Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Заворина С.С. - Дядичкиной М.А., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакассия Широковой О.В. от 26 сентября 2019 года N 019/04/19.8-436/2019, решение судьи Абаканского городского суда Республики Хакассия от 26 июня 2020 года и решение судьи Верховного суда Республики Хакассия от 15 сентября 2020 года, вынесенные в отношении директора филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Заворина Сергея Сергеевича (далее - Заворин С.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакассия Широковой О.В. от 26 сентября 2019 года N 019/04/19.8-436/2019, оставленным без изменения решением судьи Абаканского городского суда Республики Хакассия от 26 июня 2020 года и решение судьи Верховного суда Республики Хакассия от 15 сентября 2020 года, Заворин С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник Заворина С.С. - Дядичкина М.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить, в обоснование указывает, что примененные в деле положения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, не регулируют отношения, связанные с защитой конкуренции; действия Заворина С.С. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, их следовало квалифицировать по ст.9.21 КоАП РФ; требования о предоставлении информации являлись неисполнимыми, поскольку возлагали обязанность в табличном виде по пяти пунктам предоставить информацию по 10832 договорам технологического присоединения, заключенным за три года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.25.4 Закона о защите конкуренции должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию. При проведении документарной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о предоставлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.
Документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования.
В соответствии с п.п.3.35, 3.52 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 при проведении проверок должностные лица антимонопольного органа вправе: истребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию (Приложение N 7 к настоящему Регламенту).
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Из обстоятельств дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакассия в связи с реализацией ежегодного плана проведения плановых проверок, на основании приказа Управления от 12.07.2019 N 111 в период с 01.08.2019 по 28.08.2019 проводилась плановая выездная проверка деятельности филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Требованием Хакасского УФАС о представлении документов (информации) от 06.08.2019 года N 05-8828/АТ у проверяемого лица, исходя из целей проверки, запрошены документы и информация. Решением об установлении нового срока представления документов и информации от 13.08.2019 года срок представления документов (информации) по требованию о представлении документов (информации) от 06.08.2019 года N 05-8828/АТ продлен до 23.08.2019 года. Решение направлено в адрес филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" 14.08.2019. В установленный срок запрашиваемая информация в адрес антимонопольного органа не поступила.
Требованием о представлении документов (информации) от 26.08.2019 года N 8218/АТ у проверяемого лица запрошены следующие документы и информация: о заключенных договорах технологического присоединения в период с II полугодия 2016 года по настоящее время с указанием следующих данных (соответственно по каждому договору): дата заключения и номер договора технологического присоединения; ФИО заявителя по договору технологического присоединения; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению; дата и номер акта об осуществлении технологического присоединения; в случае не осуществления технологического присоединения, письменно указать причины и планируемую дату осуществления технологического присоединения. Срок представления документов (информации) в течение трех рабочих дней с даты получения требования. Требование от 26.08.2019 года вручено 28.08.2019 года. Однако, запрашиваемая информация в установленный требованием срок в адрес антимонопольного органа не поступила.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.09.2019, приказом о проведении плановой выездной проверки от 12.07.2019, требованием от 06.08.2019 N 05-8828/АТ, решением об установлении нового срока представления документов и информации от 13.08.2019, требованием от 26.08.2019 N 05-8218/АТ, другими имеющимися в деле доказательствами.
Непредставление должностным лицом филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" информации по требованию антимонопольного органа N 04-8828/АТ в срок до 26.08.2019 и по требованию N 05-8218/АТ в срок до 03.03.2019 образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения Завориным С.С. вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы поданной в кассационный суд жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, ранее являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам жалобы деяние директора филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Заворина С.С, выразившееся в непредставлении запрошенной антимонопольным органом информации в установленные сроки, верно квалифицировано по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о защите конкуренции.
Довод жалобы о том, что Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, не регулируют отношения, связанные с защитой конкуренции, правового значения не имеет, поскольку в вину Заворину С.С. вменено непредставление информации по требованию антимонопольного органа, запрошенной в рамках плановой выездной проверки.
Доводы о незаконности требований, в связи с их неисполнимостью, опровергаются вступившим в силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 июня 2020 года, которым ПАО "МРСК Сибири" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным требований Хакассакого УФАС о предоставлении документов (информации) от 06.08.2019 N 05-8828/АТ, от 26.08.2019 N 05-8218/АТ.
В жалобе, поданной в кассационный суд, не приводятся ссылки на новые обстоятельства, которые не были бы предметом обсуждения судебных инстанций, все доводы жалобы исследовались в судебном заседании и получили в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации надлежащую оценку.
Наказание Заворину С.С. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену принятых по делу актов, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакассия Широковой О.В. от 26 сентября 2019 года N 019/04/19.8-436/2019, решение судьи Абаканского городского суда Республики Хакассия от 26 июня 2020 года и решение судьи Верховного суда Республики Хакассия от 15 сентября 2020 года, вынесенные в отношении директора филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Заворина Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Заворина С.С. - Дядичкиной М.А. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.