Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего судьи Азовцевой О.А, судей Кулаковской Л.А. и Глущенко О.В, с участием прокурора отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Мининой А.Г, осужденной Корнеевой Л.М, защитника - адвоката Валеева М.С, представившего удостоверение N... и ордер N.., при секретаре Егоренко М.К, рассмотрела в апелляционном порядке 24 декабря 2020 года уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга Мандрыгина Д.О. на приговор Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2020 года, которым
КОРНЕЕВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА, "... ", гражданка РФ, имеющая высшее образование, "... ", пенсионер, "... ", ранее судимая:
08 октября 2007 года Приморским районным судом Санкт-Петербурга по ч.3 ст.30 ч.1 ст.228.1 УК РФ, ч.3 ст.30 п. "б" ч.2 ст.228.1 УК РФ, ч.3 ст.30 п. "а" ч.2 ст.228.1 УК РФ, ч.1 ст.30 п. "г" ч.3 ст.228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы. 13 октября 2015 года освобождена условно-досрочно по постановлению Гаврилово-Посадского районного суда Ивановской области от 30 сентября 2015 года, осуждена по ч.2 ст.228 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к наказанию в виде 5 (пяти) месяцев лишения свободы без штрафа, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания Корнеевой Л.М. постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании ч.3.2 ст.72 УК РФ в срок лишения свободы зачтено время содержания Корнеевой Л.М. под стражей с момента ее фактического задержания - с 29 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Заслушав доклад судьи Азовцевой О.А, объяснения прокурора Мининой А.Г, поддержавшей довода представления, осужденной Корнеевой Л.М. и адвоката Валеева М.С, возражавших против доводов представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2020 года Корнеева Л.М. признана виновной и осуждена за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
На данное судебное решение государственным обвинителем прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга Мандрыгиным Д.О. подано апелляционное представление, в котором указано на наличие оснований для отмены приговора суда.
В обоснование представления помощник прокурора ссылается на несоответствие приговора требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ, поскольку в описательно-мотивировочной части приговора описание преступного деяния изложено не в полном объеме, не указана форма вины.
Также помощником прокурора обращено внимание на неправильное применение судом уголовного закона, поскольку суд признал обстоятельством, отягчающим наказание, особо опасный рецидив преступлений, в то время как в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим наказание обстоятельством является рецидив преступлений.
Кроме того, как указывает автор апелляционного представления, признавая в действиях Корнеевой Л.М. опасный рецидив преступлений, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения наказания по правилам ч.2 ст.68 УК РФ. Однако далее в описательно-мотивировочной части приговора, приходит к выводу о применении ст.64 УК РФ и ч.3 ст.68 УК РФ, суд указал на необходимость назначения наказания без учета правил рецидива, что, по мнению автора представления, свидетельствует о существенном нарушении судом уголовно-процессуальный закона ввиду отсутствия однозначных и четких выводов, касающихся вопроса размера уголовного наказания.
Также помощником прокурора указано на то, что в нарушение требований ч.3 ст.72 УК РФ судом зачтено в срок лишения свободы время содержания Корнеевой Л.М. под стражей с 29 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, несмотря на требования закона, в соответствии с которыми время содержания лица под стражей засчитывается, в том числе, в срок лишения свободы, назначенным приговором суда, до вступления приговора в законную силу.
Кроме того, помощник прокурора полагает приговор несправедливым вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания, которое не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденной.
Обращает внимание на то, что при назначении наказания при опасной рецидиве преступлений судом не дана оценка обстоятельствам, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, принимая во внимание совершение Корнеевой Л.М. тяжкого преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, при наличии судимости за умышленное особо тяжкое преступление аналогичной направленности, нахождение Корнеевой Л.М. на протяжении длительного времени в розыске как скрывшейся от суда, а также совершение ею вновь преступления спустя непродолжительное время после освобождения из исправительной колонии.
В судебном заседании прокурор Минина А.Г. доводы представления поддержала, просила приговор суда отменить по основаниям, изложенным в апелляционном представлении.
Осужденная Корнеева Л.М. и адвокат Валеев М.С. возражали против удовлетворения апелляционного представления, полагали приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, выслушав мнение сторон, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вина Корнеевой Л.М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.228 УК РФ, правильно установлена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и оцененных в приговоре в соответствии со ст.88 УПК РФ.
В основу приговора судом положены показания свидетелей С1 о наличии оперативной информации о том, что женщина по имени " Людмила" будет иметь при себе наркотическое средство метадон, возможно с целью сбыта, в связи с чем было принято решение о проведении ОРМ "Наблюдение", по результатам которого была задержана Корнеева Л.М.; свидетеля С2 об обстоятельствах проведения личного досмотра Корнеевой Л.М, изъятия у нее камнеобразного вещества; рапорт об обнаружении признаков преступления, материалы оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение", протокол личного досмотра Корнеевой Л.М, справка о результатах оперативного исследования, заключение эксперта, протокол осмотра предметов, иные доказательства.
Собранные по делу доказательства позволили суду сделать обоснованный вывод о виновности осужденной и правильно квалифицировать ее действия по ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Вопреки доводам представления, приговор соответствуют требованиям уголовно-процессуального закона, в том числе ст. ст. 304, 307 УПК РФ, содержит описание преступного деяния, а потому оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Наказание осужденной Корнеевой Л.М. назначено в соответствии с законом, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденной и обстоятельств, влияющих на наказание.
При назначении наказания судом в качестве отягчающего обстоятельства учтено наличие в действиях Корнеевой Л.М. опасного рецидива преступлений, поскольку она ранее судима за умышленное особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы, судимость в установленном порядке не снята и не погашена, вновь совершила тяжкое преступление.
Судом также учтены обстоятельства, смягчающие наказание Корнеевой Л.М, а именно: признание вины, раскаяние в содеянном, пенсионный возраст, наличие ряда тяжелых заболеваний, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений путем дачи последовательных признательных показаний, а также сотрудничество Корнеевой Л.М. с органами следствия путем изобличения лица в сбыте наркотиков, в отношении которого 27 июня 2018 года был постановлен обвинительный приговор.
Судом также принято во внимание, что Корнеева Л.М. имеет постоянное место жительства, близких родственников, на учете у нарколога и психиатра не состоит, до совершения преступления работала неофициально. Кроме того, судом учтено, что с момента совершения преступления прошел длительный период времени, а именно более трех лет, при этом со слов Корнеевой Л.М. в судебном заседании, с момента задержания она не употребляет наркотические средства. Также судом учтено отсутствие сведений о задержании Корнеевой Л.М. или фактов ее привлечения к ответственности правоохранительными органами за указанный период времени.
Оценивая перечисленные выше обстоятельства в совокупности, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденной и предупреждения совершения ей новых преступлений суд пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения Корнеевой Л.М. наказания только в виде реального лишения свободы.
При этом суд пришел к обоснованному выводу о возможности применения при назначении Корнеевой Л.М. наказания требований ч. 3 ст. 68 УК РФ, а также, с учетом смягчающих наказание обстоятельств, признав их совокупность исключительной, суд правомерно указал на наличие оснований для применения правил ст. 64 УК РФ и назначении Корнеевой Л.М. наказания ниже низшего предела, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Выводы суда в этой части являются обоснованными и мотивированными, основаны на анализе обстоятельств дела и данных о личности осужденной.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ, ч. 6 ст. 15 УК РФ также являются обоснованными.
Вопреки доводам представления, судебная коллегия не усматривает нарушений требований ст. 63 УК РФ, поскольку в действиях Корнеевой Л.М. судом обоснованно установлен опасный рецидив преступлений в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 18 УК РФ и данное обстоятельство правомерно признано судом отягчающим наказание в соответствии с требованиями п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Таким образом, назначенное Корнеевой Л.М. наказание является справедливым по виду и размеру, поскольку судом учтены все обстоятельства, влияющие на наказание, в связи с чем представление в части доводов о чрезмерной мягкости наказания удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, из приговора суда подлежит исключению ссылка на применение требований ч. 2 ст. 68 УК РФ при назначении Корнеевой Л.М. наказания, поскольку данные выводы входят в противоречие с обоснованными выводами суда о возможности назначения наказания с применением требований ч. 3 ст. 68 УК РФ. Доводы апелляционного представления в этой части судебная коллегия находит обоснованными.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ приговор суда должен содержать решение о зачете времени предварительного содержания под стражей, если подсудимый до постановления приговора был задержан или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ч.3 ст.72 УК РФ в срок лишения свободы засчитывается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу.
Однако судом первой инстанции в резолютивной части приговора указано на зачет в срок лишения свободы времени содержания Корнеевой Л.М. под стражей с 29 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, в связи с чем доводы апелляционного представления в этой части также являются обоснованными, а приговор суда - подлежащим изменению.
Вид исправительного учреждения назначен Корнеевой Л.М. правильно в соответствии с требованиями ст. 58 ч. 1 п. "б" УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2020 года в отношении Корнеевой Людмилы Михайловны изменить.
Исключить из приговора указание на назначение Корнеевой Л.М. наказания с применением ч. 2 ст. 68 УК РФ.
На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ зачесть время содержания Корнеевой Л.М. под стражей с момента ее фактического задержания, то есть с "дата" до дня вступления приговора в законную силу, из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальном приговор оставить без изменения, апелляционное представление удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.