Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области (далее РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 2а-963/2020 по административному исковому заявлению РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (далее Зеленоградская ТИК) о признании незаконным и отмене решения о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", выдвинутого избирательным объединением регионального отделения "Всероссийской политической партии "Родина".
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области адвоката Касаткина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кичаевой О.А. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" N 391 от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" 2 созыва.
На основании части 1 статьи 18 устава муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции решения окружного совета депутатов от 27 декабря 2019 года N 368) окружной Совет депутатов является представительным органом Зеленоградского городского округа состоящим из 20 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах по смешанной системе распределения мандатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Десять депутатов окружного Совета депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) и десять депутатов окружного Совета депутатов избираются по пропорциональной системе по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты выдвинутых избирательными объединениями.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования "Зеленоградский городской округ" решением избирательной комиссии Калининградской области N 187/1017-6 от 1 октября 2015 года возложены на Зеленоградскую территориальную избирательную комиссию (далее Зеленоградская ТИК).
Решением Зеленоградской ТИК от 3 августа 2020 года за N был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" в количестве 3 человек, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области по муниципальному избирательному округу.
Решением Зеленоградской ТИК от 5 августа 2020 года за N был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" в количестве 3 человек, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" по муниципальному избирательному округу.
11 августа 2020 года избирательное объединение РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, оспаривая правомерность решения Зеленоградской ТИК N от 5 августа 2020 года, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Зеленоградской ТИК о признании его незаконным и отмене, указав, что партией не был создан избирательный фонд в установленный законом период времени, представленный финансовый отчет содержит недостоверные сведения, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в силу подпунктов "а", "б", "б.1", "б.2" и "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена избирательная комиссия Калининградской области.
Решением Зеленоградского районного суда города Калининградской области от 17 августа 2020 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года решение Зеленоградского районного суда города Калининградской области от 17 августа 2020 года отменено, производство по административному делу прекращено.
В кассационной жалобе, поданной через Зеленоградский районный суд Калининградской области 22 октября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 ноября 2020 года, избирательное объединение РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления. Указывает, что в период избирательной компании было рассмотрено два административных дела N 2а-963/2020 по требованиям об отмене регистрации муниципального списка Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" и N 2а-971/2020 по требованиям об отмене регистрации муниципального списка избирательное объединение Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, по которым были постановлены решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Однако суд апелляционной инстанции, изменив последовательность рассмотрения апелляционных жалоб по указанным делам, прекратил производство по рассматриваемому административному делу по основанию утраты права на обращение в суд, установленному в ходе рассмотрения апелляционной жалобы по иному делу. Кроме того приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Таким образом, подателем кассационной жалобы оспариваются судебные акты как суда первой, так и апелляционной инстанции.
Между тем, апелляционным определением решение суда первой инстанции от 17 августа 2020 года отменено с прекращением производства по делу (без исследования доводов апелляционной жалобы по существу), в связи с чем проверке в кассационном порядке может быть подвергнуто лишь апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года, поскольку в случае его отмены дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Калининградской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить апелляционное определение без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), Закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" (далее Закон Калининградской области N 231), установив, что на момент принятия Зеленоградской территориальной избирательной комиссией решения о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия", все требуемые Федеральным законом N 67-ФЗ, а также Законом Калининградской области N 231 документы имелись, Калининградским региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" был создан избирательный фонд и представлен первый финансовый отчет, приняв во внимание, что выдвижение списка кандидатов в депутаты от партии "Родина" региональным отделением партии не противоречило ни требованиям федерального законодательства, ни Уставу объединения, пришел к выводу об отсутствии у территориальной избирательной комиссии оснований к отказу в регистрации списка кандидатов по изложенным в административном иске основаниям.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия, установив, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года отменено решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 августа 2020 года по делу N2а-971/2020 (33а- 3892/2020) с вынесением нового решения о признании незаконным и отмене решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии МО "Зеленоградский городской округ" N92\389-4 от 3 августа 2020 года, которым зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ", выдвинутый избирательным объединением РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, и исходя из того, что указанное обстоятельство лишает избирательное объединение РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области права на обращение в суд с требованиями об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением - Региональное отделение Всероссийской политической партией "Родина" в соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об отмене постановленного по делу решения суда первой инстанции, прекратив производство по делу и нормам материального и процессуального права выводы суда апелляционной инстанции, исходя из установленных им обстоятельств, не противоречат.
На основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрен специальный субъект, имеющий право обратиться в суд с административным иском как об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, так и об отмене регистрации списка кандидатов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года отменено решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 августа 2020 года по делу N2а-971 (33а- 3892/2020) с вынесением нового решения о признании незаконным и отмене решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии МО "Зеленоградский городской округ" N92\389-4 от 3 августа 2020 года, которым зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ", выдвинутый избирательным объединением РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав, если установит, что имеются основания, предусмотренные, в том числе пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В свою очередь, в силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из взаимосвязанных положений части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции избирательное объединение РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области утратило статус лица, которое в соответствии с требованиями частей 10 и 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании как решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, так и об отмене регистрации списка кандидатов, оснований полагать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы прекращение производства по делу не нарушает прав избирательного объединения РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, поскольку на момент прекращения производства по делу указанное избирательное объединение не имело списка кандидатов, который заверен или зарегистрирован по избирательному округу, где был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина".
Доводы кассационной жалобы о том, что производство по делу не подлежало прекращению, поскольку на момент подачи административного искового заявления избирательное объединение являлось надлежащим административным истцом, основаны на неверном толковании норм права применительно к спорным правоотношениям и не могут являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку судом апелляционной инстанции законно и обоснованно прекращено производство по административному делу, иные доводы жалобы проверке и оценке в кассационном порядке не подлежат.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 31 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.