Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, с участием помощника судьи Безносюк М.С, административного истца и его представителя Тюриной Е.Г, представителя административного ответчика Рамазанова Р.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-88/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Макарова С.А. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 22 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего "данные изъяты" (далее - Управление) "данные изъяты" Клочкова Дениса Васильевича об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии Приволжского округа войск национальной гвардии РФ (далее - ЦЖК), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Клочков проходит военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года в Управлении.
В 2010 году он проходил военную службу в войсковой части N. Его супруга, также проходившая службу в этой же воинской части в апреле 2010 года была обеспечена двухкомнатной квартирой по договору социального найма, общей площадью 49, 3 кв.м. ("адрес" в том числе на Клочкова и их дочь ФИО10, 2003 года рождения.
В мае 2010 года брак Клочковым был расторгнут, а в 2011 году он убыл к новому месту службы в г. Москву, а затем в Управление (г. Нижний Новгород), где проходит военную службу по настоящее время.
В 2019 году Клочков заключил новый брак и обратился в ЦЖК с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в избранном месте жительства в г. Москве с составом семьи два человека (он и супруга), в чем решением ЦЖК от 12 мая 2020 года ему было отказано, поскольку он ранее был обеспечен жилым помещением в составе семьи военнослужащего и не может сдать это жилое помещение.
Полагая свои права нарушенными, Клочков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ЦЖК от 12 мая 2020 года, обязать указанный жилищный орган это решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном месте жительства в г. Москве с составом семьи два человека (он и супруга).
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Клочкова удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы приводит положения ст. 15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Обращает внимание на то, что Клочков был обеспечен жилым помещением как член семьи военнослужащего в апреле 2010 года. При этом им не было принято мер, направленных на реализацию своего права на жилье отдельно от членов семьи. По обращению Клочкова к главе Калачевского городского поселения на указанное жилое помещение в 2015 году заключен договор социального найма на бывшую супругу административного истца и его дочь. Таким образом, Клочков утратил возможность сдать предоставленное ему как члену семьи военнослужащего жилое помещение.
Учитывая решение городской Думы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 25 апреля 2007 года N 75 и ч. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" Клочков был обеспечен жилым помещением выше учетной нормы как в г. "адрес", так и в г. "адрес"
Считает, что абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона не может быть применен по настоящему административному делу, поскольку Клочков был обеспечен жилым помещением не как ребенок являющийся членом семьи военнослужащего, а добровольно и самостоятельно выбрав форму обеспечения жильем как супруг военнослужащей.
Приводит решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 25 июня 2015 года, а также ссылается на позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абз. 13, 14 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как видно из материалов дела, в апреле 2010 года Клочков был обеспечен жилым помещением по договору социального найма, заключенного 30 апреля 2010 года в семье своей супруги по адресу: "адрес". В мае 2010 года его брак был расторгнут, а в 2011 году он убыл к новому месту службы в "адрес", а затем в г "адрес", где заключил новый брак.
После того как жилое помещение было передано в муниципальную собственность, он обратился к главе Калачевского городского поселения с просьбой о прекращении действия договора социального найма в связи с его выездом на другое место жительства. В 2015 году действие договора найма от 30 апреля 2010 года было прекращено и на данное жилое помещение заключен договор социального найма от 2 апреля 2015 года N 105 с Клочковой (бывшей супругой) и с его дочерью.
14 апреля 2020 года Клочков обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его и членов его семьи (он и супруга) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах и учитывая, что Клочков и члены его семьи нуждаются в обеспечении жилым помещением в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и прошел пятилетний срок со дня распоряжения административным истцом жилым помещением, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что решением ЦЖК были нарушены права и законные интересы Клочкова, а поэтому обосновано удовлетворил административное исковое заявление.
Ссылка автора жалобы на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 25 июня 2015 года не может быть принята во внимание, так как ими установлены обстоятельства, которые отличаются от обстоятельств по настоящему административному делу, и они преюдициального значения не имеют.
Несостоятельной является и ссылка жалобы на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, поскольку в п. 1 ст. 15 Закона внесены изменения Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 416-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который вступил в действие с 13 декабря 2019 года.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 22 июня 2020 года по административному исковому заявлению Клочкова Дениса Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Макарова С.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.