Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Славянскому району Ступишина О.В. на вступившее в законную силу решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 9 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Альфа" Косьмина В.А., установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 85 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края от 4 июня 2020 года директор ООО "Строительная компания "Альфа" Косьмин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 9 июля 2020 года указанное постановление изменено, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Славянскому району Ступишин О.В. просит решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Косьмин В.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы, возражений на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Косьмина В.А. к административной ответственности) привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечанием к статье 18.15 Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 11 марта 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: "адрес", директором ООО "Строительная компания "Альфа" Косьминым В.А. к трудовой деятельности по производству монолитно-бетонных работ привлечен гражданин Республики Таджикистан ФИО5 при отсутствии у него разрешения на работу либо патента.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Строительная компания "Альфа" Косьмина В.А. к административной ответственности, установленной вышеуказанной нормой.
Судья Славянского городского суда Краснодарского края, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, посчитал возможным заменить назначенный Косьмину В.А. административный штраф на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своих выводов судья указал, что ООО "Строительная компания "Альфа" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, к административной ответственности Косьмин В.А. ранее не привлекался, часть 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание не подлежит замене на предупреждение, в связи с чем, имеются основания для замены административного наказания на предупреждение.
Между тем судьей городского суда не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Взаимосвязанными положениями части 3 статьи 1.4, частей 2 и 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, согласно которым при определенных обстоятельствах, прямо указанных в законе, этим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
С учетом данных положений возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Однако, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые.
При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 303-АД18-5207, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года).
Из справки, представленной органом полиции следует, что вступившим в законную силу постановлением должностного лица ОП (п. Калинино) УМВД России по г. Краснодару от 29 января 2020 года Косьмин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматриваемое в настоящем деле административное правонарушение совершено Косьминым В.А. после вступления указанного выше постановления должностного лица в законную силу.
С учетом данных обстоятельств судья кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии обязательного условия для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - впервые совершенное административное правонарушение.
Кроме того, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает такое условие, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о пренебрежительном отношении к установленному законодательством порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также в угрозе безопасности государства.
С учетом того, что Косьмин В.А. к категории лиц, впервые совершивших административное правонарушение, не относится, а также при наличии угрозы безопасности государства, оснований для замены назначенного должностному лицу административного штрафа на предупреждение не имелось.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
При таких обстоятельствах решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 9 июля 2020 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Славянский городской суд Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Славянскому району Ступишина О.В. удовлетворить.
Решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 9 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Альфа" Косьмина В.А. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Славянский городской суд Краснодарского края.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.