Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Масенина П.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Мегрибаняна М.И, административного истца и его представителя Фогель Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-33/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 20 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части 12416 "данные изъяты" в отставке Агафоновой Натальи Владимировны об оспаривании решения ВрИО начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Агафонова, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходила военную службу в г. Тейково Ивановской области, где она и дочь в составе семьи своего супруга - ФИО1, являющегося военнослужащим, по ордеру от 3 сентября 1997 года была обеспечена жилым помещением по адресу: "адрес", общей площадью 53, 59 кв.м, находящимся на территории закрытого военного городка. В этом жилом помещении административный истец, супруг и их дочь зарегистрированы по месту жительства с 12 сентября 1997 года.
В рапорте от 3 марта 2009 года административный истец, достигшая общей продолжительности военной службы более 10 лет и предельного возраста пребывания на военной службе, просила об увольнении с военной службы по данному основанию. В этом же рапорте указала на обеспеченность жилым помещением в закрытом военном городке.
Приказом командира войсковой части 12416 от ДД.ММ.ГГГГ N Агафонова, уволенная с военной службы по возрасту, исключена из списков личного состава воинской части с 8 марта того же года и до получения жилья по избранному месту жительства направлена на учёт в Объединённый военный комиссариат г. Тейково.
В апреле 2012 года военный городок Тейково-10 исключён из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд.
9 декабря 2019 года административный истец, сохраняя регистрацию в предоставленной её супругу и дочери квартире в г. Тейково, обратилась в отделение с заявлением, в котором, ссылаясь на незаконное увольнение без обеспечения жильём по избранному месту жительства, просила о принятии вместе с супругом на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Белгороде.
Решением отделения от ДД.ММ.ГГГГ Агафоновой отказано в удовлетворении её заявления ввиду того, что до исключения из списков личного состава воинской части на жилищном учёте она не состояла, а после утраты статуса военнослужащего у неё отпали основания для принятия на жилищный учёт в целях обеспечения жильём в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Кроме того, сделан вывод о реализации административным истцом права на жильё в порядке Федерального закона "О статусе военнослужащих" в условиях обеспеченности её жилым помещением по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Агафонова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение отделения от ДД.ММ.ГГГГ, обязав начальника отделения повторно рассмотреть вопрос о принятии её вместе с супругом на жилищный учёт.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы утверждает о том, что обжалуемое решение является незаконным и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Ссылаясь на вышеприведённые обстоятельства административного дела, указывает, что в период прохождения военной службы проживала в закрытом военном городке и рассчитывала на обеспечение жильём вместе с супругом в порядке отселения из городка или с помощью выданного ему государственного жилищного сертификата. В связи с тем, что военный городок был открыт в 2012 году, то в соответствующую программу по переселению они не были включены, а полученный сертификат в связи с невозможностью его реализовать был сдан супругом.
Отмечает, что в суд она обратилась как военнослужащая, незаконно уволенная с военной службы без обеспечения жильём в избранном месте жительства, о чём она заявляла до увольнения и это подтверждается выпиской из приказа об исключении её из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах, приводя и анализируя определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года N 73-КГ18-3, принятое по кассационной жалобе другого военнослужащего, считает, что вопрос нуждаемости в обеспечении её жильём, в условиях проживания на момент увольнения на территории закрытого военного городка, подлежал выяснению командованием, в том числе, на проводимой в таких случаях с военнослужащим индивидуальной беседе, которую с ней не проводили.
В этой связи считает, что необходимость подачи рапорта в целях принятия на жилищный учёт по избранному месту жительства командованием ей не разъяснялась, а поэтому она, как и бывший военнослужащий, в отношении которого принято вышеуказанное определение, вправе претендовать на принятие на жилищный учёт после незаконного увольнения, несмотря на то, что в период прохождения военной службы по вине командования она не была принята на данный учёт.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции соглашаясь с основаниями, положенными начальником отделения в обоснование оспоренного решения, исходил из того, что до исключения из списков личного состава воинской части Агафонова не обращалась с рапортом о принятии на жилищный учёт и в настоящее время считается обеспеченной жилым помещением.
Между тем с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законодательстве гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законодательством нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы, государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В силу подп. "г" п. 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, одним из самостоятельных оснований признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства является наличие у них жилой площади в закрытом военном городке.
При возникновении соответствующих оснований военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации вышеуказанных жилищных гарантий, и эти решения оформляются соответствующим образом.
Порядок принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в получении жилых помещений был установлен в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы.
Пунктом 27 Инструкции было предусмотрено, что для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащим подаётся в порядке подчиненности рапорт.
Из материалов дела следует, что с рапортом о принятии на жилищный учёт Агафонова до дня исключения из списков личного состава воинской части в жилищный орган либо к командованию не обращалась.
Между тем эти обстоятельства не являются достаточными для вывода о том, что административный истец, обеспеченная на момент увольнения с военной службы жилым помещением в закрытом военном городке, по собственной воле отказалась от реализации права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства.
Напротив, из копии рапорта Агафоновой от 3 марта 2009 года усматривается, что она, достигшая общей продолжительности военной службы более 10 лет и предельного возраста пребывания на военной службе, просила об увольнении с военной службы по данному основанию, указав на обеспеченность жилым помещением в закрытом военном городке.
Приказом командира войсковой части 12416 от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец, уволенная с военной службы по возрасту, исключена из списков личного состава воинской части с 8 марта того же года и направлена на учёт в Объединённый военный комиссариат г.Тейково до получения жилья по избранному месту жительства, что свидетельствует об осведомленности командования об отсутствии у Агафоновой жилья для постоянного проживания и о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период военной службы административный истец заявила о своём желании быть обеспеченной жильём по избранному месту жительства.
Согласно п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по возрасту без предоставления ему жилого помещения либо денежных средств на его приобретение, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом в соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение его прав, в том числе, предусмотренных п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым невозможно произвести увольнение определенной категории военнослужащих без выяснения их согласия на увольнение без предоставления жилых помещений для постоянного проживания.
Порядок деятельности воинских должностных лиц при увольнении военнослужащего в период возникновения спорных правоотношений устанавливался Порядком представления военнослужащих к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 350.
Согласно п. 21 и 22 данного порядка командир воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы и отразить в листе беседы, приобщаемом к личному делу, вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Совокупность вышеизложенных норм в их взаимосвязи свидетельствует о наличии обязанности командования воинской части провести мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильём.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что командование провело с Агафоновой беседу и надлежащим образом разрешило её просьбу об обеспечении жильём по избранному после увольнения месту жительства, однако указанные обстоятельства не были учтены гарнизонным военным судом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие со стороны командования действий, способствующих реализации жилищных гарантий Агафоновой, заявившей в период военной службы о своем желании быть обеспеченной жильём по избранному месту жительства, привело к тому, что её заявление о принятии на жилищный учёт, датированное 9 декабря 2019 года, необоснованно расценено жилищным органом как впервые поданное, что свидетельствует о нарушении её права на обеспечение жилым помещением и о незаконности оспоренного решения от 28 января 2020 года.
Поскольку жилое помещение по адресу: "адрес" в настоящее время используется административным истцом и членами её семьи на условиях социального найма и установленным порядком может быть сдано, то при таких данных ссылка начальника отделения на факт обеспеченности Агафоновой этим жилым помещением является беспредметной.
На основании изложенного обжалуемое решение в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 1 и 4 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 20 мая 2020 года по административному иску Агафоновой Натальи Владимировны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Административный иск Агафоновой Н.В. удовлетворить.
Решение ВрИО начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Агафоновой Н.В. и членам её семьи в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Агафоновой Натальи Владимировны и члена её семьи - супруга ФИО1 на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.