Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 24 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, юридический адрес: "адрес";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ГАТИ "... " М.А. N... от "дата" ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного п. 4 и п.11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вина ОАО "РЖД" вышеуказанным постановлением установлена в следующем:
"дата". по адресу: "адрес" ("... ") общество нарушило требования к осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства, а именно: территория земельного участка и ее ограждения содержатся в ненадлежащем состоянии, зафиксированы посторонние надписи (граффити) на ограждении, усовершенствованное покрытие земельного участка содержится в загрязненном состоянии, присутствуют дефекты: разрушения асфальтового слоя, достаточные меры к удалению поверхностных вод с территории не приняты.
Также установлена вина ОАО "РЖД" в том, что "дата" по адресу: "адрес" ("... ") общество нарушило требования к осуществлению мероприятий по уборке объектов благоустройства, а именно: на территории земельного участка с кадастровым номером 78:12:0713601:1 зафиксировано наличие бытового мусора и отходов (использованные автомобильные шины, лом деревянных и железобетонных изделий и конструкций, деревянные поддоны, бутылки, пакеты, фрагменты одежды, порубочные остатки и прочее).
Решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года постановление заместителя начальника ГАТИ N... от "дата" изменено, исключено указание на совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник ОАО "РЖД" Бородина Ж.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене состоявшихся по делу решений, прекращении производства по делу. Заявитель жалобы указывает на незаконность принятых по делу решений, поскольку при рассмотрении дела не были установлены фактические обстоятельства. Положенные в основу виновности доказательства не подтверждают вину Общества в совершении инкриминируемого ему деяния. Кроме того, что в правилах не содержит обязанностей ОАО "РЖД" по содержанию объектов недвижимости, очистке и промывке фасадов зданий и сооружений и других объектов.
Законный представитель ОАО "РЖД" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно представленным материалам дела и пояснениям защитника, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник Бородина Ж.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Должностное лицо ГАТИ "... " К.А. допрошенная в качестве свидетеля, в ходе рассмотрения дела подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении и установленные судьей районного суда, полагая решение районного суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений.
Пунктом 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи.
В соответствии п.1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 г. N 961, уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организацией за счет собственных средств.
Как указано в п.п. 21.1, 21.2, 21.5 Приложения N5 к Правилам, содержание произведений монументального искусства, уличной мебели, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, ограждений осуществляется правообладателями земельных участков в границах предоставленных земельных участков, на территориях общего пользования - обеспечивается уполномоченным лицом. Мероприятия по содержанию объектов включают: регулярное визуальное обследование объектов, обеспечение чистоты объектов, обеспечения надлежащего физического или технического состояния и безопасности.
В силу п.п.1.1, 1.10.1, 1.10.4, 2.1, 2.3, 5.3.1, 5.3.3, 5.3.5, 5.4.1. 10.1, 10.2, 10.3.2, 10.3.3, 10.6.1, 10.6.2, 10.6.3, 10.7.1.1 Приложения N5 к Правилам, уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Судья районного суда, обоснованно сослался на то, что юридически значимым обстоятельством разграничения компетенции органов государственной власти при рассмотрении дела об административных правонарушениях является правовой статус земельного участка.
Местом совершения вменяемого административного правонарушения по п.4 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербург" является полоса отвода железной дороги.
Порядок режима использования полос отвода определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
Согласно п.п. "е" п.3 критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 903, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому на территории Санкт-Петербурга территориальным органом Росприроднадзора. Полномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу наличия мусора возложены на Росприроднадзор, а не на ГАТИ, Однако данные обстоятельства должностным лицом ГАТИ при вынесении обжалуемого постановления учтены не были, что привело к привлечению ОАО "РЖД" к административной ответственности по п.4 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" неуполномоченным лицом.
Таким образом, при рассмотрении дела судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что указание на совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного п.4 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", подлежит исключению из обжалуемого постановления.
В ходе рассмотрения жалобы защитника ОАО "РЖД", судья Невского районного суда, не связанный доводами жалобы защитника, в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ проверил законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, изучил доводы жалобы защитника, допросил в качестве свидетелей главного специалиста-юрисконсульта ГАТИ "... " К.А, исследовал доказательства по делу, в результате чего пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.11 ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70, подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по п.11 ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении жалобы судом нарушений требований КоАП РФ допущено не было.
Доводы жалобы о том, что в компетенцию должностных лиц ГАТИ не входит проведение проверочных мероприятий в отношении земельных участков, являющихся федеральной собственностью, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
На основании ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Родовым объектом административного правонарушения, предусмотренного п.11 ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70, являются нарушения в области благоустройства города Санкт-Петербург.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного п.11 ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 выражается в нарушении установленных Правительством Санкт-Петербурга правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Санкт-Петербург.
Уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства. (п. 1.1 Приложения N5 к Правилам)
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 "О Государственной административно-технической инспекции", п. 1.1 которого Инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции.
Инспекция является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции.
ГАТИ осуществляет государственный контроль в области благоустройства в городе Санкт-Петербург за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися правообладателями и/или фактическими пользователями объектов (элементов объектов) благоустройства, либо осуществляющими проведение работ по благоустройству, земляных и иных работ на объектах (элементах объектов) благоустройства, гражданами норм, правил и требований, установленных законами города Санкт-Петербург и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Санкт-Петербурга в области благоустройства.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", и виновности Общества в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ОАО "РЖД", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", назначено Обществу соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушены.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены или изменения обжалуемого судебного решения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных п.11 ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. - без удовлетворения.
Судья Куприк С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.