Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" Марзиева Т.М. на вступившие в законную силу постановление Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 марта 2020 г., вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 марта 2020 года, государственное бюджетное учреждение "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "Малгобекская районная ССМП", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, главный врач ГБУ "Малгобекская районная ССМП" Марзиев Т.М. просит отменить указанные судебные акты, вынесенные в отношении учреждения, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 11 декабря 2017 года N ЛО-06-01-000228, выданной Министерством здравоохранения Республики Ингушетия.
В период с 25 по 22 октября 2019 года должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия от 03 сентября 2019 года N 186-Пр/19 в отношении ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" по адресу осуществления медицинской деятельности: Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д. 66 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения указанным медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от 22 октября 2019 года.
22 октября 2019 года заместителем руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия в отношении ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу учреждением допущены нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
- в нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- в нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения N 291 медицинская деятельность осуществляется с нарушениями пунктов 9, 11 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющегося приложением N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года N 388н;
- лицензионная деятельность осуществляется с нарушением подпунктов "а", "з" пункта 5 Положения N 1081:
- отсутствуют помещения и оборудования, принадлежащие учреждению на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);
- в нарушение пунктов 21, 36, 37 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года N 646н (далее - Правила N 646); "Общей фармакопейной статьи 1.1.0010.18. Фармакопейная статья. Хранение лекарственных средств", утвержденной приказом Минздрава России от 21 апреля 2020 года N 352 (далее ОФС 1.1.0010.18), пункта 4 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 706н (далее - Правила N 706н) системы вентиляции в помещении основного хранения лекарственных препаратов находятся в неработающем состоянии;
- в нарушение пунктов 14, 16 Правил N 646н и ОФС 1.1.0010.18 отсутствуют (с возможностью подвергнуть влажной уборке обозначение) зоны (отдельное помещение), предназначенные для выполнения следующих функций: приемки-отпуска лекарственных препаратов, основного хранения лекарственных препаратов. Проверочные мероприятия проводятся в помещениях основного хранения лекарственных средств, что может привести к загрязнению зон хранения, контаминации препаратов или отпуску непроверенного лекарственного препарата и т.д.;
- в нарушение пунктов 29, 31 Правил N 646н, пункта 5 Правил N 706н в помещении основного хранения лекарственных препаратов (аптечный склад) лекарственные препараты хранятся на полу;
- в нарушение пунктов 41 - 43 Правил N 646н не представлены документы по хранению и (или) перевозке лекарственных препаратов, описывающим действия, выполняемые субъектом обращения лекарственных препаратов;
- в нарушение пунктов 11, 12 Правил N 706н, Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года N 647н (далее - Правила N 647), ОФС 1.1.0010.18 отсутствует учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией;
- в нарушение пункта 24 Правил N 646н отсутствует разработанный и утвержденный комплекс мер (приказы, стандартные операционные процедуры, инструкции), направленных на минимизацию риска контаминации лекарственных препаратов;
- в нарушение пункта "б" части 4 данных Правил не определена ответственность работников субъекта обращения лекарственных препаратов за нарушение требований, установленных настоящими Правилами, и стандартных операционных процедур;
- в нарушение пункта 5 Правил N 646н не назначено ответственное лицо за внедрение и обеспечение системы качества.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: приказом о проведении плановой выездной проверки N 186-Пр/19 от 03 сентября 2019 года (л.д. 2-9); актом проверки N 181 от 22 октября 2019 года (л.д. 10-14), приложением N 1 к акту проверки (л.д. 15-24); предписанием от 22 октября 2019 года (л.д. 25-28); протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2019 года (л.д. 29-34); лицензиями (л.д. 37-40) и иными доказательствами.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Доводы жалобы о необоснованном привлечении учреждения к административной ответственности являются несостоятельными и опровергаются представленными доказательствами.
Между тем, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей городского суда не было учтено следующее.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
В соответствии с примечанием к части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В силу пункта 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Вместе с тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела не содержится сведений о том, что невыполнение лицензионных требований ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" повлекло наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и в чем именно эти последствия выразились. Таким образом, доказательств, подтверждающих наличие в действиях ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" грубого нарушения лицензионных требований, в деле не имеется.
Из разъяснений в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах постановление Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 марта 2020 года подлежат изменению, действия ГБУЗ "Малгобекская районная ССМП" подлежат переквалификации с части 3 на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 22 октября 2019 года исполняющий обязанности главного врача ГБУ "Малгобекская районная ССМП" Мамилов Ю.С. указал о согласии с установленными и отраженными в акте проверки нарушениями.
Неточности, допущенные судьей Верховного Суда Республики Ингушетия в тексте решения от 18 марта 2020 года, являются явными техническими описками, которые могут быть устранены в порядке, установленном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличие которых законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов под сомнение не ставит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 19.20 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 марта 2020 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, переквалифицировать действия государственного бюджетного учреждения "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" с части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В остальной части постановление Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения "Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи" Марзиева Т.М. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Кокурхоев К.С.
судья Верховного Суда Республики Арчаков А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.