Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Киселевой Е.А.
судей
Исаевой Ю.А.
Синицы А.П.
при секретаре
Кауфман О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N2-989/2020 по исковому заявлению Шелудяковой Александры Михайловны к Управлению судебного департамента в Мурманской области о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск, по апелляционной жалобе Шелудяковой Александры Михайловны на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 июля 2020 г, заслушав доклад судьи Киселевой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Шелудякова А.М. обратилась в суд с иском к Управлению судебного департамента в Мурманской области (далее - УСД в Мурманской области) о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 2014 г. по 2019 г. она проходила государственную гражданскую службу в должности старшего специалиста первого разряда, секретаря судебного заседания в Ловозерском районном суде Мурманской области.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 г. N347-7 и от 23 февраля 2017 г. N228-7 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов", которыми в 2016 и 2017 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в 2018 и 2019 г. ей выплачено материальное стимулирование в размере 117860 рублей и 208273 рубля соответственно.
В период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году начисления и выплата денежного содержания работодателем производились без учета сумм материального стимулирования, а также без учета единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Просила суд взыскать с ответчика недоплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году в размере 40510 рублей 53 копейки.
Судом принято приведенное выше решение, которым исковые требования Шелудяковой А.М. к УСД в Мурманской области о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шелудякова А.М, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на правовую позицию, отраженную в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 г. N34-КГ19-4, отмечает, что для верного расчета компенсационных выплат необходимо определять правовую природу всех выплат в виде материального стимулирования и поощрений, произведенных работнику в течение года перед увольнением.
Полагает, что поскольку денежные средства в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, их следует учитывать при расчете спорных компенсаций.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УСД в Мурманской области Стрижак А.И, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Шелудякова А.М, представитель ответчика УСД в Мурманской области, представители третьих лиц: Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право, в том числе на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
На основании статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1)оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3)ежемесячнойнадбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6)ежемесячногоденежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7)единовременнойвыплатыприпредоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Шелудякова А.М. с 2014 г. проходила государственную гражданскую службу в Ловозерском районном суде Мурманской области.
16 июля 2018 г. между представителем нанимателя в лице председателя Ловозерского районного суда Мурманской области и Шелудяковой А.М. заключен служебный контракт N * о прохождении государственной гражданской службы в должности секретаря судебного заседания (л.д. 23-30).
В соответствии с пунктом 9 служебного контракту денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В период прохождения государственной гражданской службы Шелудяковой А.М. осуществлялись выплаты материального стимулирования как федеральному государственному гражданскому служащему: в первом полугодии 2018 г. в размере 100 460 рублей; во втором полугодии 2018 г. - 13 400 рублей; в первом полугодии 2019 г. - 104 167 рублей; во втором полугодии 2019 г. - 104 106 рублей.
Данные суммы материального стимулирования начислены Шелудяковой А.М. на основании представлении председателя Ловозерского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2018 г, 22 ноября 2018 г, 22 апреля 2019 г. и 20 августа 2019 г. и в соответствии с приказами УСД в Мурманской области от 25 апреля 2018 г. N *, 26 ноября 2018 г. N *, 24 апреля 2019 г. N *, 22 августа 2019 г. N * (л.д. 105-112, 139-141).
Из содержания данных приказов следует, что суммы материального стимулирования являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда.
Факт выплаты истцу сумм материального стимулирования подтверждается материалами дела.
В период прохождения службы Шелудяковой А.М. были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска в частности за рабочий период с 14 января 2019 г. по 13 января 2020 г.: с 11 февраля 2019 г. по 7 марта 2019 г. (24 календарных дня), с 13 мая 2019 г. по 17 мая 2019 г. (5 календарных дней) и с 1 июля 2019 г. по 2 августа 2019 г. (33 календарных дня) (л.д.35, 38, 40).
Приказом Председателя Ловозерского районного суда Мурманской области N * от 30 сентября 2019 г. заключенный с Шелудяковой А.М. служебный контракт расторгнут, Шелудякова А.М. освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ по собственной инициативе (л.д. 33).
В соответствии с вышеуказанным приказом при увольнении с Шелудяковой А.М. произведен расчет, произведено удержание из заработной платы за ранее предоставленные до окончания рабочего года неотработанные дни отпуска.
При исчислении денежного содержания на период нахождения Шелудяковой А.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске и принимаемого для расчета ежегодного оплачиваемого отпуска, не были учтены фактически начисленные истцу суммы материального стимулирования, что и послужило поводом для обращения Шелудяковой А.М. с иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета, в связи с чем пришел к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания Шелудяковой А.М. на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, а доводы истца о том, что спорные выплаты входят в состав денежного содержания гражданского служащего, основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее - Правила).
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (подпункт "а").
В силу пункта 2 Правил согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Указанными Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, к которым такие выплаты, как материальное стимулирование, не относится. Иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, Правилами не предусмотрены.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 апреля 2018 г. N56 в приказ Судебного департамента от 27 марта 2007 г. N41 внесены изменения, Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N41, дополнен разделом 5 "Материальное стимулирование".
Согласно пункту 5.3 Порядка в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается.
Принимая во внимание, что на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как на федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности федеральных судов, возложено финансирование федеральных судов в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, контроль расходования бюджетных средств судами, а также нормативно-правовое регулирование в пределах своего ведения, содержащиеся в приказе от 10 апреля 2018 г. N56 положения подлежат применению при разрешении спорного правоотношения.
Как следует из материалов дела, выплаченное Шелудяковой А.М. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2017 г, от 6 марта 2018 г, от 19 марта 2019 г. соответственно N *, N *, N * (далее- постановления), которыми предусматривались в 2017, 2018 и 2019 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов (л.д.45, 49, 56, 59, 62).
Согласно ответу на запрос суда Министерства финансов Российской Федерации N 14-03-03/23984 от 26 марта 2020 г, указанные постановления определены как документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с грифом "секретно" поступили в Минфин России из Правительства Российской Федерации в единственном экземпляре с резолюцией "снимать копии и делать выписки запрещается", в связи с чем их текст отсутствует в материалах дела (л.д.77-79).
Вместе с тем, согласно указанному ответу, а также письму начальника Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, указано, что в принятых Правительством Российской Федерации постановлениях, которыми предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2014-2019 годах также отсутствует упоминание о выплате материального стимулирования в виде премий, порядок (периодичность) выплат материального стимулирования не определен, указанное материальное стимулирование гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего не является (л.д.45, 78).
Из системного анализа вышеприведенных норм законодательства и нормативных актов, действующих у работодателя, следует вывод, что материальное стимулирование гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование производится сверх установленного фонда оплаты труда.
Данные выплаты производятся работодателем в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, носят стимулирующий характер, не являются регулярными, связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей истца и не являются гарантированными, как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с чем не входят в состав денежного содержания, предусмотренного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ.
Установив, что при исчислении денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, представитель нанимателя учел все установленные истцу составляющие ее денежного содержания в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, суд правомерно не усмотрел оснований для производства перерасчета истцу размера месячного денежного содержания с учетом средств материального стимулирования и единовременного поощрения.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, оснований не соглашаться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе истца доводы о том, что суммы материального стимулирования подлежат включению в денежное содержание государственного гражданского служащего и их следует учитывать при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске ввиду изложенного выше, подлежат отклонению.
Ссылка истца на определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. не может быть принята во внимание в конкретном деле, поскольку указываемая истцом позиция сформирована по делу с иными фактическими обстоятельствами.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шелудяковой Александры Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.