной общественной организации "Русская народная партия" полномочия по регистрации были переданы от Московской регистрационной палаты и разделены между органом, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, действующего на территории адрес (Главное управление Минюста России по Москве), и органом, регистрирующим данные о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (Управление Федеральной налоговой службы по адрес).
Между тем судом установлено, что в предусмотренном ст. 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" порядке государственная перерегистрация Региональной общественной организации "Русская народная партия" в срок до 1 июля 1999 года произведена не была.
Также следует отметить, что по смыслу приведенных выше норм ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 52 Федерального закона "Об общественных объединениях", подлежат лишь такие общественные объединения, которые созданы до вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный закон "Об общественных объединениях" вступил в силу со дня его официального опубликования в издании "Собрание законодательства РФ", то есть 22 мая 1995 года.
Истцом суду были представлены сведения о дате создания Региональной общественной организации "Русская народная партия" 17 декабря 1994 года, то есть до
22 мая 1995 года.
Таким образом, судом достоверно установлены обстоятельства, являющиеся в силу положений ч. 3 ст. 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения.
В такой ситуации подлежат удовлетворению требования административного истца о ликвидации Региональной общественной организации "Русская народная партия".
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Русская народная партия" (ведомственный регистрационный номер общественного объединения 7878, учетный номер 7712014455).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.