Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2021 г. N 18-КАД21-44-К4 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2020 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным иском о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - инспекция).
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик по результатам проведенной в отношении администрации проверки выдал предписание от 2 сентября 2019 года N, поступившее в администрацию 4 сентября 2019 года, в котором указано на выявленные нарушения при принятии решения о переводе квартир N и N дома N по "адрес" в нежилые помещения, согласовании их перепланировки и переустройства. Установлен срок до 4 декабря 2019 года для прекращения этих нарушений. Вынесенное предписание администрация полагает не соответствующим правовым актам и нарушающим ее права и законные интересы. Выявленное инспекцией нарушение выразилось в принятии решения в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на перевод расположенных в нем квартир в нежилые помещения. По мнению администрации, законодатель прямо указал на необходимость представления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на переустройство и (или) перепланировку помещений в случае присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме. В процессе правовой экспертизы представленных документов установлено, что при организации входной группы не происходит фактического присоединения общего имущества собственником помещений многоквартирного дома. Также административный истец указывает, что редакция статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой возникла необходимость представления протокола общего собрания собственников помещений для дачи согласия на перевод жилого помещения в нежилое, стала действовать 9 июня 2019 года, а постановление о переводе жилого помещения принято 18 марта 2019 года.
Кроме того, администрация, не соглашаясь с предписанием, указывает, что внеплановая проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, проведена с нарушением части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) без согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска администрации отказано.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2020 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 октября 2020 года, администрация ставит вопрос об отмене решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2020 года. Ссылается на обстоятельства, приведенные в качестве оснований административного иска, считает, что суды не дали им надлежащей оценки.
Определением судьи от 3 ноября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заинтересованные лица в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителей администрации Мельникова А.С. и Коробкова С.С, поддержавших доводы жалобы, представителей инспекции Абрамяна Г.К. и Паковой В.А, возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено, что постановлениями администрации от 18 марта 2019 года N и N жилые помещения - квартиры N и N соответственно в доме N по "адрес" переведены в нежилые помещения с одновременным согласованием их переустройства и перепланировки.
В связи с обращениями граждан инспекция на основании распоряжения от 8 августа 2019 года провела внеплановую проверку в отношении администрации по вопросу соблюдения требований ЖК РФ при согласовании перевода указанных квартир в нежилые помещения и проведении в них переустройства и перепланировки.
По результатам проверки составлен акт от 2 сентября 2019 года N, в котором отражены выявленные проверкой нарушения, в частности, отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома, что, по мнению инспекции, является нарушением требований статей 22, 36, 40 ЖК РФ.
В этот же день 2 сентября 2019 года инспекция вынесла в адрес администрации предписание N о прекращении до 4 ноября 2019 года выявленных нарушений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о законности оспариваемого предписания инспекции.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда с данным выводом судов обеих инстанций не соглашается по следующим основаниям.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения, в частности, требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности (часть 2.2 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 2.6 названной статьи Закона N 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
На основании приказа Генпрокуратуры России от 21 апреля.2014 года N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений граждан, юридических лиц, а также информации от государственных органов, содержащей сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
С учетом анализа приведенных норм права судебная коллегия по административным делам полагает, что внеплановая проверка деятельности органов местного самоуправления должна проводится по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации в случае обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, и в случае назначения внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В остальных случаях внеплановые проверки проводятся без согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае в связи с угрозой нарушения массовых прав граждан, являющихся собственниками помещений многоквартирного дома, внеплановая проверка деятельности органа местного самоуправления, касающейся нарушений требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме должна быть проведена по согласованию с прокуратурой Краснодарского края.
С учетом перечисленных положений закона и фактических обстоятельств дела кассационный суд приходит к убеждению, что при принятии решения о проведении внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления согласование с прокуратурой Краснодарского края не проводилось, что является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, представление с административным делом вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2020 года и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Удовлетворить административное исковое заявление администрации муниципального образования г. Краснодар. Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 2 сентября 2019 года N.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.