Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Муниципальная целевая программа информатизации администрации города (2011-2013 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Решением Городского Собрания от 28.05.2008 г. N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года, а также Концепцией аппаратно-технического обеспечения администрации города, Концепцией программного обеспечения администрации города, Концепцией создания единой мультисервисной телекоммуникационной сети администрации города (далее - Концепции информатизации).
К 2010 году также был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий.
Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции.
Сегодня созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы администрации города на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Сформирована современная базовая информационно-технологическая инфраструктура, удовлетворены потребности в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные локальные компьютерные сети. В 90% структурных подразделений созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). В ряде структурных подразделений, таких как: Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, отдел социальных выплат администрации города, Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа, Управление жилищной политики администрации города, успешно реализуются программы и проекты по созданию информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, населением и организациями. 21% структурных подразделений создали WEB-сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. Подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предоставления доступа к информации о деятельности администрации города.
Тем не менее, сохраняются значительные различия между структурными подразделениями по использованию информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно ведомственный характер. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации.
К сожалению, основные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах муниципального управления находятся на начальной стадии развития. В структурных подразделениях используются информационные системы регистрации входящей и исходящей документации. В администрации города отсутствует комплексная система электронного документооборота. Отсутствуют информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений администрации города. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности структурных подразделений администрации города, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации муниципальных целевых программ и проектов. Отсутствует информационная система контроля исполнения распорядительных документов администрации города, а также система учета внесения изменений в нормативно-правовые документы администрации города.
На созданных в сети Интернет сайтах структурных подразделений администрации города не содержатся необходимые сведения о порядке и условиях получения муниципальных услуг, что затрудняет взаимодействие граждан с администрацией города. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам структурных подразделений администрации города и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями муниципальных услуг, а также информации, связанной с деятельностью структурных подразделений администрации города, в большинстве случаев требует их личного обращения в администрацию города, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения, имеющего возможность пользоваться Интернет и информационными киосками.
Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и административные регламенты предоставления структурными подразделениями администрации города услуг населению, организациям и другим органам государственной власти. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия структурных подразделений администрации города между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи.
Используемые муниципальные информационные системы формировались отдельными структурными подразделениями администрации города в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим структурным подразделениям для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.
Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего развития муниципальных информационных систем и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу.
Отсутствие общей классификации применяемых в структурных подразделениях администрации города информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Стратегия развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 определяет следующие задачи в области информатизации, а именно:
- Формирование информационного общества как качественно новой характеристики социальной организации жизни, функционирования власти и бизнеса;
- Внедрение системы мер по повышению доступности информационных технологий для жителей и организаций города, обучению населения пользованию ими, формированию соответствующей инфраструктуры;
- Обеспечение непосредственного участия граждан в самоуправлении, улучшение взаимодействия муниципальной власти и общества путем установления интерактивной связи между ними, проведения различного рода голосований, опросов, конкурсов, своевременного определения неудовлетворенных потребностей людей и нерешенных проблем, учета обращений граждан, жалоб, критических замечаний и предложений.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества муниципального управления и предоставления муниципальных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие муниципальных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности структурных подразделений администрации города, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных структурных подразделений. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех структурных подразделений администрации города.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию политики администрации города в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность структурных подразделений администрации города.
Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
- риск отсутствия повышения качества муниципального управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в структурных подразделений администрации города и направленным на достижение целевых показателей их деятельности;
- риск пассивного сопротивления распространению и использованию структурными подразделениями администрации города результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных структурных подразделений, организаций и ведомств для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов;
- риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, а также усиления личной ответственности сотрудников структурных подразделений администрации города за достижение запланированных результатов;
- риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности структурных подразделений администрации города. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и телекоммуникационных технологий в структурных подразделений администрации города и контроля достижения запланированных результатов реализации Программы, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям структурных подразделений администрации города в области повышения эффективности и качества их деятельности;
- риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность структурных подразделений администрации города. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных структурных подразделений администрации города в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственных и региональных программ внедрения таких технологий.
В случае, если годовой отчет об исполнении Программы не получит положительную оценку достигнутых социально-экономических результатов, либо в течение отчетного периода будет выявлено нецелевое использование финансовых средств, мэром города может быть принято решение о досрочном прекращении реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.