Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Денисовой Т.Г. к администрации городского округа Шатура Московской области, министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Денисова Т.Г. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации городского округа Шатура Московской области от 17 января 2020 года N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена"; возложить обязанность на администрацию городского округа Шатура совершить действия по предоставлению ей в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1610 кв.м, местоположением: "адрес" с кадастровый номером N.
В обоснование заявленных требований указала, что 22 ноября 2019 года через многофункциональный центр обратилась за государственной услугой "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". 29 ноября 2019 года в газете "Ленинская Шатура" N было опубликовано сообщение о предоставлении в аренду указанного земельного участка. В течение 30 дней после опубликования извещения заявлений от иных лиц по указанному земельному участку в администрацию городского округа Шатура не поступало. Вместе с тем в личный кабинет Портала государственных услуг административному истцу поступило решение администрации об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от ДД.ММ.ГГГГ N N со ссылкой на положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Денисова Т.Г. считала названное решение незаконным, нарушающим ее права.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 28 мая 2020 года, административные исковые требования Денисовой Т.Г. удовлетворены в части. Признаны незаконными решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проекта решения о предварительном согласовании предоставления Денисовой Т.Г. земельного участка площадью 1610 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровый номером N; решение администрации городского округа Шатура Московской области об отказе Денисовой Т.Г. в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от ДД.ММ.ГГГГ N N. На администрацию городского округа "адрес" возложена обязанность повторно согласовать с министерством имущественных отношений "адрес" проект решения о предварительном согласовании предоставления Денисовой Т.Г. спорного земельного участка. В удовлетворении требования о возложении на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, Денисовой Т.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года, решение Шатурского городского суда Московской области от 28 мая 2020 года отменено в части признания незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 14 января 2020 года об отказе в согласовании проекта решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления Денисовой Т.Г. земельного участка площадью 1610 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровый номером N. В остальной части решение Шатурского городского суда Московской области от 28 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2020 года через Шатурский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 ноября 2020 года, администрация городского округа Шатура Московской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на допущенное существенное нарушение норм материального права. В доводах кассационной жалобы указывает, что администрацией полностью соблюдена процедура при рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления Денисовой Т.Г. земельного участка, реализация решения в части повторного согласования предоставления Денисовой Т.Г. земельного участка не представляется возможным без повторного обращения гражданина, поскольку модуль оказания услуги закрывается после получения результата услуги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 22 ноября 2019 года Денисова Т.Г. обратилась через МФЦ с заявлением в администрацию городского округа Шатура Московской области о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", о предварительном согласовании предоставления на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью 1610 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровый номером N, для ведения личного подсобного хозяйства.
29 ноября 2019 года в газете "Ленинская Шатура" N, а также на официальных Интернет-ресурсах администрацией городского округа Шатура Московской области было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
По информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, по состоянию на 17 декабря 2019 года, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 1610 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровый номером N, отсутствуют.
Из акта обследования отделом земельного контроля управления муниципального контроля администрации городского округа Шатура Московской области от 28 ноября 2019 года, следует, что испрашиваемый земельный участок не огорожен, не обработан, строений нет, доступ имеется.
Проект решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду Денисовой Т.Г. с приложением необходимых документов, в том числе заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области об отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка направлен на согласование в министерство имущественных отношений Московской области.
Решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 14 января 2020 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Денисовой Т.Г. отказано в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением администрации городского округа Шатура Московской области от 17 января 2020 года N N Денисовой Т.Г. отказано в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельного участка площадью 1610 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровый номером N, в виду нарушения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования Денисовой Т.Г, суд первой инстанции, исходил из того, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдена; решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области ссылок на конкретные нарушения установленной процедуры предоставления земельного участка не содержит, основания для принятия оспариваемого решения межведомственной комиссией от 14 января 2020 года, не доказаны, в связи с чем оно не может быть признано законным, и как следствие, незаконно принятое на основании решения межведомственной комиссии решение администрации городского округа Шатура Московской области от 17 января 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части исходил из того, что при обращении в суд, а также в ходе рассмотрения административного дела, административным истцом не заявлялось требование о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, в связи с чем оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", вступившего в силу 1 января 2015 года, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1).
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 названного Закона, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
По настоящему административному делу уполномоченным органом при принятии решения об отказе Денисовой Т.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов не указано в чем заключается нарушение процедуры предоставления спорного земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что с учетом норм материального права, изложенных обстоятельств, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соблюдении процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду.
Так, публикация извещения администрацией в газете "Ленинская Шатура" соответствует принципу публичности, содержит сведения о том, в какие сроки, в какую организацию, в каком порядке могут быть представлены заявки на предоставление испрашиваемого в аренду земельного участка, сведения о конкретном расположении на местности испрашиваемого земельного участка. В указанный в информационном сообщении срок иных заявок на предоставление соответствующего земельного участка в установленном порядке не поступало.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку главой 22 Кодекса административного судопроизводства не предусмотрено оснований для выхода за пределы заявленных требований, то у суда первой инстанции не имелось оснований для рассмотрения требования о законности (незаконности) решения межведомственной комиссии.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Наличие в совокупности названных условий по настоящему делу имеется, в связи с чем суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения администрации.
Довод кассационной жалобы о невозможности исполнения решения в части повторного согласования предоставления Денисовой Т.Г. земельного участка, подлежит отклонению и не может повлечь на отмену судебных актов, поскольку вопрос о порядке исполнения судебного акта может быть разрешен в соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.