В целях повышения реального содержания заработной платы, дальнейшего совершенствования условий оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию повышения заработной платы работников бюджетной сферы Сахалинской области на 2013 - 2017 годы (далее - Концепция) (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Карпова Т.В.), министерству экономического развития Сахалинской области (Карпенко С.А.), министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.), министерству здравоохранения Сахалинской области (Зубков А.Д.), министерству социальной защиты Сахалинской области (Касьянова Е.Н.), министерству культуры Сахалинской области (Гонюкова И.В.), министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (Магомедов М.А.), агентству ветеринарии Сахалинской области (Дорогокупля В.В.), архивному агентству Сахалинской области (Костанов А.И.), агентству по труду Сахалинской области (Шмелева М.А.) обеспечить реализацию Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим постановлением.
4. Контроль исполнения постановления оставляю за собой.
5. Опубликовать постановление в газете "Губернские ведомости".
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы
Сахалинской области на 2013 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 3 декабря 2012 г. N 592)
I. Общие положения
Настоящая Концепция повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы Сахалинской области на 2013 - 2017 годы (далее - Концепция) определяет основные направления совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Сахалинской области на 2013 - 2017 годы и предусматривает взаимосвязь роста заработной платы работников с усилением роли стимулирующих выплат.
Концепция разработана в соответствии со статьями 133.1, 134, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2011 года (протокол N 10).
II. Современное состояние и тенденции развития
С 01 января 2008 года в Сахалинской области был осуществлен переход учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, на отраслевые системы оплаты труда взамен Единой тарифной сетки.
Основной целью введения отраслевых систем оплаты труда на I этапе было обеспечение выплаты заработной платы низкооплачиваемым работникам в размере не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Сахалинской области, на II этапе - не ниже размера минимальной заработной платы в Сахалинской области, а также усиление материальной заинтересованности работников в повышении эффективности их труда, улучшении качества оказываемых услуг и росте квалификации.
Одновременно была решена задача по сохранению соотношений по оплате труда работников более высоких квалификационных категорий.
Руководителям учреждений было дано право самостоятельно определять виды, условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера в пределах соответствующих ассигнований областного бюджета и средств внебюджетных источников, в том числе поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В период с 2008 по 2011 годы неоднократно производилось повышение окладов (должностных окладов) и тарифных ставок работникам бюджетных учреждений. В зависимости от категории работников их заработная плата была повышена на 15 - 30%. Однако по-прежнему оплата труда рабочих с 1 по 4 разряд не достигает размера минимальной заработной платы, составляющей в настоящее время 11050 рублей. При этом часть средств, предусмотренных на выплаты стимулирующего характера, расходуется на доведение заработной платы отдельных работников до уровня минимальной заработной платы, тем самым дискредитируя стимулирующую роль заработной платы.
Средняя заработная плата в Сахалинской области по официальным статистическим данным за 9 месяцев 2012 года составила 42,7 тыс. руб., в том числе: в здравоохранении - 33,7 тыс. руб. (79% от среднеобластного уровня), в образовании - 27,3 тыс. руб. (64%), в сфере предоставления социальных услуг - 25,2 тыс. руб. (59%), в культуре и спорте - 24,4 тыс. руб. (57%).
В отраслях социальной сферы допускаются неэффективные расходы, в том числе вызванные дисбалансом в структуре работающих (высокий удельный вес административно-управленческого и прочего персонала).
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение доходов работающего в бюджетной сфере населения Сахалинской области, совершенствование их оплаты труда.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:
1. Увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в Сахалинской области в 1,4 - 1,5 раза по отношению к 2012 году.
2. Повышение заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (далее - отдельные категории работников) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
3. Сохранение соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы при повышении заработной платы отдельным категориям.
4. Существенное повышение значимости стимулирующих выплат при оплате труда работников бюджетной сферы.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права;
б) недопущение снижения размеров или ухудшения условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области, органов местного самоуправления;
в) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
г) обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
д) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
IV. Основные направления совершенствования условий оплаты труда
работников до 2018 года
Для решения поставленных задач предусматривается:
1. Перевод на новые отраслевые системы оплаты труда в 2013 году государственных и муниципальных учреждений культуры и образования, государственных учреждений ветеринарии, государственных архивных учреждений, с 2014 года - остальных государственных и муниципальных учреждений.
2. Доведение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Сахалинской области.
3. Доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Сахалинской области.
4. Доведение к 2018 году до средней заработной платы в Сахалинской области средней заработной платы следующих категорий работников:
4.1. преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
4.2. работников учреждений культуры;
4.3. среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг).
5. Доведение к 2017 году средней заработной платы:
5.1. социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 80 процентов от средней заработной платы в области;
5.2. младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 70 процентов от средней заработной платы в области.
6. Доведение к 2018 году средней заработной платы врачей, работников медицинских учреждений, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в Сахалинской области.
7. Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в Сахалинской области.
8. Повышение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников учреждений социальной защиты до средней в сфере общего образования в Сахалинской области.
9. Повышение к 2018 году средней заработной платы работников областных архивных учреждений, учреждений ветеринарии, областных учреждений спортивной направленности в 1,7 - 1,9 раза.
Повышение заработной платы остальных категорий работников бюджетной сферы будет производиться ежегодно с учетом сохранения к 2018 году дифференциации в оплате труда, предусмотренной при введении отраслевых систем оплаты труда.
Рост заработной платы будет также обеспечиваться путем осуществлением мер по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, прежде всего ежегодным повышением размера минимальной заработной платы в области.
Повышение заработной платы должно сопровождаться усилением взаимосвязи объемов финансирования учреждений и качества оказываемых учреждениями государственных (муниципальных) услуг, а также взаимосвязи между размером заработной платы и результативностью работы конкретного работника.
10. Учреждениям бюджетной сферы бюджетные средства ежегодно будут направляться с учетом увеличения фонда заработной платы при соблюдении следующих условий:
10.1. сокращение неэффективных расходов, в том числе путем оптимизации штатной численности, соблюдения отраслевых нормативов численности (оптимальное соотношение административно-управленческого и прочего персонала), применения механизма "эффективного контракта" и т.д.;
10.2. улучшение качественных показателей деятельности учреждения по сравнению с предыдущим годом;
10.3. увеличение объема средств, полученных от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, по сравнению с показателями предыдущего года.
11. Разработка показателей и критериев эффективности работы должна осуществляться с учетом следующих принципов:
11.1. объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
11.2. предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
11.3. адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
11.4. своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результата;
11.5. справедливость - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику;
11.6. прозрачность - принятие решений о выплатах и их размерах с учетом мнения представительного органа работников.
V. Источники повышения зарплаты
Увеличение расходов на оплату труда при формировании бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) будет осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая, что реализация данной Концепции потребует значительных финансовых ресурсов, обеспечение мероприятий по повышению оплаты труда будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделения дополнительных средств консолидированного бюджета Сахалинской области, в том числе с привлечением на эти цели до трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных расходов, средств от оптимизации, в том числе повышения эффективности использования имущества, экономии ресурсов, а также иных источников, включая средства от приносящей доход деятельности.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит повысить доходы работников бюджетной сферы Сахалинской области, обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень и более тесную зависимость заработной платы работников от результативности работы, повысить качество предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, сохранить кадровый потенциал, повысить престижность и привлекательность работы в бюджетной сфере.
К 2018 году будет обеспечена объективно обусловленная сложностью трудовых функций дифференциация в оплате труда работников бюджетной сферы Сахалинской области и реализация Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция повышения заработной платы работников бюджетной сферы Сахалинской области на 2013 - 2017 годы.
Целью концепции является дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение доходов работающего в бюджетной сфере населения Сахалинской области, совершенствование их оплаты труда.
Обеспечение мероприятий по повышению оплаты труда будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета, в том числе с привлечением средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных расходов, средств от оптимизации, в том числе повышения эффективности использования имущества, экономии ресурсов, а также иных источников, включая средства от приносящей доход деятельности.
Предусмотрен перевод на новые отраслевые системы оплаты труда государственных и муниципальных учреждений.
Запланировано доведение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Сахалинской области, доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Сахалинской области.
Реализация концепции позволит повысить доходы работников бюджетной сферы, обеспечить более тесную зависимость заработной платы работников от результативности работы, повысить качество предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, сохранить кадровый потенциал.
Постановление Правительства Сахалинской области от 3 декабря 2012 г. N 592 "Об утверждении Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы Сахалинской области на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Губернские ведомости" от 14 декабря 2012 г. N 229