В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Определить министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (Н.В. Салаева) органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за разработку Программы.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В. Хоточкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 18 января 2011 г. N 11-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Сахалинской области
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Стратегической целью региональной государственной политики в области экологии является сохранение и значительное улучшение качества природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечение экологической безопасности Сахалинской области.
Охрана атмосферного воздуха - обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения области.
Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы" (далее - Концепция) представляет собой комплекс мер по охране атмосферного воздуха на территории Сахалинской области, направленных на улучшение качества воздушной среды области, и служит основой для осуществления экологически значимой деятельности с учетом социально-экономических и экологических закономерностей развития островного региона.
Цель Концепции - раскрыть проблему качества атмосферного воздуха в Сахалинской области и определить пути решения.
Разработка Концепции обусловлена важностью государственной поддержки в решении экологических проблем на территории Сахалинской области в связи с подъемом и развитием промышленного производства и ростом количества автотранспортных средств; необходимостью повышения ответственности органов государственной власти области, хозяйствующих субъектов и активизации их взаимодействия; необходимостью повышения уровня экологической безопасности как условия для устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области, принятия наиболее эффективных решений по предотвращению ущерба окружающей среде.
Концепция базируется на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Сахалинской области, учитывает цели и приоритетные задачи Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года. Концепция разработана в соответствии с Положением о долгосрочных и ведомственных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В течение многих лет органами исполнительной власти области охрана воздушного бассейна Сахалинской области осуществляется бессистемно и ориентирована, в основном, на решение кризисных ситуаций, связанных с загрязнением воздуха. Данные мероприятия краткосрочны, имеют узкую направленность и не охватывают весь спектр имеющихся проблем, то есть не носят программного характера.
Такой подход не дает длительного эффекта, не направлен на перспективу в рамках планируемого роста экономического развития области, который приведет к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Территориальный анализ проблемы обуславливает возможность её решения только в рамках комплексного подхода, путем использования программно-целевого метода, целесообразность которого определяется следующими факторами:
- значимость недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха;
- приоритетность планирования воздухоохранной деятельности для концентрации ресурсов в решении проблемы;
- потребность в координации усилий участников программы - территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления для осуществления мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в заданные сроки.
Принятие Программы по охране атмосферного воздуха будет способствовать реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, направленной на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения области.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Атмосферный воздух относится к таким природным благам, которые невозможно заменить искусственным путем. Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздоровления окружающей среды. Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой, а его загрязнение - мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека и окружающую среду.
Воздушный бассейн Сахалинской области загрязняется выбросами от промышленных предприятий, дымовыми газами от котельных жилищно-коммунального хозяйства, учреждений и организаций, топок индивидуальных домов, выхлопными газами автомобилей и других видов транспорта.
В 2009 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории Сахалинской области составил 206,532 тыс. тонн, или 110,8% к уровню 2008 года. Ежегодно объем выбросов загрязняющих веществ увеличивается в среднем на 4,4%. При отсутствии программного документа по охране атмосферного воздуха к 2015 году увеличение количества выбросов по сравнению с 2009 годом составит 30,8%.
При этом на предприятиях уловлено в процентном отношении к объему отходящих газов от всех стационарных источников - 79,09% загрязняющих веществ. Самая высокая степень улавливания на предприятиях электроэнергетики, самая низкая - на предприятиях коммунального хозяйства.
Основные предприятия области, загрязняющие атмосферный воздух, и объемы выбросов по каждому из них приведены в таблице.
N п/п |
Наименование предприятия |
Район |
Объем выбросов, тыс. тонн |
||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|||
1. |
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд" |
Ногликский |
4,021 |
3,822 |
20,597 |
2. |
ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ 1" ОАО" Сахалинэнерго" |
г. Южно-Сахалинск |
14,256 |
14,154 |
14,463 |
3. |
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд" (СПГ-эксплуатация) |
Корсаковский |
- |
1,836 |
12,655 |
4. |
ОП "Сахалинская ГРЭС" ОАО "Сахалинэнерго" |
Поронайский |
15,265 |
14,272 |
12,580 |
5. |
Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" |
Ногликский |
9,878 |
6,178 |
8,390 |
6. |
ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" |
Охинский |
1,599 |
5,231 |
5,315 |
7. |
ОАО Управляющая коммунальная компания |
Холмский |
6,487 |
4,291 |
4,323 |
В большей степени загрязняют воздушный бассейн предприятия следующих муниципальных образований: городской округ "Город Южно-Сахалинск" - 20,0%; городской округ "Поронайский" - 20,5%; "Городской округ Ногликский" - 12,4%; "Корсаковский городской округ" - 7,6%; городской округ "Охинский" - 7,3%, Углегорский муниципальный район - 7,2%, "Холмский городской округ" - 5,7%; "Тымовский городской округ" - 4,3%. Качественный состав выбросов существенно не изменяется.
Динамика выбросов загрязняющих веществ от стационарных
источников загрязнения
Изображение может быть предоставлено по запросу пользователя"
Помимо стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, работающих при наличии устаревшего и изношенного газоочистного оборудования, на воздушный бассейн области негативное воздействие оказывают передвижные источники - автомототранспорт, ежегодные выбросы загрязняющих веществ от них составляют более 40% от общего объема выбросов по области.
От передвижных источников в 2009 году поступило в атмосферу 95,315 тыс. тонн загрязняющих веществ, что составляет 46,2% от общего объема выбросов по области. Известно, что на каждые 1000 км пробега автомобиль потребляет годовую норму кислорода одного человека.
Динамика выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта
Изображение может быть предоставлено по запросу пользователя"
Значительное увеличение выбросов загрязняющих веществ от транспорта связано с увеличением их общего количества.
В целях усиления контроля над выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта и улучшения экологической обстановки в районах области в 1998 году принято постановление Губернатора "О проведении операции "Чистый воздух" на территории Сахалинской области". В течение пяти лет в рамках действия операции проверены автотранспортные предприятия, автотранспортные цеха промпредприятий, станции технического обслуживания в общем количестве 200. Инструментальному контролю выбросов было подвергнуто 13102 автомобиля. Основными причинами нарушений стандартов по охране атмосферного воздуха, установленными в результате проведения операции "Чистый воздух", являются:
- низкое качество автомобилей, изготавливаемых на отечественных заводах;
- недостаточный контроль за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей на автотранспортных предприятиях, а также личного транспорта на станциях техобслуживания;
- низкое качество используемого топлива;
- отсутствие контрольно-регулировочных пунктов на предприятиях;
- слабая экологическая грамотность руководителей и водительского состава.
Автомобильные выхлопные газы - смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды - не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, то есть во время заторов и у красного сигнала светофора. Именно в этот момент, когда нажимают на акселератор, выделяется больше всего несгоревших частиц: примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме.
Существующая сеть стационарных постов наблюдений ГУ "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - СахУГМС), осуществляющая регулярный государственный экологический мониторинг на территории Сахалинской области, не позволяет получать комплексную информацию о состоянии атмосферного воздуха в Сахалинской области.
Сеть стационарных постов наблюдений СахУГМС охватывает всего 5 населенных пунктов: г. Оха, г. Александровск-Сахалинский, г. Поронайск, г. Корсаков, г. Южно-Сахалинск, включая планировочный район Новоалександровск.
По результатам государственного мониторинга атмосферного воздуха в структуре загрязнений основную роль играют сажа, пыль, окиси азота, сернистый ангидрид, сероводород, бенз(а)перен, окись углерода, тяжелые металлы, диоксид серы, формальдегид.
Анализ качественного состава более двух десятков специфических загрязняющих веществ показывает, что 38,4% общего объема выбросов составляют твердые вещества (сажа), 61,6% - жидкие и газообразные.
Исследование качества атмосферного воздуха проводится также в рамках социально-гигиенического мониторинга, в соответствии с которым показатели загрязнения атмосферного воздуха в Сахалинской области продолжают превышать средние российское показатели. В 2007 году доля проб атмосферного воздуха с превышением предельно допустимой концентрации в Сахалинской области в 1,8 раза превысила аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации.
К основным критериям экологического благополучия относятся качество жизни человека и уровень его здоровья. Именно категория здоровья рассматривается в настоящее время как индикатор соответствия экологических характеристик и научно-технического прогресса. Реакция человека на существенные изменения окружающей среды выражается в форме различных экологообусловленных заболеваний.
По данным Государственного доклада по Российской Федерации в 2008 году Сахалинская область отнесена к территории "риска" в России по заболеваемости (где показатели заболеваемости превышают средний уровень): злокачественными новообразованиями детей до от 0 до 14 лет и взрослого населения; врожденных аномалий развития детей от 0 до 14 лет; бронхитом хроническим, неуточненным, эмфиземой (0 - 60 лет и старше); по заболеваемости населения бронхиальной астмой, по общей инвалидности детей и подростков до 17 лет.
В Сахалинской области в 2009 году среди всех заболеваний на первом месте болезни органов дыхания. По данной нозологии отмечен рост по сравнению с 2008 годом на 23,5%;
В структуре общей заболеваемости обращает на себя внимание высокий уровень заболеваемости по классу "Новообразования" в возрастной группе 0-14 лет, где показатель заболеваемости практически в 2 раза выше, чем у подростков 15-17 лет.
Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области для оценки влияния качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения проведен анализ показателей заболеваемости детей до 14 лет как наиболее чувствительной возрастной группы к воздействию экзогенных факторов. В результате регулярного ингаляционного воздействия загрязняющих веществ на органы и системы-мишени в структуре общей заболеваемости наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания - 64,1%, врожденные аномалии - 0,95%, болезни крови и кроветворных органов - 0,6%. Одним из основных факторов роста заболеваемости органов дыхания среди населения предположительно является высокое загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий населенных мест. Анализ многолетней динамики показателей заболеваемости детей до 14 лет свидетельствует о тенденции к росту болезней органов дыхания с 2003 года по 2009 год.
Использование устаревшего и изношенного газоочистного оборудования предприятиями, вносящими значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна, увеличивающееся количество источников выбросов от предприятий и организаций за счет оборудования автономных источников теплоснабжения и резервных источников энергоснабжения, ежегодное увеличение количества автотранспорта способствуют загрязнению воздуха и ухудшению условий проживания населения.
На содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в значительной степени оказывают метеорологические условия: скорость и направление ветра, стратификация атмосферы (устойчивая, неустойчивая), выпадение осадков, туманы.
Высокие концентрации загрязнений в приземном слое атмосферы формируются преимущественно в зимнее время, когда создаются неблагоприятные метеорологические условия - часто повторяющиеся приземные тепловые инверсии, штили воздуха, что способствует образованию смога. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ. С этой целью в 2008 году принято постановление администрации области "О Порядке проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Проведение работ по прогнозированию загрязнения атмосферного воздуха, передача предупреждений на предприятия об ожидаемом высоком уровне загрязнения и выполнение предприятиями и организациями мероприятий по регулированию выбросов вредных веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий является одной из наиболее эффективных мер, направленных на улучшение воздушного бассейна.
Существует две основные задачи охраны окружающей среды: сведение до минимума негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и восстановление уже нарушенной окружающей среды.
Программа имеет точно определенную целевую ориентацию всех входящих в нее мероприятий и характеризуется четко выраженными конечными результатами.
Альтернативой использованию программно-целевого метода в решении проблемы качества атмосферного воздуха является реализация отдельных мер на уровне конкретных исполнительных органов государственной власти Сахалинской области (ведомственный подход).
Взаимодействие ведомств как между собой, так и с предприятиями-природопользователями требует дополнительного согласования на межведомственном уровне, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопроса качества атмосферного воздуха в Сахалинской области повлечет разрозненность усилий государственных органов исполнительной власти области, несистемное решение стоящих задач в сфере охраны атмосферного воздуха, низкую эффективность использования выделяемых средств областного бюджета.
Кроме этого программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность решения стоящих перед государственными органами власти проблем качества атмосферного воздуха в области.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Развитие производства даже на ближайшую перспективу делает необходимым включать в экономическое планирование средств, обеспечивающих сохранность окружающей среды в интересах удовлетворения экологических потребностей населения.
На основе стратегического анализа имеющейся проблемной ситуации в области с качеством атмосферного воздуха рассмотрены техногенные, эколого-сбалансированные и основной сценарии развития ситуации в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года.
4.1. Техногенный сценарий
Интенсивный путь развития Сахалинской области на период до 2020 года предполагает создание новых производств и отраслей экономики, развитие которых будет постоянно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязнение воздушного бассейна области в настоящее время осуществляется быстрыми темпами, тенденция сохранится и в последующие годы, так как пока основным способом получения энергии остается сжигание горючего топлива, в этой связи с каждым годом возрастает потребление кислорода, на его место поступают углеводороды, окислы азота, окись углерода и др., огромное количество сажи, пыли и вредных аэрозолей.
Развитие промышленности на территории Сахалинской области основано на современном техногенном типе развития экономики, базирующейся на производстве, действующем без учета экологических ограничений. Одной из характерных черт техногенного типа развития является сверхэксплуатация атмосферного воздуха со скоростью, превышающей возможности его естественного воспроизводства. Во главу угла ставятся интересы экономики - максимальное наращивание производства с целью более полного удовлетворения потребностей населения. При этом учет экологического фактора признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды сдерживает производство.
Рыночная экономика не способна оценить реальное значение чистой окружающей среды, установить её адекватную цену. Занижение цены экологического блага или даже его нулевая оценка приводит к заниженному отражению экологического ущерба.
Сложившийся тип развития промышленности в Сахалинской области всегда будет иметь негативные последствия: для атмосферного воздуха - безвозвратное изъятие газовых элементов; загрязнение газовыми примесями, разрушающими ее структуру, загрязнение взвешенными веществами; нагревание атмосферы; образование фотохимических туманов - смогов; для здоровья населения; для сельского хозяйства: поражение растений, снижение урожайности.
Для решения данной проблемы нужна ориентированность на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели в промышленности.
4.2. Эколого-сбалансированный сценарий
Для решения проблемы качества атмосферного воздуха применяется новая система взглядов, новая методология для выхода экономики региона на траекторию устойчивого, ресурсосберегающего эколого-экономического развития. Эффективность функционирования экономических структур оценивается с экологической позиции, выявляются причины колоссальной природоемкости экономики, и ведется борьба с ними, а не со следствиями - загрязнением атмосферного воздуха.
Главным для снижения нагрузки на атмосферный воздух является широкое использование новых, экологоприемлемых, наукоемких и ресурсосберегающих технологий - альтернативных источников энергии, совершенствование топливной системы автомобилей, использование двигателей электрических, на природном газе, на водороде или низкосернистом бензине, прекращение использования этилированного бензина, применение катализаторов и фильтров для выхлопных газов. Инвестиции в альтернативные варианты решения проблемы качества воздуха могут дать гораздо больший экологический эффект по сравнению с затратами в охрану атмосферного воздуха, то есть экологическая ситуация может улучшаться и при сохранении/уменьшении затрат на охрану атмосферного воздуха.
В целом реальная экологизация экономического развития, переход от техногенного типа развития к эколого-сбалансированному позволит уменьшить загрязнения атмосферного воздуха при увеличении конечных результатов.
Смена техногенного типа развития на эколого-сбалансированный во многом определяется теми ограничениями, которые в настоящее время сложились в экономике, среди них можно выделить экологические лимиты техногенного развития, которые обусловлены, в том числе, загрязнением атмосферного воздуха, и социальные ограничения техногенного развития, которые определяются ухудшением качества жизни, заболеваемостью населения по причине загрязнения атмосферного воздуха.
Реализовать данный переход в настоящее время не представляется возможным в связи с развитием существующего на территории Российской Федерации техногенного (рыночного) типа развития экономики.
4.3. Оптимальный сценарий
Оптимальный сценарий развития решения проблемы основан на сочетании двух вышеописанных сценариев - техногенного и эколого-сбалансированного. Данный сценарий планируется реализовать по следующим направлениям:
4.3.1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Сахалинской области
Одним из важнейших условий развития региональной государственной политики в сфере экологии является, в том числе, наличие областной законодательной базы в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечивающее комфортные условия проживания на территории Сахалинской области.
4.3.2. Проведение государственного мониторинга
Мониторинг атмосферного воздуха является важной частью экологического контроля, результаты которого позволяют дать оценку и прогноз качества атмосферного воздуха.
Система взаимодействия организма с внешней средой относится к наиболее сложной. Государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания представляет собой социально-гигиенический мониторинг.
Пополнение существующей справочно-информационной системы государственного экологического мониторинга объектами "социально-гигиенический мониторинг" обеспечит сбор, хранение, анализ данных о нарушениях здоровья населения, предположительно обусловленных низким качеством атмосферного воздуха, и осуществлять прогнозирование медико-экологической ситуации. Реализация данного мероприятия позволит анализировать планируемые и осуществляемые природоохранные мероприятия по критериям здоровья людей, снизит риск необоснованных управленческих решений в области экологически безопасного развития городов области, оптимизировать затраты на реализацию природоохранной политики.
4.3.3. Регулирование выбросов от передвижных источников
Передвижные источники, ежедневно выбрасывающие в приземные слои атмосферы огромное количество ядовитых веществ выхлопных газов, являются сильнейшими загрязнителями воздушного бассейна области. Вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха.
Значительный рост парка автомобилей и ограниченные резервы повышения пропускной способности уличной сети делают первостепенной задачу адаптивного управления дорожным движением на улично-дорожной сети города и повышения безопасности участников дорожного движения. Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) позволит обеспечить снижение задержек транспорта на перекрестках, тем самым сократить количество выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух.
Внедрение систем АСУДД возможно на следующих магистральных улицах общегородского значения в городе Южно-Сахалинске: участок улицы Ленина от улицы Сахалинской до улицы Емельянова; участок проспекта Мира от улицы Бумажной до улицы Пограничной; участок улицы Комсомольской от Коммунистического проспекта до улицы Пуркаева.
4.3.4. Регулирование выбросов от стационарных источников
Уровень загрязнения воздуха вредными примесями зависит не только от количества выбросов вредных веществ, но и в большей степени от условий рассеивания примесей в атмосфере. При определенных метеорологических условиях концентрации примесей в воздухе увеличиваются и могут достигать опасных значений.
Кратковременное сокращение выбросов в периоды увеличения загрязнения воздуха может существенно улучшить состояние воздушного бассейна. Вопросы регулирования выбросов и прогноза загрязнения атмосферы тесно связаны между собой.
Существующий уровень оснащения современными газоулавливателями в области не позволяет обеспечить нужную очистку выбросов, поэтому мероприятия по разработке прогнозов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и передача их для регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух обеспечит возможность уменьшения выбросов в сравнительно короткие периоды времени, когда образуется неблагоприятная метеорологическая обстановка, при которой может создаваться опасное загрязнение воздуха.
5. Предложения по целям и задачам программы, механизм формирования
мероприятий программы и определение исполнителей программных
мероприятий
Цель Программы - реализация системы мер, направленных на улучшение, сохранение и поддержание качества атмосферного воздуха в интересах нынешнего и будущих поколений жителей области и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование эффективной системы охраны атмосферного воздуха на территории Сахалинской области;
- совершенствование законодательства Сахалинской области в сфере охраны атмосферного воздуха;
- разработка и выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- снижение показателей негативного воздействия на атмосферный воздух выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- развитие системы автоматизированного режима наблюдений;
- прогнозирование изменений качества атмосферного воздуха;
- информирование населения, органов государственной власти, а также заинтересованных организаций о загрязнении атмосферного воздуха.
Предусмотренные Программой задачи решаются исходя из материальных, трудовых и финансовых возможностей Сахалинской области.
Механизм формирования мероприятий программы основан на отборе таких мероприятий, которые в совокупности позволят снизить загрязнение атмосферного воздуха в рамках ограничения по выделенным финансовым средствам.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая
определение этапов реализации программы
Реализация Программы осуществляется в период 2012-2015 годы.
Исполнение комплекса мероприятий в рамках Программы осуществляется ежегодно, в этой связи этапы решения проблемы целесообразно определять календарным годом.
7. Предложения по участию областных органов исполнительной власти в формировании
программы
Исполнителем программных мероприятий является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области.
8. Предложения по определению областного органа исполнительной власти в качестве координатора-разработчика программы
В качестве координатора-разработчика Программы предлагается министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению программы
Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составит 30 126,97 тысячи рублей (приложение N 1 к настоящей Концепции) в том числе:
- в 2012 году - 4756,39 тыс. рублей;
- в 2013 году - 7047,62 тыс. рублей;
- в 2014 году - 8 215,33 тыс. рублей;
- в 2015 году - 10107,63 тыс. рублей.
За последние пять лет в доходную часть областного бюджета в виде платы за загрязнение окружающей среды поступило 167054 тысячи рублей, из них на реализацию мероприятий по охране атмосферного воздуха выделено средств в размере 0,9 тысячи рублей.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. Расчеты и объемы финансовых ресурсов подлежат ежегодной корректировке.
Расходование средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и
социально-экономической эффективности программы
Общая эффективность реализации программных мероприятий заключается в достижении поставленной цели Программы и решении ее основных задач. Оздоровление экологической обстановки Сахалинской области, обеспечение экологической безопасности ее территории и населения, сохранение и восстановление воздушного бассейна области будет достигнуто в результате:
- совершенствования нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха;
- осуществления регулярного контроля над источниками выбросов загрязняющих веществ;
- сокращения выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- развития государственного мониторинга атмосферного воздуха в регионе.
Выполнение целей и программно-целевых задач Программы обеспечит поэтапное сокращение антропогенной нагрузки на окружающую среду, минимизацию ее вредных воздействий на здоровье населения, позволяющую реализовать конституционные права населения на благоприятную окружающую среду, сохранение и оздоровление среды его обитания; экологическую безопасность на территории области.
При условии выполнения мероприятий программы качество атмосферного воздуха в области значительно улучшится, вследствие чего будет достигнут положительный социальный эффект за счет уменьшения экологически зависимых заболеваний жителей области.
Социально-экономический эффект мероприятий Программы выражается в количественных значениях индикаторов для оценки результатов реализации Программы согласно приложению N 2 к настоящей Концепции. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 3 к настоящей Концепции.
Приложение N 1
к Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 18 января 2011 г. N 11-р
План*
мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской
области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы"
N пп. |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, год |
Единица измерения |
Ориентировочный объем средств, тыс. рублей |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Сахалинской области |
2012-2015 |
|
Не требует финансирования |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
1.1. |
Разработка проекта закона Сахалинской области, регулирующего правоотношения в области охраны атмосферного воздуха |
2013 |
|
Не требует финансирования |
|
1.2. |
Внесение изменений в постановление администрации Сахалинской области от 21.08.2008 N 260-па "О порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" в части расширения перечня городов, предприятия которых предпринимают меры по снижению выбросов (Корсаковский район) |
2012 |
|
Не требует финансирования |
|
2. |
Участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха |
2012-2015 |
|
20 000,96 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.1. |
Приобретение, монтаж, установка и обслуживание стационарного поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городе Южно-Сахалинске |
2014 |
1 пост |
3 967,71 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.2. |
Приобретение передвижного поста наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на базе автомобиля "Газель" с доставкой в г. Южно-Сахалинск, страховкой, пуско-наладочными работами, обучением персонала |
2015 |
1 пост |
4 810,01 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.3. |
Государственный мониторинг атмосферного воздуха в Углегорском, Томаринском, Ногликском, Невельском, Холмском районах |
2012-2015 |
5 районов |
10 314,47 (4 x 2578,62) |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.4. |
Модернизация и пополнение справочно-информационной системы государственного экологического мониторинга |
2012-2015 |
|
908, 770 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.4.1. |
Создание в справочно-информационной системе государственного экологического мониторинга объекта: социально-гигиенический мониторинг с занесением многолетних данных 2000 - 2010 годов в базу данных |
2012 |
1 объект |
508, 770 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
2.4.2. |
Пополнение справочно-информационной системы государственного экологического мониторинга данными мониторинговых исследований |
2012-2015 |
10 районов |
400,0 (4 x 100) |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
3. |
Регулирование выбросов от передвижных источников |
2013 |
|
2800,0 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области - ГРБС (муниципальное образование городской округ "Город Южно-Сахалинск" - получатель межбюджетных трансфертов) |
3.1. |
Приобретение и монтаж автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) в г. Южно-Сахалинске |
2013 |
3 участка магистральных улиц общегородского значения |
2800,0 |
Муниципальное образование городской округ "Город Южно-Сахалинск"; Управление государственной дорожной инспекции безопасности дорожного движения Сахалинской области |
3.3. |
Изготовление и установка информационных щитов об ограничении передвижения транспортных и иных передвижных средств в местах отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях в южной части острова |
2015 |
7 щитов |
1050,0 |
Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области |
4. |
Регулирование выбросов от стационарных источников |
2012-2015 |
|
6 276,0 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
4.1. |
Разработка прогнозов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и передача их для регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в городе Корсакове |
2012-2015 |
1460 прогнозов |
2 676,0 (4 x 669,0) |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
4.2. |
Разработка прогнозов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и передача их для регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в городе Южно-Сахалинске |
2012-2015 |
1460 прогнозов |
3 600,0 (4 x 900,0) |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
* Мероприятия по охране атмосферного воздуха предусмотрены в Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11.07.2008 N 203-па, а именно: перевод Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на газообразное топливо; газификация котельных (в количестве 300) в 13 муниципальных образованиях Сахалинской области (в 80 населенных пунктах).
Приложение N 2
к Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 18 января 2011 г. N 11-р
Индикаторы*
для оценки результатов реализации мероприятий долгосрочной целевой
программы Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской
области на 2012-2015 годы"
N пп. |
Наименование мероприятия |
Индикаторы для оценки результатов реализации Программы |
Единица измерения |
Количественное значение индикатора |
1. |
Совершенствование нормативной правовой базы |
Количество разработанных нормативно-правовых актов в сфере охраны атмосферного воздуха |
шт. |
|
2. |
Развитие системы государственного мониторинга |
Охват территории области мониторингом качества атмосферного воздуха |
проценты |
|
3. |
Охрана здоровья населения |
Количество выбросов загрязняющих веществ на душу населения |
кг |
|
4. |
Регулирование выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения |
Количество валовых выбросов загрязняющих веществ |
тыс. тонн |
|
Количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников |
тыс. тонн |
|
||
Количество выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников |
тыс. тонн |
|
* Расчёт показателей индикаторов производится ежегодно в соответствии со следующими методиками:
- "Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час" (утверждена Госкомэкологией РФ от 09.07.99);
- "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)" (утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 28.10.98).
Приложение N 3
к Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 18 января 2011 г. N 11-р
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы
Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области
на 2012-2015 годы"
Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Степень достижения ожидаемых результатов планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателям. Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.
Оценка эффективности реализации отдельного мероприятия Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
En - эффективность хода реализации соответствующего мероприятия Программы (процентов);
Tf1 - фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
TN1 - нормативное значение индикатора, утвержденное Программой.
Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где
E - эффективность реализации Программы (процентов);
Tf1, Tf2, Tfn - фактические значения индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
TN1, TN2, TNn - нормативные значения индикаторов, утвержденные Программой;
M - количество индикаторов Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция по охране атмосферного воздуха, направленная на улучшение качества воздушной среды области, и служит основой для осуществления экологически значимой деятельности с учетом социально-экономических и экологических закономерностей развития островного региона.
Цель Концепции - раскрыть проблему качества атмосферного воздуха и определить пути решения.
Принятие Программы по охране атмосферного воздуха будет способствовать реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, направленной на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения области.
Механизм формирования мероприятий программы основан на отборе таких мероприятий, которые в совокупности позволят снизить загрязнение атмосферного воздуха в рамках ограничения по выделенным финансовым средствам.
Реализация Программы осуществляется в период 2012-2015 годы.
Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составит 30 126,97 тысячи рублей.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 18 января 2011 г. N 11-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 2 февраля 2011 г. N 17