Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского", на вступившие в законную силу постановление Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 8 июля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 9 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского", установил:
постановлением Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 8 июля 2019 года постановление Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 9 сентября 2019 года постановление Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 8 июля 2019 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2, действующий в интересах ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ) в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела, согласно трудовому договору от 10 ноября 2015 года N ФИО4 принят на должность заведующего кафедрой экономической и социальной географии географического факультета Таврической академии с ДД.ММ.ГГГГ по 30 октября 2020 года на "данные изъяты" по совместительству.
Приказом и.о. ректора ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" Фалалеева А.П. N от 14 июня 2018 года прекращено действие трудового договора от 30 декабря 2014 года N с ФИО4 и последний уволен с должности директора Таврической академии (структурного подразделения) 20 июня 2018 года.
26 июня 2018 года ФИО4 обратился в Инспекцию по труду Республики Крым с заявлением о нарушении ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" и его должностными лицами обязательных требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В период с 10 июля 2018 года по 13 июля 2018 года Инспекцией по труду Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" по обращению ФИО4, в ходе которой установлено, что ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского", наделенное в соответствии со статьей 22 ТК РФ организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, несущее ответственность за положение дел, совершило противоправное, виновное действие (бездействие), за которое частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность, то есть нарушило законодательство о труде, выразившееся в следующем.
Так, по вопросу, указанному в обращении ФИО4, о невыдаче расчетных листов за время работы по совместительству установлено, что приказом от 15 мая 2015 года N296 утверждена и введена в действие форма расчетного листа. Данный приказ согласован с профсоюзной организацией работников ФИО6
Согласно предоставленному в ходе проведения проверки согласию на предоставление данных ФИО4 дал свое согласие на направление его расчетного листа по заработной плате ежемесячно на адрес электронной почты ФИО4 "данные изъяты".
Расчетные листы ФИО4, как директору Таврической академии, за период с ноября 2015 года по май 2018 года были направлены работодателем на указанный ФИО4 электронный адрес, что подтверждается скриншотом отчета об отправлении.
В предоставленных расчетных листах указана общая заработная плата, как по основному месту работы, так и по совместительству. Отдельно по внутреннему совместительству ФИО4 расчетный лист не выдавался.
В нарушение части 1 статьи 136 ТК РФ расчетный лист с информацией о составных частях начисленной заработной платы и другой обязательной информацией по заработной плате ФИО4 как работнику по внутреннему совместительству за период с ноября 2015 года по май 2018 года не выдавался.
По факту выявленных нарушений 16 июля 2018 года заместителем заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшим государственным инспектором труда Республики Крым ФИО7 в отношении ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заведующим отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшим государственным инспектором труда Республики Крым ФИО8 постановления N от 13 марта 2019 года по делу об административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского".
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" состава административного правонарушения.
Факт совершения ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, подтверждается протоколом N об административном правонарушении от 16 июля 2018 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от 13 июля 2018 года. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" является правильной.
Доводы жалобы о применение статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности отсутствуют.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден. Доказательств, подтверждающих довод о нарушениях, допущенных при проведении обследования, не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, полагаю, что постановление Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 8 июля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 9 сентября 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление Инспекции по труду Республики Крым от 13 марта 2019 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 8 июля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 9 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.