Во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 01 апреля 2011 года N 178-р "Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011-2016 годы":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы" (прилагается).
2. Отделу коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти Сахалинской области и привлечением органов местного самоуправления, общественных объединений коренных этносов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в срок до 30 июня 2011 года разработать и внести в Правительство Сахалинской области проект долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П. Карепкина.
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
С.Г. Шередекин |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных
малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 26 мая 2011 г. N 339-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
целям и приоритетным задачам социально-экономического
развития Сахалинской области
В настоящей Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы" (далее - Концепция программы) предусмотрены меры, направленные на укрепление самобытного социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - коренные народы), сохранение их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Данная Концепция программы реализуется в контексте особой государственной национальной политики в отношении коренных народов как на федеральном, так и региональном уровнях и базируется на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Сахалинской области, учитывает цели и приоритетные задачи Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
Концепция программы предусматривает комплекс мероприятий, направленных на развитие и модернизацию традиционной хозяйственной деятельности общин коренных народов, инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов в части обеспечения жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами, развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий.
Концепция разработана в соответствии с Положением о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Государственная национальная политика в отношении коренных народов реализуется благодаря взаимодействию многих субъектов, среди которых: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных народов. При разработке долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) учитывается необходимость межотраслевого взаимодействия всех субъектов и соблюдения интересов общественных объединений коренных народов.
В настоящее время действует областная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007-2011 годы". Анализ фактических показателей системы индикаторов оценки социально-экономической эффективности действующей программы за период с 2007 года по 2010 год указывает на улучшение качества жизни коренных народов. Однако распределение средств между муниципальными образованиями мест традиционного проживания коренных народов не сбалансировано. Так, из областного бюджета на муниципальное образование городской округ "Александровск-Сахалинский район" было предусмотрено в 2007 году 69%, в 2008 году - 36%, в 2009 году - 44% средств от общего объема финансирования всей программы. Однако в этом муниципальном образовании проживает в 8 раз меньше представителей коренных народов по сравнению с муниципальным образованием городской округ "Охинский".
Кроме того, в действующей программе всего лишь 9% от общего объема финансирования предусмотрено на оказание содействия развитию общин и хозяйств коренных народов, 27% - на оказание социальных услуг для представителей коренных народов. Значительная часть средств - 64% - направлена на поддержку жилищной, коммунальной, транспортной и энергетической инфраструктур в местах традиционного проживания коренных народов.
Отсутствие эффективной системы модернизации традиционной экономической деятельности общин и родовых хозяйств коренных народов, обновления и повышения качества социальных услуг, особенно в сфере государственной поддержки традиционной культуры, не обеспечивает системного устойчивого развития, что не способствует достижению приоритетных целей национальной политики в Сахалинской области.
Основой реализации государственной национальной политики в отношении коренных народов является Программа.
В условиях действующего законодательства основным механизмом работы с субъектами, особенно с муниципальными образованиями в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, Программа способствует концентрации и эффективному применению всех ресурсов для целей системного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности коренных народов. Программа способствует созданию благоприятного имиджа территории среди 28 субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные народы. Программа как инструмент управления обеспечивает тесную взаимосвязь процессов, происходящих в сфере жизнедеятельности коренных народов, с процессами, происходящими в обществе.
Новая социально-экономическая стратегия Сахалинской области, тенденции современных межнациональных и межконфессиональных процессов обусловили изменение ориентиров и приоритетов национальной политики области. Устойчивое развитие коренных народов предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Отличительной чертой национальной политики стал перенос акцентов с патерналистского подхода к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению.
Территориальный анализ проблемы обуславливает возможность ее решения только в рамках комплексного подхода, путем использования программно-целевого метода, целесообразность которого определяется следующими факторами:
- потребность в координации усилий участников Программы в достижении ее целей и задач;
- оперативное управление процессом реализации Программы;
- стимулирование коренного сообщества к участию в реализации мероприятий Программы.
Реализация Программы позволит достигнуть социально-значимых целей устойчивого социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов при участии всех субъектов реализации государственной национальной политики в отношении коренных народов, обеспечит эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Отсутствие новых подходов к эффективной реализации государственной национальной политики на территории Сахалинской области не позволит создать условия для устойчивого развития коренного сообщества, а также:
- сохранения традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов;
- модернизации традиционных промыслов коренных народов;
- развития материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;
- преодоления неравномерности развития инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов в части обеспечения жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами;
- повышения степени значимости традиционной национальной культуры;
- укрепления потенциала лидеров общественных объединений коренных народов;
- оказания социальных услуг для представителей коренных народов.
Отказ от использования программно-целевого метода приведет к неэффективному расходованию средств и ресурсов, к сохранению тенденции неустойчивости социально-экономического развития коренного сообщества.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития два варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на оказание государственной поддержки социально-экономического развития коренных народов, но отличается по темпам и механизмам реализации, объему, динамике и структуре финансирования.
Первый вариант, который довольно часто предлагается различными субъектами внесения предложений, предполагает направление средств областного бюджета Сахалинской области на решение проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур и создание материальных объектов традиционной культуры. Это позволит в целом повысить уровень качества жизни коренных народов. Однако данный вариант решения проблемных вопросов малоэффективен с точки зрения устойчивости в развитии общин и родовых хозяйств коренных народов.
При втором варианте решения проблемы предполагается осуществлять на основе комплексного подхода в соответствии со следующими приоритетами развития:
- модернизация традиционных промыслов коренных народов;
- развитие материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;
- решение проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур и создание материальных объектов традиционной культуры;
- государственная поддержка общественных объединений коренных народов.
Основной риск рассматриваемого варианта заключается в том, что мероприятия по модернизации традиционных промыслов коренных народов и развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов потребуют софинансирования из местных бюджетов и из федерального бюджета. Определить точно данный источник финансирования из федерального бюджета не представляется возможным, т.к. он напрямую зависит от уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона и количества проживающих в нем лиц, относящихся к коренным народам.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Программу предполагается реализовать в период с 2012 года по 2016 год.
Целесообразно этапами реализации Программы определять календарный год и по итогам года проводить анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оценивать основные целевые индикаторы и показатели.
7. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий
Основная цель Программы - создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов;
- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- повышение качества жизни коренных народов.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по модернизации традиционных промыслов коренных народов, развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов, решению проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур; создание материальных объектов традиционной культуры и государственная поддержка общественных объединений коренных народов.
Определение исполнителей программных мероприятий базируется на принципе распределения полномочий как органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
8. Предложение по определению государственного органа в качестве координатора - разработчика Программы
В качестве координатора - разработчика Программы предлагается аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области, от имени которого указанную функцию будет выполнять отдел коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению Программы
Финансовое обеспечение Программы включает три источника финансирования: средства областного бюджета, средства федерального бюджета, внебюджетные источники:
тыс. рублей
Источники финансирования, в том числе: |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
Федеральный |
3348,0 |
3348,0 |
3348,0 |
3348,0 |
3348,0 |
16740,0 |
Областной |
2121716,6 |
23128,2 |
24747,2 |
26479,5 |
28333,0 |
124404,5 |
Внебюджетные, в том числе: "Сахалинская энергия" |
9298,0 312 тыс. дол. |
9298,0 312 тыс. дол. |
9298,0 312 тыс. дол. |
9298,0 312 тыс. дол. |
9298,0 312 тыс. дол. |
46490,0 1560,0 тыс. дол. |
"Эксон Нефтегаз Лимитед" |
3576,0 120 тыс. дол. |
3576,0 120 тыс. дол. |
3576,0 120 тыс. дол. |
3576,0 120 тыс. дол. |
3576,0 120 тыс. дол. |
17880,0 600,0 тыс. дол. |
ООО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
4000,0 |
ИТОГО: |
38738,6 |
40150,2 |
41769,2 |
43501,5 |
45355,0 |
209214,5 |
Субсидия из федерального бюджета предоставляется согласно Правилам распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 217. Цифры субсидии из федерального бюджета указаны по 2011 году. Определить точно данный источник финансирования не представляется возможным, т.к. он напрямую зависит от уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона и количества проживающих в нем лиц, относящихся к коренным народам. Данные переписи 2010 года еще не обнародованы.
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Сахалинской области, компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." и региональным Советом уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области утверждено распоряжением Правительства Сахалинской области 10 декабря 2010 года N 918-р. В соответствии с соглашением компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." предоставляет лицам, относящимся к коренным народам и их объединениям, средства на основании заявок и грантовых проектов в рамках Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.
Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" также предоставляет средства на основании заявок лиц, относящихся к коренным народам и их объединениям, в рамках Положения о проведении регулярных совещаний консультативного комитета по взаимодействию компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" и Регионального совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области от 28 мая 2009 года.
ООО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" является генеральным спонсором поддержки развития национального спорта коренных этносов Сахалинской области.
В 2012 - 2016 годах объем финансирования Программы составит 209214,5 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 124404,5 тыс. рублей.
Объем средств на реализацию Программы ежегодно корректируется с учетом бюджетных ассигнований из федерального бюджета и средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый и плановый период.
На развитие и модернизацию традиционной хозяйственной деятельности коренных народов в части материально-технического оснащения общин и родовых хозяйств коренных народов, обеспечения автономной энергетикой и информационно-коммуникационными ресурсами, внедрения современных технологий по переработке рыбы, дикоросов, выделки шкур, внедрения этнотуризма в местах традиционного проживания коренных народов как нового вида хозяйственной деятельности, поддержки сохранения и развития оленеводства предполагается выделить 62202,0 тыс. рублей.
На развитие и модернизацию инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов в части обеспечения жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами предполагается выделить 40000,0 тыс. рублей. Особое внимание уделено транспортно-связным полетам в труднодоступных поселениях коренных народов, ремонту жилищного фонда, строительству промыслового и стационарного жилья, энергообеспечению и приобретению транспорта в труднодоступных поселениях коренных народов.
На развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий, предполагается выделить 22202,0 тыс. рублей. Особое внимание уделено материально-техническому оснащению школ и ФАПов, господдержке студентов, учащихся и пенсионеров из числа коренных народов, развитию национального спорта, проведению традиционных этнокультурных мероприятий.
Из них на государственную поддержку общественных объединений коренных народов предполагается выделить 10000,0 тыс. рублей в части осуществления финансирования мероприятий, включенных в план регионального Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области: содержание его помещения (аренда, оплата услуг телефонной связи, приобретение канцелярских товаров), проведение конференций, съездов, семинаров, круглых столов с участием представителей коренных народов; редакции областной газеты "Нивх диф": обновление материально-технической базы редакции областной газеты "Нивх диф" и издание областной газеты "Нивх диф", материально-техническое оснащение СРОО "Совет молодежи коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области".
Механизм расходования средств областного бюджета предполагается прописать в проекте Положения о порядке предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Сахалинской области, выделяемых на реализацию Программы. Также предполагается на условиях софинансирования из местных бюджетов определить порядок предоставления и расходования субсидий, порядок представления отчетов и формы отчетов, порядок возврата субсидий.
Особое внимание будет уделено механизму предоставления господдержки общинам и родовым хозяйствам коренных народов в части определения критериев по охвату трудозанятостью их членов круглогодично и сезонно на основе трудового законодательства, отчетности в налоговые органы, средней зарплате и др.
Больший объем средств будет израсходован в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также путем предоставления субсидий местным бюджетам.
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы
Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в улучшении качества жизни коренных народов.
Предполагается достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
- занятость коренных народов в традиционных видах хозяйственной деятельности;
- упрочение материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;
- развитие традиционных промыслов коренных народов: рыболовства, охоты, оленеводства, собаководства, собирательства дикоросов, художественных ремесел;
- обеспечение доступа коренных народов к медицинским услугам;
- повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей коренных народов;
- обеспечение доступа коренных народов к сети Интернет и мобильной связи;
- достижение положительных демографических тенденций среди большинства коренных народов, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни;
- создание благоприятных условий для развития традиционной культуры.
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно и обеспечивает мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Для оценки эффективности реализации Программы используются показатели количественных значений системы индикаторов оценки устойчивого социально-экономического развития коренных народов по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы, согласно приложению к настоящей Концепции. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями индикаторов.
Приложение
к Концепции долгосрочной целевой программы
"Устойчивое развитие коренных малочисленных
народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 26 мая 2011 г. N 339-р
Количественные значения
индикаторов результативности долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы"
N пп. |
Индикаторы |
|
|||||||
Факт |
Прогноз |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1. |
количество общин и родовых хозяйств коренных малочисленных народов Севера, получивших государственную поддержку: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
- традиционное рыболовство - оленеводство - охота - собирательство дикоросов - этнический туризм - художественные промыслы, единиц |
33 1 20 10 - 2 |
43 1 25 29 - 2 |
30 3 30 30 2 3 |
40 3 33 32 3 4 |
42 3 35 33 4 5 |
45 3 36 35 5 6 |
50 3 37 36 6 7 |
|
2. |
количество работающих в общинах и родовых хозяйствах: - постоянно, чел. |
130 |
150 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
|
3. |
численность лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, получивших образование в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях, чел. |
49 |
50 |
52 |
53 |
56 |
58 |
60 |
|
4. |
количество пенсионеров, получивших помощь в организации санаторно-курортного лечения, чел. |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
5. |
количество детей из числа коренных малочисленных народов Севера, охваченных горячим питанием и получивших помощь в приобретении одежды, обуви и школьных принадлежностей, чел. |
559 |
560 |
565 |
570 |
575 |
580 |
585 |
|
6. |
ремонт жилищного фонда, музеев, библиотек, кв. м |
450 |
580 |
650 |
700 |
750 |
800 |
880 |
|
7. |
ремонт систем водоснабжения и теплоснабжения, км |
2,0 |
2,08 |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
3,0 |
|
8. |
строительство этнокультурных центров, единиц |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
|
9. |
строительство промыслового и стационарного жилья, кв. м |
- |
- |
380 |
400 |
450 |
500 |
600 |
|
10. |
приобретение проходимой дорожной техники |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 26 мая 2011 г. N 339-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 4 июня 2011 г. N 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 6 сентября 2011 г. N 645-р