Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
-отказать фио в удовлетворении требования к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма, в обоснование требований указав, что сотрудниками ФСИН при перевозке из ФКУ ИК-31 адрес, СИЗО-1 адрес, СИЗО-2 адрес, СИЗО-2 адрес, были созданы нечеловеческие условия, унижающие человеческое достоинство: в камерах было тесно, приходилось ехать стоя в полусогнутом положении, размещаться на вещах, сидячих мест не хватало, не было стола для приема пищи, заявителю не предоставили горячее питание, не выводили в туалет, не было вентиляции.
Истец фио в судебном заседании (участие обеспечено при помощи ВКС) заявленные требования поддержал.
Представитель ФСИН России по доверенности фио в судебном заседании просил в иске отказать, представил возражения на иск, в которых указано, что условия содержания истца соответствовали установленным нормам (л.д.18-25).
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывая, что суд неверно установилфактические обстоятельства по делу, неправильно применил нормы материального права, полагает, что ответчиком предоставлены неверные сведения о размещении лиц, отбывающих наказание в камерах, площадь помещения, приходящаяся на одного человека, не соответствовала нормам, таким образом его права были нарушены.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, и находит решение суда об отказе в иске о взыскании компенсации морального вреда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Понятие личных неимущественных благ определено статьей 150 ГК РФ, под которыми понимаются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, конвоирование фио в дата осуществлялось на основании заявок учреждений территориальных органов ФСИН России, с караулами по конвоированию, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по адрес, адрес, Волгоградской, адрес.
В распоряжение суда предоставлены документы, содержащие описание условий, в которых находился истец фио во время произведенного конвоирования.
дата из ФКУ ИК-31 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, фио размещался в большой камере совместно с 1 осужденным в специальном автомобиле марки марка автомобиля. Время в пути составило 20 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Киров - Лабытнанги", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, фио размещался в большой камере совместно с 5 осужденными в специальном вагоне. Общее время в пути составило время. В период конвоирования у фио имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из 4 полок камеры спецвагона. Общее количество осужденных в данной камере до адрес не превышало 6 человек. Часть осужденных была размещена на местах для сидения (нижних полках) из-за небольшого периода времени нахождения в камере, по причине их последующей высадки на других станциях в пути следования до адрес.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Киров - Лабытнанги", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где фио размещался в большой камере совместно с 5 осужденными. Время в пути составило 45 минут.
дата от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, фио размещался в большой камере совместно с 3 осужденными в специальном автомобиле марки марка автомобиля. Время в пути составило 45 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Казань - Киров", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где фио размещался в малой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 22 часа. В период конвоирования у заявителя имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из 3 полок камеры спецвагона. Общее количество осужденных в данной камере до адрес не превышало 4 человек. Часть осужденных была размещена на местах для сидения (нижних полках) из-за небольшого периода времени нахождения в камере, по причине их последующей высадки на других станциях в пути следования до адрес.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Казань - Киров", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, фио размещался в большой камере совместно с 3 осужденными в специальном автомобиле марки марка автомобиля Время в пути составило 25 минут.
дата из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где фио размещался в большой камере совместно с 2 осужденными. Общее Время в пути составило 25 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Волгоград - Екатеринбург", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, фио размещался в большой камере совместно с 4 осужденными в специальном вагоне. Общее время в пути составило 28 время. В период конвоирования у заявителя имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из 4 полок камеры спецвагона. Общее количество осужденных в данной камере до адрес не превышало 5 человек. Часть осужденных была размещена на местах для сидения (нижних полках) из-за небольшого периода времени нахождения в камере, по причине их последующей высадки на других станциях в пути следования до адрес.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где фио размещался в большой камере совместно с 5 осужденными. Время в пути составило 20 минут.
дата от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, размещался в большой камере совместно с 4 осужденными в специальном автомобиле марки марка автомобиля. Время в пути составило 20 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Минеральные Воды -Волгоград", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где заявитель размещался в большой камере совместно с 6 осужденными. Время в пути составило время. В период конвоирования у заявителя имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из 4 полок камеры спецвагона. Общее количество осужденных в данной камере до адрес не превышало 7 человек. Часть осужденных была размещена на местах для сидения (нижних полках) из-за небольшого периода времени нахождения в камере, по причине их последующей высадки на других станциях в пути следования до адрес.
дата от адрес до ФКУ ИК-4 УФСИН России по адрес временным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где фио размещался в большой камере совместно с 16 осужденными. Время в пути составило 30 минут.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно п. 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дата N 199дсп/369дсп (далее - Инструкция), нормы размещения конвоируемых лиц определены в соответствии с техническими характеристиками специальных вагонов и предусматривают наличие в каждой камере сидячих или лежачих (спальных) мест для конвоируемых лиц, в зависимости от длительности нахождения в спецвагоне. Нормы загрузки определены, из расчета по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые камеры.
Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал заявитель, а именно: освещение, вентиляция, водоснабжение, были в исправном состоянии, что подтверждается актами приема специальных вагонов перед рейсом.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 12.
Общее освещение специального вагона состоит из 10 комбинированных светильников, каждый из которых оснащен лампой накаливания мощностью 20 Ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 Ватт, светильники расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры.
В коридорах специальных вагонов имеются от 6 до 8 застекленных оконных проемов размером: высота - 100 см, ширина - 115 см.
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 (150) см, длина - 214 (205) см, высота - 287 (290) см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 6 местами для сидения (по 3 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. Малая камера спецвагона (размеры: ширина - 100 см, длина - 205 см, высота 290 см) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 2 места для сидения (на нижней полке), нижняя полка может быть использована как спальное место.
фио в пути следования имел возможность разместить свои личные вещи под нижним ярусом полок камер специальных вагонов (в больших камерах габариты свободного пространства для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 (205) см, высота - 40 см, ширина - 60 см, с каждой стороны камеры); в малых камерах: длина - 214 (205) см, высота - 40 см, ширина - 60 см).
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя, в коридоре специальных вагонов периодически открывались окна для проветривания, за исключением времени нахождения специальных вагонов на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
В специальном вагоне установлена стационарная пожарная сигнализация (для раннего автоматического обнаружения признаков возгорания), которая оборудована пожарными извещателями расположенными в помещениях специального вагона и общем коридоре. Кроме того, в специальных вагонах имеются не менее 3 огнетушителей, объемом от 5 литров.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Из анализа части видеоматериалов с носимых видеорегистраторов и пояснений должностных лиц караулов по конвоированию конвоируемых лиц, следует, что вывод в туалет по прибытию в специальные вагоны и в пути следования производился по требованию, без ограничений, в порядке очередности по одному человеку, за исключением случаев осуществления посадки высадки конвоируемых лиц в специальный вагон. При следовании заявителя от адрес до адрес использовались специальные вагоны, оборудованные туалетной системой замкнутого цикла, позволяющей пользоваться туалетом, в том числе и на стоянках.
Продуктами питания (индивидуальным рационом питания) заявитель обеспечивался органом-отправителем на основании приказа Минюста России от дата N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" (далее - приказ).
В соответствии с приказом рационом питания предусмотрен суточный набор продуктов, которым обеспечиваются конвоируемые лица при нахождении в пути свыше 6 часов. Для гидрации сублемированных продуктов, входящих в суточный набор и заварки чая, в специальном вагоне осуществлялась выдача горячей воды не менее 3 раз в сутки согласного графикам выдачи, утвержденным начальниками территориальных органов ФСИН России, от которых назначались караулы по конвоированию. Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителя без ограничений.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
Отсутствие матрасов, подушек, в специальном вагоне, прежде всего, обусловлено необходимостью соблюдения санитарных норм. С учетом большого количества приема-сдачи конвоируемых лиц на обменных пунктах, через одну камеру за рейс могут проходить и инфицированные больные, и здоровые лица, что требует введения установленных ограничений.
Наличие стола в камерах специального вагона конструктивными особенностями не предусмотрено.
В распоряжение суда предоставлены документы, содержащие описание и техническое оснащение специальных автомобилей, предназначенных для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марок:
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой (размеры больших камер: длина - 364 см, ширина - 120 см, высота - 174 см);
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 25 человек в каждой и одной малой камерой вместимостью на 1 человека (размеры больших камер: длина - 593 см, ширина - 124 см, высота - 182 см.);
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 10 человек в каждой и 1 малой камерой вместимостью на 1 человека (размеры больших камер: длина - 245 см, ширина - 115 см, высота - 163 см.);
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой (размеры больших камер: длина - 113 см, ширина - 134 см, высота - 173 см.);
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимость по 9 человек в каждой и 1 малой камерой вместимостью на 1 человека (размеры больших камер: длина - 225 см, ширина - 110 см, высота - 170 см.);
марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку (размеры больших камер: длина - 135 см, ширина - 110 см, высота - 163 см.).
Согласно учетным данным и оснащению автомобилей фио при перемещении в больших камерах спецавтомобилей имел возможность разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон камеры.
Кузовы специальных автомобилей оборудованы системами отопления и принудительной вентиляции.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе, прошел процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации.
Специальные автомобили, в которых перевозился заявитель, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях. Перемещение заявителя в камерах специальных автомобилей осуществлялось строго сидя.
В соответствии с требованиями Федерального закона от дата N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и указания ФСИН России курение в специальных вагонах во время конвоирования спецконтингента запрещено. В камерах для осужденных размещены знаки о запрете курения. После окончания посадки осужденных в специальный вагон до их сведения доводилась информация о запрете курения табака и административной ответственности. Также, во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования в обязательном порядке при приеме осужденных проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у спецконтингента изымаются спички и зажигалки. Начальником караула в пути следования принимаются меры по недопущению курения осужденными в специальном вагоне. По каждому факту курения начальником караула составляется акт нарушения режима содержания с видеофиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу осужденного.
При нахождении фио в спецвагонах, на всем пути следования, фактов курения осужденных караулами по конвоированию зафиксировано не было, акты о нарушении режима содержания не составлялись.
Оценив доводы истца и предоставленные доказательства, суд пришел к выводу, что факта нарушения прав истца действиями или бездействием сотрудников ФСИН России в связи с предоставленными условиями перевозки и пребывания истец не доказал, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда суд не усмотрел, отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Коллегия с выводами суда об отказе в иске согласна, поскольку они сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы истца состоят в утверждениях о том, что условия его содержания были ненадлежащими, однако доказательств своим доводам истец не приводит. В то время, как выводы суда сделаны на основании предоставленных документах об условиях содержания истца, документальные доказательства истцом не опровергнуты.
Изложенные в жалобе доводы состоят в субъективной позиции истца, выводов об отсутствии доказательств факта причинения морального вреда они не опровергают и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, с которыми судебная коллегия согласилась, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, приведенные выводы решения соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.