Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Филатовой В.Ю, Акчуриной Г.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 16 сентября 2020 года гражданское дело по иску Самариной К. Г. к Вяжанскому С. П, обществу с ограниченной ответственностью "Регион-Сервис" об исправлении реестровой ошибки, признании результатов межевания недействительными, по кассационной жалобе Вяжанского С. П. на решение Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 9 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Самарина К.Г. обратилась в суд с иском к Вяжанскому С.П, обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) "Регион-Сервис" об исправлении реестровой ошибки, признании результатов межевания недействительными.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 9 июля 2020 года, признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по точкам Н3, Н4, Н5, 6, 5, 4, Н3, согласно схемы расположения земельных участков, составленной кадастровым инженером А.АВ. 12 марта 2020 года.
Исправлена реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", с уменьшением площади земельного участка с кадастровым номером N на 23 кв.с, согласно схемы расположения земельных участков, составленной кадастровым инженером А.АВ. 12 марта 2020 года.
В кассационной жалобе Вяжанский С.П. просит решение Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 9 июля 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Самариной К.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 986 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Вяжанский С.П. является собственником смежного земельного участка площадью 1795 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
По результатам межевания, проведенного ООО "Терра" в 2003 году, граница между земельными участками N и N была установлена в соответствии с действовавшим земельным законодательством.
Акт установления и согласования границ земельного участка от 3 июня 2003 года подписан прежними правообладателями земельных участков - Д.А.Н. и Я.В.И.
В 2007 году ООО "Регион-Сервис" было проведено межевание земельного участка с кадастровым номером N. В соответствии с актом от 6 декабря 2007 года размеры и границы участка были согласованы собственниками смежных участков в установленном законом порядке.
В 2019 году кадастровым инженером А.АВ. по заданию истца с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N проведены работы по межеванию участка, в результате которых выявлено наложение границ смежного земельного участка с кадастровым номером N площадь наложения составила 23 кв.м.
Из межевого плана, составленного ООО "Терра", следует, что в ЕГРН были внесены ошибочные сведения о местоположении границ участка с кадастровым номером N
Порядок исправления реестровых ошибок регламентирован статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с частями 3 и 4 которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
По смыслу приведенной нормы реестровая ошибка - это ошибка, допущенная при проведении кадастровых работ по определению границ участка, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости при постановке участка на кадастровый учет и внесении сведений о границах участка в Единый государственный реестр недвижимости. Для установления наличия реестровой ошибки необходимо проверить правильность определения кадастровым инженером границ участка стороны, соответствие границ участка, указанных в межевом плане, правоустанавливающим документам.
В статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (части 1, 10) указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из приведенных положений закона следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из границ, указанных в правоустанавливающих документах и в документах, составленных при межевании участка, при отсутствии таких документов должны учитываться границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшей статье 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в Федеральном законе от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, в Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришел к выводу о наличии реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 9 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вяжанского С. П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.