Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск"
от 23 января 2008 г. N 958/45-08-3
"О Программе развития сельского хозяйства городского округа
"Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы"
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 19 июня 2008 г. N 1107/51-08-3 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии со ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", во исполнение плана реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", городское Собрание решило:
1. Утвердить Программу развития сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы (прилагается).
2. Направить решение мэру города Южно-Сахалинска (Лобкин А.И.) для подписания и опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Постоянную комиссию по социальному партнерству, поддержке и развитию предпринимательства (Самохина А.А.).
И.о. председателя городского Собрания города Южно-Сахалинска |
Крушинская Л.Ю. |
О Программе развития сельского хозяйства городского округа
"Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы
Принято городским Собранием в соответствии со ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", во исполнение плана реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", решение от 23 января 2008 года N 958/45-08-3.
1. Утвердить Программу развития сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы (прилагается).
2. Вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня".
Мэр города Южно-Сахалинска |
А.И. Лобкин |
от 04.02.2008 г.
N 958/45-08-3
Введение
Современное состояние аграрной экономики городского округа не отвечает его потенциальным возможностям.
Неудовлетворительное состояние производственного потенциала и низкие финансово-экономические показатели большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей городского округа свидетельствуют о необходимости повышения объемов комплексной многоуровневой государственной поддержки отрасли для вывода ее из кризиса.
Мероприятиями приоритетного национального проекта "Развитие АПК" предусмотрен ряд действенных механизмов, направленных на ускорение развития аграрной экономики, повышение ее конкурентоспособности.
Это: - расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий за счет субсидирования процентных ставок по долгосрочным и краткосрочным кредитам; - расширение возможности закупа племенных сельскохозяйственных животных и техники по системе государственного лизинга за счет мероприятий, способствующих удешевлению поставок по лизингу.
Основные направления приоритетного национального проекта нашли свое отражение в Плане реализации национального проекта "Развитие АПК" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденном постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 30.05.2006 г. N 966.
Мероприятиями данного Плана предусмотрена разработка Программы развития сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2007-2010 годы.
Программа разработана управлением потребительского рынка, предпринимательства и АПК Комитета экономики администрации города Южно-Сахалинска, совместно с сельскохозяйственными предприятиями городского округа.
Основные мероприятия Программы направлены на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства, повышение эффективности растениеводства за счет мероприятий по повышению плодородия земель и совершенствования семеноводства, создание условий для ускоренного развития животноводства (реконструкция животноводческих помещений, расширение численности поголовья скота, повышение продуктивности скота) за счет привлечения кредитных ресурсов и использования системы лизинговых поставок племенного скота.
Для достижения намеченных целевых показателей по экономической и социальной стабильности, подъему уровня жизни сельского населения необходимо создание условий по реализации мероприятий Программы для всех категорий хозяйствующих субъектов, расположенных на территории городского округа, в том числе для личных подсобных хозяйств.
С этой целью программа предусматривает использование собственных и заемных средств, а также финансовую поддержку из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", предоставляемую сельскохозяйственным товаропроизводителям всех категорий.
Выполнение Программы рассчитано до 2010 года с поэтапным решением задач.
Состояние и современные тенденции в развитии
сельского хозяйства городского округа Город "Южно-Сахалинск"
Отличительной особенностью сельскохозяйственного производства Сахалинской области является значительная отдаленность его от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрений, сельскохозяйственной техники, запчастей и т.д.) Местное сельскохозяйственное производство является серьезным стабилизирующим фактором в сдерживании цен на поступающую сельскохозяйственную продукцию из других регионов страны и по импорту.
Таким образом, от положения дел в сельском хозяйстве во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации в Сахалинской области.
Сельское хозяйство области, в том числе и городского округа "Город Южно-Сахалинск", развивалось параллельно с освоением территорий, главным образом для обеспечения населения свежими продуктами питания (мясо, молоко, яйца, картофель, овощи), необходимыми в экстремальных природно-климатических условиях.
Около 30 % стоимости валовой сельскохозяйственной продукции Сахалинской области приходится на долю городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Доля аграриев городского округа в областном показателе производства продукции в натуральном выражении составляет: по производству картофеля -25,4 %; овощей -28,9 %; мяса всех видов -38,7 %; молока -21,7 %; яиц - 91 %.
Всего за сельскохозяйственными товаропроизводителями городского округа закреплено 10,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Сельскохозяйственным предприятиям предоставлено 7 тыс. га., в том числе 4,5 тыс.га пашни, крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) предоставлено 1,7 тыс. га, в том числе 620 га пашни, и 1,7 тыс. га - предоставлено личным подсобным хозяйствам (далее - ЛПХ).
Под выращивание картофеля и овощей хозяйствами всех категорий занято 2,5 тыс. га пашни, такая же площадь используется под кормовые культуры.
В структуре производимой сельскохозяйственной продукции 59 % занимает продукция растениеводства и 41 % - продукция животноводства.
Текущее положение в отрасли
Экономические реформы, начатые в городском округе после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики. По состоянию на 1 января 2007 года на территории городского округа осуществляют деятельность 6 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности (из них 4 государственных унитарных сельскохозяйственных предприятия и 2 общества с ограниченной ответственностью), 31 крестьянское (фермерское) хозяйство и примерно 8000 личных подсобных хозяйств.
Табл. 1
Структура производства сельскохозяйственной
продукции по категориям хозяйств
(в сопоставимых ценах 2005 г., %)
|
1990 |
1995 |
2000 |
2006 |
В среднем за 2002-2006 г.г. |
Хозяйства всех категорий |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Сельскохозяйственные предприятия |
93,7 |
73,7 |
56,5 |
59 |
59 |
личные подсобные хозяйства граждан |
6,3 |
25,1 |
37,7 |
31,2 |
33 |
фермерские хозяйства |
0 |
1,2 |
5,8 |
9,8 |
8 |
В структуре сельскохозяйственного производства за последние 5 лет на долю сельскохозяйственных предприятий приходится в среднем 59 %; на долю КФХ - 8 % и на долю ЛПХ - 33 %.
С началом процесса образования и расширения деятельности малых форм хозяйствования доля производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях снизилась с 93,7 % в1990 г. до 59 % в 2006 году.
Доля же КФХ и ЛПХ увеличилась с 6,3 % в 1990 г. до 41 % в 2006 г.
Всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями городского округа ежегодно производится в среднем около 7 тыс. тонн молока, 1,4 тыс. тонн мяса всех видов, более 30 тыс. тонн картофеля, почти 16 тыс. тонн овощей и около 90 млн. шт. яиц (табл. 2)
В структуре производства по видам продукции значительная доля приходится на сельскохозяйственные предприятия по производству молока (47 %); мяса (75 %); яиц (99 %); овощей (57 %). В производстве картофеля наибольшую долю занимают хозяйства населения (почти 60 %). Немалая доля ЛПХ и в производстве молока - 43 %.
Табл. 2
Производство сельскохозяйственной продукции
хозяйствами всех категорий ГО "Город Южно-Сахалинск" за 2002-2006 г.г.
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
В среднем за 5 лет |
Уд. вес, % |
|
Молоко, тонн |
|
|||||||
С/х пр. |
3229 |
3225 |
3101 |
3080 |
3184 |
3164 |
47 |
|
КФХ |
668 |
599 |
643 |
689 |
760 |
672 |
10 |
|
ЛПХ |
3050 |
3359 |
2836 |
2728 |
2817 |
2958 |
43 |
|
Итого: |
6947 |
7183 |
6580 |
6497 |
6760 |
6794 |
100 |
|
Мясо, тонн |
|
|||||||
С/х пред. |
1085 |
1151 |
1046 |
1088 |
879 |
1050 |
75 |
|
КФХ |
90 |
108 |
80 |
90 |
93 |
92 |
7 |
|
ЛПХ |
292 |
303 |
272 |
229 |
206 |
260 |
18 |
|
Итого: |
1467 |
1561 |
1399 |
1406 |
1178 |
1402 |
100 |
|
Картофель, тонн | ||||||||
С/х пред. |
9875 |
11060 |
8874 |
9180 |
12713 |
10340 |
34 |
|
КФХ |
2463 |
2486 |
2170 |
1786 |
1958 |
2173 |
7 |
|
ЛПХ |
20556 |
22644 |
15011 |
16683 |
15846 |
18148 |
59 |
|
Итого: |
32894 |
36190 |
26055 |
27649 |
30517 |
30661 |
100 |
|
Овощи, тонн | ||||||||
С/х пред. |
8841 |
10759 |
9800 |
7432 |
8418 |
9050 |
57 |
|
КФХ |
790 |
2166 |
1663 |
2146 |
3144 |
1982 |
13 |
|
ЛПХ |
4174 |
4179 |
5450 |
4195 |
5544 |
4708 |
30 |
|
Итого: |
13805 |
17104 |
16912 |
13773 |
17106 |
15740 |
100 |
|
Яйцо, тыс.шт. | ||||||||
С/х пред. |
73717 |
86606 |
82754 |
90888 |
94816 |
85756 |
99 |
|
КФХ |
93 |
46 |
29 |
59 |
60 |
57 |
0,1 |
|
ЛПХ |
1079 |
698 |
697 |
860 |
952 |
857 |
0,9 |
|
Итого: |
74889 |
87350 |
83480 |
91806 |
95827 |
86670 |
100 |
В период перехода к рыночной экономике существенно расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех организационно-правовых форм самостоятельно распоряжаются произведенной продукцией, определяют направления, структуру и объемы производства.
В тоже время, в условиях общего спада производства в аграрном секторе также нарастали кризисные явления.
Изменились условия деятельности сельскохозяйственных предприятий: соотношение цен, платежеспособный спрос, кредитная политика, государственное дотирование, системы материально - технического обеспечения и сбыта.
Приватизация не способствовала формированию высокоэффективного сельскохозяйственного производства. Негативные общеэкономические условия, просчеты и ошибки, допущенные в ходе реформирования отрасли, привели к спаду объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 3).
Табл.3
Производство основных видов сельскохозяйственной
продукции во всех категориях хозяйств ГО "Город Южно-Сахалинск"
|
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
Темпы роста |
||
1995 к 1990 |
2000 к 1995 |
2006 к 2000 |
|||||
Картофель, тн |
4453 |
27027 |
25776 |
30517 |
В 6,1 р. |
95,4 |
118,4 |
Овощи, тн |
6384 |
10543 |
15541 |
17106 |
165,1 |
147,4 |
110,1 |
Молоко, тн |
1501 |
3813 |
5125 |
6760 |
В 2,5 р. |
134,4 |
131,9 |
Мясо в ж. в., тн |
10324 |
4335 |
1549 |
1178 |
42 |
35,7 |
76 |
Яйцо, млн. шт. |
163121 |
66372 |
48343 |
95827 |
40,7 |
72,8 |
198 |
Производство картофеля в 1995 году резко возросло как за счет увеличения посевных площадей, так и за счет повышения урожайности. Данная тенденция сохранилась до настоящего времени, только замедлились темпы роста. Следует отметить, что картофель - одна из самых адаптированных культур в климатических условиях Сахалина. Но средняя урожайность, полученная хозяйствами всех категорий городского округа в 2006 году (161 цн/га), в 2 раза ниже наивысшей урожайности картофеля, полученной растениеводами ГУСП "Совхоз "Тепличный" (320 цн/га). То есть, резервов для повышения объемов производства данной культуры вполне достаточно, в первую очередь, за счет повышения продуктивности земель.
То же самое можно отметить относительно показателей производства овощей. Объем производства их стабильно возрастал, но в большинстве своем - за счет расширения посевных площадей. Эффективность использования земель при этом снижалась. Средняя урожайность овощей в 2006 году составила 249 цн/га, что ниже уровня 1990 года на 31 %.
Резко возросло в 1995 году производство молока. По сравнению с 1990 годом объем его увеличился в 2,5 раза, но исключительно за счет увеличения численности поголовья коров (более чем в 5 раз). Продуктивность молочного стада при этом снизилась до 1772 кг в год от одной коровы против 5057 кг в 1990 .
В дальнейшем численность поголовья коров, как и численность КРС в целом, снижалась, и в 2006 году составила 1511 голов против 1532 голов в 1995 году. И хотя продуктивность молочного стада в сельскохозяйственных предприятиях при этом увеличивалась, показатель ее и в 2006 году не достиг уровня 1990 года (табл. 4).
Табл.4
Показатели факторов, оказывающих влияние
на изменение объемов производства основных видов
сельскохозяйственной продукции
|
Ед. изм. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
2006 г. в % к 1990 |
Посевная площадь |
|
|
|
|
|
|
Картофеля |
га |
330 |
1786 |
1807 |
1895 |
В 5,7 р. |
Овощей |
га |
187 |
509 |
544 |
613 |
В 3,2 р. |
Урожайность с 1 га |
|
|
|
|
|
|
Картофеля |
ЦН |
135 |
151 |
142,6 |
161 |
119 |
Овощей в с/х предпр. |
ЦН |
362 |
220 |
180 |
249 |
69 |
Численность поголовья скота |
|
|
|
|
|
|
КРС |
Гол. |
678 |
4873 |
3534 |
3517 |
В 5,1 р. |
т.ч. коровы |
Гол. |
292 |
1532 |
1311 |
1511 |
В 5,1 р. |
Свиньи |
Гол. |
32841 |
17787 |
5465 |
4729 |
14,4 |
Птица в с/х предприятиях |
Т.гол. |
650 |
340,4 |
116,7 |
242 |
37,2 |
Надой молока на 1 корову в с/х предприят. |
кг |
5057 |
1772 |
4191 |
4581 |
90,6 |
Яйценоскость кур - несушек в с/х предприят. |
штук |
250 |
195 |
217 |
327 |
130,8 |
Особенно ярко прослеживается снижение показателей по производству мяса всех видов и яиц. Объем производства мяса в 2006 году составил 1178 тонн, что ниже уровня 1990 года почти в 9 раз. Объем производства яиц за аналогичный период сократился на 41 %. Причиной тому, как видно из табл. 4, явилось снижение численности поголовья свиней почти в 7 раз и поголовья птицы - в 2,7 раза.
В приложении 1, отражающем стоимость валовой продукции сельского хозяйства в динамике за период с 1990 по 2006 год, исчислен вклад растениеводства и животноводства в общий объем производства.
Отчетливо прослеживается снижение доли животноводства с 86 % в 1990 году до 28 % в 2001 году. В последующие 5 лет по 2006 год она составила в среднем 41 % (в среднем по России данный показатель составляет 45 %). Соответственно, доля растениеводства за этот же период возросла с 14 % в 1990 году до 59 % в 2006 году.
Мировая практика показывает, что в странах с развитым сельским хозяйством на долю животноводства приходится большая часть сельхозпроизводства, более того, животноводство выступает своеобразным локомотивом развития отрасли, потребляя значительные объемы растениеводческой продукции.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация в животноводстве городского округа имеет несколько основных причин.
Одна из них - слабая кормовая база. В животноводческих хозяйствах городского округа на одну условную голову скота заготавливается кормов по общей питательности 22 - 25 ц. кормовых единиц, в том числе на период зимовки -15-17 центнеров кормовых единиц, что примерно в два раза ниже потребности. Низким остается качество заготавливаемых кормов. В 2006 году в сельскохозяйственных предприятиях всего лишь 15 % сенажа, 4% сена и 7 % зеленой массы соответствуют 1 классу.
Вторая причина - это низкая производительность труда. В ходе реформ большой урон был нанесен основным производственным фондам из-за отсутствия средств на их обновление. Машинотракторный парк за период реформ сократился более чем в 2,5 раза и изношен на 70 - 80%. Нагрузка на тракторы и уборочную технику в 2 - 3 раза превысила норму. Обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники снизилась до 70-50 %, срок эксплуатации машин и оборудования превысил нормативный.
Низкая производительность и постоянный рост производственных издержек являются факторами, увеличивающими себестоимость продукции, снижающими рентабельность отрасли.
Сдерживающим фактором развития молочного животноводства является низкий уровень закупочных цен на молоко, поставляемое сельскохозяйственными товаропроизводителями, не имеющими собственных цехов по переработке молока, перерабатывающим предприятиям. На территории городского округа такие цеха имеют два производителя молока: ГУ СП "Комсомолец" и КХ "Мрия".
Из общего объема производимого в городском округе молока 63 % поставляется перерабатывающим предприятиям.
Немногочисленные перерабатывающие предприятия, используя свое преимущественное положение на ранке молока, устанавливают закупочные цены на молоко в одностороннем порядке, без учета его производственной себестоимости. В результате чего производители вынуждены поставлять молоко в переработку на невыгодных условиях.
Все эти проблемы не позволяют хозяйствам, занимающимся животноводством, вести расширенное воспроизводство и приводят к сокращению поголовья скота.
Те же самые проблемы стоят перед гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме производства молока в городском округе составляет более 40 %.
В связи с тем, что большинство из владельцев сельских подворий являются пенсионерами, а содержание животных - это нелегкий физический труд, приносящий невысокий доход, количество желающих вести подсобное хозяйство ежегодно снижается. В последние 3 года наблюдается уменьшение численности поголовья крупного рогатого скота в частном секторе. Так по состоянию на 01.01.2007 г. численность поголовья коров в ЛПХ снижена к уровню 2006 г. на 8,2 %; к уровню 2005 г. - на 16,7 %.
Наряду со снижением производственного потенциала отраслей сельского хозяйства, не в полной мере соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства, ухудшается плодородие почв.
Вследствие сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что привело к истощению почв и падению продуктивности пашни.
Недостаточно ведутся работы по осушению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию почв, защите растений от вредителей и болезней.
Снижение общего уровня культуры земледелия вследствие сокращения объема работ по восстановлению и повышению плодородия почв, упрощения технологии обработки почвы неизбежно привело к росту засоренности полей, увеличению затрат труда и средств на возделывание и, в конечном счете, к снижению экономической эффективности растениеводства.
По заключению государственного Центра агрохимической службы "Сахалинский", по результатам агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий городского округа в 2006 году, состояние земель требует незамедлительного коренного улучшения.
70 % пахотных земель сельскохозяйственных предприятий, согласно средневзвешенным значениям кислотности, относятся к сильнокислым и среднекислым. Из них более половины требуют первоочередного известкования, а остальные - поддерживающего.
Снижено против нормы содержание в почве фосфора, калия, органического вещества. Наблюдается дефицитный баланс микроэлементов и гумуса в почве вследствие не внесения достаточного количества минеральных и органических удобрений.
Для восстановления плодородия почв и его дальнейшего повышения необходимо вносить в почву ежегодно по 50-60 тонн торфокомпостов на 1 га пашни (или по 150-250 тонн на 1га один раз в 4-5 лет). Фактически обследование показало, что под урожай 2006 года сельскохозяйственными предприятиями внесено всего 4,7 тыс. тонн органических удобрений на площади 23 га.
Табл.5
Рекомендуемые дозы по внесению известняковой муки,
минеральных и органических удобрений на основании
агрохимического обследования сельскохозяйственных земель
городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Хозяйства |
Площадь пашни, га |
Требуется известняковой муки, тн |
Доза внесения питательных элементов в зависимости от содержания в почве, в пересчете на удобрения, тн |
||
NPK |
Диаммофоска |
Торфокомпост |
|||
Сельскохозяйственные предприятия |
4504 |
32700 |
2488 |
1899 |
247720 |
КФХ |
324 |
6400 |
185 |
143 |
16217 |
Итого: |
4828 |
39100 |
2673 |
2042 |
263937 |
Средняя цена за ед., тыс.руб. |
|
4,1 |
11 |
12 |
1,5 |
Потребность в средствах, тыс.руб. |
|
160300 |
29403 |
24504 |
395905 |
Согласно рекомендациям ГЦАС "Сахалинский" сельскохозяйственным предприятиям и десяти КФХ, земли которых были обследованы в 2006 году, для восстановления плодородия земель на известкование требуется около 40 тысяч тонн известняковой муки, на внесение минеральных удобрений - около 5 тысяч тонн и органических удобрений - более 260 тысяч тонн (таблица 5). В денежном эквиваленте это составляет более 600 млн. руб. на весь комплекс мероприятий по восстановлению плодородия земель.
В связи с низкой обеспеченностью хозяйств собственными средствами, фактические затраты на повышение плодородия земель в 2006 году составили 19 % от приведенной в таблице 5 потребности.
Недостаток средств негативно отражается не только на урожайности картофеля и овощей, но и на состоянии кормовой базы, от качества которой, в свою очередь, зависит продуктивность животноводства.
Низкое финансовое состояние предприятий стало причиной постоянного наличия кредиторской задолженности за поставленные корма, невозможности выполнения мероприятий по улучшению условий содержания скота. На сегодняшний день срочно требуется улучшение условий содержания животных в ГОНО ОПХ "Тимирязевское", ГУСП "Комсомолец", ООО ТФ "Сахалинский бекон-2", для чего необходима реконструкция животноводческих помещений, что в свою очередь требует капитальных затрат.
О низком финансовом состоянии предприятий свидетельствует динамика показателей рентабельности производства за период с 1990 года по 2005 год (табл.6).
Из приведенных показателей отчетливо прослеживается снижение рентабельности отрасли после 1995 года, когда высокими темпами стали нарастать диспропорции в соотношении цен.
Табл. 6
Уровень рентабельности реализованной продукции
сельскохозяйственных предприятий городского округа
"Город Южно-Сахалинск"
|
1990 г. |
1995 г. |
1997 г. |
2000 г. |
2005 г. |
Растениеводство, % : |
39 |
177,6 |
2,0 |
30,8 |
11,2 |
- картофель |
-27,4 |
146,8 |
45,7 |
49 |
62,5 |
- овощи |
22,1 |
67,3 |
26,1 |
77,6 |
19,6 |
Животноводство, %: |
36,6 |
-18,8 |
-45,1 |
-18,1 |
-15,7 |
- мясо КРС |
-1,8 |
-20,7 |
-78,7 |
-45,3 |
-54,5 |
- мясо свиней |
48,2 |
-11,3 |
-55,6 |
-33,0 |
-39,1 |
- мясо птицы |
14,8 |
-20,4 |
-46,3 |
-16,2 |
-47,8 |
- молоко |
92,5 |
-52,3 |
-71,5 |
-20,7 |
-7,7 |
Особенно это коснулось животноводства. Средние затраты на производство большинства видов животноводческой продукции превышают цены их реализации. В результате даже с учетом дотаций производство всех основных продуктов животноводства остается убыточным.
В 2006 году в целом по сельскохозяйственным предприятиям финансовый результат от сельскохозяйственной деятельности, без учета субсидий из бюджетов всех уровней, составил (- 22) млн. руб. И только за счет полученной государственной поддержки (всего на сумму 77 млн. руб.) был достигнут положительный финансовый результат.
Уровень рентабельности при этом составил 7 %. Такой низкий уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий исключает, даже для лучших из них, возможность ведения расширенного воспроизводства, а, следовательно, экономического роста.
Одной из причин низкой рентабельности сельскохозяйственного производства остается продолжающийся диспаритет цен.
Индекс потребительских цен на все товары и платные услуги за январь-декабрь 2006 года составил 112,08 % к уровню предыдущего года, в то время как индекс цен на продукцию животноводства составил 109,89 %, на картофель -86,71 %, на овощи - 134,04 %.
Опережающий рост цен и тарифов на товары и услуги энергетических и транспортных монополий подрывает и без того сложное финансовое положение сельхозпредприятий, снижает обеспеченность их собственными оборотными средствами, ведет к накоплению задолженности поставщикам ресурсов.
По данным бухгалтерских отчетов сельхозпредприятий за 2006 год кредиторская задолженность на 63 % превысила дебиторскую задолженность.
Низкие темпы развития сельского хозяйства городского округа не позволяют в полной мере обеспечить потребности населения основными видами сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами потребления (табл. 7).
Табл. 7
Степень обеспеченности потребностей населения городского
округа "Город Южно-Сахалинск" основными видами
сельскохозяйственной продукции (на душу населения)
Наименование продукции |
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
Медицинская норма потребления |
Степень обеспеченности в 2006 г., % |
Картофель, кг |
153 |
141 |
166,6 |
120 |
139 |
Овощи, кг |
60 |
85 |
93,4 |
145 |
64 |
Мясо всех видов, кг |
25 |
8,5 |
6,4 |
70-80 |
8,5 |
Молоко и молочные продукты, кг |
22 |
28 |
47 |
370 |
11 |
Яйцо, шт |
377 |
264 |
523 |
300 |
174 |
За счет собственного производства в городском округе полностью обеспечивается потребность населения в картофеле и яйцах (на 139 % и на 174 % соответственно). Недостаточно производится овощной продукции (64 % от потребности), молока (11 % от потребности) и мяса всех видов (8,5 % от потребности).
Основные проблемы сельского хозяйства городского округа, обусловившие низкие темпы его развития
Комплексная оценка социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве городского округа свидетельствует о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители, расположенные на его территории, функционируют в сложных экономических условиях, которые определяются дефицитом финансовых ресурсов, слабой материально-технической базой, неблагоприятными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, невысоким платежеспособным спросом населения, низким уровнем инвестиций, а также недостаточной государственной финансовой поддержкой.
Для повышения эффективности аграрной экономики городского округа необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы на решение основных проблем.
- Снижение уровня плодородия почв и деградация земель.
Качественное состояние мелиоративных земель ежегодно ухудшается, снижается их плодородие. Увеличиваются площади закисленных почв. 75% сельхозугодий городского округа сегодня относятся к кислым почвам. Из-за кислой реакции почвенной среды сельхозтоваропроизводители не добирают до 30% урожая. Кроме того, в кислой среде снижается эффективность использования минеральных удобрений.
Общий анализ современного состояния сельхозугодий показывает, что необходимы экстренные меры по его восстановлению.
- Сокращение производственно-технического потенциала.
Недостаток собственных оборотных средств привел к сокращению закупок новой техники и оборудования. По причине низкой обеспеченности сельскохозяйственной техникой хозяйства теряют до 20% урожая. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства невозможно без восстановления производственно-технического потенциала, оснащения сельского хозяйства техникой.
- Высокий уровень износа основных фондов.
Износ парка сельхозмашин составляет от 70 до 80%. Нагрузка на тракторы и уборочную технику в 2 - 3 раза превышает норму.
- Межотраслевой диспаритет цен.
В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Так, например, в 2006 году средняя цена реализации одного центнера молока (при поставке перерабатывающим предприятиям) составила 1354 руб., себестоимость 1 цн. молока - 1902 руб., а розничная цена в торговле -3200 руб. Таким образом, доля сельхозпредприятий, не имеющих собственных цехов переработки молока, в конечном продукте составляет всего 60%.
- Недостаток квалифицированных кадров в сельскохозяйственных предприятиях.
Недостаток квалифицированных кадров и специалистов, ухудшение качества трудового потенциала оказывают существенное негативное влияние на развитие отрасли в целом. Возрастной и квалификационный состав сельскохозяйственных кадров ухудшается.
Темпы роста средней заработной платы 1 работника в сельхозпредприятиях городского округа за последние 5 лет опережали темпы роста производительности труда в среднем на 25 %. Такой показатель соотношения темпов роста производительности и оплаты труда свидетельствует о неэффективном использовании трудовых ресурсов, что в свою очередь негативно отражается на экономике отрасли.
- Низкие показатели финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Финансовое состояние отрасли характеризуется
- опережением темпов роста расходов на производство продукции над темпами роста доходов от ее реализации из-за низкого уровня цен и ограниченного сбыта;
- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью для большинства хозяйств банковских кредитов.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий городского округа за 2006 год из 6 предприятий ни одно не получило положительный финансовый результат. Только за счет субсидий, предоставленных хозяйствам из бюджетов всех уровней, совокупная прибыль составила 55 млн. руб. Средний уровень рентабельности при этом составил 7 %.
В существующих экономических условиях деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и при существующих темпах
развития аграрного сектора будет происходить дальнейшее снижение уровня обеспеченности населения городского округа сельскохозяйственной продукцией собственного производства.
Современная государственная политика направлена на решение указанных актуальных проблем сельского хозяйства, что подтверждает придание развитию отрасли статуса приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Реализация мероприятий данного проекта должна привести к росту показателей экономического развития аграрного сектора.
Цели и задачи, сроки реализации программы,
основные программные мероприятия развития
сельского хозяйства на 2008-2010
Цели Программы
Основными целями Программы являются:
- развитие эффективного устойчивого сельскохозяйственного производства;
- формирование развитых агропродовольственных рынков;
- надежное обеспечение жителей городского округа качественной сельскохозяйственной продукцией местных производителей;
- повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Задачи Программы
Для достижения этих целей, с учетом положений плана реализации национального проекта "Развитие АПК" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе увеличения численности племенного скота, а также на основе улучшения кормовой базы;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступности кредитных ресурсов на льготных условиях;
обеспечение роста доходов, занятости сельского населения в сфере производства сельскохозяйственной продукции.
Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы 2008 - 2010 годы.
Система программных мероприятий
1. Повышение эффективности растениеводства
1.1. Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса мероприятий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: увеличение объемов известкования кислых почв; внесение органических удобрений и торфокомпостов; внесение минеральных удобрений в соответствии с рекомендациями ГЦАС "Сахалинский"; применение химических средств защиты растений; агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения; реконструкция и эксплуатация мелиоративных систем (Табл. 8).
Табл.8
План мероприятий по поддержанию
почвенного плодородия сельскохозяйственными
предприятиями и крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами на 2008-2010 г.
Мероприятия |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Внесение минеральных удобрений Объем внесения - всего, тонн |
835,4 |
1405 |
1309 |
1439 |
В т.ч. - с/х предприятия |
671,4 |
1168 |
1059 |
1189 |
-КФХ |
164 |
237 |
250 |
250 |
Потребность в средствах, всего -тыс. руб. |
9794 |
17119 |
17365 |
20302 |
Внесение органических удобрений Объем внесения - всего, тонн |
17470 |
19955 |
24070 |
26080 |
В т.ч. - с/х предприятия |
16000 |
19000 |
21000 |
23000 |
-КФХ |
1470 |
955 |
3070 |
3080 |
Потребность в средствах, всего -тыс. руб. |
5844 |
6602 |
9258 |
11870 |
Известкование кислых почв объем внесения изв. муки- всего, тонн |
478 |
910 |
1070 |
1210 |
В т.ч. - с/х предприятия |
478 |
710 |
870 |
1010 |
-КФХ |
- |
200 |
200 |
200 |
Потребность в средствах, всего - тыс. руб. |
1400 |
3295 |
4828 |
5745 |
Проведение реконструкции мелиоративных систем в с/х предприятиях |
|
|
|
|
Площадь, га |
- |
60 |
60 |
60 |
Потребность в средствах, тыс. руб. |
- |
4510 |
5150 |
5470 |
1.2. Совершенствование семеноводства
Наряду с мероприятиями по улучшению плодородия земель одним из важнейших факторов повышения урожайности картофеля и овощей является применение новых высокоурожайных сортов семян, устойчивых к болезням. Система применения перспективных сортов семенного материала - в табл. 9.
Табл. 9
Сортовой состав посевных площадей картофеля
и овощей открытого грунта в хозяйствах городского округа
Наименование сорта |
Доля посевных площадей, % |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Картофель | ||||
Зекура |
30 |
40 |
50 |
60 |
Ред Скарлет |
5 |
15 |
20 |
30 |
Другие сорта |
65 |
45 |
30 |
10 |
Капуста | ||||
Харрикейн |
15 |
20 |
25 |
30 |
Амтрак |
20 |
20 |
25 |
30 |
Другие сорта |
65 |
60 |
50 |
40 |
Морковь | ||||
Нандрин |
10 |
20 |
25 |
30 |
Нарбоне |
10 |
20 |
25 |
30 |
Другие сорта |
80 |
60 |
50 |
40 |
В связи с распространением на территории городского округа заболевания картофеля золотистой картофельной нематодой, хозяйствами предусмотрено внедрение в производство нематодоустойчивых сортов картофеля, таких как Зекура, Ред Скарлет, Скарб. Для очищения полей от золотистой картофельной нематоды хозяйствами планируется увеличить площадь посадки нематодоустойчивых сортов картофеля к 2010 году до 90 %.
Наряду с этим, планируется увеличить площади посевов овощных культур наиболее урожайными сортами.
1.3. Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение мероприятий по повышению эффективности растениеводства
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются на условиях осуществления долевого финансирования расходов за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Финансирование за счет средств бюджета городского округа осуществляется согласно Порядку предоставления средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение плодородия земель, утвержденному решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 12.07.2007 г. N 762/36-07-3.
Согласно данному Порядку средства предоставляются в виде субсидий на частичное возмещение затрат по применению минеральных удобрений и известняковой муки. 50 % средств, предусмотренных в бюджете городского округа на эти цели, направляется на возмещение затрат по повышению плодородия почв, используемых под выращивание картофеля и овощей, и 50 % -направляется на возмещение затрат по повышению плодородия кормовых угодий. Данное мероприятие предусмотрено Порядком с целью стимулирования увеличения затрат сельскохозяйственных производителей на улучшение собственной кормовой базы.
Табл. 10
Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение мероприятий по
повышению эффективности производства картофеля и овощей в
сельскохозяйственных предприятиях и КФХ, тыс руб.
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Внесение минеральных удобрений и известкование кислых почв |
13500 |
14600 |
17190 |
Внесение органических удобрений |
5902 |
8358 |
10670 |
Проведение реконструкции мелиоративных систем в с/х предприятиях |
4510 |
5150 |
5470 |
Проведение мероприятий по сортовому составу посевных площадей |
89361 |
77105 |
86686 |
Всего потребность в средствах |
113273 |
105213 |
120016 |
В том числе: за счет бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на улучшение плодородия земель, занятых картофелем и овощами |
1450 |
1760 |
2070 |
- за счет собственных средств и средств поддержки из областного и федерального бюджетов |
111823 |
103453 |
117946 |
1.4. Ожидаемые результаты от внедрения мероприятий по повышению эффективности растениеводства
В результате реализации мероприятий Программы в растениеводстве, к 2010 году на 8 % возрастет урожайность овощей. Объем производства овощей в 2010 году увеличится к уровню 2006 года на 1250 тонн.
Объем производства картофеля возрастет незначительно, но улучшатся сортовые и вкусовые качества данной продукции, что важно как для производителей, так и для потребителей.
Табл. 11
Ожидаемые результаты от внедрения мероприятий
по повышению эффективности растениеводства
|
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
Стоимость валовой продукции растениеводства, млн. руб. |
811,6 |
958,4 |
1031,2 |
1124,6 |
Объем производства всеми производителями городского округа: - картофеля, тонн |
30517 |
29909 |
30356 |
30675 |
- овощей, тонн |
17106 |
17801 |
17913 |
18359 |
Урожайность в сельскохозяйственных предприятиях: - картофеля, цн/га |
249 |
228 |
229 |
231 |
- овощей, цн/га |
363 |
383 |
387 |
391 |
Исполнителями данных мероприятий являются сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства; в части финансирования из бюджета городского округа - администрация города Южно-Сахалинска.
2. Техническое перевооружение сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по техническому перевооружению сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск" является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования.
Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в технике и технологическом оборудовании (приложение 1) планируется обеспечивать поэтапно за счет собственных средств, кредитных ресурсов, лизинговых поставок, а также за счет поддержки, оказываемой из бюджета Сахалинской области.
Поддержка на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям:
приобретение с последующей передачей сельскохозяйственным товаропроизводителям и муниципальным образованиям сельскохозяйственной техники, машин, современных технологий и оборудования на праве хозяйственного ведения или договора безвозмездного пользования; - субсидирование приобретения техники и оборудования на условиях долевого финансирования расходов областного бюджета и сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2.1. Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение мероприятий по техническому перевооружению отрасли
Табл.12
|
2008 г |
2009 г |
2010 г. |
Потребность в средствах, тыс. руб.: |
|
|
|
Сельскохозяйственные предприятия |
181450 |
62880 |
49660 |
КФХ |
11550 |
2000 |
- |
Всего потребность в средствах |
193000 |
64880 |
49660 |
В том числе: - за счет собственных средств и средств поддержки из областного и федерального бюджетов - за счет заемных средств |
179770 28300 |
31040 33840 |
23860 25800 |
Всего на техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий и КФХ на период 2008-2010 годы требуется 307,5 млн. руб.
2.2. Ожидаемые результаты от внедрения мероприятий по техническому перевооружению отрасли
Техническое перевооружение существующего сельскохозяйственного производства в конечном итоге обеспечит улучшение финансового положения хозяйств, увеличение производства и повышение качества сельскохозяйственной продукции (приложение 2).
3. Ускоренное развитие животноводства
Целями осуществления мероприятий по развитию животноводства являются: увеличение производства продукции животноводства для удовлетворения спроса населения в молоке, мясе и яйце, повышение занятости населения, ускоренное развитие животноводства с целью импортозамещения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- стабилизация и рост численности поголовья сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- увеличение производства качественной, экологически чистой продукции животноводства и ее реализация на внутреннем рынке;
- увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных.
3.1. Повышение качества кормовой базы
Решающим фактором ускоренного развития животноводства является устойчивая кормовая база, полноценные рационы кормления скота.
Проблема повышения количества и качества кормов будет решаться за счет улучшения плодородия почв, роста урожайности кормовых культур, переоснащения производства новой кормозаготовительной техникой.
Одной из главных задач кормопроизводства остается ликвидация несбалансированности кормовых рационов животных по содержанию белка. Для ликвидации этой диспропорции намечается расширение посевов многолетних трав до 15% площади пашни.
Табл. 13
Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение
мероприятий по повышению плодородия кормовых
угодий в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ, тыс. руб.
|
2008 г |
2009 г |
2010 г. |
|
Известкование кислых почв и внесение минеральных удобрений под кормовые угодья |
6914 |
7593 |
8857 |
|
Внесение органических удобрений |
700 |
900 |
1200 |
|
Всего потребность в средствах |
7614 |
8493 |
10057 |
|
В том числе: - за счет бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на улучшение плодородия кормовых угодий |
1450 |
1760 |
2070 |
|
- за счет собственных средств и средств поддержки из областного и федерального бюджетов |
6164 |
6733 |
7987 |
3.2. Улучшение племенной работы
В целях дальнейшего повышения генетического потенциала в молочном скотоводстве предусматривается дальнейшее чистопородное разведение голштинской породы крупного рогатого скота, так как она обладает высоким генетическим потенциалом молочной продуктивности и хорошей приспособленностью к сахалинским природно-климатическим условиям.
Рост молочной продуктивности будет осуществлен как за счет улучшения условий кормления и содержания коров, так и в результате целенаправленного отбора и подбора.
Реализация мер по развитию племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по системе федерального лизинга племенного скота и современного оборудования для животноводческих ферм.
По договорам с ОАО "Росагролизинг" в 2007 году произведена поставка племенного скота из Австралии на общую сумму 46,1 млн. руб.
Всего завезено 787 голов КРС, в том числе 517 голов мясной породы "герефорд" и 270 голов молочной породы "голштинская".
Согласно договорам, расчеты с лизинговой компанией производятся в течение 5 лет. Часть расходов хозяйств на поставки племенного скота компенсируется из областного бюджета.
Работа по поставке племенных животных (КРС) по системе федерального лизинга будет продолжена в дальнейшем.
Табл. 14
Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение
мероприятий по племенной работе в сельскохозяйственных
предприятиях и КФХ, тыс. руб.
|
2008 г |
2009 г |
2010 г. |
Поставка племенного поголовья КРС по системе федерального лизинга, голов В том числе - мясной породы "герефорд"; - молочной породы "голштинская". |
100
50 100 |
- |
- |
Всего потребность в средствах |
8500 |
- |
- |
В том числе за счет собственных средств и средств областного бюджета |
8500 |
|
|
Развитие свиноводства намечается обеспечить за счет более полного использования мощностей действующего специализированного хозяйства ООО ТФ "Сахалинский бекон-2" и расширения мощностей свиноводческого хозяйства ООО "ПродАгро", а также на основе улучшения селекционно-племенной работы в свиноводстве.
В 2007 году ООО ТФ "Сахалинский бекон-2" осуществлен закуп племенного поголовья перспективных пород свиней в количестве 100 голов. В результате получения племенного потомства с высокими качественными показателями по продуктивности хозяйство планирует довести поголовье свиней к 2010 году до 4200 голов против 2120 голов в 2006 году. В связи с этим, будет проведена реконструкция производственных помещений.
В птицеводстве особое внимание будет сосредоточено на селекционно-племенной работе. Намечено продолжить замену используемого в настоящее время породного состава кур-несушек "Хайсек" на более высокопродуктивный кросс "Супер Ник".
Планируется реконструкция ГУСП "Птицефабрика Островная". Она предусматривает замену старого, изношенного, физически и морально, технологического оборудования действующих корпусов на более современное. Данное мероприятие позволит сократить расход потребляемых ресурсов (тепло-, электроэнергии, воды, кормов и т.д.) и затраты труда на единицу продукции, значительно снизить себестоимость, обеспечить конкурентоспособность продукции.
Реконструкция животноводческих помещений для содержания КРС планируется в ГУСП "Комсомолец", ГОНО ОПХ "Тимирязевское".
Табл. 15
Потребность в ресурсах и ресурсное обеспечение мероприятий по
реконструкции животноводческих помещений в сельскохозяйственных
предприятиях и КФХ, тыс. руб.
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Реконструкции производственных цехов для содержания животных в сельскохозяйственных предприятиях |
67000 |
43000 |
2000 |
Реконструкция животноводческих помещений КФХ |
11000 |
|
|
Всего потребность в средствах |
78000 |
43000 |
2000 |
В том числе: за счет собственных средств - за счет заемных средств |
19000 59000 |
11000 32000 |
- 2000 |
Наращивание производства говядины, свинины, мяса птицы, куриного яйца будет осуществляться также за счет увеличения численности поголовья скота и птицы в сельских подворьях населения городского округа.
Финансовая поддержка развития животноводства осуществляется из бюджетов всех уровней.
Государственная поддержка предоставляется согласно федеральному Закону от 29.12. 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и закону Сахалинской области от 04.07.2006 г. N 73-30 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Сахалинской области".
За счет федерального и областного бюджетов хозяйствам предоставляются субсидии:
- на покрытие убытков от реализации отдельных видов животноводческой продукции (молока, мяса свиней, яйца, поросят), поставляемой для государственных нужд на основании договоров;
- на удешевление стоимости комбикормов и фуражного зерна сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для компенсации части затрат, связанных с приобретением комбикормов;
- на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, уплаченных лизинговым компаниям организациями и субъектами малого предпринимательства (включая страхование и доставку).
За счет средств бюджета городского округа "город Южно-Сахалинск" финансовая поддержка осуществляется по двум направлениям:
- предоставление субсидий на повышение плодородия кормовых угодий сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме личных подсобных хозяйств (50 % средств, предусмотренных в бюджете городского округа на повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения);
- предоставление субсидий владельцам личных подсобных хозяйств, согласно Порядку предоставления средств бюджета городского округа на частичное возмещение затрат по производству и поставке молока, утвержденному решением городского Собрания от 31.10.2007 г. N 854/38-07-3.
Данные средства предоставляются владельцам личных подсобных хозяйств, поставляющим молоко перерабатывающим предприятиям, в размере 1 руб. за килограмм реализованного молока.
3.3. Ресурсное обеспечение мероприятий по поддержке молочного животноводства в личных подсобных хозяйствах, реализующих молоко перерабатывающим предприятиям:
Табл.16
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Объем реализации молока владельцами ЛПХ на перерабатывающие предприятия, тонн |
500 |
500 |
500 |
Потребность в средствах на производство и поставку молока на перерабатывающие предприятия, тыс. руб. |
9500 |
10345 |
11038 |
В том числе: - за счет собственных средств и средств поддержки из областного бюджета - за счет средств бюджета городского округа |
9000
500 |
9800
545 |
10458 580 |
Предоставление средств бюджета городского округа владельцам личных подсобных хозяйств осуществляется с целью приостановления снижения поголовья крупного рогатого скота в частном секторе, стабилизации объемов производства молока и повышения уровня жизни сельских жителей городского округа.
3.4. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по ускоренному развитию животноводства
Табл. 17
|
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
Стоимость валовой продукции животноводства, млн. руб. |
599,5 |
767,7 |
846,5 |
930,1 |
Объем производства всеми товаропроизводителями городского округа Молока, тонн |
6760,2 |
7562,1 |
7809,6 |
8055,6 |
Мяса в ж. в., тонн |
1178,1 |
1530,3 |
1676,6 |
1856,3 |
Яиц, млн. шт. |
95,8 |
99,7 |
101,2 |
101,2 |
Численность поголовья в хозяйствах всех категорий крупного рогатого скота, гол. |
3517 |
5019 |
5093 |
5173 |
в т.ч. коров, гол. |
1511 |
1706 |
1740 |
1765 |
Свиней, гол. |
4729 |
6061 |
6481 |
6701 |
Удой молока на 1 фуражную корову в год, кг. |
4453 |
4539 |
4532 |
4598 |
Численность поголовья кур-несушек ГУСП "Птицефабрика Островная", тыс. шт. |
291 |
298 |
298 |
298 |
Продуктивность птицы, шт. яиц в год от одной курицы-несушки |
329 |
335 |
340 |
340 |
Численность поголовья коров в ЛПХ |
673 |
666 |
666 |
666 |
Объем производства молока в ЛПХ |
2817 |
2800 |
2800 |
2800 |
В результате реализации мероприятий по ускоренному развитию животноводства улучшатся качественные и количественные показатели данной подотрасли.
За счет улучшения кормовой базы и совершенствования племенной работы в хозяйствах увеличится продуктивность молочного и мясного животноводства. Средний удой молока от одной коровы в год возрастет в 2010 году на 3,3 % к уровню 2006 года.
За счет реконструкции животноводческих помещений возрастет численность поголовья животных КРС - на 47 % к уровню 2006 г.; свиней - на 41,7%;
На ГУСП "Птицефабрика Островная" за счет проведенных мероприятий возрастет продуктивность птицы с 329 в 2006 году до 340 штук яиц на 1 курицу-несушку в 2010 году, что позволит обеспечить к 2010 году объем производства яиц до 101,2 млн. штук.
В целом, реализация всего комплекса намеченных мероприятий по ускоренному развитию животноводства позволит обеспечить к 2010 году объем производства во всех категориях хозяйств мяса всех видов (в живом весе) - 1856 тонн (с приростом к уровню 2006 года в 57,6 %), яиц - 101,2 млн. штук (с приростом в 5,6 %), молока - 8055 тонн (с приростом в 19 %).
Исполнителями мероприятий по ускоренному развитию животноводства являются сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства; в части финансирования из бюджета городского округа -администрация города Южно-Сахалинска.
4. Повышение инвестиционной активности
В связи с невысокими финансовыми возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей городского округа, выполнение мероприятий по повышению эффективности отрасли возможно посредством привлечения долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Планом по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории городского округа предусмотрено привлечение инвестиционных кредитов на развитие отрасли (табл. 18)
Табл.18
План мероприятий по привлечению инвестиционных
кредитов на развитие сельского хозяйства
Мероприятия |
Объем кредитования, тыс.руб. |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Строительство и реконструкция животноводческих комплексов в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ |
59000 |
32000 |
2000 |
Приобретение техники и оборудования сельскохозяйственными предприятиями и КФХ |
28300 |
33840 |
25800 |
Пополнение оборотных средств КФХ |
2000 |
2000 |
2000 |
Развитие ЛПХ |
1000 |
1000 |
1000 |
Итого объем кредитования |
90300 |
68840 |
30800 |
Всего планируемый объем кредитования сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств за 2007-2008 годы составляет 148,8 млн. руб., в том числе на реконструкцию и строительство животноводческих комплексов - 112 млн. руб.; на приобретение техники и оборудования - 28,3 млн. руб.; на приобретение скота - 3,5 млн. руб.; на прочие нужды КФХ - 5 млн. руб.
Одним из мероприятий национального проекта "Развитие АПК" является повышение доступности банковских кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий. В рамках данного мероприятия предусмотрена государственная поддержка в виде субсидий из федерального и областного бюджетов, согласно федеральному Закону от 29.12. 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и закону Сахалинской области от 04.07.2006 г. N 73-30 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в
Сахалинской области":
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации";
Бюджетом городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008 год предусмотрена финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, на частичное возмещение затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на развитие производства, в сумме 5 млн. руб. Согласно Порядку предоставления субсидий на эти цели, утвержденному решением городского Собрания городского округа от 31.10.2007 г. N 854/38-07-3 средства предоставляются на конкурсной основе, при условии софинансирования из областного бюджета. Данный вид субсидий позволит оказать финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства городского округа, получившим кредит, не подпадающий по направлениям его использования под субсидирование процентов в рамках национального проекта "Развитие АПК", но использованный на развитие сельскохозяйственного производства.
Оказание финансовой поддержки на частичное возмещение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей будет способствовать повышению их инвестиционной активности и дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства.
Кроме субсидий из бюджетов всех уровней на возмещение расходов по уплате процентов по банковским кредитам, в бюджете городского округа на 2008 год предусмотрено предоставление муниципальных гарантий городского округа "Город Южно-Сахалинск" в обеспечение обязательств по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями в кредитных учреждениях. Муниципальные гарантии предоставляются на конкурсной основе, согласно Порядку предоставления муниципальных гарантий городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденному решением городского Собрания городского округа от 27.06.2007 г. N 733/35-07-3. Объем средств, предусмотренный в бюджете городского округа на 2008 год для предоставления муниципальных гарантий всем хозяйствующим субъектам городского округа, составляет 5 млн. руб.
Данная мера также способствует расширению возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в привлечении инвестиций.
Исполнителями мероприятий по привлечению инвестиционных кредитов являются сельскохозяйственные товаропроизводители.
5. Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции
С целью создания эффективной системы обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией и создания условий для расширения рынка сбыта этой продукции, планируется принятие ряда мер.
5.1. Организация специализированного сельскохозяйственного рынка
Администрацией города принято решение об организации на территории городского округа специализированного сельскохозяйственного рынка.
Под строительство рынка в 2007 году выделен земельный участок ООО "Нью-Трейд" в 14 микрорайоне, северо-восточнее пересечения улиц Пуркаева и Комсомольской. Завершение строительства планируется в 2008 году.
Данное мероприятие позволит, с одной стороны, увеличить объемы продаж местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших дополнительные торговые места на специализированном рынке, что в свою очередь повлечет повышение доходности сельскохозяйственного производства.
С другой стороны, у горожан, особенно малоимущих слоев, появится возможность покупать свежую сельскохозяйственную продукцию по отпускным ценам производителей, без посреднических наценок.
5.2. Создание дополнительных торговых точек для местных товаропроизводителей
5.2.1. Постановлением мэра города от 19.07.2007 г. N 1420 о размещении мелкорозничной торговли на территории городского округа, в целях поддержки местных товаропроизводителей, разрешено размещение некапитальных объектов стилизованного типа для торговли собственной продукцией.
Предусмотрено строительство торговых комплексов, в том числе и для сельскохозяйственных производителей:
- по пр. Победы - 9 павильонов;
- по ул. Емельянова - 10 павильонов;
- в 9 микрорайоне - 8 павильонов;
- в 12 микрорайоне - 6 павильонов;
- в пл/р Луговое - 4 павильона;
- в пл/р Ново-Александровск - 12 павильонов;
- в пл/р Хомутово - до 8 павильонов.
5.2.2. Администрацией города принято решение об организации на территории городского округа сезонных сельскохозяйственных ярмарок выходного дня.
Для этих целей планируется заключение соглашений администрации города с администрациями рынков о предоставлении льготных торговых площадей для местных товаропроизводителей в весенне-осенний период не реже 1 раза в месяц.
5.2.3. С целью создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции владельцами личных подсобных хозяйств, садоводами и огородниками, планируется ежегодное заключение соглашений администрации города с администрациями коммерческих рынков и торговых комплексов о предоставлении торговых мест (льготных - 100-150 мест и бесплатных - порядка 100 мест).
Исполнителями мероприятий по созданию условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции являются:
структурные подразделения администрации города: Управление потребительского рынка, предпринимательства и АПК; Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска; - руководители сельскохозяйственных предприятий и КФХ.
6. Финансовая поддержка из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы
Финансовая поддержка из бюджета городского округа предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах лимитов бюджетных назначений на очередной финансовый год.
Непосредственно на развитие сельского хозяйства будет направлено средств: в 2008 году - 3400 тыс. руб.; в 2009 году - 4065 тыс. руб.; в 2010 году - 4720 тыс. руб. (табл. 19).
Табл. 19
Ресурсное обеспечение Программы развития
сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск"
на 2007-2010 годы.
|
факт 2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Средства бюджета, направляемые на развитие сельского хозяйства городского округа | ||||
Поддержание почвенного плодородия - всего, тыс. руб. в том числе: |
2900 |
2900 |
3520 |
4140 |
- повышение плодородия земель, занятых под картофель и овощи |
1450 |
1450 |
1760 |
2070 |
- повышение плодородия кормовых угодий |
1450 |
1450 |
1760 |
2070 |
Поддержка развития личных подсобных хозяйств: - субсидии на частичное возмещение затрат владельцев ЛПХ по производству и поставке молока, тыс. руб. |
- |
500 |
545 |
580 |
Средства бюджета, направляемые на развитие всех хозяйствующих субъектов городского округа, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей | ||||
Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование банковским кредитом субъектам малого предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям |
- |
объем субсидий определяется по результатам конкурса |
||
Предоставление муниципальных гарантий городского округа "Город Южно-Сахалинск" в обеспечение возврата кредитов, полученных в кредитных учреждениях РФ, хозяйствующим субъектам, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям |
|
объем субсидий определяется по результатам конкурса |
Приведенные в таблице 12 объемы финансирования на период 2009 - 2010 годы могут уточняться при формировании проектов бюджета городского округа на 2009 г. и 2010 г.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации Программы основные показатели социально-экономического развития сельскохозяйственного производства городского округа должны улучшиться. Их динамика приведена в приложении 2.
Производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий к 2010 году (в сопоставимой оценке) возрастет по отношению к 2006 году на 46 %. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за прогнозируемый период составит 11%.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе обновления технической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала, повышения продуктивности животноводства, создания соответствующей кормовой базы.
Численность поголовья крупного рогатого скота увеличится к 2010 году на 47 % к уровню 2006 года; в том числе коров - на 17 %. Поголовье свиней возрастет против 2006 года на 42 %.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет приток инвестиций в результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Данный процесс начат в 2007 году, в 2008 - 2010 годах рост инвестиций в сельское хозяйство продолжится.
Повысится продуктивность молочного животноводства. Среднегодовой удой молока на 1 корову увеличится с 4453 кг до 4598 кг. Объем производства молока в 2010 году возрастет к уровню 2006 года на 19 %; мяса - на 57 %; яиц -на 6 %.
Рост объемов производства позволит к 2010 году увеличить долю животноводства в формировании ресурсов с 42 % в 2006 году, до 45 % в 2010 г.
Мероприятиями Программы предусмотрена стабилизация обеспеченности хозяйств основными видами техники, комбайнами, тракторами. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника.
В результате реализации мероприятий Программы в растениеводстве, к 2010 году на 8 % возрастет урожайность овощей. Объем производства овощей увеличится к уровню 2006 года на 1250 тонн.
Основным условием достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на период 2008- 2010 годы развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с увеличением государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Данная мера, в свою очередь, стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к техническому перевооружению производства, создает условия для внедрения новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а, в конечном итоге, ведет к улучшению финансового положения хозяйств и их материально-технической базы.
Финансовый результат от деятельности сельскохозяйственных предприятий, с учетом субсидий из бюджетов всех уровней, увеличится в 2010 году к уровню 2006 года на 24 %. Доходы работников предприятий при этом повысятся в 1,3 раза.
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить среднедушевое потребление населением городского округа сельскохозяйственной продукции местного производства (табл.20).
Табл.20
Объем производства основных видов сельскохозяйственной
продукции товаропроизводителями всех категорий городского
округа "Город Южно-Сахалинск" (на душу населения)
Наименование продукции |
Мед. норма потребления |
2006 г. |
Степень обеспеченности в 2006., % |
2010 г. |
Степень обеспеченности в 2010 г., % |
2010 г в % к 2006 г. |
Картофель, кг |
120 |
166,6 |
139 |
167,4 |
140 |
100 |
Овощи, кг |
145 |
93,4 |
64 |
100,2 |
70 |
107 |
Мясо всех видов, кг |
70-80 |
6,4 |
8,5 |
10 |
13 |
156 |
Молоко и молочные продукты, кг |
370 |
47 |
11 |
56 |
15 |
119 |
Яйца, шт |
300 |
523 |
174 |
552 |
184 |
105 |
Несмотря на то, что к 2010 году производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения не достигнет стопроцентного соответствия с нормами потребления, данный показатель возрастет к уровню 2006 года: по овощам - на 7 %; по мясу всех видов - на 56 %; по молоку - на 19 %; по яйцам - на 5 %; по картофелю - на 0,5 %.
Темпы роста производства продукции животноводства за период 2008-2010 годы не позволят к 2010 году полностью удовлетворить потребности населения в мясе и молоке, так как за данный период невозможно будет резко нарастить поголовье скота до необходимой численности и, соответственно, объемы производства продукции. Но в последующие годы, проведя техническое переоснащение производства, создав благоприятные условия для содержания скота, закупив племенное поголовье и добившись стабилизации финансового состояния, сельскохозяйственные товаропроизводители повысят темпы роста производства до желаемого уровня.
В результате улучшения показателей развития сельского хозяйства городского округа за 2008-2010 годы повысится налоговая отдача отрасли. Поступление налоговых платежей от сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2010 году возрастет к уровню 2006 года на 20 %.
Управление реализацией программы
Реализация Программы осуществляется совместными действиями исполнителей.
Ответственность за реализацию мероприятий в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах несут руководители предприятий и КФХ.
Ответственность за реализацию мероприятий по организационной работе, содействию в выполнении мероприятий сельскохозяйственными товаропроизводителями, несут соответствующие структурные подразделения администрации города.
Ответственность за реализацию мероприятий в части финансирования из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" несут отраслевое управление и финансовое управление администрации города.
Отчет о ходе реализации и достигнутых результатах Программы ежегодно представляется в городское Собрание не позднее 1 апреля.
Для этого предусматривается проведение мониторинга непосредственными исполнителями Программы.
По каждому мероприятию анализируется выполнение намеченных задач, дается оценка степени достижения целевых показателей.
Ежегодный отчет готовится и представляется в городское Собрание Управлением потребительского рынка, предпринимательства и АПК комитета экономики администрации города Южно-Сахалинска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 23 января 2008 г. N 958/45-08-3 "О Программе развития сельского хозяйства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2008-2010 годы"
Решение вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня"
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 15 апреля 2008 г. N 29
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 19 июня 2008 г. N 1107/51-08-3 настоящее решение признано утратившим силу