28 октября 2011 г., 2 августа 2012 г.
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров на территории лесного фонда Сахалинской области, их своевременного обнаружения, ограничения распространения и создания условий для успешной борьбы с ними, а также достижения целей Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М. Новикова), министерству экономического развития (С.А. Карпенко) при разработке Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Долгосрочная целевая программа
Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 7 июля 2011 г. N 273)
28 октября 2011 г., 2 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 2 августа 2012 г. N 394 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
"Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Сахалинской области "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Цель Программы |
Обеспечение сохранения средообразующего, экологического и ресурсного потенциала лесов и минимизация рисков для жизни и здоровья жителей Сахалинской области |
Задачи Программы |
- совершенствование нормативной базы субъекта по проблемам борьбы с лесными пожарами; - обеспечение формирования и непрерывного бесперебойного функционирования специализированного ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов, в том числе с учетом необходимости совершенствования кадрового обеспечения; - обеспечение создания системы лесопожарных формирований, адекватной существующим угрозам, в том числе с учетом необходимости обеспечения координации сил и средств, вовлекаемых в борьбу с пожарами и диспетчерского сопровождения работы формирований; - обеспечение выполнения работ по действенной противопожарной профилактике на землях лесного фонда; - обеспечение непосредственного оперативного тушения лесных пожаров и ликвидации вызванных ими чрезвычайных ситуаций; - обеспечение лесовосстановительных мероприятий на землях, подвергшихся воздействию пожаров |
Мероприятия Программы |
Представлены в приложении N 1 к настоящей Программе |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Исполнители Программы |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области. |
Подпрограммы |
Отсутствуют |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы - 1107,06 млн. руб., в том числе - по годам: 2012 год - 290,065 млн. руб., 2013 год - 332,165 млн. руб., 2014 год - 230,665 млн. руб., 2015 год - 254,165 млн. руб. Прогнозируемый объем средств федерального бюджета: 2012 год - 202,265 млн. руб., 2013 год - 202,265 млн. руб., 2014 год - 135,265 млн. руб., 2015 год - 134,265 млн. руб. Итого: 674,06 млн. руб. Из областного бюджета: 2012 год - 70,5 млн. руб., 2013 год - 112,6 млн. руб., 2014 год - 78,1 млн. руб., 2015 год - 102,6 млн. руб. Итого: 363,8 млн. руб. Из внебюджетных источников: 2012 год - 17,3 млн. руб., 2013 год - 17,3 млн. руб., 2014 год - 17,3 млн. руб., 2015 год - 17,3 млн. руб. Итого: 69,2 млн. руб. |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) |
Доведение доли обнаруженных лесных пожаров с применением авиации по отношению к общему их количеству с 31,3% до 50% Снижение среднего времени доставки сил и средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара с 7,8 до 4,3 часа Снижение долевого участия привлеченных средств пожаротушения сторонних организаций от общего количества машино-смен, отработанных на тушении лесных пожаров, с 27% до 10% Увеличение удельного веса пожаров, ликвидированных в течение первых суток, от общего их количества с 54% до 70% |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области одним из ключевых направлений развития обозначено рациональное использование природных ресурсов области и, в том числе лесов.
Земли лесного фонда занимают основную часть (около 80%) территории Сахалинской области. Леса, являясь одним из немногих возобновляемых природных ресурсов и основой экологического каркаса территории, нуждаются в обеспечении грамотного и рационального управления и неистощительного использования.
Средообразующие и экологические функции леса в сочетании с высоким ресурсным потенциалом, обусловленным возможностью заготовки древесины, пищевых и иных ресурсов леса, обеспечивают необходимые условия комфортного проживания человека в условиях природной среды Дальнего Востока.
Леса Сахалина расположены в обособленном природно-климатическом районе и повсеместно характеризуются высокой степенью пожарной опасности.
Это обуславливается преобладанием в них хвойных, преимущественно елово-пихтовых древостоев (69,5%), а также значительного количества территорий, заросших вейником и курильским бамбуком. Последние отличаются слабой влагоудерживающей способностью, вследствие чего возможность возникновения пожаров наступает уже через 1-2 дня после выпадения дождей. Особую высокую пожарную опасность имеют значительные площади естественных молодняков и лесных культур хвойных пород.
Количество зарегистрированных лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области и площадь, пройденная ими в разрезе муниципальных образований, представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Сводная информация о количестве и площадях лесных пожаров на территории
Сахалинской области в 2005-2010 годах в разрезе муниципальных образований
Муниципальное образование |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||||
шт. |
S |
шт. |
S |
шт. |
S |
шт. |
S |
шт. |
S |
шт. |
S |
|
Городской округ "Охинский |
3 |
135,5 |
2 |
6,1 |
4 |
147,0 |
4 |
7 |
11 |
311 |
2 |
124 |
"Городской округ "Ногликский" |
2 |
17,5 |
1 |
21,0 |
1 |
25,0 |
15 |
6203 |
5 |
21 |
1 |
0 |
"Тымовский городской округ" |
|
|
2 |
5,5 |
2 |
3,8 |
4 |
419 |
|
|
3 |
2 |
Городской округ "Александровск-Сахалинский район" |
|
|
1 |
0,01 |
|
|
3 |
2 |
1 |
0,01 |
1 |
12 |
Городской округ "Смирныховский" |
13 |
501,2 |
|
|
15 |
676,0 |
8 |
30 |
7 |
159 |
11 |
331 |
Углегорский муниципальный район |
|
|
|
|
|
|
1 |
0 |
1 |
1 |
|
|
Городской округ "Поронайский" |
3 |
7,7 |
1 |
3,3 |
18 |
5038,6 |
6 |
47 |
1 |
0 |
4 |
3 |
"Макаровский городской округ" |
2 |
25,0 |
|
|
2 |
9,5 |
1 |
5 |
1 |
7 |
|
|
"Томаринский городской округ" |
5 |
1,4 |
|
|
4 |
11,3 |
|
|
|
|
|
|
Городской округ "Долинский" |
|
|
|
|
1 |
10,0 |
|
|
|
|
|
|
"Холмский городской округ" |
2 |
1,3 |
2 |
0,7 |
10 |
46,0 |
15 |
70 |
6 |
2 |
5 |
12 |
Невельский муниципальный район |
3 |
14,8 |
2 |
5,01 |
|
|
4 |
37 |
|
|
1 |
15 |
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
2 |
6,1 |
|
|
1 |
1,0 |
|
|
1 |
1 |
|
|
"Анивский городской округ" |
7 |
32,1 |
|
|
1 |
10,0 |
1 |
20 |
1 |
30 |
2 |
6 |
"Корсаковский городской округ" |
7 |
26,4 |
|
|
8 |
48,8 |
1 |
1 |
|
|
6 |
1 |
"Южно-Курильский городской округ" |
|
|
|
|
|
|
1 |
15 |
1 |
1 |
|
|
"Курильский городской округ" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО |
49 |
769,0 |
11 |
41,6 |
67 |
6027,1 |
64 |
6855,5 |
36 |
534,3 |
36 |
505,8 |
из них по 5 северным лесничествам |
18 |
654,21 |
6 |
32,6 |
22 |
851,8 |
34 |
6660,9 |
24 |
491,8 |
18 |
469,2 |
отношение к общему показателю (%) |
37 |
85 |
55 |
78 |
33 |
14 |
53 |
97 |
67 |
92 |
50 |
93 |
Выполнение в условиях Сахалинской области мероприятий по охране лесов (в том числе тушение лесных пожаров) осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети.
Анализ лесопожарной обстановки в Сахалинской области на протяжении ряда лет показывает (таблица N 2), что основной причиной возникновения лесных пожаров являются антропогенный фактор и природные явления (сухие грозы).
Ежегодно по вине человека возникает более 70% лесных пожаров от общего их количества, зарегистрированных на территории земель лесного фонда Сахалинской области, а от грозовых разрядов - до 20%.
Таблица N 2
Анализ причин возникновения лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области в 2005-2010 годах
Причины |
Годы |
Итого |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Местное население |
35 |
7 |
50 |
49 |
17 |
25 |
183 |
Грозы |
10 |
2 |
9 |
12 |
2 |
7 |
42 |
Лесопользователи |
|
|
|
|
|
|
0 |
Сельскохозяйственные палы |
|
|
|
2 |
|
|
2 |
С земель иных категорий |
3 |
1 |
|
|
1 |
2 |
7 |
Не выявленные причины |
1 |
1 |
8 |
1 |
16 |
2 |
29 |
ВСЕГО лесных пожаров |
49 |
11 |
67 |
64 |
36 |
36 |
263 |
из них: |
|
||||||
Отношение возникших лесных пожаров по вине местного населения к от общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) |
71% |
64% |
75% |
77% |
47% |
69% |
|
Отношение возникших лесных пожаров от грозового фронта к от общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) |
20% |
18% |
13% |
19% |
6% |
19% |
Кроме указанных причин возникновения лесных пожаров, существуют циклические колебания горимости лесов, требующие дополнительной мобилизации лесопожарных систем. По данным многолетних наблюдений можно сделать вывод о цикличности горимости лесов Сахалинской области с периодом колебаний 4-5 лет.
Особое беспокойство вызывает явная недостаточность ресурсов для обеспечения противопожарных мероприятий на территории северных лесничеств, наиболее значительных по площади (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительная характеристика площадей лесничеств Сахалинской области
Эти же лесничества являются и наиболее перспективными с точки зрения обеспечения заготовки древесины. В частности на территории пяти лесничеств сконцентрированы 87% от общей годовой расчетной лесосеки по Сахалинской области (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительная характеристика объемов расчетной годовой лесосеки
по лесничествам Сахалинской области
Лесные пожары губительно действуют на все живое в лесу, ухудшают условия среды для возобновления хозяйственно-ценных пород, вносят существенные изменения в численность и состав фауны и флоры.
Ущерб от развития лесных пожаров можно разделить на несколько типов:
- ущерб, наносимый жизни и здоровью лиц, находящихся в зоне действия лесного пожара;
- ущерб от повреждения имущества частных и юридических лиц, а также государственной собственности;
- ущерб от утраты лесами возможности осуществлять экологические, средообразующие и рекреационные функции;
- ущерб запасам древесины и иным лесным ресурсам;
- ущерб, наносимый редким и исчезающим видам флоры и фауны.
Учитывая многообразие форм ущерба от лесных пожаров, а также учитывая опыт 2010 года по ликвидации лесных пожаров в Российской Федерации и многолетний опыт в Дальневосточном регионе, в том числе и на территории Сахалинской области, необходимо отметить, что объемы ущерба от лесных пожаров существенно выше, нежели затраты на их профилактику и своевременно организованное тушение.
Рост доходов бюджетов, обеспечение занятости и удовлетворения потребностей местного населения в продукции лесов возможны только при обеспечении сохранности ресурсов леса и восстановлении погибших от лесных пожаров лесов (на гарях).
Учитывая потребности населения и хозяйственного комплекса области в лесных ресурсах, многообразие этих ресурсов, охрана лесов от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, сокращение площадей, пройденных пожарами, и своевременное восстановление гарей являются одними из важнейших государственных задач, относящихся в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда Сахалинской области осуществляется в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Сахалинской области согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Снижение рисков возникновения лесных пожаров и ущерба от них является одной из основных задач в области управления лесами, реализуемых на уровне субъектов Федерации, и в настоящее время стало приоритетной задачей субъектов Российской Федерации.
Система охраны лесов от пожаров на территории лесного фонда области включает в себя:
- министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Министерство),
- специализированное областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Авиабаза), осуществляющее непосредственное исполнение функций по охране лесов и работ по тушению пожаров;
- государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества", имеющее филиалы (далее - лесничества) на территории 17 муниципальных образований области и исполняющее функции по государственному пожарному надзору в лесах.
В состав Авиабазы входят:
17 лесопожарных станций, расположенных в районах области;
2 авиаподразделения;
1 оперативная авиаточка;
2 укрупненных авианаземных группы.
Сеть лесопожарных формирований охватывает практически всю территорию Сахалинской области.
В настоящее время ряд лесопожарных формирований, входящих в структуру Авиабазы, не соответствуют нормативам оснащенности специализированной пожарной техникой. Кроме того имеющаяся техника, в том числе тяжелая, наиболее важная, при организации тушения лесных пожаров в значительной степени изношена (таблица N 3).
Таблица N 3
Фактическое наличие специализированной техники в лесопожарных формированиях ОАУ "Сахалинская авиабаза" на 01 января 2011 года
Наименование |
Норматив |
Фактическое наличие, ед. |
|||
Всего |
износ |
||||
до 80% |
81-99% |
100% |
|||
Автоцистерна пожарная |
22 |
32 |
5 |
|
27 |
Трактор гусеничный лесопожарный |
22 |
12 |
6 |
|
6 |
Бульдозер |
17 |
15 |
8 |
|
7 |
Лесопожарный вездеход |
24 |
11 |
8 |
|
3 |
Трейлер с тягачом |
12 |
5 |
4 |
|
1 |
Бортовой автомобиль повышенной проходимости и вахтовка |
20 |
23 |
9 |
1 |
13 |
Автомобиль УАЗ |
24 |
25 |
10 |
1 |
14 |
ИТОГО |
141 |
123 |
50 |
2 |
71 |
Наряду с нанесением экологического ущерба лесные пожары являются чрезвычайными ситуациями, способными создать риски утраты здоровья и гибели населения, а также повреждения и уничтожения имущества юридических и физических лиц и объектов экономики.
Таким образом, обеспечение охраны лесов от пожаров наряду с обеспечением решения экономических задач является еще и важным фактором обеспечения безопасности и здоровья населения области.
Серьезнейшей проблемой в реализации полного комплекса противопожарных мероприятий в лесу является многолетнее недофинансирование этих видов работ. Поэтому требуется разработка отдельной системы мероприятий, позволяющих реализовать приоритетные направления по охране лесов от пожаров и противопожарному обустройству.
Учитывая вышеизложенное, реализация комплекса мер по профилактике, мониторингу и тушению лесных пожаров, а также воспроизводству лесов на территориях, подвергшихся сильному воздействию лесных пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, полностью отвечает целям и задачам, изложенным в Стратегии социально-экономического развития области, среди которых:
- обеспечение сбалансированности лесопользования;
- обеспечение экологической безопасности, сохранение ресурсного потенциала лесов для будущих поколений и минимизация рисков для жизни и здоровья жителей Сахалинской области;
- обеспечение устойчивого развития экономики.
Такие мероприятия должны быть системными, осуществляться на основе межведомственного взаимодействия и с максимальной эффективностью в силу высокого разрушительного потенциала лесных пожаров и возможности нанесения весьма значительного ущерба в экономике и социальной сфере.
Таким образом, можно говорить о безусловной применимости программно-целевого метода в решении задачи охраны лесов от пожаров.
Данный метод предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам, что обеспечит эффективное использование ресурсов и минимизацию возможного ущерба.
Решение проблемы программно-целевым методом обеспечит:
- охрану и защиту ресурсного потенциала лесов Сахалинской области, пригодного для эксплуатации;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;
- снижение рисков для жизни и здоровья населения области от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами;
- обеспечение эффективного использования средств пожаротушения и материальных ресурсов, используемых в рамках работ по мониторингу и тушению лесных пожаров;
- сокращение площадей горельников.
Это позволит сконцентрировать финансовые и иные ресурсы на проведении комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению лесного потенциала Сахалинской области в течение 2012-2015 годов и предотвратить их неэффективное расходование.
В процессе проведения всех мероприятий, направленных на реализацию Программы, существует два основных риска, связанных с программно-целевым методом решения проблем.
1. Риски только внешнего, не поддающегося управлению в рамках Программы, характера - катастрофические природные явления. Этот риск существует только при условии полного финансирования реализации мероприятий Программы, которое позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы. Оценить последствия влияния на результаты Программы и принять упреждающие меры по таким рискам не представляется возможным, но при полной реализации мероприятий Программы борьба с такими стихийными явлениями будет все равно наиболее эффективной.
2. Риски внешнего характера - риски связанные со снижением оперативности обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, а также с ростом площадей горельников, который возникает при частичном выполнении программных мероприятий, - с уменьшенным, по сравнению с заявленным, объемом финансирования. Этот риск может быть преодолен только путем обеспечения функционирования эффективной системы охраны лесов от пожаров и восстановления лесов на гарях при условии полного финансирования Программы из бюджета Сахалинской области.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Ключевой целью реализации Программы в сфере охраны лесов является обеспечение сохранения средообразующего, экологического и ресурсного потенциала лесов и минимизация рисков для жизни и здоровья жителей Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование нормативной базы субъекта по проблемам борьбы с лесными пожарами;
- совершенствование системы лесопожарных формирований, в том числе с учетом необходимости обеспечения координации сил и средств, вовлекаемых в борьбу с пожарами, и диспетчерского сопровождения работы формирований;
- обеспечение выполнения работ по действенной противопожарной профилактике на землях лесного фонда;
- обеспечение оперативного тушения лесных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение лесовосстановительных мероприятий на землях, подвергшихся воздействию пожаров.
Выполнение намеченных мероприятий Программы позволит:
создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности в лесах;
обеспечить формирование и поддержание устойчивой тенденции к снижению ущерба от лесных пожаров и сохранению лесов.
Реализация комплекса мероприятий по охране лесов предусматривается на протяжении всего срока действия Программы с 2012 по 2015 годы, отдельные этапы не выделены.
Программа является одним из важнейших инструментов реализации полномочий, переданных Сахалинской области Российской Федерацией в области лесных отношений.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, разработанная с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов федерального и областного уровня, включает в себя:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
1. Разработку Генерального плана противопожарного устройства лесов Сахалинской области, в рамках которого в 2013 году предполагается за счет средств областного бюджета в объеме 10 млн. рублей произвести обоснование видов и объемов мероприятий по предупреждению лесных пожаров, потребности в службах обнаружения и тушения лесных пожаров, кадрах и затратах на осуществление пожарной безопасности в лесах в целях повышения эффективности осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах Сахалинской области.
2. Проектирование и строительство зданий пожарно-химических станций (ПХС), в рамках которого в 2012-2015 годах за счет средств областного бюджета в объеме 84,0 млн. рублей предполагается выполнение проектирования и строительства 4 ПХС, в том числе: в 2012 году - разработка проектно-сметной документации строительства зданий 4 ПХС, в 2013 году - строительство 1 ПХС в муниципальном образовании "Городской округ "Ногликский", в 2014 году - строительство 1 ПХС в муниципальном образовании "Александровск-Сахалинский район", в 2015 году - строительство 2 ПХС - в муниципальном образовании "Тымовский городской округ" и муниципальном образовании городской округ "Смирныховский".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 3 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Содержание специализированного ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов в период отсутствия пожароопасного сезона (ноябрь - апрель), в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается за счет средств областного бюджета в объеме 107,5 млн. рублей обеспечить сохранение квалифицированных кадров, прошедших и теоретическую и практическую подготовку к действиям на тушении лесных пожаров.
4. Дооснащение лесопожарных формирований специализированной лесопожарной техникой и пожарным оборудованием, в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается произвести укомплектование лесопожарных формирований специализированной лесопожарной техникой, средств пожаротушения, транспорта, связи, инвентаря до установленных нормативов на сумму 187 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 145,0 млн. рублей, за счет средств областного бюджета в объеме 42,0 млн. рублей.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 5 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
5. Противопожарное обустройство лесов на землях лесного фонда Сахалинской области, в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается направить 59,3 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета 24,4 млн. рублей на обеспечение строительства и содержания дорог и минерализованных полос противопожарного назначения;
- за счет средств областного бюджета 5,3 млн. рублей на обустройство стационарных контрольно-пропускных пунктов (устройство сторожек, шлагбаумов) на основных транспортных путях, предназначенных для ограничения пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в лесах и объявления ЧС муниципального и регионального характера;
- за счет внебюджетных источников (арендаторы лесных участков в составе земель лесного фонда) 29,6 млн. рублей на обеспечение строительства и содержания дорог и минерализованных полос противопожарного назначения.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 6 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
6. Организация (в соответствии с действующим лесным законодательством) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров наземным и авиационным способом на территории земель лесного фонда Сахалинской области, в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается направить 335,8 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета в объеме 254,8 млн. рублей на осуществление комплекса мероприятий по оперативному обнаружению лесных пожаров и принятию мер по их тушению обеспечению пожарной безопасности в лесах;
- областного бюджета в объеме 81 млн. рублей на аренду воздушных судов для авиационного патрулирования лесов в целях обеспечения своевременного выявления пожаров и выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды, в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается направить 3,36 млн. рублей, в том числе:
- за счет федерального бюджета 1,36 млн. рублей на проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды среди населения в населенных пунктах, на предприятиях, организациях и учреждениях, в местах выполнения работ на землях лесного фонда и массового отдыха людей на всей территории Сахалинской области (изготовление и установка аншлагов, изготовление и распространение листовок, проведение тематических бесед);
- за счет средств областного бюджета 2,0 млн. рублей на проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды в общеобразовательных учреждениях в муниципальных образованиях с точки зрения воспитания бережного отношения к лесу и соблюдения правил пожарной безопасности в лесах (проведение тематических занятий, в том числе выездных, и другие мероприятия).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 8 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
8. Восстановление лесов на горельниках, в рамках которого в 2012-2015 годах в соответствии с Лесным планом Сахалинской области предполагается выполнение мероприятий по созданию лесных культур на площади 10 000 га на сумму 263,6 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 32,0 млн. рублей;
- федерального бюджета - 192,0 млн. рублей;
- внебюджетных источников (арендаторы лесных участков в составе земель лесного фонда) - 39,6 млн. рублей.
9. Организация сбора специализированной информации о состоянии окружающей среды, в рамках которого в 2012-2015 годах за счет средств федерального бюджета в сумме 1,06 млн. рублей предполагается получение в течение пожароопасного сезона министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области информации о прогнозе пожарной опасности в лесах в целях проведения анализа и принятия мер по оперативному обеспечению пожарной безопасности в лесах Сахалинской области.
11. Организация космического мониторинга лесных пожаров, в рамках которого в 2012-2015 годах предполагается за счет средств федерального бюджета в объеме 0,8 млн. рублей получение министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области информации в течение пожароопасного сезона для анализа и принятия мер по оперативному ограничению распространения и тушению лесных пожаров.
12. Проведение контролируемого выжигания сухих горючих материалов на землях лесного фонда Сахалинской области, в рамках которого счет средств федерального бюджета в объеме 1,36 млн. рублей в 2012-2015 годах предполагается проведение мероприятий по созданию защитных противопожарных полос путем контролируемого выжигания сухих горючих материалов.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в пункт 13 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
13. Тушение лесных пожаров на землях лесного фонда Сахалинской области, в рамках которого за счет средств федерального бюджета в объеме 53,28 млн. рублей в 2012-2015 годах предполагается тушение лесных пожаров на территории земель лесного фонда силами специализированного ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимо 1107,06 млн. рублей, в том числе:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 2 августа 2012 г. N 394 в пункт 1 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
1. Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области предусмотрено 1105,06 млн. рублей, в том числе:
Прогнозируемый объем средств федерального бюджета - 674,06 млн. рублей.
- в 2012 году - 202,265 млн. рублей,
- в 2013 году - 202,265 млн. рублей,
- в 2014 году - 135,265 млн. рублей,
- в 2015 году - 134,265 млн. рублей.
Средства областного бюджета - 361,8 млн. рублей:
- в 2012 году - 70,0 млн. рублей,
- в 2013 году - 112,1 млн. рублей,
- в 2014 году - 77,6 млн. рублей,
- в 2015 году - 102,1 млн. рублей.
Средства внебюджетных источников - 69,2 млн. рублей:
- в 2012 году - 17,3 млн. рублей,
- в 2013 году - 17,3 млн. рублей,
- в 2014 году - 17,3 млн. рублей,
- в 2015 году - 17,3 млн. рублей.
2. Министерству образования Сахалинской области предусмотрено из областного бюджета 2,0 млн. рублей, в том числе:
- в 2012 году - 0,5 млн. рублей,
- в 2013 году - 0,5 млн. рублей,
- в 2014 году - 0,5 млн. рублей,
- в 2015 году - 0,5 млн. рублей.
Распределение финансовых средств на реализацию мероприятий Программы указано в приложении N 1 к настоящей Программе.
Финансирование Программы предполагается за счет средств:
- областного бюджета (в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на соответствующий год);
- средств областного бюджета в виде субвенции, поступающей из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений;
- средств областного бюджета в виде субсидии, поступающей из федерального бюджета на приобретение специализированной техники и оборудования;
- внебюджетных источников (определяются из объемов противопожарного обустройства лесов, создания систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с договорами аренды лесных участков в составе земель лесного фонда и проектами освоения лесов).
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке в соответствии с Законом Российской Федерации о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции координатора реализации Программы, является министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Главными распорядителями бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, являются министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и министерство образования Сахалинской области.
Исполнителями мероприятий Программы являются министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, специализированное ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" и предприятия-арендаторы лесных участков на территории земель лесного фонда.
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять:
1) На основе государственных заданий, устанавливаемых в соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области специализированному учреждению в области тушения лесных пожаров - специализированное ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" , на выполнение работ:
- по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- по тушению лесных пожаров;
- по предупреждению лесных пожаров (лесопожарная пропаганда, профилактическое контролируемое противопожарное выжигание сухих горючих материалов и иных мер пожарной безопасности в лесах).
2) Путем размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:
- на разработку Генерального Плана противопожарного обустройства лесов Сахалинской области;
- на проведение работ по противопожарному обустройству земель лесного фонда, и восстановление лесов на горельниках на землях, не переданных в аренду;
- на проектирование и строительство зданий ЛПС;
- на поставку лесопожарной техники и пожарного оборудования;
- на получение специализированной информации о состоянии окружающей среды и специализированной космической информации для организации космического мониторинга лесных пожаров.
Мониторинг хода реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 12.04.2011 N 476.
Текущий контроль над качеством, своевременностью осуществления мероприятий Программы, координация деятельности исполнителей, организация сбора и анализа информации о реализации Программы, предоставления промежуточной и итоговой отчетности, оперативная корректировка мероприятий осуществляются министерством.
Действие Программы подлежит прекращению в случае, если в течение двух лет подряд не будет достигнуто более 70% от промежуточных показателей, установленных настоящей Программой.
Итоговые отчеты о реализации программы за I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев и за год согласовываются с курирующим заместителем председателя Правительства и представляются в министерство экономического развития Сахалинской области в установленные сроки.
6. Оценка результативности реализации Программы, ее
социально-экономической и бюджетной эффективности, а также социальных,
экономических и экологических последствий от реализации Программы
Мониторинг данных о результатах выполнения Программы осуществляется министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
На основании данных мониторинга эффективности реализации программных мероприятий, на основе утвержденного перечня целевых показателей, Министерство осуществляет:
- внесение изменений в перечень и содержание программных мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы средств областного бюджета.
Выполнение намеченных Программных мероприятий:
1. Позволит укрепить материально-техническую базу ЛПС, что приведет к повышению эффективности работ, связанных с обнаружением и ликвидацией возникших лесных пожаров в стадии их развития, а именно:
- снижению материального ущерба от пожаров за 4 года - на 18-22%;
- экономии средств на организацию тушения пожаров (ликвидацию ЧС регионального и межмуниципального характера) с использованием арендованной техники - на 50 млн. руб./год;
- сокращение на территории Сахалинской области площадей горельников за 4 года - 1 960,0 га.
2. Обеспечит:
- охрану и защиту ресурсного потенциала лесов Сахалинской области, пригодного для эксплуатации;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;
- снижение рисков для жизни и здоровья населения области от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами;
- эффективное использование средств пожаротушения и материальных ресурсов, используемых в рамках работ по мониторингу и тушению лесных пожаров;
- сокращение площадей горельников.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственным заказчиком - Правительством Сахалинской области. Мониторинг хода реализации Программы, оценку ее результативности и социально-экономической эффективности осуществляет министерство экономического развития Сахалинской области.
Порядок мониторинга и оценки результативности и социально-экономической эффективности Программы осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
Экономическая, социальная, бюджетная и экологическая эффективность реализации Программы оценивается по окончании каждого года по фактически достигнутым результатам плановых целевых индикаторов результативности реализации мероприятий Программы, разработанных для достижения положительной динамики сохранения и восстановления лесов Сахалинской области.
Таким образом, система мероприятий, установленных настоящей Программой, обеспечивает достижение цели и решение задач по охране лесов от пожаров, заявленных в разделе 2 настоящей Программы.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 2 августа 2012 г. N 394 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе Сахалинской области
"Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы",
утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области
от 7 июля 2011 г. N 273
Распределение финансовых средств по годам
28 октября 2011 г., 2 августа 2012 г.
(млн. рублей)
ФБ - федеральный бюджет;
ОБ - областной бюджет;
ВнБ - внебюджетные источники (средства арендаторов лесных участков).
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе Сахалинской области
"Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы",
утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области
от 7 июля 2011 г. N 273
Индикаторы
результативности реализации мероприятий программы
(по отношению к базовому показателю - среднему показателю
за пять предыдущих лет)
N пп. |
Целевые индикаторы, оценивающие реализацию Программы |
Базовый показатель |
Года реализации Программы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1. |
Обнаружение лесных пожаров с применением авиации по отношению к общему их количеству, % |
31,3 |
45 |
50 |
50 |
50 |
2. |
Среднее время доставки сил и средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара, час. |
7,8 |
6,0 |
5,3 |
5,0 |
4,3 |
3. |
Снижение долевого участия привлеченных средств пожаротушения сторонних организаций от общего количества м/смен, отработанных на тушении лесных пожаров, % |
27 |
25 |
20 |
15 |
10 |
4. |
Удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток, от общего их количества, % |
54,8 |
58,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе Сахалинской области
"Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы",
утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области
от 7 июля 2011 г. N 273
Методика
оценки экономической, социальной, бюджетной и иной эффективности
реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы"
Эффективность долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" (далее - Программа) оценивается на основании фактических количественных значений показателей целевых индикаторов, приведенных в приложении N 2 к Программе. При этом сравниваются плановые показатели Программы, приведенные в приложении N 2 к Программе, и статистические данные.
Оценка эффективности реализации Программы определяется на основании расчетов по следующим формулам:
, где
Enoбщ - эффективность хода реализации Программы в целом;
En - оценочный показатель индикатора n;
К - количество индикаторов.
Для индикатора с постоянным и повышающимся показателем (1; 4):
Для индикаторов с убывающими показателями (2; 3):
, где
En - эффективность хода реализации отдельного направления реализации Программы (в процентах);
Tf - фактическое значение индикатора, характеризующего реализацию отдельного направления Программы, достигнутое в ходе ее реализации;
TN - нормативное значение индикатора, утвержденное Программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Сахалинской области от 7 июля 2011 г. N 273 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Губернские ведомости" от 27 августа 2011 г. N 156
Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 г. N 353 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Сахалинской области от 26 сентября 2013 г. N 544
Постановление Правительства Сахалинской области от 26 июля 2013 г. N 381
Постановление Правительства Сахалинской области от 28 марта 2013 г. N 146
Постановление Правительства Сахалинской области от 5 октября 2012 г. N 480
Постановление Правительства Сахалинской области от 20 сентября 2012 г. N 464
Постановление Правительства Сахалинской области от 2 августа 2012 г. N 394
Постановление Правительства Сахалинской области от 28 октября 2011 г. N 436