Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Нижегородской области, военному комиссару Сормовского и Московского районов города Нижнего Новгорода об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леванов М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение военного комиссариата Нижегородской области от 26 ноября 2019 года N 52/П5871 о возврате, поданных документов на выплату компенсации за поднаем жилого помещения.
Решением Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 июня 2020 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, направленной 1 декабря 2020 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2020 года, Леванов М.Б. просит отменить состоявшиеся судебные постановления ввиду их незаконности и необоснованности, с направлением дела на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, и сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и иному толкованию права.
При этом, автор жалобы указывает на ошибочное применение административным ответчиком в рассматриваемой ситуации положений п. 31 Инструкции об организации в Вооруженных силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 (далее-Инструкция).
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 декабря 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Установлено, что согласно выпискам из приказов командира войсковой части N по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 исключен из списка личного состава части и всех видов обеспечения со ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата "адрес".
Согласно справке-выписке из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, с составом семьи из 2 человек по избранному месту жительства "адрес", форма обеспечения-жилищная субсидия.
Кроме того, с 2015 года административный истец с супругой и сыном (2018 года рождения) зарегистрирован по месту пребывания и проживает на основании договоров найма жилого помещения в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности его матери, ФИО5
При этом, каких-либо сведений о наличии у административного истца регистрации по месту жительства (постоянной) по иному адресу в материалах дела не имеется и в суд представлено не было.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, установив факт проживания в квартире, собственником которой является его мать, пришел к выводу о правомерности действий административного ответчика по возвращению, поданных Левановым В.С, документов на выплату компенсации за поднаем жилья.
При этом, наличие у административного истца регистрации по месту пребывания (временная) по указанному адресу, длительность его проживания совместно со своей семьей в названной квартире, а также наличие тесной родственной связи с собственником жилого помещения, расценены административным ответчиком, а также судами, как наличие у административного истца регистрации по месту жительства, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям применены положения п. 31 Инструкции.
Вместе с тем, при принятии обжалуемых судебных решений не учтено следующее.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Право военнослужащих на жилище закреплено в ст. 15 упомянутого Закона, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1 п. 1).
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением, определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В соответствии с п. 20 Инструкции об организации в Вооруженных силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей за счет средств и в пределах средств, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, по месту постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения либо на воинский учет в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном п. п. 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
Пунктом 21 Инструкции установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в случае невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячно по их желанию через военные комиссариаты субъектов Российской Федерации на основании решений военных комиссаров:
гражданам, уволенным с военной службы, - по месту их воинского учета, лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту их пенсионного учета.
При этом указанной Инструкцией предусмотрено, что при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших или умерших граждан, уволенных с военной службы, выплачивается на общих основаниях в случае отсутствия регистрации по месту жительства в данном жилом помещении (п. 31).
Суды нижестоящих инстанций, признавая действия административного ответчика по возврату Леванову М.Б. документов на выплату компенсации за поднаем жилья без исполнения, согласились с доводами административного ответчика о применении положений п. 31 Инструкции, фактически установив у административного истца регистрацию по месту жительства по адресу нахождения квартиры, собственником которой является мать административного истца.
Вместе с тем, из содержания ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленного на конкретизацию установленного ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации права граждан на свободу перемещения и выбора места пребывания и жительства, следует, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно названному Закону Российской Федерации, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 14-П). В то же время место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
При этом, временная регистрация (регистрация по месту пребывания) оформляется на определенный срок; постоянная регистрация при этом остаётся прежней: временная не заменяет и не отменяет её.
Таким образом, законодателем разделены понятия "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания", и это порождает для гражданина различные правовые последствия.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 2 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П, определениях от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и других, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен законодателем в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, в связи с чем, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
По смыслу вышеизложенных правовых норм и позиций, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, именно отсутствие регистрации по месту жительства является условием для реализации права гражданина (военнослужащего), уволенного с военной службы и состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, на получение денежной компенсации за осуществленный наем (поднаем) жилого помещения.
Согласно ст. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций не учли в полной мере вышеуказанные обстоятельства, что свидетельствует о допущенных судами нарушений норм права, повлекших за собой принятие неправильных судебных решений.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынесенные судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 июня 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Московский районный суд города Нижнего Новгорода.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Настоящее кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.