Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кешелян Амалии Григорьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Кешелян А.Г. на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Кешелян А.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Майкопском районе Республики Адыгея (далее - Управление ПФР) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. Просила суд обязать ответчика включить ей в специальный стаж периоды работы: с 15.03.1986 по 20.08.1987 "данные изъяты"; с 16.09.1991 по 01.09.1994 "данные изъяты" с 02.01.1995 по 20.08.1995 "данные изъяты"; с 03.10.1998 по 01.09.2009 "данные изъяты"; обязать Управление ПФР назначить ей страховую пенсию по старости начиная с 03.02.2020.
Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Кешелян А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истица просит судебные акты отменить, ее исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом.
От истицы и представителя ответчика поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.02.2020 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с достижением возраста 55 лет 6 месяцев. Решением Управления ПФР от 13.02.2020 N N истице отказано в удовлетворении заявления на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что пенсия по старости назначается при наличии 11 лет страхового стажа и индивидуального коэффициента 18, 6, тогда как у Кешелян А.Г. подтвержденный стаж составил 10 лет 11 месяцев 7 дней. Ответчиком из подсчета специального стажа исключены периоды работы истицы в Республике Абхазия в связи с тем, что в эти периоды не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кешелян А.Г, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и согласился с решением ответчика об отсутствии у истицы специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, на момент обращения с заявлением. Также суд указал, что один из спорных периодов, с 15.03.1986 по 20.08.1987, зачтен ответчиком в страховой стаж и поэтому оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в п. 19 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015.
На основании ч.2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 названного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
переченьеречень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Закона N 400-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что Кешелян А.Г. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в Российской Федерации, в спорные периоды работала в Республике Абхазия.
Республика Абхазия признана Российской Федерацией суверенным и независимым государством 26 августа 2008 года (на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. N 1260 "О признании Республики Абхазия").
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Абхазии урегулированы Соглашением от 14 апреля 2015 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия.
Частью 1 статьи 2 указанного Соглашения определено, что установление и выплата страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, за исключением граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, производятся в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением.
Таким образом, действие Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия, от 14 апреля 2015 г. распространяется на лиц, круг которых определен пунктом 1 статьи 2 Соглашения, согласно которому к ним отнесены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Абхазия, за исключением граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации.
В отношении граждан Российской Федерации, обратившихся за установлением пенсии после 26 августа 2008 г. (т.е. с даты признания Российской Федерацией Республики Абхазия независимым государством) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. не применяется.
Таким образом, гражданам Российской Федерации, имеющим периоды работы на территории Республики Абхазии, при установлении пенсии могут быть учтены только периоды работы до 1 января 1991 г. (как периоды бывшего СССР), а после 1 января 1991 г. только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из дела следует, что истица, будучи гражданином Российской Федерации, с февраля 1993 года зарегистрирована на территории Российской Федерации.
Сведений об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период трудовой деятельности суду не представлено.
Договора о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации и граждан Республики Абхазия данными государствами на момент обращения истицы не заключалось.
Нормы Соглашения от 14 апреля 2015 г. о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, на истицу не распространяются.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы Соглашения от 16 мая 1997 г. также не могут применяться при оценке спорных периодов, поскольку с 26 августа 2008 г. Республика Абхазия признана Российской Федерацией в качестве суверенного государства, то есть не входит в состав Республики Грузия.
Вместе с тем, указанным Соглашением от 16 мая 1997 г. предусмотрена необходимость подтверждения уплаты страховых взносов в компетентный орган государства, на территории которого протекала работа.
Компетентным органом Республики Грузия в области пенсионного обеспечения является Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузии.
Соответственно, при применении норм Соглашения от 16 мая 1997 года, на что указывает истица, необходимо подтверждение уплаты страховых взносов с 1 января 1991 г. на пенсионное обеспечение в Республике Грузия, чего суду не представлено.
Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р было подготовлено Пенсионным фондом Российской Федерации до изменения государственного статуса Республики Абхазия, в связи с чем ссылка истицы на нормы указанного распоряжения несостоятельна.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кешелян А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи Е.В. Якубовская
Е.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.