Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия (далее МВД России по Республике Карелия) на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 августа 2020 года по административному делу N 2а-4666/2020 по административному исковому заявлению МВД России по Республики Карелия к Баротову Давлатмуроду Гулмуродовичу (далее Баротов Д.Г.) о помещении в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя Баротова Д.Г. адвоката Целух К.С, привлеченного к участию в деле по назначению суда и возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
21 июля 2020 года МВД России по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Баротову Д.Г. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о его депортации, указав, что 21 июля 2020 года Баротов Д.Г. по постановлению Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 июля 2020 года освобожден из Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (далее ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия) условно-досрочно, гражданства Российской Федерации не имеет, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 6 декабря 2019 года его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным и в отношении Баротова Д.Г. принято решение о его депортации с территории Российской Федерации.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июля 2020 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 11 августа 2020 года, в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Петрозаводский городской суд Республики Карелия 1 октября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 октября 2020 года, МВД России по Республике Карелия со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления. Указывает, что процедура принятия решения о депортации предметом рассмотрения по настоящему делу не является, в ином установленном законом порядке проверена и признана незаконной не была.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В ходе рассмотрения административного дела судами установлено, что гражданин Республики Таджикистан Баротов Д.Г, осужден приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2013 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30 - п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, на основании ч. 1 ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию присоединено частично не отбытое наказание по приговору Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2009 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет без штрафа, без лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
21 июля 2020 года Баротов Д.Г. освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.
В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 6 декабря 2019 года N 6673-рн пребывание (проживание) Баротова Д.Г. в Российской Федерации признано нежелательным.
На основании указанного распоряжения принято решение о депортации Баротова Д.Г, утвержденное 15 июля 2020 года заместителем министра внутренних дел по Республике Карелия.
Согласно заключению МВД по Республике Карелия об установлении личности от 15 июля 2020 года N21/16 личность и гражданская принадлежность Баротова Д.Г. подтверждается паспортом гражданина Республики Таджикистан N, выданного 4 июля 2008 года (не действителен на территории РФ), сведениями ЦБДУИГ.
В соответствии с заключением проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации МВД по Республике Карелия от 13 июля 2020 года Баротов Д.Г. гражданином Российской Федерации не является.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что решение о депортации в отношении Баротова Д.Г. принято в нарушение установленного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 запрета на вынесение такого рода решений в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, приняв во внимание отсутствие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности принятия соответствующего решения, пришел к выводу об отсутствии оснований для помещения административного ответчика в специальное учреждение до исполнения решения о депортации.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114- ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью
населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) установлено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
При этом пунктом 9 названной статьи предусмотрено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Поскольку содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятого в соответствии с данным Федеральным законом решения о депортации (пункт 1 статьи 35.1 Федерального закона N 115-ФЗ), помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (пункт 9.4 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ).
Вместе с тем подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
Согласно преамбуле к Указу он принят не только в целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, но и в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, новое правовое регулирование, в частности, временный запрет на принятие в рассматриваемый период решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, направлено, прежде всего, на предотвращение дальнейшего распространения инфекции в результате перемещения граждан, в том числе в рамках исполнения таких решений.
Обусловлен обозначенный запрет и высокой вероятностью неисполнимости подобных решений в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции ввиду закрытия государственных границ и отсутствия транспортного сообщения, результатом чего могло бы явиться неоправданно длительное содержание лиц, к категории которых относится административный ответчик, в условиях изоляции от общества.
Как верно отмечено судами, процедура помещения иностранного гражданина в специальное учреждение по своей сути является мерой, обеспечивающей эффективное исполнение решения о депортации, а потому, при отсутствии реальной возможности исполнения такого решения, помещение иностранного гражданина в специальной учреждение на срок свыше 48 часов привело бы к нарушению его прав, на защиту которых направлены упомянутые положения Указа.
При этом судами обоснованно принято во внимание и то, что постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 июля 2020 г. административный ответчик освобожден условно-досрочно как не нуждающийся в дальнейшем отбывании наказания, что свидетельствует том, что какой-либо общественной опасности фактом временного нахождения на территории России он не представляет.
Таким образом. поскольку решение о депортации Баротова Д.Г. принято в период действия прямого запрета, установленного подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274, данных свидетельствующих о необходимости исполнения решения о депортации в нарушение установленного Указом президента запрета на принятие подобных решений и регламентирующего приостановление их исполнения, в материалы дела не представлено, оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии оснований удовлетворения требований о помещения подлежащего депортации иностранного гражданина в специальное учреждение, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При этом не влияет на правильность выводов судов и внесение в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Указом от 23 сентября 2020 года изменений, предусматривающих исключение из запрета на принятие решений о депортации для иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, поскольку данные изменения на спорные правоотношения не распространяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 октября 1996 года N 17-П, от 20 июля 2011 года N 20-П и от 22 апреля 2014 года N 12-П).
Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.