Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при помощнике Савицкой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2144/2020 по административному исковому заявлению ЗАО "Пионер" к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Пионер" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания общей площадью 1389, 8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 55437000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого здания общей площадью 819, 3 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 35645000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003005:18460 и владельцем нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003005:1168, не согласен с кадастровой стоимостью зданий, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 24 июня 2019 года N19-05-23/02, подготовленный оценщиком ООО "БК-Аркадия". В ходе рассмотрения дела проведены судебные экспертизы, административный истец согласился с заключением повторной экспертизы и просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года и в размере, определенном в повторной экспертизе.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО "Пионер" - Жучков О.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представители административных ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - Калинина Е.А. и Агафонова С.С. возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве, считают правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, и владельцем нежилого здания с кадастровым номером ***, поскольку оба здания представляют собой единый имущественный комплекс фабрики по изготовлению мебели, фактически помещения нежилого здания с кадастровым номером ***включены в общую площадь здания с кадастровым номером ***, административный истец оплачивает налог на имущество в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003005:1168, что подтверждается налоговыми декларациями и платежными поручениями.
С учетом изложенного, поскольку в силу статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении указанных нежилых зданий, он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий на предмет установления кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объектов недвижимости.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, в отношении спорных нежилых зданий определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке от 24 июня 2019 года N19-05-23/02, подготовленный оценщиком ООО "БК-Аркадия". В ходе рассмотрения дела и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 27 января 2020 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 17 апреля 2020 года, проведенной экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А.:
- отчет об оценке от 24 июня 2019 года N19-05-23/02, подготовленный оценщиком ООО "БК-Аркадия", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1389, 8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 70935802 руб.
Определением суда от 23 июня 2020 года на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ назначена повторная оценочная судебная экспертиза, поскольку экспертом приняты объекты-аналоги не сопоставимые по своим количественным и качественным характеристикам с объектами исследования, не учтено наличие вспомогательных помещений в спорном здании.
По заключению повторной оценочной судебной экспертизы от 6 ноября 2020 года, проведенной экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Хмарой Е.Н.:
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1389, 8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 55437000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 819, 3 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 35645000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами повторной оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении повторной судебной экспертизы.
Со стороны административных ответчиков не предоставлены письменные замечания на заключение повторной оценочной судебной экспертизы, ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 17 апреля 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, в части несоответствия отчета об оценке ООО "БК-Аркадия" от 24 июня 2019 года N19-05-23/02 требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 6 ноября 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Хмарой Е.Н, с оответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г..N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г..N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта в повторной экспертизе относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий основано экспертом в повторной экспертизе на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы и повторной экспертизы соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация экспертов подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперты имеет высшее образование, прошли профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдали единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности; являются членом саморегулируемой организации оценщиков; гражданская ответственность экспертов застрахована; эксперты имеют необходимый стаж работы в оценочной деятельности, состоят в трудовых отношениях с экспертной организацией.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 17 апреля 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке ООО "БК-Аркадия" от 24 июня 2019 года N19-05-23/02 требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 6 ноября 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Хмарой Е.Н, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу соответственно выводы указанных судебных экспертиз.
При этом не подлежит принятию в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости нежилого здания заключение оценочной судебной экспертизы от 17 апреля 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, поскольку экспертом приняты объекты-аналоги не сопоставимые по своим количественным и качественным характеристикам с объектами исследования, не учтено наличие вспомогательных помещений в спорном здании, не корректно учтена их площадь и разрез материалов ограждающих конструкций.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в повторной оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий является 8 ноября 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых зданий по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ЗАО "Пионер" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 1389, 8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 55437000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 819, 3 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 35645000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой обращения ЗАО "Пионер" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 8 ноября 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.