В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (редакция от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития системы социальной розничной сети магазинов по предварительным заказам населения (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
3. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на первого вице-мэра С.А. Надсадина.
Мэр города Южно-Сахалинска |
А.И. Лобкин |
Концепция
развития системы социальной розничной сети магазинов
по предварительным заказам населения
(утв. постановлением Администрации города Южно-Сахалинска
от 9 апреля 2010 г. N 662)
1. Общие положения
На сегодняшний день одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики городского округа "Город Южно-Сахалинск" - это торговля. В городе работают свыше 1200 предприятий розничной торговли в которых занято около 9000 человек.
Особое внимание в настоящее время уделяется развитию социально-ориентированной торговли, услугами которой пользуются люди с невысоким уровнем доходов.
Наряду с решением вопросов по совершенствованию социального обслуживания населения остро стоят проблемы обеспечения населения товарами в широком ассортименте в пределах пешеходной доступности по предварительным заказам, в сельской местности и в отдаленных районах.
Жители отдельных районов городского округа испытывают трудности в приобретении товаров расширенного ассортимента по доступным ценам в торговых предприятиях, расположенных в этих районах.
Концепция данного проекта - предоставить широкий выбор товаров по низким ценам, рядом с домом, с возможностью предварительного заказа.
Покупателями сети станут не только городские жители, но и те, кто проживает, работает, учится или отдыхает в пределах городского округа "Город Южно-Сахалинск", а в дальнейшем и Сахалинской области.
Система торговли по предварительным заказам населения привлекательна для самого широкого круга потребителей тем, что:
предоставляет возможность выбора необходимого товара по подходящей цене из широкого ассортимента различных товарных групп;
экономит время для похода в магазины, что крайне важно для людей, занятых работой, учебой, не имеющих транспорта и т.д.;
позволяет предварительно резервировать товар в любом магазине сети, а ознакомиться с доставленными товарами и принять решение о покупке там, где это удобнее всего.
Предоставление покупателю возможности ознакомления с товарами в любом удобном ему месте до момента покупки товаров, огромный ассортимент товаров, широкая сеть реальных магазинов, постоянный контакт с покупателями - вот несколько критериев, отличающих эти магазины от интернет-магазинов.
Сделать процесс покупки максимально быстрым, доступным, удобным и экономичным - миссия сети магазинов по предварительным заказам населения.
Новый вид торгового обслуживания сочетает в себе все преимущества сетевой розничной торговли и системы оказания услуг населению по месту жительства.
В этих условиях должен получить широкое развитие опыт города Москвы по открытию магазинов заказов с применением новейших автоматизированных технологий и продажей товаров по низким ценам, в широком ассортименте и гарантированного качества.
В основе технологии положена принципиально новая схема доставки товаров до конечного потребителя, построенная по принципу "заказ-доставка-оплата".
Система социальной розничной сети по предварительным заказам населения это единый, неразрывно связанный хозяйственный комплекс, состоящий из центрального сервера, терминалов заказов, склада формирования и распределения заказов и не менее 10 магазинов выдачи товаров.
Сбалансированная работа звеньев этой сети обеспечит оператору рентабельность проекта, позволит гарантированно удерживать уровень цен на 15% меньше, чем цены в среднем по городу.
II. Описание магазина заказов и требования к размещению
Указанный тип магазина заказов представляет собой розничное предприятие, осуществляющее продажу продовольственных и
непродовольственных товаров по предварительному заказу в широком ассортименте, имеющемся на распределительном складе.
Магазин состоит из торгового зала с ассортиментом товаров "Магазин у дома", отдела для приема заказов, оборудованного терминалами, и помещения для реализации скомплектованных заказов.
Торговый процесс полностью автоматизирован. За счет использования оригинального специально сконструированного оборудования (универсальных стеллажей, используемых для транспортировки и хранения товаров, стеллажей скомплектованных заказов, холодильников, индивидуальных компьютеров - комплектовщиков заказов, с помощью которых осуществляется поиск товаров по заказу, компьютерно-кассовых систем, терминалов с электронными каталогами товаров для предварительного заказа, систем идентификации покупателей) обеспечивается высокая пропускная способность и оборачиваемость товаров на небольших площадях при низких эксплуатационных затратах.
Использование оригинальных технологий и систем логистики позволяет максимально сократить штат сотрудников. Управление магазинами осуществляется из единого автоматизированного центра.
Поставка сформированных товаров по заказам осуществляется транспортом компании с распределительного склада по маршрутам, отработанным и просчитанным интеллектуальными системами.
Магазины заказов следует размещать в районах массового проживания населения, в том числе за счет использования первых этажей зданий, а распределительный центр может располагаться как на отдельном земельном участке, так и в неэффективно используемых зданиях и на складах (базах) различного функционального назначения.
В современной системе обеспечения поставок традиционную роль склада "в четырех стенах" обеспечивает компьютеризованный, динамично развивающийся центр управления поставками и перекрестными отгрузками.
Современная складская система - это прежде всего работающая логистика, с помощью которой происходит учет поступлений, отслеживание отправок, внутренние перемещения, отгрузка и доставка товаров потребителю.
При определении ориентировочной потребности в сети следует исходить из следующих показателей:
1 распределительный склад площадью 0,5 - 1,0 тыс. кв. м. может обслуживать до 10 магазинов заказов формата 140 - 150 кв.м.;
1 магазин из расчета проживания в микрорайоне до 10 тыс. жителей (основные требования к размещению сети приведены в таблице 1).
Таблица 1
Основные требования к размещению распределительного склада
и магазинов заказов
N п/п |
Основные требования |
1. Распределительный склад | |
1. |
Здание одноэтажное высотой помещений около 10 м., пригодное для хранения продуктов питания, площадью до 1,0 тыс. кв. м. |
2. |
Уровень пола около 1 м над уровнем земли либо наличие устройства пандуса |
3. |
Наличие подъездных путей (либо возможность их прокладки) для проезда большегрузного автотранспорта. |
4. |
Площадь участка земли около 0,5 га (отдельно расположенная территория) |
5. |
Требования к инженерным сетям: электроснабжение, водоснабжение, канализация, отопление. |
6. |
Устройство или наличие каналов связи. |
2. Магазин заказов | |
1. |
Общая площадь 140 - 150 кв. м. |
2. |
Возможность устройства парковки для автотранспорта посетителей. |
3. |
Здание: отдельно стоящее или встроено-пристроенное высотой от 3,5 м., предпочтительно первые этажи и др. |
4. |
Наличие инженерных сетей: энергоснабжение, водоснабжение, канализация, отопление. |
5. |
Наличие подъездных путей для грузового автомобиля, устройство пандуса. |
6. |
Возможность устройства или наличие каналов связи. |
7. |
Месторасположение: предпочтительно внутри микрорайонов, возможно вблизи транспортных узлов. |
Высокий уровень автоматизации процесса и применение оригинальной технологии позволяют устанавливать терминалы для заказа товаров не только в магазинах, но и использовать для этого небольшие помещения в предприятиях бытового обслуживания, почтовых отделениях, поликлиниках, отделениях банков, учреждениях и т.д.
III. Схема обслуживания населения в магазинах заказов
Технология обслуживания населения в магазинах заказов представляет следующую схему:
- оформление заказа непосредственно в любом помещении, где размещен интеллектуальный терминал или через сеть Интернет;
- поступление и обработка информации о заказе в автоматизированной системе управления (АСУ) в едином центре;
- передача обработанной и интегрированной информации по заказам через АСУ комплектовщикам на распределительный склад в виде заданий на персональные переносные компьютеры (универсальный терминал комплектовщика - УТК);
- комплектование на распределительном складе заказов для конкретных покупателей;
- адресная доставка индивидуальных заказов по выбору покупателя в любой из магазинов системы в удобное для покупателя время (например, с 7-00 до 23-00), в дальнейшем возможно предоставление услуг населению с доставкой товаров на дом;
- оплата заказа покупателем после его предварительного осмотра с учетом возможности отказа от приобретения любых товаров, входящих в предварительный заказ без объяснения причин.
Структура системы заказа
Формой муниципальной поддержки вхождения в бизнес для развития социальной розничной сети возможно выделение площадей в социальных магазинах по адресам: бульвар Анкудинова, 5 и проспект Мира, 241-а.
Часть площадей без ущерба основным задачам данных социальных магазинов должна быть использована для размещения залов формирования и выдачи заказов и установки терминалов.
На этих площадях будут проведены мероприятия по первичному внедрению проекта - ознакомлению населения с основными принципами обслуживания в данной системе, осуществлению первых заказов, распространению данного прогрессивного опыта с помощью мнения потребителей, обучению клиентов сети эффективному производству заказов.
IV. Распределительный склад
Для развития социальной розничной сети необходимо наличие распределительного склада площадью от 0,5 до 1,0 тысячи квадратных метров, который позволит централизованно формировать заказы, обеспечить доставку товаров непосредственно к потребителю (в квартиру, офис и т.д.), сократить транспортные и логистические услуги и оптимизировать штат комплектовщиков заказов.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по принятию мер экономического стимулирования по размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов имущества, находящегося в муниципальной собственности. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении оператору проекта склада, находящегося в муниципальной собственности, площадью не менее 500 квадратных метров в качестве распределительного склада социальной розничной сети. После его реконструкции решить вопрос о дальнейшей его принадлежности: приватизации, концессии, муниципального управления (аренда оператору, МАО или др.)
V. Обеспечение населения отдаленных территорий городского округа
Система социальной розничной сети магазинов по предварительным заказам населения обеспечит сельское население полным ассортиментом товаров, предлагаемых системой в городе. Идеальна такая система и для обеспечения дачников и огородников.
Предварительный заказ жители сел смогут сделать через Интернет и через терминалы, установленные в отделении связи, в сельской администрации и т.п.
В определенные день, время и место специально оборудованные автомобили доставят заказы в села Березняки, Дальнее, Елочки, Ключи, Новодеревенское, Новая Деревня, Санаторное, Синегорск, Старорусское, 1 7 километр.
Данная услуга будет производиться без дополнительных надбавок к единой цене сети.
VI. Организационные и экономические преимущества магазинов заказов
6.1. Организационные преимущества
Организация обслуживания потребителей по предлагаемому методу имеет ряд преимуществ по сравнению с другими традиционными технологиями продаж товаров:
- стоимость предварительных заказов, включающих все группы товаров, осуществляется по ценам на 15-20% ниже уровня цен в традиционных магазинах;
- гарантированное высокое качество обслуживания;
- свободный выбор способа и места оформления заказа;
- свободный выбор времени и места получения заказа;
возможность выбора до 10 тысяч наименований продовольственных и непродовольственных товаров;
- простота и наглядность выбора товаров при полной автоматизации процесса их заказа и расчетов;
- быстрота оформления заказа товаров за счет использования в автоматическом режиме индивидуальной "истории"
- возможность отказа от любой части предварительного заказа по невостребованности ассортимента или претензиям к качеству товаров.
6.2. Экономические преимущества
Экономические преимущества розничной сети по предварительным заказам населения по сравнению с традиционными формами обслуживания в действующих магазинах при аналогичной пропускной способности (до 2,5 тыс. покупателей в день) характеризуются следующими данными:
- использование от 4 до 10 раз меньшей площади в магазинах заказов по сравнению с супермаркетами и, как следствие, значительное сокращение затрат на содержание таких магазинов;
- значительно меньший объем товаров в торговом зале и, как следствие, экономия оборотных средств;
- минимальное количество торгового персонала - 4-5 человек на 1 магазин в смену;
- высокая пропускная способность торговых залов за счет полной автоматизации процессов формирования выдачи и расчета за заказы - ускорение расчетов в 6 раз по сравнению с традиционным магазином за счет исключения операций по сканированию штрих-кода каждого товара.
Начальник Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка |
А.В. Бандюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 9 апреля 2010 г. N 662 "О Концепции развития на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" системы социальной розничной сети магазинов по предварительным заказам населения"
Текст постановления опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 25 мая 2010 г. N 39