Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа развития пассажирского
автотранспортного обслуживания населения
до 2010 года
28 февраля, 26 сентября 2007 г., 25 марта 2009 г., 23 июня 2010 г.
Введение
Представленная Программа развития пассажирского автотранспортного обслуживания населения до 2010 года разработана в соответствии с нормативными правовыми документами по стабилизации социально-экономического положения в городе Южно-Сахалинске, принятыми администрацией города Южно-Сахалинска и городским Собранием города Южно-Сахалинска.
В расчетах приняты прогнозные показатели пассажирских автотранспортных предприятий, достаточные для выполнения муниципального заказа. Программа предусматривает мероприятия, направленные на сохранение количественных показателей работы пассажирского транспорта и улучшение качества обслуживания населения.
1. Используемые термины и понятия
Анализ нормативно-правовых актов показал, что используемая применительно к пассажирскому транспорту терминология не является однозначной, что затрудняет понимание многих терминов и понятий. С целью устранения создавшегося положения приводятся основные понятия и их определения.
Пассажирские перевозки - транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также сохранностью багажа.
Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров всеми видами транспорта, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. К перевозкам транспорта общего пользования также относятся и перевозки легковыми таксомоторами (такси). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Транспорт не общего пользования (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т. п.)".
Маршрутный автобус общего (общественного) пользования - пассажирское транспортное средство юридического или физического лица, привлеченное на договорной основе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (заказчиком перевозок) для удовлетворения потребностей населения в регулярных пассажирских перевозках по установленному заказчиком перевозок маршруту и регулируемым тарифам на условиях полной или частичной самоокупаемости и самофинансирования и провоза всех без исключения категорий пассажиров, включая проезд (бесплатный проезд) за счет средств соответствующего бюджета.
Таксомоторная перевозка - перевозка пассажиров легковыми автомобилями или автобусами особо малой вместимости с оплатой по установленному тарифу за наличный расчет и, как правило, с заключением договора на перевозку в устной форме в месте посадки пассажира. Разновидностью таксомоторных перевозок являются маршрутные таксомоторные перевозки; при таксомоторных (в том числе и маршрутных) перевозках в транспортных средствах используются только места для сидения; перевозка стоящих пассажиров не допускается (письмо Минтранса РФ от 16.01.2004 г. N ДРТИ-22/94).
Маршрутный автобус-таксомотор - общественный автотранспорт повышенной комфортности особо малой вместимости, который сконструирован и оборудован для перевозки им, как общественным транспортом, более восьми сидящих пассажиров по установленному заказчиком перевозок маршруту и только по числу мест для сидения с оплатой проезда (за комфортность) пассажиров по единым на территории населенного пункта повышенным бездотационным регулируемым тарифам и оборудован в установленном порядке таксометром или контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью, отличительным знаком с символикой в соответствии с требованиями ГОСТ 25869-90.
Маршрутный легковой автомобиль-таксомотор (такси) - общественный автотранспорт повышенной комфортности, который сконструирован и оборудован для перевозки им, как общественным транспортом, сидящих пассажиров по установленному заказчиком перевозок маршруту и только по числу мест для сидения с оплатой проезда (за комфортность) пассажиров по повышенным бездотационным регулируемым тарифам и оборудован в установленном порядке таксометром, отличительным знаком с символикой в соответствии с требованиями ГОСТ 25869-90.
Комфортность - свойство услуги пассажирского транспорта, обуславливающее создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров в транспортном средстве (в пути) в начальных, транзитных и конечных пунктах в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Маршрут - заранее установленный путь следования транспортного средства при перевозке пассажиров между начальным и конечным пунктами.
Автобусный маршрут - путь следования в установленном порядке маршрутного автобуса при перевозке пассажиров от начального до конечного пункта движения с посадкой и высадкой пассажиров на специально оборудованных остановках в соответствии с расписанием (графиком). Автотранспортные предприятия и организации на маршрутах движения автобусов оборудуют остановочные пункты указателями интервалов движения или расписания, утвержденных в установленном порядке заказчиком перевозок.
Пассажирское автотранспортное предприятие - юридическое лицо (хозяйствующий субъект), которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (в том числе транспортные средства) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет лицензию и сертификат соответствия на оказание соответствующих работ, услуг, обеспечивает стажировку и повышение квалификации водителей, осуществляет диспетчерское управление движением, медицинское освидетельствование, ремонт и технический осмотр автотранспорта, продажу билетов (кассовых чеков) и прием выручки от реализации услуг по перевозке пассажиров, а также другие организационно-хозяйственные функции, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Оператор - пассажирское автотранспортное предприятие, которое состоит в договорных (контрактных) отношениях с органом исполнительной власти (заказчиком перевозок) по выполнению государственного (муниципального)заказа на пассажирское автотранспортное обслуживание населения на городских, пригородных, междугородных маршрутах транспорта общего пользования.
Субподрядчики - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица), имеющие лицензию на оказание соответствующих работ, услуг, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, но не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой. Субподрядчик обеспечивает выполнение требований и норм по перевозке пассажиров по регулярным автобусным (таксомоторным) маршрутам транспорта общего пользования на основе типовых договоров, заключенных с автотранспортными предприятиями (операторами) и зарегистрированных органом исполнительной власти (заказчиком перевозок).
Место остановки маршрутного автобуса - место посадки и высадки пассажиров из маршрутного транспортного средства общего пользования, обычно оборудованного местами для отдыха пассажиров с защитой их от непогоды, табличками (указателями) с информацией о маршруте, дорожным знаком 5.12 "Место остановки автобуса". Посадка в автобус и выход пассажиров из автобуса производятся только на установленных специальными указателями остановочных пунктах - в заездных карманах остановочного пункта, напротив автопавильонов и дорожных знаков 5.12 "Место остановки автобуса". Высадка пассажиров из маршрутного таксомотора производится по требованию пассажира в любом месте пути следования таксомотора (оборудованного в установленном порядке таксометром или контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью, отличительным знаком с символикой в соответствии с требованиями ГОСТ 25869-90) с соблюдением Правил дорожного движения.
Водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, к водителю приравнивается и обучающий вождению.
Водитель-стажер - лицо, которое проходит стажировку. Стажировка -срок, в течение которого вновь приступивший (наемный работник-водитель оператора, субподрядчика, водитель-предприниматель) к работе на транспортном средстве работает для приобретения (повышения) профессионального опыта по своей специальности. Перед началом работы на маршрутах транспорта общего пользования водители автобусов, таксомоторов субподрядчика на договорных условиях с оператором проходят стажировку под руководством водителей-наставников оператора.
Пассажир - физическое лицо, которое в соответствии с договором (билетом) перевозки (публичным договором), заключенным им или от его имени другим лицом перевозится по маршруту и получает другие услуги от перевозчика за плату или бесплатно.
Билет - проездной документ, удостоверяющий оплату проезда, а также заключение договора перевозки пассажира и распространение действия условий договора перевозки на конкретного пассажира.
Договор перевозки - документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обстоятельства и взаимная ответственность сторон при перевозке.
Перевозчик - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров, а в ряде случаев - и сопутствующие услуги.
Исполнитель услуги пассажирского транспорта - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги пассажирского транспорта в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта". Исполнитель обеспечивает информационное обеспечение перевозок общего пользования по ГОСТ 25869 и возможность бездискриминационного доступа различных групп потребителей (пассажиров) к пользованию услугой в соответствии с ее назначением за счет установления соответствующих социальных, экономических и технических характеристик услуги.
Потребитель транспортной услуги -физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.
Заказчик (организатор) пассажирских маршрутных перевозок - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченное ими юридическое лицо, которое руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, осуществляет организацию и контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города (района), утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; в случае необходимости для удовлетворения потребностей населения в социально значимых перевозках привлекает на договорных началах к пассажирскому транспортному обслуживанию населения пассажирский транспорт физических лиц и юридических лиц всех форм собственности. Заказчик перевозок представляет интересы пассажиров перед транспортными организациями.
Государственный (муниципальный) заказ на транспортное обслуживание населения - вид социально значимых для общества пассажирских транспортных услуг, предоставляемых заказчиком перевозчику, как правило, на конкурсной основе на условиях заказчика, с последующим оформлением договора в установленные сроки. Пассажирское транспортное обслуживание населения - вид предпринимательской деятельности, доступ на который ограничен и регулируется действующим законодательством (статьи 1, 49, 784, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Конкурс - обращение заказчика перевозок через средства массовой информации об участии в нем всех желающих хозяйствующих субъектов (перевозчиков) на условиях заказчика, предусматривающих предмет конкурса, критерии и порядок оценки результатов конкурса, место, срок и порядок их проведения с целью отбора исполнителя работ государственного (муниципального) заказа, имеющего наилучшие технико-экономические показатели выполняемых работ, услуг, профессиональные знания и квалификацию, опыт и положительную репутацию, обладающего необходимыми транспортными средствами, оборудованием, материальными и трудовыми ресурсами для выполнения пассажирского транспортного обслуживания населения. Конкурс - способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, обеспечивающий лучшие условия исполнения государственного (муниципального) заказа (контракта).
Тариф - установленная величина оплаты перевозки на единицу расстояния, времени или на одну поездку.
Регулирующий орган (орган, осуществляющий регулирование тарифов) - орган, в компетенцию которого входит рассмотрение финансово-экономической информации по установлению тарифов с целью дальнейшего их утверждения.
Проездной документ - документ, удостоверяющий право пассажира на пользование услугой по перевозке. К проездным документам могут относиться: билет, документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории лиц, имеющих право пользования, в том числе льготного или бесплатного, данным видом услуг по перевозке.
Заказ на маршрутные перевозки, обеспечиваемый бюджетными субвенциями - заказ, формируемый органами власти субъектов РФ и администрациями муниципальных образований (заказчиком перевозок) с целью удовлетворения социально обусловленной транспортной подвижности и потребностей населения в передвижении по тарифам, устанавливаемым заказчиком перевозок и обеспечивающим доступность транспортных услуг для всех слоев населения, в том числе и малообеспеченных.
2. Характеристика рынка пассажирских автотранспортных услуг
В настоящее время перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах муниципального образования "город Южно-Сахалинск" осуществляют: одно муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие (МУП ПАТО), 6 коммерческих автотранспортных предприятий и 450 индивидуальных предпринимателей.
В течение 1992 - 1999 годов активно формировалась конкурентная среда при отсутствии на федеральном уровне необходимых нормативно-правовых актов, отвечающих условиям рыночных отношений. В этот период на рынке маршрутных пассажирских транспортных услуг появлялось все больше и больше перевозчиков, незаконно работающих на маршрутной сети города (без лицензии и договора с администрацией города, как заказчика перевозок), что негативно сказалось на культуре обслуживания населения и показателях работы пассажирского автомобильного транспорта (несоблюдение индивидуальными предпринимателями расписания движения маршрутных автобусов, отсутствие учета выполненных объемов перевозок и т. д.). В связи с этим администрацией города Южно-Сахалинска была разработана нормативная база для обеспечения стабильной работы рынка пассажирских автотранспортных услуг, создания конкурентной среды среди перевозчиков всех форм собственности. Перевозчики в сложных экономических условиях стремились к расширению сферы услуг - разрабатывали новые маршруты, вносили изменения в действующие схемы движения.
В текущем году на некоторых предприятиях наметилась определенная тенденция по обновлению подвижного состава.
Рынок пассажирских автотранспортных услуг испытывает воздействие многих факторов. В первую очередь, это значительный рост основной составляющей себестоимости перевозок - горюче-смазочных материалов. Другой фактор - это насыщенность рынка. В настоящее время на городских и пригородных маршрутах задействовано 642 единицы автобусов различной вместимости, что составляет к уровню 1989 года 330%. Однако в общем, числе только 3,2% составляют автобусы большой вместимости, которые больше удовлетворяют потребностям населения, чем особо малой и малой вместимости. Состояние дорожно-транспортной сети - третий фактор, который существенно оказывает воздействие на работу общественного транспорта.
Учитывая воздействие этих факторов, можно отметить, что рынок имеет существенный недостаток из-за большой диспропорции между количеством автобусов большой и малой вместимости, что сильно снизило качество предоставляемых услуг по отношению к населению пожилого возраста. Если рассматривать количественные показатели, то рынок пассажирских автотранспортных услуг может обеспечить перевозки пассажиров.
С приходом на рынок пассажирских автотранспортных услуг индивидуальных предпринимателей увеличилось число жалоб со стороны населения на невыполнение данными субъектами предпринимательской деятельности федеральных законов, устанавливающих право бесплатного проезда для отдельных категорий граждан, что вызвано в основном неподготовленностью значительного числа предпринимателей для работы на транспорте общего пользования.
В целях защиты законных прав граждан государственными контролирующими органами постоянно ведется с владельцами маршрутных автобусов разъяснительная работа по выполнению требований действующего законодательства и лицензионных условий, регулярно проводятся проверки на линии.
3. Мониторинг рынка пассажирских автотранспортных услуг за 1989 - 2004 годы
Внутригородские пассажирские перевозки, без сомнения, можно отнести к наиболее динамично развивающимся отраслям реального сектора экономики Южно-Сахалинска.
Начиная, с 1992 года на рынке транспортных услуг активно формировалась конкурентная среда за счет предприятий частного бизнеса, наблюдалось значительное расширение транспортной сети путем разработки новых маршрутов и внесения изменений в действующие схемы движения. Если в 1989 году на 27 автобусных маршрутах на линии ежедневно работало до 106 ед. автобусов, то в настоящее время на 64 маршрутах ежедневно работают на линии более 400 ед. автобусов.
Анализ рынка пассажирских автотранспортных услуг за данный период имеет свои особенности. К 1998 году произошло резкое снижение выпуска на линию маршрутных автобусов муниципального предприятия. Если в 1989 году, когда МП ПАТП-2 имело хорошие показатели работы, на балансе предприятия состояло 193 автобуса, то в 1998 году - 76 ед. автобусов, а в 2004 году по МУП ПАТО - 23 автобуса. Пополнение новыми автобусами большего класса за счет средств предприятий и индивидуальных предпринимателей не происходит по причине их большой стоимости. Старение подвижного состава, резкое снижение с 1992 года поставок автобусов 1-го класса за счет средств областного бюджета (приложение N 1), поставило под угрозу выполнение закона Сахалинской области от 20.05.1996 г. N 24 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части бесперебойного обеспечения автоперевозок эвакуируемого населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в период военного времени (микроавтобусы принадлежат, как правило, индивидуальным предпринимателям и мало эффективны для этих целей). В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на период военного времени для выполнения нормативно-мобилизационных объемов пассажирских автоперевозок ранее в состав Южно-Сахалинского ПАТП-2 (которое в настоящее время ликвидировано) входили мобильные специализированные автоколонны N 1896-С, N 376; в связи с этим назрела необходимость на базе одного специализированного пассажирского автопредприятия возродить специализированные автоколонны по эвакуации населения для выполнения нормативно-мобилизационных объемов автоперевозок, так как при выполнении этих перевозок несколькими мелкими перевозчиками велика вероятность несвоевременного выполнения поставленных задач по эвакуации населения.
Необеспеченность маршрутов послужило основанием для привлечения к пассажирскому автотранспортному обслуживанию населения автобусов коммерческих предприятий и индивидуальных предпринимателей. В феврале 2005 года муниципальное предприятие МУП ПАТО за счет средств бюджета муниципального образования "город Южно-Сахалинск" получило 11 больших автобусов марки НЕФАЗ-5299 на сумму 22840896 рублей, что оценивается как положительный фактор в обновлении муниципального парка. Количественное соотношение автобусов по пассажирским предприятиям представлено в приложении N 2. В связи с тем, что на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты по транспортному обслуживанию населения, регулирующие финансовые взаимоотношения между местной администрацией (заказчиком перевозок) и перевозчиком при выполнении муниципального заказа, возникает возможность сокрытия истинной выручки с маршрутной сети от налогообложения.
Трудности при осуществлении анализа работы коммерческих предприятий и индивидуальных предпринимателей (исполнителей услуг пассажирского транспорта) связан в настоящее время с коммерческой тайной, смысл которой состоит, в том числе и в засекречивании всей документации, особенно частными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, которых становится больше, чем юридических лиц. Коммерческая тайна делает практически невозможным доступ к материалам бухгалтерского учета, сведениям по уплате налогов, задолженности по выплате зарплаты. Пользуясь этим, перевозчики либо вовсе уклоняются от предоставления требуемой информации, либо дают данные, достоверность которых не поддается контролю, не отражает действительного положения дел и, естественно, объективному аналитическому анализу. Переход к рыночной экономике сделал практически невозможным произвести анализ по статьям затрат, доходов по автоперевозкам, по видам выполняемых работ, услуг, так как малые предприятия и индивидуальные предприниматели-перевозчики по статистической отчетности по формам N 1 -автотранспорт, N 3-автотранспорт, N 65-автотранс не отчитываются, а данные формы представляют только крупные и средние предприятия; существующая статистическая форма N 1-автотранс (срочная) "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" не предусматривает количество перевезенных платных пассажиров, выручку с маршрутной сети.
На федеральном уровне до настоящего времени отсутствует статистическая отчетность о выполненных объемах пассажирских перевозок, осуществляемых легковыми таксомоторами (такси), что, естественно, занижает показатели о фактически выполненном объеме пассажирских услуг населению транспортом общего пользования.
3.1. Анализ динамики общего объема перевозок пассажиров маршрутными
автобусами за 1989-2004 годы
При проведении анализа транспортных услуг 1989 год берется за базовый год как стабильный в финансовом отношении год, а также в связи с тем, что стат- отчетность по форме N 1-автотранс (срочная) "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" по объемам пассажирских перевозок, выполняемых юридическими (обществами с ограниченной ответственностью) и физическими лицами, была введена только с 1 января 1999 года в соответствии с постановлением Госкомстата России от 03.08.1998 г. N 77. Самоокупаемость пассажирского транспорта общего пользования по ПАТП-2 в 1989 году составляла 87,5 процента, а на пригородных маршрутах - 100,8 процента, при этом перевозились все льготные категории пассажиров; количество автобусов ПАТП-2 -193 ед., общая вместимость автопарка ПАТП-2 - 5842,4 места.
На 1 января 2005 года общее количество автобусов составило 626 ед. общей вместимостью парка 8811 мест, в том числе по юридическим лицам -181 ед. автобусов общей вместимостью 3008 мест и по индивидуальным предпринимателям - 445 ед. автобусов общей вместимостью 5803 места.
В настоящее время доминирующее положение на рынке транспортных услуг по обслуживанию населения областного центра заняли микроавтобусы, принадлежащие, как правило, индивидуальным предпринимателям, в результате чего ущемлены законные права потребителей транспортных услуг, нуждающихся в работе транспорта большой вместимости строго по расписанию, в квалифицированном обслуживании не только здоровых граждан, но и тех, которые по состоянию здоровья и другим причинам не могут пользоваться микроавтобусами (инвалиды, передвигающиеся на костылях, граждане с крупногабаритными вещами и т. д.). Перестала действовать автоматизированная система контроля за регулярностью движения маршрутных автобусов.
За 1989 год по ПАТП-2 объем перевозок составлял 72,8 млн. пассажиров, а за 2004 год по всем перевозчикам, обслуживающим маршрутную сеть города Южно-Сахалинска, объем перевозок составил - 24,81926 млн. пассажиров, что составляет 34,05% ((24,81926:72,8788) х 100) к объему перевозок 1989 года. Приведенный анализ показывает, что представленные индивидуальными предпринимателями данные не соответствуют действительности, то есть занижены, искажены.
Динамика объема перевозок пассажиров маршрутными автобусами и финансовые показатели показаны в приложениях N 3, 4 к настоящей Программе.
3.2. Анализ работы муниципального пассажирского автотранспортного
предприятия ПАТП-2 (с июля 1999 года МУП ПАЮ).
Учитывая сложное положение МП ПАТП-2, в основном из-за значительной задолженности перед предприятием федерального и областного бюджетов за перевозку льготных категорий пассажиров и невозможности дальнейшего развития транспортных услуг, администрацией г. Южно-Сахалинска по предложению коллектива МП ПАТП-2 была проведена реструктуризация производственной деятельности предприятия. На территории МП ПАТП-2 было создано три пассажирских автопредприятия: МУП ПАТО, ООО ПАТП-5, ООО ПАТП-6, которые в настоящее время устойчиво выполняют муниципальный заказ по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах. Динамика роста доходов с маршрутов представлена в приложении N 5 к настоящей Программе.
4. Перспективы развития пассажирского автотранспортного
обслуживания населения муниципального образования
"город Южно-Сахалинск" на период 2004 - 2010 гг.
4.1. Прогноз общего объема пассажирских автотранспортных услуг на период 2004 - 2010 гг.
Исходя из фактических объемов перевозок пассажиров и прогноза выполнения мероприятий по техническому перевооружения автобусного парка предприятий на 2005 - 2010 годы на 2005 год прогнозируется рост объема перевозок пассажиров на 19,7% к уровню 2003 года (приложение N 6). Общий объем пассажирских перевозок в 2004 году составил 24819,26 тыс. пассажиров, к уровню 2003 года рост на 10,2%.
4.2. Прогноз технического переоснащения подвижного состава автобусного парка предприятий.
В областном бюджете предусматривается ежегодно выделять городу Южно-Сахалинску не менее 40% (5-7 автобусов) от общих поставок автобусов по Сахалинской области. В условиях жесткого дефицита бюджета муниципального образования администрацией г. Южно-Сахалинска проведена определенная работа по обновлению парка автобусов. За счет собственных средств предприятий в 2004 году приобретено 27 подержанных автобусов на сумму 5331,5 тыс. руб., в том числе: ОАО ПАТП-1 - 13 ед. на сумму 1992,9 тыс. руб.; ООО ПАТП-5 - 6 ед. "Азия-Топик", 1 ед. "Грейс" на сумму 1110,6 тыс. руб., 1 ед. БС-106 на сумму - 239 тыс. руб.; ООО "Фирма ПАТП-3" - 6 ед. микроавтобусов на сумму 1988 тыс. руб.
В соответствии с соглашением "О порядке взаимодействия между администрацией Сахалинской области, администрацией муниципального образования "город Южно-Сахалинск", автотранспортными предприятиями всех форм собственности, а также Сахалинской областной организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации и некоммерческим партнерством "Независимая организации водителей индивидуальных предпринимателей" по бесперебойному обеспечению автомобильных перевозок всех категорий пассажиров на территории муниципального образования на 2005 - 2007 годы" для муниципальных нужд города планируется ежегодно приобретать по 10 автобусов большой вместимости.
4.3. Обеспеченность рынка пассажирских автотранспортных
услуг муниципального образования
"город Южно-Сахалинск"
Потребность населения в услугах пассажирского транспорта общего пользования определялась на основании обследования пассажиропотоков на действующих и вновь открываемых маршрутах.
В настоящее время на рынке пассажирских автотранспортных услуг на договорных отношениях функционируют 7 пассажирских автотранспортных предприятий; ОАО ПАТП-1, ООО ПАТП-3, ООО "Экспресс-Сервис", ООО ПАТП-5, ООО ПАТП-6, муниципальное унитарное предприятие ПАЮ (МУП ПАЮ) и ООО "Южно-Сахалинское автотранспортное предприятие N 9". На пассажирских перевозках дополнительно привлекаются индивидуальные предприниматели (субподрядчики), которые закреплены за юридическими лицами-перевозчиками (операторы). Маршрутная автобусная сеть Южно-Сахалинска достаточно разветвленная и позволяет пассажирам добраться общественным транспортом без пересадки практически в любой район города, а если с вокзала или с аэропорта пассажиру необходимо быстро и комфортно добраться к частному сектору или к подъезду своего дома, то к его услугам легковые такси, многие из которых имеют радиотелефоны.
Маршрутную сеть города, состоящую из 64 маршрутов общей протяженностью 993,9 км (в том числе 56 внутригородских маршрутов - 765,0 км и пригородные: летом 8 маршрутов - 228,9 км, а зимой 7 маршрутов - 188,1км), обслуживают 7 автотранспортных предприятий на территории трех районов (территория муниципального образования "город Южно-Сахалинск" - городские и пригородные автобусные (дачные) маршруты: N 105, 119, 189; Корсаковский район - автобусные (дачные) маршруты: N 174; N 177 (летом). Анивский район - автобусные (дачные) маршруты: N 113, N 256; N 257):
- МУП ПАТО (2 пригородных маршрута протяженностью 33,6 км зимой, а летом 39,5 км и 23 городских маршрута протяженностью 295,2 км, в том числе маршруты: N 1-13 км; N 3 -8,5 км; N 4 - 11 км; N 6 - 16,8 км; N 9-11,5 км; N 10 - 19,9 км; N 11 -15,6 км; N 12 - 11 км; N 13 - 7,9 км; N 15 - 13,1 км; N 16 - 9,3 км; N 17 ч.
- 12,7 км; N 17 пр. - 12,7 км; N 18 -11,6 км; N 21 - 15 км; N 23 - 7,8 км; N 24 - 8,3 км; N 25 - 8,3 км; N 27 -12,4 км; N 93 - 18,9 км; N 95 ч. - 12,2 км; N 95 пр. - 12,2 км; N 99 - 25,3 км; N 105 - 21,7 км (лето); N 105 - 16,7 км (зима); N 113 - 17,8 км (лето); N 113 (зима) - 16,9 км);
- ОАО ПАТП-1 (1 пригородный маршрут протяженностью 46,3 км и 9 городских маршрутов протяженностью 111 км, в том числе маршруты: N 33 -11,4 км; N 34 - 12 км; N 36 - 10,4 км; N 37 - 12,7 км; N 38 - 12,7 км; N 39 -14,6 км; N 40 - 14,6 км; N 43 -12 км; N 44 - 10,6 км; N 174 - 46,3 км);
- ООО "Фирма ПАТП-3" (2 пригородных маршрута протяженностью 50 км зимой, а летом - 53,1 км и 9 городских маршрутов протяженностью 147,9 км, в том числе маршруты: N 256 -16,9 км (зима); N 256 - 20 км (лето); N 257 - 33,1 км; N 62 -31,3 км; N 63
- 15,9 км; N 64 - 18,4 км; N 66 - 35,1 км; N 67 пр. - 12,2 км; N 67ч. - 12,2 км; N 68 - 22,8 км);
- ООО ПАТП-5, ООО ПАТП-6 (2 пригородных маршрута протяженностью 58,2 км зимой, а летом 3 пригородных маршрута - 90 км и 9 городских маршрутов протяженностью 100,4 км, в том числе маршруты: N 5 - 7 км; N 7 пр. -8,5 км; N 7ч. - 8,5 км; N 19 - 10 км; N 20 - 9,9 км; N 22 - 21,3 км; N 28 -15 км; N 45 - 10,1 км; N 46 - 10,1 км; N119 - 22,5 км; N 177 - 31,8 км (лето); N 189 - 35,7 км);
- ООО "Южно-Сахалинское АТП-9" (2 городских маршрута протяженностью 18,6 км, в том числе маршруты: N 81-9,9 км; N 90 - 8,7 км);
- ООО "Экспресс-Сервис" (4 городских маршрута протяженностью 91,9 км, в том числе маршруты: N 71 - 32,4 км; N 72 - 14,5 км; N 73 - 19 км; N 76 -26 км).
В настоящее время в целом проблема пассажирского транспортного обслуживания населения в городе решена -платный пассажир может доехать в любую точку города (на маршрутном автобусе, маршрутном автобусе-таксомоторе, легковом таксомоторе индивидуального пользования), но основная проблема состоит в том, что из-за отсутствия достаточных средств в местном бюджете на приобретение автобусов средней (типа ЛАЗ-698, ЛАЗ-4202), большой (типа ЛиАЗ-677) и особо большой вместимости (типа "Икарус-180") доминирующее положение на рынке пассажирских транспортных услуг заняли микроавтобусы (автобусы особо малой вместимости) частных "извозчиков"; положительным фактором является стабилизация достаточно разветвленной в городе маршрутной сети. Указанное позволяет сделать вывод, что рынок автотранспортных услуг в состоянии обеспечить потребность в перевозках пассажиров.
Вместе с тем постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы и топливо существенно влияет на работу общественного транспорта, сказываясь, в первую очередь, на тарифной политике перевозчиков. Проблемой можно назвать и структуру основного фонда автотранспортных предприятий. Доминирующее положение на маршрутной сети заняли микроавтобусы, что, естественно, отрицательно сказывается на культуре обслуживания пассажиров (пассажирам преклонного возраста, инвалидам, беременным женщинам, пассажирам, перевозящим с собой багаж и хозинвентарь в дачный период, неудобно садиться в микроавтобусы, а инвалиды на костылях практически не имеют возможности нормально доехать до своего места назначения).
На пассажирских перевозках дополнительно привлекаются индивидуальные предприниматели (субподрядчики), которые закреплены за юридическими лицами-перевозчиками (операторы).
Общий объем маршрутных пассажирских автоперевозок по городу Южно-Сахалинску по всем перевозчикам, состоящим в договорных отношениях с администрацией города Южно-Сахалинска, неуклонно возрастает, и за 2004 год составил 24,8 млн. пассажиров. Объем перевозок пассажиров маршрутными автобусами за 2004 год в сравнении с 2003 годом составил 110,2%.
На большинстве маршрутов в зимний период пассажиропотоки незначительные, поэтому из 64 маршрутов - на маршрутах N 1, 2, 6, 11, 22, 105, 113, 174, 177, 189 работает по 1 автобусу.
В летний период на маршрутах N 11, 105, 119 работает по 2 автобуса, на остальных маршрутах - более 3 автобусов.
Для обеспечения устойчивой работы городских и пригородных маршрутов в период перевозок пассажиров к садово-огородническим товариществам и повышения регулярности движения маршрутных автобусов, планируется привлечь на договорных условиях пассажирские автотранспортные предприятия, имеющие автобусы большой вместимости. С этой целью в 2004 году часть больших автобусов типа ДЭУ "БС-106", НЕФАЗ-5299 с максимальной вместимостью каждого до 114 пассажиров, включаются в графики движения на маршруты N 10, 11, 22, 119, 174, 189.
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения экономической эффективности использования автобусов на маршрутах транспорта общего пользования в марте 2005 г. управлением муниципального заказа и тарифной политики администрации города Южно-Сахалинска совместно с перевозчиками, некоммерческой общественной организацией "Независимая организация водителей индивидуальных предпринимателей" (НП НОВИП), администрацией Сахалинской области разработано соглашение "О порядке взаимодействия между администрацией Сахалинской области, администрацией муниципального образования города Южно-Сахалинска, автотранспортными предприятиями всех форм собственности, а также Сахалинской областной организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации и некоммерческим партнерством "Независимая организации водителей индивидуальных предпринимателей" по бесперебойному обеспечению автомобильных перевозок всех категорий пассажиров на территории муниципального образования на 2005 - 2007 годы", утвержденное распоряжением администрации Сахалинской области от 16 марта 2005 г. N 100-ра.
Контроль за исполнением перевозчиками муниципального заказа, регулярностью движения автобусов осуществляется управлением муниципального заказа и тарифной политики администрации города Южно-Сахалинска совместно с перевозчиками, управлением государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Министерства транспорта России.
В 1989 году ежедневно на маршрутах работало до 106 единиц автобусов ПАТП-2, при этом находились автобусы в резерве, население обеспечивалось пассажирским транспортным обслуживанием строго по графику, так как контроль за регулярностью движения маршрутных автобусов осуществлялся с помощью индуктивной системы "Дистон".
В числе первых в стране в г. Южно-Сахалинске в целях повышения культуры обслуживания пассажиров и контроля за работой транспорта, соблюдения выполнения графиков движения маршрутных автобусов в январе 1997 года была внедрена спутниковая система диспетчерского контроля за регулярностью движения маршрутных автобусов с использованием Глобальной системы позиционирования (GPS). Данная система позволила улучшить контроль за соблюдением графиков движения автобусов на маршрутах. Преимущество заключается в возможности контролировать маршрутные автобусы в реальном масштабе времени в независимости от водителя и контрольных точек и воспроизводить данные за прошедший период времени. Использование электронной карты города в диспетчерской системе позволило визуально наблюдать местоположения маршрутных автобусов. Внедрение системы обеспечило получение географических координат местоположения объекта с периодичностью 15 секунд.
В продолжение внедрения этой системы была подключена электронная карта города, что позволило визуально наблюдать положение объекта в городе Южно-Сахалинске. Точность определения координаты обеспечивала совпадение траектории движения объекта с улицами города. Применение GPS-устройств для определения координат движущегося объекта, передачи данных в УКВ диапазоне на центральный диспетчерский компьютер МП ПАТП-2 и отображение на электронной карте города местоположения транспортных средств обеспечивало диспетчерский контроль за регулярностью движения маршрутных автобусов. В связи с финансовыми трудностями в октябре 1998 года развитие данной системы было приостановлено (законсервировано). Контроль за регулярностью движения маршрутных автотранспортных средств осуществляется визуально, что неэффективно и в связи с этим количество жалоб от населения увеличилось.
В настоящее время в целях усиления контроля за регулярностью движения маршрутных автобусов, прорабатывается вопрос внедрения автоматизированной системы диспетчерского управления за работой маршрутных городских и пригородных пассажирских автоперевозок транспорта общего пользования и учета их работы (рейсов, машино-часов и т. д.), предусмотрев при этом минимальные затраты, а также оборудования остановочных пунктов информационным обеспечением за счет пассажирских предприятий.
Маршрутная сеть в основном стабилизировалась, предложений от пассажирских предприятий и населения по ее изменению практически не поступает.
5. Приоритетные направления развития рынка пассажирских автотранспортных услуг муниципального образования "город Южно-Сахалинск"
Приоритетными направлениями развития рынка пассажирских автотранспортных услуг муниципального образования "город Южно-Сахалинск" на 2005 - 2010 годы являются:
1. Приобретение автобусов для муниципального унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное объединение" (МУП ПАТО), приложение N 7.
2. Техническое перевооружение подвижного состава городского пассажирского автотранспорта (рекомендовать администрации Сахалинской области предусматривать в областном бюджете средства на закрытие полной потребности в приобретении автобусов для муниципального образования "город Южно-Сахалинск", ежегодно выделять городу Южно-Сахалинску не менее 40% от общих поставок автобусов по Сахалинской области).
3. Снижение неэффективной работы автобусов на линии за счет внедрения автоматизированной системы контроля за регулярностью движения автобусов.
4. Обеспечение ритмичного и в запланированном объеме финансирования работы маршрутных автобусов.
5. Совершенствование системы тарифного регулирования с учетом интересов пользователей транспортных услуг.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимоотношений пассажирских перевозчиков различной формы собственности и администрации города Южно-Сахалинска как собственника маршрутов городского пассажирского автотранспорта.
7. Повышение эффективности системы управления и усиления контрольных функций административного регулирования в системе пассажирского транспортного обслуживания населения.
8. Обеспечение полноты сбора выручки на маршрутах.
9. Реализация первоочередных задач по совершенствованию дорожно-транспортной сети и обеспечению безопасности дорожного движения.
10. Развитие тесных контактов с общественными организациями отрасли "Транспорт", подобных НП НОВИП.
11. Усиление контроля за выполнением перевозчиками муниципального заказа и требований, установленных лицензией на перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении.
6. Финансирование Программы
В основе технического решения проблемы переоснащения автобусного парка предприятий и организаций систематизированного контроля регулярности движения транспорта общего пользования на маршрутах лежат мероприятия самих предприятий, собственные средства, а также целевое финансирование из бюджетов различных уровней на приобретение автобусов. Общий объем финансирования программных мероприятий изложены в приложении N 8 к настоящей Программе.
7. Ожидаемый результат реализации приоритетных направлений развития рынка пассажирских автотранспортных услуг.
Реализация приоритетных направлений развития рынка пассажирских автотранспортных услуг позволит улучшить качество обслуживания пассажиров, обеспечить надежное выполнение муниципального заказа, стабилизировать перевозки пассажиров на пригородных направлениях, добиться регулярности движения автобусов, восстановить информационное обеспечение остановочных пунктов, снизить социальную напряженность в обществе за счет обеспечения гарантированных прав социально незащищенных граждан на получение транспортных услуг. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- коэффициент использования парка маршрутных автобусов - 0,85;
- среднесуточная продолжительность работы на линии транспорта - 11 час;
- эксплуатационная скорость маршрутного автотранспорта - 17 км/час;
- функционирование 1-го автоматизированного диспетчерского пункта по контролю за регулярностью движения пассажирского транспорта общего пользования;
- снижение себестоимости перевозок, улучшение качества обслуживания пассажиров.
<< Назад |
Приложение 1. >> Динамика поставок автобусов по годам |
|
Содержание Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 31 августа 2005 г. N 1033/118вн-05-2 "О Программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.