Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу N 16-13/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Соколовской Н.В. на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 21 февраля 2020 года, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, в отношении Соколовской Натальи Викторовны, у с т а н о в и л :
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 21 февраля 2020 года Соколовская Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 19 мая 2020 года постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 21 февраля 2020 года оставлено без изменения, жалоба Соколовской Н.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Соколовская Н.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты как незаконные.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.
В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном данным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 названного Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 12 статьи 70 Избирательного кодекса Приморского края установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
Из материалов дела следует, что Соколовская Н.В, являясь выдвинутым в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу N 2 на выборах депутатов Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, назначенных на 8 сентября 2019 года, не представила в срок не позднее 12 октября 2019 года в территориальную избирательную комиссию Хасанского района итоговый финансовый отчет об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Соколовской Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ.
Факт совершения Соколовской Н.В. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 8 от 13 февраля 2020 года (л.д. 1-5); разъяснительной запиской Соколовской Н.В. от 13 февраля 2020 года (л.д. 6-7); решением председателя Муниципального комитета Славянского городского поселения Долгих С.А. о назначении выборов депутатов Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 10 июня 2019 года N 312 (л.д. 24); заявлением Соколовской Н.В. от 29 июля 2019 года (л.д. 26); решением председателя территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 29 июля 2019 года N 1598/372 (л.д. 28); справкой об открытии специального избирательного счета от 29 июля 2019 года (л.д. 29); газетой "Официоз" N 69 (1669) от 12 сентября 2019 года, в которой были опубликованы результаты выборов, и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Соколовской Н.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи малозначительностью совершенного административного правонарушения являются несостоятельными в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в игнорировании кандидатом обязанности в установленный законом срок представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, то есть невыполнении своих публично-правовых обязанностей.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что итоговый финансовый отчет был представлен в территориальную избирательную комиссию через 5 дней после установленного срока - 17 октября 2019 года, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Таким образом, оснований для признания совершенного Соколовской Н.В. административного правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вопреки доводам жалобы оснований для замены назначенного Соколовской Н.В. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Наказание в виде административного штрафа назначено Соколовской Н.В. с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1, статьи 4.2 КоАП РФ, то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.17 КоАП РФ. Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 21 февраля 2020 года, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, в отношении Соколовской Натальи Викторовны оставить без изменения, жалобу Соколовской Н.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.