Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра города Южно-Сахалинска
от 3 сентября 2007 г. N 1755
Порядок
разработки, утверждения и реализации ведомственных
целевых программ, индикаторов оценки результативности и
планируемых результатов, а также корректировки бюджетных
средств, предоставляемых главным распорядителям,
исходя из уровня достижения результатов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов бюджета города.
1.2. Ведомственные целевые программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, формируемых в соответствии с Порядком использования (учета) данных реестра расходных обязательств городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2007-2008 годы, утвержденного постановлением мэра города от 24.07.2007 N 1459.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
субъекты бюджетного планирования - главные распорядители бюджетных средств городского округа "Город Южно-Сахалинск";
бюджет субъекта бюджетного планирования - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектом бюджетного планирования при формировании бюджетных проектировок в финансовое управление администрации города (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);
стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;
тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
целевая программа - реализуемая субъектом бюджетного планирования муниципальная целевая программа, подпрограмма муниципальной целевой программы или ведомственная целевая программа;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов);
результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.
Под повышением результативности расходов местного бюджета понимается ориентация бюджета на конечные результаты, где основополагающее значение имеет переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования (фактическими и планируемыми).
Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности главных распорядителей бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением органами местного самоуправления намеченных целей и результатов.
Ведомственные целевые программы являются исключительно инструментом бюджетного планирования и предполагают финансирование в пределах выделенных соответствующему субъекту бюджетного планирования бюджетных средств (текущих расходов).
1.4. Ведомственные целевые программы могут формироваться в двух видах:
- утверждаемая приказом руководителя субъекта бюджетного планирования ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства), представляющая собой описываемый измеряемыми целевыми индикаторами комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение предоставления услуг;
- аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке ежегодного доклада о результатах и основных направлениях деятельности каждого из субъектов бюджетного планирования группировка расходов, направленных на предоставление услуг, описываемая измеряемыми целевыми индикаторами.
С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд преимуществ, к числу которых относятся:
- четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации;
- упрощение процедуры планирования и отчетности;
- сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора.
1.5. Общими требованиями, предъявляемыми к ведомственной целевой программе, являются:
- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам политики администрации города Южно-Сахалинска, полномочиям и сферам ответственности субъекта бюджетного планирования;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;
- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
1.6. Особенностями ведомственной целевой программы являются:
- программа утверждается правовым актом руководителя соответствующего субъекта бюджетного планирования;
- программа имеет исключительно локальный (внутриотраслевой) характер:
- программа по содержанию программной деятельности и мероприятий объединяет расходы соответствующего субъекта бюджетного планирования, выделенные ему для финансирования предоставления услуг;
- планирование расходов для ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным решением соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств.
1.7. Ведомственные целевые программы разрабатываются и реализуются на срок, не превышающий трех лет.
1.8. Ведомственная целевая программа должна содержать:
- паспорт программы по форме (прилагается);
- характеристику ситуации, связанной с предоставлением услуг, на улучшение которой направлена целевая программа ведомства;
- основные цели и задачи программы;
- сроки реализации целевой программы ведомства;
- перечень и описание программных мероприятий;
- описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы (измеряемые количественные показатели достижения уровня решения задачи целевой программы ведомства);
- описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы ведомства в социально-экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск", оценку внешних условий и рисков ее реализации;
оценку эффективности расходования бюджетных средств, которая осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы ведомства, а при необходимости - и после ее реализации;
- методику оценки результативности целевой программы ведомства (с учетом особенностей каждой программы);
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов целевой программы ведомства;
- описание системы управления реализацией целевой программы ведомства.
1.9. Каждая цель и тактическая задача ведомственной целевой программы должна описываться целевыми индикаторами, отражающими:
- непосредственные результаты реализации программы, т.е. характеризующие объем и качество проведенных мероприятий (предоставленных услуг) со стороны их исполнителей;
- конечные результаты реализации программы, т.е. характеризующие полученный эффект от реализации мероприятий (предоставления услуг) для населения городского округа "Город Южно-Сахалинск".
При разработке системы целевых индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.
При выборе показателей предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов.
В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для представления отчетности об итогах реализации программ, и при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации программ допускается использование:
- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий (оказания услуг), их существенные количественные и качественные характеристики;
- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.
Все показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны
приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;
- объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности субъекта бюджетного планирования, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости непрерывного накопления данных, а также обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, или с показателями, используемыми в международной практике;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях оценки результативности реализации программ отчетные данные должны представляться не реже одного раза в год и, как правило, не более чем через 3 месяца после окончания отчетного периода);
- полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
1.10. Описание программных мероприятий должно включать описание мероприятий, связанных с оказанием услуг, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств) и сроки реализации каждого мероприятия.
Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия муниципальных целевых программ.
Расходы ведомственных целевых программ не могут быть включены в проекты муниципальных целевых программ.
1.11. Система управления реализацией целевой программы ведомства должна включать:
- распределение полномочий и ответственности между подразделениями субъекта бюджетного планирования, отвечающими за ее реализацию;
- систему мониторинга и контроля за реализацией программы;
- механизм оценки и корректировки программы.
2. Формирование и утверждение целевой программы ведомства
2.1. Решение о разработке ведомственной целевой программы принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.
2.2. Субъекты бюджетного планирования:
- разрабатывают проекты и утверждают целевые программы ведомства;
- обеспечивают реализацию целевых программ ведомства;
- формируют и представляют отчетность о реализации целевых программ ведомства в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Положения.
2.3. Проект ведомственной целевой программы, согласованный с курирующим вице-мэром города, представляется в комитет экономики администрации г. Южно-Сахалинска и финансовое управление администрации г. Южно-Сахалинска.
Экспертизу ведомственной целевой программы, обоснованности и величины бюджетных расходов осуществляет финансовое управление администрации г. Южно-Сахалинска, комитет экономики администрации г. Южно-Сахалинска в течение трех недель с момента ее поступления.
В заключении экспертизы устанавливается соответствие проектов целевых программ ведомств предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим Порядком.
2.4. При необходимости уточнение параметров целевых программ ведомств, в том числе целевых индикаторов, осуществляется в порядке, установленном для утверждения целевых программ ведомств.
3. Реализация и контроль выполнения ведомственной целевой программы
3.1. Ведомственные целевые программы реализуются субъектом бюджетного планирования.
3.2. Контроль за реализацией целевой программы ведомства осуществляется руководителем субъекта бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей финансового управления администрации г. Южно-Сахалинска, комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска и других уполномоченных организаций.
3.3. Отчетность о реализации ведомственных целевых программ, включая описание мер по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в финансовое управление администрации г. Южно-Сахалинска и комитет экономики администрации г. Южно-Сахалинска:
- до 20 января - в рамках информации "Об итогах работы за год";
- до 01 апреля - в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
3.4. Выделение средств из местного бюджета для финансирования расходов на реализацию ведомственных целевых программ осуществляется в порядке, установленном для исполнения местного бюджета, в пределах бюджетных средств, предусмотренных главному распорядителю средств, а также рассматривается возможность сокращения финансирования или досрочного прекращения реализации ведомственных целевых программ в случае несоответствия заранее установленным критериям и индикаторам результативности.
3.5. Инициаторами прекращения реализации целевых программ ведомств могут выступать субъекты бюджетного планирования, финансовое управление администрации г. Южно-Сахалинска и комитет экономики администрации г. Южно-Сахалинска.
4. Порядок оценки результативности реализации ведомственных целевых программ.
4.1. Субъектом бюджетного планирования осуществляется оценка результативности реализации ведомственных целевых программ (далее - оценка) на основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей (непосредственных и конечных), а также затрат в разрезе программ, тактических задач или отдельных мероприятий.
4.2. Оценка производится по следующим критериям:
- степень достижения запланированных результатов и намеченных целей программы;
- степень соответствия запланированному уровню затрат;
экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных и планируемых результатов для достижения в рамках реализации программы с фактическими и плановыми затратами на их достижение;
- общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта реализации программы (показателя конечного результата или его изменения) с непосредственными результатами;
общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого конечного общественно значимого результата с величиной затрат на его достижение.
4.3. Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей программы определяется индикаторами, отражающими соотношение фактически достигнутых результатов с их плановыми значениями, или же индикаторами, отражающими абсолютные (относительные) отклонения фактических результатов от запланированных.
4.4. Степень соответствия запланированному уровню затрат определяется индикаторами, отражающими соотношение фактически произведенных затрат с их плановыми значениями, или же индикаторами, отражающими абсолютные (относительные) отклонения фактических затрат от запланированных.
4.5. По каждому критерию в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей, а также между показателями разных лет субъектом бюджетного планирования, отвечающим за реализацию программы, должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение.
Выделяются две группы факторов:
- внутренние факторы (на которые в ходе исполнения программы можно было влиять);
- внешние факторы (на которые в ходе исполнения программы ведомство не могло влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
Для каждой группы факторов оценивается ее влияние на отклонение показателей от плановых (прогнозируемых) значений.
4.6. По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование принятия новой ведомственной целевой программы, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
4.7. Оценка результативности реализации программы должна быть приведена в тексте доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования. В докладах также указываются предложения (планы) главного распорядителя бюджетных средств по повышению результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами.
4.8. В случае, когда из результатов оценки следует вывод о низкой результативности реализации ведомственной целевой программы, по представлению финансового управления администрации г. Южно-Сахалинска и комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска субъектом бюджетного планирования - разработчиком программы принимается решение:
- о прекращении реализации соответствующих ведомственных целевых программ с исключением в установленном порядке из местного бюджета расходов на их реализацию;
о доработке соответствующих ведомственных целевых программ с приостановлением в установленном порядке финансирования этих программ из местного бюджета.
Председатель Комитета экономики |
И.Г. Минервин |
Форма
к Порядку разработки, утверждения
и реализации ведомственных целевых
программ, индикаторов оценки
результативности и планируемых
результатов, а также корректировки
бюджетных средств, предоставленных
ведомствам и (или) главным
распорядителям исходя из уровня
достигнутых результатов.
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование органа местного самоуправления -
главного распорядителя средств местного бюджета _________________________
Наименование программы __________________________________________________
Наименование, номер и дата принятия правового
акта об утверждении программы ___________________________________________
Номер и дата постановки программы на учет в
финансовом управлении администрации г. Южно-
Сахалинска ______________________________________________________________
Цели и задачи программы _________________________________________________
Сроки реализации программы ______________________________________________
Объемы и источники финансирования _______________________________________
Характеристика программных мероприятий __________________________________
Целевые индикаторы и показатели _________________________________________
Ожидаемые конечные результаты реализации и
показатели социально-экономической
эффективности программы _________________________________________________
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра города Южно-Сахалинска от 3 сентября 2007 г. N 1755 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.