Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Шумилова М.И. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г. по административному делу N 2а-186/2020 и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 25 августа 2020 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. капитана 1 ранга Шумилова Максима Игоревича об оспаривании действий командира войсковой части N 2. и начальника филиала федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" (далее именуется Учреждение), связанных с прекращением выплаты ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Бабошкина П.И, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть поступивших на неё возражений, выслушав выступление административного истца Шумилова М.И, который просил об отмене обжалованных судебных актов по доводам кассационной жалобы, установил:
вышеназванным решением Североморского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Шумилова М.И. с требованиями о признании незаконными действий административных соответчиков - командира войсковой части N 1. и Учреждения, связанных с прекращением выплаты ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности.
В поданной 19 ноября 2020 г. кассационной жалобе административный истец Шумилов М.И, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что при их принятии нарушены нормы материального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого административный истец самостоятельно анализирует отдельные положения Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, которые утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.07.2019 г. N "данные изъяты" (далее - Правила), по итогам чего приходит к выводу о равнозначности указанных в данном приказе проверок различных видов, - итоговой, контрольной и инспекторской и настаивает на том, что подтверждение им высшего уровня подготовленности по двум контрольным проверкам в 2019 году предполагало назначение ему к выплате оспариваемой надбавки и в 2020 году.
При этом Шумилов М.И. считает ошибочной ссылку в апелляционном определении на положения пункта 2.1 Методических рекомендаций по разъяснению порядка установления и оформления документов для выплаты ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение или подтверждение спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий (почётных спортивных званий) по любому виду спорта, утверждённых 5 декабря 2019 г. начальником Управления физической подготовки и спорта Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), как противоречащих положениям Правил в контексте отсутствия в последнем приоритетности между видами проверок.
В обоснование требований своей кассационной жалобы Шумиловым М.И. также отмечено, что в обеих контрольных проверках по физической подготовке, в которых он в 2019 году принимал участие, участвовал инструктор по физической подготовке вышестоящей войсковой части N 2..
Автором кассационной жалобы в заключение указано, что поскольку им соблюдены условия, необходимые для выплаты ежемесячной надбавки, то безосновательно требование к нему о подаче рапорта для обеспечения возможности его участия в дополнительной итоговой проверке.
Административный ответчик - командир войсковой части N 2. подал возражения, в которых приводится обоснование несостоятельности доводов кассационной жалобы и содержится просьба об оставлении её без удовлетворения, а обжалуемых судебных актов - без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Шумилов М.И, проходя военную службу в должности "данные изъяты" войсковой части N 1, в течение 2019 года участвовал в двух контрольных проверках физической подготовленности военнослужащих данной воинской части (за второй и третий кварталы 2019 года), на каждой из которых получил высший квалификационный уровень физической подготовленности, а в проведении в период с 1 по 4 октября 2019 г. итогового занятия по физической подготовке военнослужащих за указанный год участия не принимал, поскольку с 23 сентября до 22 октября 2019 г. находился в городе "данные изъяты" в целях оперативного лечения.
С рапортом к командованию о проведении итоговой проверки уровня его физической подготовленности за 2019 год Шумилов М.И. не обращался.
В согласовании проекта приказа командира войсковой части N 2. на 2020 год о выплате Шумилову М.И. ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности отказано.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили и дали верное толкование отдельным положениям Наставления по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 N 200 (далее - Наставление), Правил и Методических рекомендаций, по итогам чего пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска Шумилова М.И.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно правовым предписаниям Правил, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере 70 % оклада по воинской должности устанавливается военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, по результатам не менее двух проверок, одна из которых - итоговая за год, контрольная или инспекторская. Документами, подтверждающими право на её получение, являются ведомости результатов проверки по физической подготовке личного состава воинской части.
При этом согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций результаты проверок, проводимых по плану подготовки Управления физической подготовки и спорта, являются обязательными и приоритетными для принятия решения об установлении надбавки, а при их отсутствии соответствующие командиры (начальники) руководствуются результатами проверок в следующей последовательности: под руководством вышестоящего органа военного управления; под руководством командующих объединениями, командиров соединений.
Порядок проведения проверки по определению уровня физической подготовленности военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Наставлением, в пунктах 215 и 217 которого указано, что такая проверка в отношении подчинённых военнослужащих организуется командиром воинской части и проводится с обязательным участием специалиста по физической подготовке.
Исходя из содержания приведённых нормативных актов, необходимыми условиями для выплаты военнослужащему надбавки за особые достижения в службе являются его участие как минимум в двух проверках, одна из которых должна быть итоговой, контрольной или инспекторской, и соблюдение установленного порядка их проведения, в том числе относительно обязательного участия лица, обладающего специальными знаниями в области физической культуры и спорта.
Учитывая, что обе проверки, участие в которых в 2019 году принимал Шумилов М.И, носили характер контрольных по отношению к военнослужащим войсковой части N 1, подчинённых по службе самому административному истцу как "данные изъяты" данной воинской части, а не проводимых в порядке осуществления проверочных мероприятий вышестоящего командования, в то время как последний при проведении именно такой итоговой проверки физической подготовленности, которая при этом носила характер приоритетной, не подтвердил показанный ранее в ходе мероприятий контроля уровень своей физической подготовленности и в дальнейшем с рапортом о проведении в отношении него проверочных мероприятий в установленном порядке не обращался, то позицию административного истца о выполнении им всех условий для обеспечения оспариваемой ежемесячной надбавкой нельзя признать состоятельной.
Поэтому не влияют на правильность выводов судебных инстанций мнение автора кассационной жалобы о наличии противоречий между Правилами выплаты оспариваемой ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, включая поддержание военнослужащим своей физической подготовленности на определённом уровне, и Методическими рекомендациями, носящими разъяснительный характер по вопросам проведения контрольно-проверочных мероприятий уровня физической подготовленности военнослужащих, равно как и указание Шумилова М.И. на участие инструктора из вышестоящей воинской части в контрольных проверках уровня физической подготовки военнослужащих войсковой части N 1..
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые Североморским гарнизонным военным судом и Северным флотским военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 25 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Шумилова Максима Игоревича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 12 января 2021г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.