Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации Сахалинской области от 28 декабря 2006 г. N 265-па "О совершенствовании системы управления долгом"

2. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (прилагается).

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора, начальника главного финансового управления Сахалинской области (Новикову Н.М.).

 

Губернатор области

И.П. Малахов

 

Методика расчета долговой нагрузки на областной бюджет и
определения
платежеспособности областного бюджета
(утв. Постановлением Администрации Сахалинской области
от 28 декабря 2006 г. N 265-па)

 

1. Общие положения

 

1.1. Методика расчета долговой нагрузки на областной бюджет и определения платежеспособности областного бюджета (далее - Методика) разработана в целях оценки способности областного бюджета полностью и в срок исполнять свои расходные и долговые обязательства.

1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Сахалинской области:

- кредитные соглашения и договоры;

- государственные займы Сахалинской области, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

- договоры и соглашения о получении Сахалинской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении государственных гарантий Сахалинской области;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Сахалинской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

- просроченная кредиторская задолженность областных бюджетных учреждений.

1.3. Обязательства Сахалинской области классифицируются как прямые и условные.

1.4. Прямое обязательство определяется как совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов, и основного долга должником кредитору в установленные сроки. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий.

1.5. Условное обязательство определяется как обязательство Сахалинской области по предоставленной государственной гарантии.

1.6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность областного бюджета, состоит из:

- фактического периода, включающего два предыдущих финансовых года и прошедшую часть текущего года, для расчета некоторых показателей;

- прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения, а также на планируемый финансовый год (в целях использования для подготовки проекта бюджета) и предстоящий трехлетний период (в целях использования для подготовки перспективного финансового плана).

Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.

1.7. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:

- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;

- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности областного бюджета в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;

- заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов областного бюджета (далее - заимствования).

1.8. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и при разработке перспективного финансового плана. Расчет платежеспособности областного бюджета может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований (предоставления гарантий) в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.

1.9. Настоящей Методикой предусматривается, что расчет платежеспособности областного бюджета осуществляется на основании двух прогнозов - оптимистического и консервативного в соответствии с:

- прогнозами основных макроэкономических показателей Сахалинской области;

- прогнозами основных показателей областного бюджета;

- предположениями о графике платежей по долговым обязательствам Сахалинской области;

- предположениями о состоянии кредитного рынка, доступного для Сахалинской области;

- оценками возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).

1.10. В расчет оценки платежеспособности областного бюджета заложены следующие принципы:

- текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше критического;

- новые заимствования должны привлекаться только для финансирования капитальных расходов. Данный принцип должен соблюдаться для абсолютного и нормального уровней платежеспособности. Для неустойчивого уровня платежеспособности допускается ограниченный объем рефинансирования долга.

Незначительные краткосрочные заимствования на финансирование кассовых разрывов областного бюджета допустимы:

- в пределах месяца для абсолютного уровня платежеспособности;

- в пределах квартала для нормального уровня платежеспособности;

в пределах финансового года для неустойчивого уровня платежеспособности.

1.11. Для оценки соблюдения указанных в пункте 1.10. настоящей Методики принципов используются понятия долговой емкости областного бюджета и доступной долговой емкости областного бюджета.

1.12. Долговая емкость бюджета (ДЕ) определяется как превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Расчет долговой емкости областного бюджета осуществляется по следующей процедуре. При средне- и долгосрочном планировании ДЕ строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.

В каждом 1-ом периоде расчета на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, ДЕi:

 

ДЕi = Дi + Пi - TPi, где

 

Дi - доходы, поступившие в бюджет, в i-ом периоде;

Пi - поступления от приватизации - поступления в бюджет в i-ом периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

TPi - текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, произведенные в i-ом периоде.

Набор ДЕi для всех периодов (например, кварталов) представляет собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени.

ДЕ = ДЕi, где i = 1 ... n, где n - число периодов в интервале расчета.

Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Сахалинской области.

1.13. Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий (ДДEi):

 

ДДЕ1 = ДЕi - СП ; где i = 1 ... n

ДЕi - долговая емкость в i-ом периоде;

СП - платежи по исполнению уже принятого долга и условных обязательств;

i - период расчета,

n - число периодов расчета в интервале планирования.

Сумма ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = ДДЕi, где i=1...n,

При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.

Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.

Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:

- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;

- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. Кассовый разрыв бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств, либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.

Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами бюджета, которые могут быть направлены на:

- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета и погашаемых вне пределов финансового года, в котором они были привлечены;

- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на государственные бюджеты будущих лет.

Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых и условных обязательств.

Планирование привлечения долговых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований (ДДЕ) делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого i-ого периода интервала планирования):

ДДЕ = ДДЕу + ДДЕn + ДДЕо , где:

ДДЕу - часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам (резерв по возможной ответственности);

ДДЕn - часть доступной долговой емкости бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;

ДДЕо - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объеме не менее 20 % ДДЕ.

2. Порядок расчета платежеспособности областного бюджета

2.1. Процедура расчета уровня платежеспособности областного бюджета включает следующие этапы:

а) построение прогноза основных макроэкономических показателей Сахалинской области на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогнозы);

б) построение прогноза основных показателей областного бюджета на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогнозы);

в) построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств (оптимистический и консервативный прогнозы);

г) расчет платежеспособности областного бюджета.

2.2. Построение прогноза основных макроэкономических показателей Сахалинской области на весь интервал расчета осуществляется на основе среднесрочных макроэкономических прогнозов для Российской Федерации и Сахалинской области, а также фактических значений макроэкономических показателей за предыдущие три года.

Прогнозируются показатель валового регионального продукта (далее - ВРП), индекс потребительских цен (далее - инфляция) в Сахалинской области. Для показателя ВРП прогнозируются номинальный объем, реальный рост (или снижение) ВРП и дефлятор ВРП.

На ближайшие три года значения показателей ВРП и инфляции берутся из прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на соответствующий период.

На период от четырех лет и до конца периода интервала расчета показатели ВРП и инфляции определяются на основании долгосрочных федеральных макроэкономических прогнозов и ориентиров по указанным показателям для Российской Федерации в целом. Для этого построенный прогноз показателей для Российской Федерации корректируется с учетом сопоставления динамики указанных показателей в Российской Федерации и Сахалинской области по фактическим данным за предшествующие три года и прогнозных данных социально-экономического развития Российской Федерации и Сахалинской области на ближайшие три года.

Прогноз показателей на сроки, не охватываемые долгосрочными прогнозами Российской Федерации, осуществляется по тенденции.

2.3. Построение прогноза основных показателей областного бюджета осуществляется на весь период интервала расчета. Прогнозируются следующие основные показатели областного бюджета:

- доходы областного бюджета;

- безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- текущие расходы областного бюджета.

Значения указанных показателей на ближайшие три года определяются по перспективному финансовому плану Сахалинской области.

Прогноз значений указанных показателей областного бюджета строится на основе определенных в пункте 2.2. настоящей Методики прогнозов основных макроэкономических показателей, а также гипотез об изменении объема доходов бюджета относительно ВРП, структуры расходов, гипотез о распределении (изменении распределения) доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

В итоге определяются оптимистический и консервативный показатели областного бюджета.

2.4. График обслуживания и погашения долговых обязательств Сахалинской области составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения существующих прямых и условных обязательств.

Расчет суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам (СП) осуществляется по следующей формуле:

СГi = j (ПОГij + ОБСЛij ) + k ОПik, где

ПОП] - расходы на погашение долгового обязательства j в i-ом периоде;

OBCJIij - расходы на обслуживание долгового обязательства j в i-ом периоде;

OПik - ожидаемый платеж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.

Ожидаемый платеж по условному обязательству (ОПiк) вычисляется как произведение объема возможной выплаты по обязательству на оценку вероятности наступления гарантийного случая. Вероятность наступления гарантийного случая по условным обязательствам, предоставленным юридическим лицам, оценивается как доля условных обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года.

При среднесрочном и долгосрочном планировании сводного графика определение суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам производится в период, равный году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.

Для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в данном периоде, СП .

Набор СП для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств:

СГ =СГi,

где i=l ... n, где n - число периодов в интервале расчета.

Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок в предыдущем периоде (предыдущих периодах), то при построении сводного графика обслуживания и погашения просроченных обязательств их исполнение относится на ближайший период.

 

3. Расчет платежеспособности областного бюджета

 

3.1. Значение уровня платежеспособности областного бюджета складывается из значения потенциальной платежеспособности областного бюджета и префикса, означающего ожидаемое отличие реальной платежеспособности от потенциальной платежеспособности (от условий платежеспособности).

Потенциальная платежеспособность областного бюджета может принимать следующие значения:

 

Обозначение Уровень потенциальной платежеспособности
областного бюджета
(А) абсолютный
(В) нормальный
(С) неустойчивый
(D) кризисный (критический)

 

К показателю потенциальной платежеспособности приставляется префикс (знак), обозначающий ожидаемое отличие реальной платежеспособности областного бюджета относительно потенциальных условий. Префикс может принимать следующие значения:

"+" - реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается на более высоком уровне, чем потенциальная (расчетная, условная);

"-" - фактическая платежеспособность областного бюджета ожидается на более низком уровне, чем потенциальная (расчетная, условная);

"О" - фактическая платежеспособность областного бюджета ожидается на таком же уровне, как и потенциальная (расчетная, условная).

Уровень платежеспособности областного бюджета определяется как агрегированный показатель следующих составляющих:

а) показателя фактической платежной дисциплины областного бюджета, рассчитанного по фактическому периоду;

б) показателя потенциальной платежеспособности областного бюджета, рассчитанного по фактическому и прогнозному периодам.

3.2. Расчет фактической платежной дисциплины областного бюджета производится следующим образом.

Рассчитываются показатели уровня фактической платежной дисциплины, приведенные в приложении к настоящей Методике. Полученные значения по каждому показателю сопоставляются с уровнями фактической платежной дисциплины.

Каждый показатель имеет статус: 1 - "ограничительный" и (или) 2 - "расчетный". Если для показателя со статусом "1" выполняется соотношение, указанное в таблице приложения к настоящей Методике, для некоего уровня фактической платежной дисциплины областного бюджета, то общий уровень фактической платежной дисциплины не может быть выше данного уровня. Для каждого показателя со статусом "2" сопоставляется балл (условная оценка): для абсолютного уровня - 4; для нормального - 3; неустойчивого - 2; кризисного - 1.

Итоговый балл фактической платежной дисциплины областного бюджета рассчитывается путем взвешивания баллов показателей с учетом показателей, указанных в графе "Вес показателей" таблицы приложения к настоящей Методике.

Уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета определяется по полученному итоговому баллу фактической платежной дисциплины областного бюджета с учетом ограничений, предусмотренных для областного бюджета показателей со статусом "1".

3.3. Определяются четыре возможных уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета:

а) абсолютный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточно высокого уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к абсолютному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до месяца) заимствования на финансирование кассовых разрывов;

б) нормальный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточного уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к нормальному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до квартала) заимствования на финансирование кассовых разрывов;

в) неустойчивый уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения хотя бы минимального уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к неустойчивому уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления значительного объема новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются краткосрочные (до года) заимствования на финансирование кассовых разрывов;

г) кризисный уровень платежеспособности. Доходов областного бюджета в каком-либо году прогнозного периода недостаточно для покрытия текущих расходов и (или) погашения долга (долговая емкость бюджета и (или) доступная долговая емкость отрицательна), и невозможно доведение бюджетных и долговых показателей до более высокого уровня платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу.

Уровень капитальных расходов определяется отношением объема капитальных расходов к доходам областного бюджета. Достаточность уровня капитальных расходов определяется следующими критериями.

 

Оценка уровня капитальных расходов Критерий оценки
Достаточно высокий уровень капитальных
расходов
> 15 %
Достаточный уровень капитальных расходов 5-15 %
Минимальный уровень капитальных расходов 2 - 5 %
Уровень капитальных расходов ниже
минимального
<2 %

 

Указанные значения критериев оценки могут корректироваться исходя из текущих и ожидаемых потребностей областного бюджета в капитальных расходах.

Показатель потенциальной платежеспособности областного бюджета рассчитывается отдельно для консервативного и оптимистического прогнозов.

Уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета определяется отдельно по фактическому и прогнозному периодам.

3.4. Для расчета потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду вводится коэффициент платежеспособности областного бюджета, равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам областного бюджета:

Yi = (ДДЕi + заимствованияi) / доходыi, где:

i - порядковый номер года фактического периода, i = 1,2;

ДДЕi - доступная долговая емкость областного бюджета в i-м году;

доходыi - доходы областного бюджета в i-м году;

заимствованияi - объем заимствований областного бюджета в i-м году.

Указанное соотношение показывает, на каком уровне могут быть профинансированы капитальные расходы областного бюджета, осуществляемые как за счет доходов, так и за счет привлечения новых заимствований. '

Далее рассчитывается среднее значение коэффициента платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду по формуле:

Y = (Yl+Y2)/2

По значению коэффициента платежеспособности областного бюджета определяется уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета в соответствии с таблицей:

 

Значение коэффициента
платежеспособности
областного бюджета
Уровень потенциальной
платежеспособности областного бюджета
абсолют-
ный

нормальный

неустойчивый

кризисный
Отношение суммы
доступной долговой
емкости и объема
заимствований к
доходам областного
бюджета
> 15 % 5-15 % 2 - 5 % <2 %

 

Вышеприведенные уровни потенциальной платежеспособности областного бюджета соответствуют уровням капитальных расходов, определенным в пункте 3.3. настоящей Методики, поскольку коэффициент платежеспособности областного бюджета равен отношению капитальных расходов к доходам областного бюджета при условии неизменности остатков на счетах областного бюджета и незначительности поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.

3.5. Для определения значения префикса показателя платежеспособности областного бюджета сравнивается полученный уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду и уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.2. настоящей Методики.

Если уровень платежной дисциплины областного бюджета ниже, чем уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду, префикс равен "-", то есть платежеспособность областного бюджета сложится в прогнозном периоде на более низком уровне, чем расчетная потенциальная платежеспособность.

Если уровень платежной дисциплины выше потенциальной платежеспособности областного бюджета, то префикс равен "+", то есть реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается в прогнозном периоде на более высоком уровне, чем его расчетная потенциальная платежеспособность.

Если уровень платежной дисциплины равен потенциальной платежеспособности областного бюджета, то префикс равен "О", то есть реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается в прогнозном периоде на том же уровне, что и его расчетная потенциальная платежеспособность.

3.6. Для расчета потенциальной платежеспособности областного бюджета по прогнозному периоду вводится коэффициент платежеспособности (Y), равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к объему доходов областного бюджета для каждого года прогнозного периода:

Yi = (ДДЕi + заимствованияi) / доходыi, где:

i - порядковый номер года, i = 1, ..., N , где N - число лет в прогнозном периоде;

ДДЕi - доступная долговая емкость областного бюджета в i-м году;

доходыi - доходы областного бюджета в i-м году;

заимствованияi - объем заимствований областного бюджета в i-м году.

Уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета в прогнозном периоде определяется как максимально достижимое значение коэффициента платежеспособности областного бюджета по всем годам прогнозного периода с учетом возможности проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований.

Расчет потенциальной платежеспособности областного бюджета проводится в два этапа:

- определение исходного уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета;

- определение возможности повышения исходного уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения и осуществления новых заимствований.

3.7. Исходный уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета определяется с помощью коэффициента исходной платежеспособности оюластного бюджета, равного отношению доступной долговой емкости к доходам для каждого года прогнозного периода:

Yi = ДДЕi / доходыi, где:

i - порядковый номер года, i = 1, ..., N , где N - число лет в прогнозном периоде;

ДДЕi - доступная долговая емкость в i-м году;

доходыi - доходы областного бюджета в i-м году.

Для каждого года прогнозного периода по полученным значениям данного коэффициента определяется уровень исходной платежеспособности областного бюджета в текущем году в соответствии с таблицей:

 

Наименование Уровень исходной платежеспособности
областного бюджета

абсолютный
нормаль-
ный

неустойчивый

кризисный
Отношение суммы
доступной долговой
емкости к доходам
областного бюджета
> 15 % 5 - 15 % 2 - 5 % <2 %

 

Если значения коэффициента исходной потенциальной платежеспособности областного бюджета соответствуют абсолютному уровню его платежеспособности для всех лет прогнозного периода, то общий уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета абсолютный.

3.8. Возможность повышения уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета (далее - платежеспособность) осуществляется путем последовательного применения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований с учетом результатов, полученных при расчете исходного уровня платежеспособности.

3.9. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится поиск двух соседних лет, для которых коэффициент исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется резервирование средств с первого года на второй в объеме, выравнивающем коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов областного бюджета в первом году и увеличение его доходов на эту же сумму во втором году. Причем каждый год может быть задействован в данной операции только один раз.

3.10. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств осуществляется следующим образом. Производится поиск двух лет (не обязательно соседних) начиная с текущего года, для которых значение коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей: удаляются досрочно погашенное обязательство (или его часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть).

3.11. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью осуществления новых заимствований для рефинансирования осуществляется следующим образом. Определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде. Задается уровень коэффициента платежеспособности на единицу выше, чем минимальное значение в прогнозном периоде (далее также - заданный уровень) и осуществляется доведение значений коэффициента платежеспособности по всем годам прогнозного периода до заданного уровня. Для этого определяется год (начиная со следующего года от даты расчета), для которого значение коэффициента платежеспособности ниже заданного уровня. Вычисляется объем заимствований (А), необходимый для доведения коэффициента платежеспособности в этом году до заданного уровня:

А = (15 % - Y) х доходы, где:

Y - значение коэффициента исходной платежеспособности в рассматриваемом году.

Далее проводится попытка построения графика погашения данного заимствования. Погашение заимствования распределяется на срок, на который возможно привлечение новых заимствований с кредитного рынка в данном году. Распределение погашения заимствования производится по принципу максимально возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности.

При этом на каждом этапе вычислений производится проверка соблюдения следующих ограничений, соответствующих уровням платежеспособности:

 

Наименование Уровень потенциальной платежеспособности
абсолют-
ный
нормальный неустойчивый кризисный
1 2 3 4 5
Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации
Отношение накопленного
объема основного долга к
доходам областного
бюджета за вычетом
финансовой помощи из
бюджетов других уровней
бюджетной системы
< 100 % >= 100 %
Отношение объема расходов
на обслуживание долга к
расходам областного
бюджета
< 15 % >= 15 %
Отношение дефицита
областного бюджета к
доходам за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета
<15 % >= 15 %
Другие ограничения
Доля капитальных
расходов, финансируемых
за счет заимствования
< 60 % > 60 %
Отношение объема
рефинансирования долговых
обязательств к доходам
областного бюджета
  0 - 5 % > 5 %
Отношение объема
заимствований к доходам
областного бюджета
< 10 % 10 %
Отношение выплат по
обслуживанию и погашению
долга к доходам
областного бюджета
<10 % 10-15 % 15 %
Отношение
накопленного долга к
доходам областного
бюджета
<60 % 60-100
%
100 %

 

Если удалось построить график погашения для нового заимствования, аналогичная процедура проводится для следующих лет, имеющих коэффициент платежеспособности ниже заданного уровня. Если процесс построения новых заимствований не прерывается до конца прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности достижим. Затем производится аналогичный расчет для коэффициента платежеспособности на единицу выше заданного.

Если процесс построения новых заимствований прерывается на какомлибо году прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности недостижим. Максимально достижимый уровень платежеспособности определяется по значению предыдущего уровня коэффициента платежеспособности.

 

 

Методика расчета объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
(утв. Постановлением Администрации Сахалинской области
от 28 декабря 2006 г. N 265-па)

 

1. Общие положения

 

1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности областного бюджета.

1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств основан на Методике оценки платежеспособности областного бюджета.

Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств производится раз в год при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.

1.3. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства Сахалинской области. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.

1.4. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:

- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;

- рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств Сахалинской области. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.

 

2. Порядок расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств

 

2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:

а) ограничений областного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности областного бюджета;

б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для Сахалинской области;

в) потребностей в заимствованиях, в том числе:

- на инвестиционные расходы;

- на рефинансирование действующих долговых обязательств.

2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности областного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности областного бюджета. Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных и более низких, чем текущее значение платежеспособности областного бюджета.

Расчет производится в соответствии с Методикой расчета долговой нагрузки на областной бюджет и определения платежеспособности областного бюджета.

Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения. Расчет производится исходя из принципа максимально возможного выравнивания коэффициента платежеспособности, определяемого как отношение суммы доступной долговой емкости и заимствований к доходам областного бюджета.

Результатом указанного расчета являются:

- рассчитанные объемы возможных заимствований, соответствующие уровню платежеспособности областного бюджета;

- соответствующие графики погашения указанных объемов заимствований.

2.3. Определение условий привлечения заимствований для Сахалинской области проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.

Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:

- по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории Сахалинской области;

- по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;

- на основании опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.

Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Возможные условия эмиссии региональных облигаций Сахалинской области определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Сахалинской области.

Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.

2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.

Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.

2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется. Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.

2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:

а) определение критических периодов.

Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;

б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.

Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.

Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.

В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.

Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.

Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;

в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.

Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:

- для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;

- для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры

не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;

- в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.

Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.

2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.

Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Сахалинской области.

Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.

Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но, тем не менее, удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к приведенной стоимости платежей по выплате основного долга.

Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.

2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется администрацией Сахалинской области.

Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.

Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов областного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.

Объем доходов областного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.

2.9. Если возможности областного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей.

Если возможности областного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.

2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:

- проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;

- выбор заемных финансовых инструментов.

Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация:

- процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок);

- условия погашения (в частности возможность досрочного погашения);

- возможный объем заимствований.

Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:

- величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;

- соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;

- стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемым уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований. Приведенная стоимость государственного долга Сахалинской области по каждому долговому обязательству рассчитывается согласно приложению N 2 к настоящей Методике.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации Сахалинской области от 28 декабря 2006 г. N 265-па "О совершенствовании системы управления долгом"


Текст постановления опубликован в газете "Губернские ведомости" от 12 января 2007 г. N 3 (2730)