В соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476, распоряжением Правительства Сахалинской области от 13.04.2012 N 256-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (прилагается).
2. Определить министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области ответственным координатором-разработчиком проекта долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".
3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области в срок до 01 октября 2012 года разработать и внести в установленном порядке на согласование проект долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В. Хоточкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция долгосрочной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области
на 2013 - 2018 годы"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 4 июля 2012 г. N 484-р)
1. Общие положения
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Концепция, Программа) разработана в соответствии с Положением о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
Программа будет носить комплексный характер и призвана создать правовую, организационно-управленческую и экономическую среду, благоприятную для обеспечения устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Сахалинской области и увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие Сахалинской области.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Сахалинской области
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р (далее - Стратегия), одним из главных направлений социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является стимулирование преобразования среды проживания населения, создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг, превышающих среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.
Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, определены основные цели, планируемые для достижения:
- создание необходимых условий для приоритетного развития въездного и внутреннего туризма, формирование новых туристских комплексов на базе конкурентоспособных туристско-рекреационных и историко-культурных ресурсов Сахалина и Курильских островов;
- формирование образа Сахалинской области как региона, привлекательного и благоприятного для въездного и внутреннего туризма, продвижение его на внутренний и внешний рынки, в том числе средствами Интернет-сайта, расширением диапазона полиграфической продукции, распространяемой в регионах России и за ее пределами, выставочно-ярмарочной деятельностью;
- разработка новых областных и межрегиональных маршрутов, в том числе с привлечением турпредприятий области, отделов по делам молодежи и спорту администраций муниципальных образований области, детских и молодежных общественных объединений, общественных экологических организаций области;
- формирование новых туристских объектов массового посещения, активная реклама действующих и вновь создаваемых региональных туристских брендов;
- расширение спектра туристских связей Сахалинской области с дальним и ближним зарубежьем;
- развитие инфраструктуры туризма на принципах государственно-частного партнерства и привлечение внебюджетных источников для строительства туристских объектов.
Использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития туризма. Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных мероприятий и предотвратить освоение без ориентации на результат.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния, развитие малых предприятий в производственных секторах и сфере услуг.
Специфика деятельности предприятий туристического комплекса определяется устойчивой взаимосвязью с целым рядом отраслей экономики (строительство, транспорт, связь, гостиничное хозяйство, общественное питание, торговля, культура, страхование, реклама и другие).
Высокий туристско-рекреационный потенциал области используется далеко не в полной мере ввиду отсутствия основных видов базовой инфраструктуры, несмотря на наличие широкого спектра потенциально привлекательных туристских объектов.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- недостаточный уровень подготовки кадров и, соответственно, невысокое качество предоставляемых услуг.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках Программы позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития туристской отрасли, но и обеспечить повышение ее значимости в структуре экономической специализации области, увеличение налогового потенциала предприятий туристской сферы.
Разрабатываемая Программа характеризуется следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах настоящей Концепции:
- системный характер основных целей и задач Программы, а также комплексный и единый методологический подход к их решению;
- ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;
- создание и развитие туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижение и реклама туристских продуктов.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка области в долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности области, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации решения определенных Концепцией проблем.
При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
- масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли;
- широкая сфера приложения и влияния целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;
- межотраслевой характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
- необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других областных программ и ведомственной деятельности мероприятиями;
- необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения со стороны государства.
Существует несколько вариантов решения поставленных задач программными методами:
1) финансирование комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристского продукта и стимулирование привлечения инвестиций для инфраструктурного развития туристской индустрии организационными методами. Недостатки этого варианта решения: возможное несовпадение планов частных инвесторов с концептуальной основой развития туризма в регионе, несбалансированность денежных потоков частных инвесторов, регионального и муниципальных бюджетов;
2) финансирование за счет бюджета Сахалинской области инвестиционных проектов, заявленных в муниципальных образованиях в Сахалинской области без учета функционального зонирования территорий и без учета возможности привлечения средств федерального бюджета. Недостатком этого варианта решения является значительная финансовая нагрузка на бюджет Сахалинской области;
3) выделение и финансирование наиболее перспективных инвестиционных проектов с возможностью формирования туристско-рекреационных зон и туристских кластеров, что дает возможность привлечения средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, в сочетании с проведением комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристского продукта Сахалинской области.
Очевидно, что максимальная эффективность программно-целевого метода может быть обеспечена при реализации с использованием кластерного подхода (третий вариант решения).
Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом, и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
К механизмам государственно-частного партнерства относятся, в частности, концессионные соглашения, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 N 90 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения" и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Риски, связанные с программно-целевым методом развития внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области:
1) макроэкономические риски. Данные риски возникнут в случае, если глобальная и российская экономики не выйдут из кризиса к 2012 году и с 2013 года не будут обеспечены темпы роста российского внутреннего валового продукта на уровне 6 - 8 процентов в год. Как следствие, низкий потребительский спрос негативно повлияет на инвестиционную активность на рынке туризма и гостеприимства, что в итоге сделает невозможным достижение запланированных целевых индикаторов и показателей;
2) финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
3) техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключить нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий и, как следствие, повлияет на развитие рынка туризма и гостеприимства. Экологические факторы существенно и в течение продолжительного времени влияют на динамику потребительского спроса в туризме, что в итоге может затруднить достижение запланированных целевых индикаторов и показателей;
4) геополитические риски. На развитие сферы внутреннего и въездного туризма оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны в целом и региона в частности. Данные риски могут возникнуть в случае серьезных политических волнений и общественных беспорядков, которые могут негативно повлиять на общую ситуацию в Сахалинской области в сфере общественной безопасности и, как следствие, на развитие рынка туризма и гостеприимства. Факторы общественной безопасности существенно влияют на динамику потребительского спроса в туризме, что в итоге может затруднить достижение запланированных целевых индикаторов и показателей.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Анализ ситуации в сфере туризма показывает следующее. Число туристов год от года неуклонно растет. Исходя из статистических данных, за последние пять лет их количество увеличилось с 10757 человек в 2007 году до 27 тысяч человек в 2011 году.
Рост числа туристов способствовал увеличению числа компаний, предлагающих туристические услуги. Если в 2007 году в области работала 41 компания, осуществляющая туристическую деятельность, то в 2011 году их насчитывалось уже 61. Помимо местных компаний, туристическую деятельность на Сахалине осуществляют несколько филиалов других российских компаний - из Москвы, Владивостока, Хабаровска. В сравнении с Магаданской областью, где экспансия турфирм из других областей России заметна, на Сахалине данный процесс столь ярко не выражен.
Растет объем реализованных туристических услуг. В 2011 году он составил 364,1 млн. рублей. Для сравнения: в 2007 году этот показатель равнялся 145,4 млн. руб. Объем собираемых налогов от туристический деятельности ежегодно растет. Если в 2007 году налоги от туристских услуг в консолидированный бюджет области составили 7,7 млн. рублей, то в 2011 году эта сумма достигла 15,6 млн. рублей.
Несмотря на ежегодный рост основных экономических показателей отрасли, следует признать, что на сегодняшний день туристская сфера развивается по инерционному сценарию. Туризм относительно турпотока состоит из трех составных частей - внутренний (путешествия россиян в пределах Российской Федерации), въездной (въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию) и выездной (выезд россиян за рубеж). По Сахалинской области его структура в процентном соотношении - 32/13/55.
Из чего следует, что локомотивом туристического потока, налоговых поступлений и объема услуг является выездной туризм (55% от общего турпотока). Он не требует особых капиталовложений, большого штата работников. Достаточно иметь оборудованный для приема посетителей офис, современные средства связи и коммуникаций и 1 - 3 сотрудников. За последние 10 лет показатель выезжающих за пределы области на отдых сахалинцев снизился только один раз - в 2009 году, в остальные годы имел стабильный рост в пределах 15 - 18%. Такая же ситуация сложилась и по Российской Федерации в целом, что говорит о положительной динамике развития данного направления.
В отношении выездного туризма следует отметить, что данный сегмент находится в тесной взаимосвязи с платежеспособностью населения и международной туристской конкуренции. Более того, соотношение "цена - качество" зарубежных курортов еще долго будет доминировать над отечественным тур-продуктом.
Положительная тенденция роста отмечается и в сфере внутреннего туризма. С 2005 по 2011 год в Сахалинской области этот показатель увеличился с 3 тысяч до 10 (по данным анкетирования турфирм). Этот показатель условно состоит из: въезда граждан России на территорию области, выезда сахалинцев на отдых в пределах России и использования населением области местных туруслуг, в том числе экскурсионных. Структура внутреннего туризма в процентном соотношении - 4/10/86.
Ситуация в сфере въездного туризма самая нестабильная, показатели здесь то растут, то снижаются, что характерно и для многих субъектов Российской Федерации. В Сахалинской области данный показатель с 2006 по 2009 год имел отрицательную динамику и уменьшился с 4,7 тысячи иностранцев до 2,5 тысячи. В 2010 году возрос до 3,7 тысячи за счет безвизового заезда туристов на круизном судне "Аска 2" (1,2 тысячи). Основным "поставщиком" иностранных туристов в нашу область является Япония.
Анализ туристских потоков наглядно показывает, что точками роста должен стать внутренний и въездной туризм, причем в отношении внутреннего необходим акцент на въезд граждан России на территорию области и потребление сахалинцами местного турресурса, а в отношении въездного - акцент на ближайших соседей из стран АТР.
Сопутствующая туристская инфраструктура областного центра - гостиницы, предприятия общественного питания и развлекательные заведения - намного опережает уровень ее развития в муниципальных образованиях.
Эффективным решением данного вопроса могло бы стать развитие сети малых частных гостиниц типа B&B, по примеру Приморского края. Местоположение гостиниц можно увязать с развитием экологического туризма, для которого в области существует ряд предпосылок:
- высокое разнообразие и эстетическая привлекательность природных ландшафтов;
- богатые рекреационные ресурсы;
- уникальная флора и фауна;
- наличие уникальных экосистем, значительного количества памятников природы и культуры;
- развитая сеть особо охраняемых природных территорий;
- благоприятные возможности для наблюдения диких животных;
- сохранность природных комплексов.
Основные проблемы туристской сферы:
1) инвестиции в этот сектор экономики практически отсутствуют;
2) государственная поддержка носит символический характер, комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Действующие расходные обязательства области, а также расходные обязательства муниципальных образований в указанной сфере сформированы в основном за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере туризма;
3) слабая маркетинговая политика по продвижению турпродукта Сахалинской области на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в средствах массовой информации о туристском потенциале области;
4) моральный и физический износ существующей материальной базы коллективных средств размещения в районах области; недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта в традиционных местах туризма, существенная территориальная диспропорция (большинство коллективных средств размещения расположены в Южно-Сахалинске);
5) неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения, отсутствие пунктов питания, туалетов, магазинов сувениров, оборудованных мест отдыха на туристских маршрутах;
6) неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;
7) не соответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала сферы туризма и гостеприимства, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;
8) транспортная недоступность Курильских островов;
9) чрезвычайно высокие транспортные тарифы;
10) низкая конкурентоспособность турпродукта Сахалинской области по цене и качеству.
Наиболее эффективный подход к решению указанных проблем - использование программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь мероприятий, различных по срокам, ресурсам, исполнителям, а также оптимальную организацию управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
Недостаточная государственная поддержка сферы туризма в ближайшие годы может привести к:
- дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);
- снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджет области;
- снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
- разрозненные действия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед ними задач в области туризма;
- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса области может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого метода.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы два различных варианта решения проблемы:
- первый - реализация плановых мероприятий в сфере туризма;
- второй - применение программно-целевого метода.
Первый вариант наименее затратный, поскольку развитие туризма обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, проводимых органами государственной власти.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что он предполагает несистемное выделение средств и может не обеспечить реального изменения ситуации. Этот вариант не предполагает мониторинга, координации и оценки результативности проведенных мероприятий, что не позволит эффективно в необходимые сроки решать поставленные задачи по формированию условий для развития туризма.
По этим причинам первый вариант является неэффективным.
Второй вариант предполагает принятие Программы.
При программном варианте предусмотрено выполнение мероприятий с учетом осуществления мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе соответствующих индикаторов, осуществление корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.
Преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, планирование объемов финансирования для выполнения мероприятий Программы, увеличения объемов софинансирования, управления и координации работ с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Риском второго варианта является риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации и перераспределения средств, что приведет к снижению ожидаемых результатов. Кроме того, законодательная база в сфере туризма требует дальнейшего совершенствования прежде всего на федеральном уровне. Поэтому решение поставленных задач будет зависеть от своевременности принятия необходимых нормативных правовых актов.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.
6. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма
формирования мероприятий Программы и определение исполнителей
программных мероприятий
Выбор цели и задач Программы основывается на положениях Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1230-р, а также Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99.
Исходя из этого, целью Программы является повышение конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением нескольких основных задач.
Первая задача. Создание эффективного туристского продукта и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Сахалинской области.
Решается путем определения наиболее перспективных туристско-рекреационных зон Сахалинской области и реализации комплекса мероприятий по их обустройству и брендированию.
Вторая задача. Повышение качества региональных туристских услуг.
Решается за счет развития системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии; создания условий для развития межрегионального взаимодействия в сфере внутреннего и въездного туризма.
Третья задача. Продвижение туристского продукта Сахалинской области на российском и международном туристских рынках.
Для решения поставленной задачи планируется проведение информационно-пропагандистской кампании на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, а также проведение пресс-туров; издание информационных материалов о туристском потенциале Сахалинской области; разработка и продвижение фирменной символики регионального турпродукта; организация рекламных туров для специалистов туриндустрии по актуальным вопросам формирования и продвижения регионального турпродукта; участие в туристских выставках, ярмарках.
Окончательно перечень мероприятий будет определен в ходе разработки Программы.
Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основной цели Программы.
При формировании мероприятий Программы будут использоваться механизмы, обеспечивающие следующие подходы:
- учет ресурсных возможностей Сахалинской области;
- целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в туристской сфере;
- комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, нормативное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Предполагаемые исполнители мероприятий Программы - органы исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, предприятия и организации, конкретный перечень которых будет установлен Программой.
7. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом,
включая определение этапов реализации Программы
Программу предполагается реализовать с 2013 по 2018 год в два этапа.
Первый этап (2013 - 2015 годы) - закрепление позитивных тенденций и создание условий для дальнейшего формирования конкурентоспособного туристского комплекса Сахалинской области.
Второй этап (2016 - 2018 годы) - создание условий для повышения конкурентоспособности регионального туристского рынка.
По итогам каждого года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
Предусмотренные Программой задачи решаются исходя из материальных, трудовых и финансовых возможностей Сахалинской области.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти Сахалинской области в формировании Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Сахалинской области, которое осуществляет контроль за исполнением ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В формировании Программы участвуют органы исполнительной власти Сахалинской области, структурные подразделения аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области:
- министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;
- министерство культуры Сахалинской области;
- министерство экономического развития Сахалинской области.
К исполнению программных мероприятий в установленном порядке могут привлекаться органы местного самоуправления, организации и предприятия.
9. Предложения по определению областного органа исполнительной власти
Сахалинской области в качестве координатора-разработчика Программы
В качестве координатора-разработчика Программы предлагается министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.
Разработка программных мероприятий предполагается при участии заинтересованных органов исполнительной власти Сахалинской области.
10. Предложения по финансовому обеспечению Программы, объемы
и источники финансирования Программы
Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составит 1 411 600 тыс. руб., в том числе:
1 381 600 тыс. руб. - средств областного бюджета;
30 000,0 тыс. руб. - средств местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области.
Предполагаемый бюджет Программы по годам:
- 2013 год - нет;
- 2014 год - 88 300 тыс. руб.;
- 2015 год - 303 850 тыс. руб.;
- 2016 год - 286 450 тыс. руб.;
- 2017 год - 410 650 тыс. руб.;
- 2018 год - 322 350 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета и средств местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области, в том числе на условиях софинансирования.
Предложения по привлечению внебюджетных средств планируются в рамках формирования программных мероприятий и составят 856 млн. рублей.
Распорядителями финансовых средств являются: министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
Расходование средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Сахалинской области, которое уточняет показатели по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
В целях контроля за расходованием средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Программы, предусматриваются три срока представления отчетности:
- ежеквартальная отчетность;
- ежегодная отчетность;
- итоговая отчетность по завершении срока реализации Программы.
Окончательный объем и источники финансирования будут определены при формировании Программы.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы устанавливается среднесрочным финансовым планом Сахалинской области и утверждается законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Сахалинской области, инфляционных процессов.
Показатели финансового обеспечения мероприятий долгосрочной целевой Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции и будут корректироваться при разработке Программы.
11. Предварительная оценка ожидаемой результативности
и социально-экономической эффективности предлагаемого
варианта решения проблемы
Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в повышении конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы используются показатели количественных значений системы индикаторов, приведенных в приложении N 2 к настоящей Концепции. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями индикаторов.
Экономическая эффективность реализации Программы оценивается с точки зрения увеличения к 2018 году:
- туристского потока в Сахалинскую область, в т.ч. российских граждан - до 243 тысяч, иностранных граждан до 50,7 тысячи;
- объема платных туристских услуг до 760,0 млн. рублей;
- объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения до 3190,0 млн. рублей.
Социальная эффективность реализации Программы будет выражена в создании дополнительных рабочих мест в туристской отрасли посредством реализации инвестиционных проектов, появления новых субъектов туристской деятельности.
Программой будут предусмотрены мероприятия по обучению специалистов сферы сервиса и туризма на курсах подготовки и переподготовки кадров не менее 40 человек к 2018 году.
Бюджетная эффективность реализации Программы оценивается с точки зрения увеличения налоговых поступлений от туристской деятельности в консолидированный бюджет области к 2018 году до 32,3 млн. руб.
Экологическая эффективность реализации Программы будет выражена в мероприятиях, направленных на развитие экологического туризма, предусматривающих обустройство наиболее посещаемых природных мест и организацию "экологических десантов" для очистки территорий от мусора.
Количество туристских мероприятий на территории Сахалинской области, включающих пропаганду культуры отдыха и сохранения экологии, предлагается увеличить к 2018 году в 3,5 раза, новых туристских обустроенных маршрутов - в 3 раза.
Организация мониторинга реализации Программы на основе утвержденного перечня целевых индикаторов, осуществляется:
На основе полученных данных федерального государственного статистического наблюдения по форме 1-КСР (годовая):
- численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения;
- численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями, размещенных в коллективных средствах размещения.
На основе полученных данных федерального государственного статистического наблюдения по форме "Реализация платных и бытовых услуг населению Сахалинской области по видам услуг":
- объем платных туристских услуг, оказанных населению;
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
На основе полученных данных министерства финансов Сахалинской области (по ресурсу УФНС России по Сахалинской области):
- поступление налогов от туристской деятельности в консолидированный бюджет области.
На основе отчета образовательного учреждения, получившего право на проведение курсов подготовки и переподготовки:
- количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма и сервиса.
На основании отчетов, актов выполненных работ организаций, определенных исполнителями мероприятий в рамках конкурсного отбора:
- количество туристских мероприятий;
- количество новых туристских маршрутов.
Динамика достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы для выбранного сценария (варианта) ее реализации приведена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.
Приложение N 1
к Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего
и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 4 июля 2012 г. N 484-р
Показатели
финансового обеспечения мероприятий долгосрочной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области
на 2013 - 2018 годы"
N |
Основные направления программы |
Сумма затрат по годам (тыс. руб.) |
Всего |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
Создание эффективного туристского продукта и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Сахалинской области, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Южная туристская зона |
|
62000 |
194000 |
80000 |
80000 |
120000 |
536000 |
1.2. |
Центральная туристская зона |
|
|
29000 |
112000 |
207000 |
19000 |
367000 |
1.3. |
Северная туристская зона |
|
|
35000 |
42000 |
65000 |
113000 |
255000 |
1.4. |
Курильская туристская зона |
|
|
18000 |
24000 |
30000 |
41000 |
113000 |
2. |
Повышение качества региональных туристских услуг, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Выполнение работ по анализу рынка туристских услуг, определению емкости туристского рынка, разработке и внедрению системы мониторинга туристских потоков, системы мониторинга качества полученных туристских услуг |
|
|
250 |
250 |
250 |
250 |
1000 |
2.2. |
Выполнение работ по разработке туристского бренда Сахалинской области |
|
|
|
|
|
|
|
2.3. |
Выполнение работ по разработке туров и туристско-экскурсионных маршрутов, паспортизации туристско-экскурсионных маршрутов |
|
|
|
|
|
|
|
2.4. |
Выполнение работ по подготовке, организации и проведению событийных мероприятий, способствующих формированию туристского потока |
|
1200 |
1600 |
1600 |
1800 |
1800 |
8000 |
2.5. |
Выполнение работ по разработке карты-схемы туристских маршрутов по Сахалинской области |
|
|
|
|
|
|
|
2.6. |
Субсидии субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с производством, реализацией и оказанием услуг в сфере социального и детско-юношеского туризма |
|
|
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
2.7. |
Организация и проведение различных форм обучения (семинары, тренинги) для руководителей и специалистов туристской индустрии, а также населения области |
|
80 |
160 |
160 |
160 |
160 |
720 |
2.8. |
Организация обучения по специальностям: гид, гид-переводчик, гид-проводник, экскурсовод |
|
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
6000 |
2.9. |
Создание государственного бюджетного учреждения "Сахалинский туристско-информационный центр" |
|
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
100000 |
2.10. |
Выполнение работ по изготовлению и установке наружных средств рекламы на русском и английском языках (баннеры, информационные щиты, таблички, дорожные указатели) |
|
80 |
120 |
120 |
120 |
120 |
560 |
2.11. |
Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, форумов, круглых столов, деловых встреч и других научно-практических мероприятий, посвященных вопросам развития туризма |
|
300 |
500 |
500 |
500 |
500 |
2300 |
2.12. |
Подготовка и проведение профессионального туристского конкурса "Лидеры турбизнеса" |
|
120 |
150 |
150 |
150 |
150 |
720 |
3. |
Продвижение туристского продукта Сахалинской области на российском и международном туристских рынках, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Организация участия Сахалинской области в региональных, российских и зарубежных туристских выставках, а также в инвестиционных форумах, выставках, содействующих созданию положительного имиджа Сахалинской области |
|
1200 |
1200 |
1800 |
1800 |
2200 |
8200 |
3.2. |
Проведение рекламно-информационной кампании через публикации и репортажи в печатных и электронных средствах массовой информации |
|
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
2500 |
3.3. |
Разработка и издание (тиражирование) информационных материалов о туристско-рекреационном потенциале Сахалинской области: книг, тематических брошюр, компакт-дисков, путеводителей, туристской карты, сувенирной продукции. |
|
1200 |
1500 |
1500 |
1500 |
1800 |
7500 |
3.4. |
Подготовка и проведение информационных и пресс-туров для руководителей и специалистов туристской индустрии, представителей средств массовой информации |
|
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
1500 |
3.5. |
Поддержка туристского портала Сахалинской области в сети Интернет |
|
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
600 |
|
Итого: |
0 |
88300 |
303850 |
286450 |
410650 |
322350 |
1411600 |
Приложение N 2
к Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего
и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 4 июля 2012 г. N 484-р
Индикаторы
результативности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие
внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"
N |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Прогнозные показатели |
||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1. |
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
143,0 |
157,0 |
173,0 |
192,0 |
215,0 |
243,0 |
|
2. |
численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями, размещенных в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
31,5 |
34,6 |
38,1 |
41,9 |
46,2 |
50,7 |
|
3. |
объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. рублей |
414,0 |
465,0 |
528,0 |
596,0 |
673,0 |
760,0 |
|
4. |
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. рублей |
2050,0 |
2160,0 |
2300,0 |
2480,0 |
2800,0 |
3190,0 |
|
5. |
поступление налогов от туристской деятельности в консолидированный бюджет области |
млн. рублей |
17,7 |
19,0 |
21,1 |
24,3 |
27,8 |
32,3 |
|
6. |
количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма и сервиса |
человек |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
7. |
количество туристских мероприятий |
шт. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
8. |
количество новых туристских маршрутов |
шт. |
3 |
5 |
7 |
7 |
9 |
9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 4 июля 2012 г. N 484-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 18 июля 2012 г. N 126